Исследования ученых в нашей стране и за рубежом [1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9] показали, что отклонения ритмов труда и отдыха от солнечного поясного времени приводят к бессоннице; усилению беспокойства в ночное время, сказывающегося на качестве сна; к десинхронозам и стрессовым состояниям; к снижению работоспособности; обострению хронических заболеваний. Однако до сих пор бытует мнение о возможности произвольной смены суточного ритма жизни человека без учета местного поясного (астрономического) времени. Несмотря на официально высказанное мнение Академии медицинских наук о том, что переход на «летнее» и »зимнее» время не соответствует биологическим ритмам человека и может явиться причиной нарушения физиологических функций человека (Решение совместного заседания Бюро Отделения профилактической медицины, Отделения медико-биологических наук, Отделения клинической медицины и президиума Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (Протокол № 8 от 14 июня 2001 г.) и Обращение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации президента РАМН академика В.И. Покровского (№ 11-1/22 от 09.04.2001 г.), в 2011 г. было принято решение о введении круглогодичного «летнего» времени. Это усугубило процесс формирования негативных эффектов от нарастающего десинхроноза и хронического стресса [5] у населения страны. Именно это послужило причиной проведения нами исследований последствий для здоровья населения круглогодичного «летнего» времени на примере молодых людей – студентов одного из вузов г. Новосибирска.
Материалы и методы исследования
Для оценки влияния на индивидуальное состояние здоровья практически здоровых людей объектами исследования стали студенты в возрасте 19–22 лет г. Новосибирска (64 практически здоровых человек в 2010 г., 85 человек в 2011 г; 56 человек в 2014 г. из Сибирского института управления, филиала «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»). Обследование проходило на базе студенческих поликлиник в период перехода на круглогодичное «летнее» время и через месяц после его отмены в конце октября 2014 года. Вместе с результатами врачебного обследования у молодых людей определялось функциональное состояние основных гомеостатических систем; оценивались физиологические характеристики; степень десинхроноза (СД) и уровня психоэмоционального стресса (ПЭС); проводилось измерение простых сенсомоторных реакций правой и левой рук (ВРП п.р., ВРП л.р.); определялись данные теста масштаба «биологического времени» при оценке длительности индивидуальной минуты (ИМ); корректурная проба (КП); уровень болезненной метеочувствительности, отражающий степень устойчивости организма к изменяющимся метео-геофизическим и ритмологическим факторам (БМ); анализ наличия симптомов формирования расстройств функций основных гомеостатических систем; тест Люшера.
При врачебном обследовании использовалась также диагностическая компьютерная программа «СКРИНМЕД» (свидетельство о государственной регистрации в РосНИИАПО № 970035 от 29.01.1997 г.). Обследование людей проведено с информированного согласия, соответствует этическим стандартам Хельсинкской декларации Всемирной ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» и Приказам Минздрава РФ.
Статистическую обработку данных проводили с использованием стандартного пакета программ Statistica (StatSoft, США) версии 10.0. Количественные данные представлены как M ± m при нормальном распределении показателей. Достоверность различий определяли по парному t-критерию Стьюдента для независимых выборок, достоверность присваивалась при значении р<0,050. Корреляционный анализ проводился по методу Пирсона.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выяснения последствий перехода на круглогодичное летнее время мы изучили в Новосибирске психофизиологические показатели у студентов в марте до перехода на летнее время и после перехода на летнее время в апреле 2011 года. Мы сравнили также данные аналогичных обследований группы студентов этого же учебного заведения в начале октября 2014 года до отмены круглогодичного «летнего» времени и в конце ноября 2014 года через месяц после возвращения к «зимнему» времени.
Таблица 1
Изменение психофизиологических показателей до (март) - 1 группа, и после (апрель) - 2 группа, перехода на летнее время у студентов в 2011 г. и до отмены «летнего» времени в начале октября 2014 г. - 3 группа, и после отмены «летнего» времени в ноябре 2014 - 4 группа (г. Новосибирск)
Показатели |
2011 г. |
2014 г. |
Критерий Стъюдента |
||
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
||
ПЭС (усл. ед.) |
10,0 ± 0,4 |
14,2 ± 0,9 |
15,9 ± 1,5 |
10,5 ± 1,0 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,003 |
Степень конфликта (балл) |
0,15 ± 0,04 |
0,40 ± 0,04 |
0,77 ± 0,01 |
0,26 ± 0,01 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,001 |
Уровень страха (балл) |
0,83 ± 0,03 |
1,00 ± 0,05 |
1,77 ± 0,11 |
1,0 ± 0,07 |
p1, 2 = 0,013 p3, 4 = 0,046 |
Психический дискомфорт (балл) |
0,33 ± 0,03 |
0,47 ± 0,04 |
0,49 ± 0,05 |
0,91 ± 0,04 |
p1, 2 = 0,013 p3, 4 = 0,001 |
Уровень агрессивности (балл) |
0,33 ± 0,02 |
0,51 ± 0,03 |
0,89 ± 0,05 |
0,46 ± 0,03 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,001 |
Продуктивность внимания (балл) |
17,9 ± 0,6 |
10,6 ± 0,2 |
11,5 ± 0,4 |
13,9 ± 0,4 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,001 |
Умственная работоспособность (балл) |
9,6 ± 0,2 |
9,4 ± 0,2 |
8,5 ± 0,3 |
9,8 ± 0,3 |
p1, 2 = 0,392 p3, 4 = 0,003 |
СД (балл) |
3,0 ± 0,1 |
4,6 ± 0,2 |
4,5 ± 0,2 |
3,5 ± 0,2 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,003 |
ВРП п.р. (мл/с) |
188,0 ± 2,3 |
218,2 ± 2,2 |
226,3 ± 4,6 |
211,1 ± 3,5 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,013 |
ВРП л.р. (мл/с) |
189,4 ± 2,8 |
213,2 ± 2,3 |
216,6 ± 4,5 |
211,3 ± 3,9 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,346 |
Степень заторможенности (балл) |
0,48 ± 0,07 |
0,70 ± 0,06 |
1,7 ± 0,1 |
1,2 ± 0,1 |
p1, 2 = 0,046 p3, 4 = 0,003 |
Выяснилось, что очередной переход на «летнее» время в конце марта 2011 года привел к увеличению уровня психоэмоционального стресса, к нарастанию таких негативных эмоций, как конфликтность, страх, агрессия. При этом нарастала степень десинхроноза, снижалась такая когнитивная функция, как продуктивность внимания, снижалась скорость простых сенсомоторных реакций правой и левой рук, увеличивалась степень заторможенности реакций центральной нервной системы (табл. 1).
Все эти изменения обнаружены и спустя три года после введения круглогодичного «летнего» времени в начале октября 2014 года. И только через месяц после отмены круглогодичного летнего времени при обследовании той же группы молодых людей в конце ноября 2014 г. уровень психоэмоционального стресса, число негативных эмоций, степень десинхроноза начали снижаться и приближаться к физиологическим нормам. Нормализовался также и показатель продуктивности внимания (табл. 1).
Картина негативного влияния жизни в ритме круглогодичного «летнего» времени на молодых людей выявляется (табл. 2) и при сравнении психофизиологических показателей у студентов в ноябре 2010 год при ежегодном возврате к »зимнему» времени, в ноябре 2011 года – при введенном круглогодичном «летнем» времени, а также в начале октября и в конце ноября 2014 года (до и через месяц после отмены круглогодичного «летнего» времени).
Таблица 2
Изменение психофизиологических показателей до перехода на круглогодичное летнее время в ноябре 2010 года (1 группа), после перехода на круглогодичное летнее время в ноябре 2011 года (2 группа), до отмены «летнего» времени в начале октября 2014 (3 группа) и после отмены «летнего» времени в ноябре 2014 (4 группа) у студентов в г. Новосибирске
Показатели |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
критерий Стъюдента |
ПЭС (усл. ед.) |
10,5 ± 0,4 |
14,3 ± 0,4 |
15,9 ± 1,5 |
10,5 ± 1,0 |
p1, 2 = 0,001 p3 4 = 0,046 |
Психофизиологический адаптивно-восстановительный потенциал (балл) |
2,1 ± 0,05 |
1,6 ± 0,04 |
1,99 ± 0,1 |
2,1 ± 0,1 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,395 |
ИМ (с) |
58,6 ± 0,6 |
52,8 ± 0,5 |
51,2 ± 2,1 |
55,1 ± 2,1 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,248 |
Ситуационная метеореакция (балл) |
1,6 ± 0,1 |
3,2 ± 0,2 |
3,4 ± 0,2 |
2,8 ± 0,2 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,248 |
Продуктивность внимания (балл) |
11,9 ± 0,6 |
10,5 ± 0,2 |
11,5 ± 0,4 |
13,9 ± 0,4 |
p1, 2 = 0,046 p3, 4 = 0,001 |
Умственная работоспособность (балл) |
8,6 ± 0,3 |
8,4 ± 0,2 |
8,5 ± 0,3 |
9,8 ± 0,3 |
p1, 2 = 0,447 p3, 4 = 0,003 |
СД (балл) |
1,6 ± 0,1 |
3,6 ± 0,2 |
4,5 ± 0,2 |
3,5 ± 0,2 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,003 |
ВРП п.р. (мл/с) |
197,5 ± 2,5 |
223,9 ± 3,1 |
226,3 ± 4,6 |
211,1 ± 3,5 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,013 |
ВРП л.р. (мл/с) |
188,3 ± 2,3 |
220,2 ± 3,8 |
216,6 ± 4,5 |
211,3 ± 3,9 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,352 |
Степень заторможенности (балл) |
0,39 ± 0,04 |
1,80 ± 0,07 |
1,7 ± 0,1 |
1,2 ± 0,1 |
p1, 2 = 0,001 p3, 4 = 0,003 |
Оказалось, что до введения круглогодичного летнего времени в ноябре 2010 года по сравнению с ноябрем 2011 года у студентов было выявлено достоверно более низкое психоэмоциональное напряжение, значительно меньшая степень выраженности десинхроноза, более точное воспроизведение индивидуальной минуты, более высокая продуктивность внимания, достоверно более высокая скорость сенсомоторной реакции правой и левой рук, меньшая заторможенность нервных процессов, более высокий психофизиологический адаптивно-восстановительный потенциал, несколько большая умственная работоспособность. Перечисленные психофизиологические показатели не восстановились у студентов при продолжающемся сохраняться режиме круглогодичного «летнего» времени в начале октября 2014 г. И лишь в конце ноября 2014 г., через месяц после возвращения к «зимнему» времени, более близкому к естественному астрономическому (поясному) времени, уровень психоэмоционального напряжения, степень десинхроноза, степень заторможенности реакций центральной нервной системы, степень болезненного реагирования на резкие изменения метеорологических и геофизических факторов (метеореакция) начинают снижаться, приближаясь к физиологической норме. При этом показатель психофизиологического адаптивно-восстановительного потенциала, отражающего эффективность восстановительных процессов, а также уровень умственной работоспособности значительно увеличились (табл. 2).
Отличалось в ноябре 2010 года и количество нарушений сна в сравнении с ноябрем 2011 года.
Нарушения сна ( % к обследованным) у студентов в г. Новосибирске в ноябре 2010 г. (до введения круглогодичного «летнего» времени), в ноябре 2011 г. (после введения круглогодичного «летнего» времени), в октябре 2014 г. (до отмены «летнего» времени,), в ноябре 2014 г. (после отмены «летнего» времени). [* – достоверные различия p < 0,005]
При обследовании студентов выяснилось, что частота нарушений сна (трудности засыпания, ночные пробуждения, чувство усталости после сна, бессонница) в ноябре 2011 года после введения круглогодичного «летнего» времени выявлялись несколько чаще, чем в ноябре 2010 года до введения «летнего» времени. При обследовании студентов в начале октября 2014 г. оказалось, что проживание в ритме круглогодичного «летнего» времени, спустя три года после его введения, сопровождалось у молодых людей еще большей, чем в 2011 году, частотой нарушений сна. Через месяц после отмены круглогодичного «летнего» времени в конце ноября 2014 года число нарушений сна у обследованных в октябре студентов снизилось на 4 % (рисунок).
В своих исследованиях мы также выясняли, как изменяются основные показатели психоэмоционального стресса у обследованных студентов до и после отмены круглогодичного «летнего» времени в конце октября 2014 г. в зависимости от хронотипа молодых людей. Оказалось, что у молодых людей с вечерним хронотипом («совы») отмена «летнего» времени снизила уровень психоэмоционального стресса на 32 %. У студентов с утренним хронотипом («жаворонки») отмена «летнего» времени привела к снижению психоэмоционального стресса лишь на 5,6 %. Подобные же различия реакции на переход к «зимнему» времени у вечернего и утреннего хронотипов выявляются и при сравнении проявления негативных эмоций: уровень страха у «сов» снизился на 13,7 %, а у «жаворонков» – повысился на 24 %; у «сов» снизился также уровень агрессивности на 24,7 %, а у «жаворонков», наоборот, повысился на 55 %. У вечернего хронотипа после отмены «летнего» времени увеличилась умственная работоспособность на 14 %, увеличилась на 8,2 % скорость простой сенсомоторной реакции правой руки и на 5,1 % – левой руки; на 14,7 % уменьшилась метеореакция; на 36,8 % уменьшилась заторможенность реакций центральной нервной системы; на 13,2 % снизился уровень дизадаптации. У утреннего хронотипа после отмены «летнего» времени умственная работоспособность увеличилась на 15 %, увеличилась на 5,6 % скорость простой сенсомоторной реакции правой руки и на 10,9 % – левой руки; на 14,7 % уменьшилась метеореакция; на 20 % уменьшилась заторможенность реакций центральной нервной системы; на 3,2 % снизился уровень дизадаптации.
В целом возврат к более физиологичному ритму астрономического времени уже через месяц после отмены «летнего» времени вызывает более выраженную оптимизацию психофизиологических процессов в организме молодых людей с вечерним хронотипом. У людей с утренним хронотипом снижение уровня психоэмоционального стресса не сопровождалось снижением негативных эмоций. Меньшее снижение уровня дизадаптации у «жаворонков» также показывает меньшую их зависимость от раннего утреннего прерывания сна. Хотя в целом и у «жаворонков» переход на «зимнее» время повысил эффективность физиологических процессов и способствовал повышению работоспособности.
Результаты работы показали, что попытка установления в России социального ритма жизнедеятельности людей (круглогодичное «летнее» время), не согласующегося с суточным ритмом вращения планеты (астрономическое время), приводит к длительному хроническому стрессу, в большей степени выраженному у людей с вечерним хронотипом. Об этом говорят как данные, приведенные в статье, так и результаты наших предыдущих работ [3–5]. Выяснилось также, что повышение психоэмоционального напряжения на негармонизированный с ритмом вращения планеты суточный ритм жизнедеятельности, возникает и у здоровых молодых людей с утренним хронотипом. При этом у обследованных людей проживание в суточном ритме круглогодичного «летнего» времени вызывает нарастание десинхроноза, снижение когнитивных функций, увеличение болезненных метеореакций, нарастание процессов дизадаптации. Значительное улучшение психофизиологических показателей у обследованных студентов уже через месяц после отмены круглогодичного «летнего» времени подтверждает, что, действительно, создание искусственного социального суточного ритма жизни, не синхронизированного с астрономическим ритмом вращения Земли, является причиной нарастания психоэмоционального стресса, увеличения уровня десинхроноза, истощения адаптивных резервов организма человека, снижения адаптивно-восстановительных возможностей, а в результате фактором риска развития хронической патологии.
Подводя итог обсуждению результатов исследования, следует еще раз подтвердить вывод о необходимости поддерживать ритм жизнедеятельности людей в соответствии с естественным природным суточным ритмом смены дня и ночи, восходами и заходами Солнца, при совпадении момента времени середины конкретных суток (12 часов дня) в данной географической точке планеты и текущий период года с моментом максимального возвышения Солнца над горизонтом. Именно такой ритм жизни является наиболее оптимальным, физиологическим и экологически эффективным и соответствует требованиям сохранения здоровья, трудоспособности, максимальной продолжительности жизни и предотвращения ускорения процессов старения. Любые попытки игнорирования законов природы при принятии социальных преобразований или законодательных актов становятся причиной высокого риска для сохранения здоровья населения.