Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

FORMATION AND DEVELOPMENT IN KAZAKHSTUIDANCE WORK

Davletova A.A. 1 Beisembaev G.B. 2
1 University Kainar
2 International Education Center «EDTECH-KZ»
The article provides a brief overview of the historical development of vocational guidance work in Kazakhstan. The origins of the problem of professional orientation of the person to be found in the depths of philosophy, sociology, pedagogy and psychology, which has long been known as a science dealing with a meaningful life, find answers to questions about the purpose of human existence, its role and place in society, preparations for the implementation of its purpose in life. Theoretical and practical aspects of vocational guidance work with students and young people have always occupied an important place in the research scientists.
personality
vocational guidance work
researchers
contemporaries
1. Ajtmauytov Zh. «Psihologija i vybor professii» M.: Izd. Narodov SSSR, 1926. р.7.
2. Akazhanova A.T. «Stanovlenie i razvitie vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii v Kazahstane». Avtoreferat na zvanie k.p.n. Alma-Ata, 1989.
3. Davletova A.A. osnovnye vehi v istorii stanovlenija raboty s odarennymi det’mi v psihologo-pedagogicheskoj nauke Kazahstana. Vestnik NAPK. Almaty, 2010. no. 3–4. рр. 121–128.
4. Zharikbaev K.B. Razvitie psihologicheskoj mysli v Kazahstane (so vtoroj poloviny XIX v. do nashih dnej). Alma-Ata: Kazahstan, 1968. р. 35.
5. Koncepcija gosudarstvennoj molodezhnoj politiki do 2020 goda Respubliki Kazahstan. Astana, 2012.
6. Kunanbaev A. «Slova nazidanija» 2-e izd. Alma-Ata. Zhalyn, 1982. р. 131.
7. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Nazarbaeva narodu Kazahstana. 14 dekabrja 2012 g. Astana, Akorda, 2012.
8. Satova A.K. Stanovlenie psihologicheskoj nauki i psihologicheskogo obrazovanija v Kazahstane. Vestnik AGU im. Abaja. 2013. no. 1 (1). рр. 37–41.

Проблема профессиональной ориентации личности в условиях динамично развивающегося Казахстанского общества имеет особую актуальность, как отмечает Глава государства Назарбаев Н.А.: «У нас в стране есть работа, и каждый желающий может ее найти. Более того, у нас каждый имеет возможность сам создать себе работу, позаботиться о себе. Это наше большое достижение» [7, с. 7]. Так обстоят дела сегодня, но в этой статье нам бы хотелось воспользоваться архивными материалами и сделать мини-обзор истоков проблемы профориентационной работы в нашей стране.

Истоки проблемы профессиональной ориентации личности следует искать в недрах философии, социологии, педагогики и психологи, которые с давних времен были известны как науки, занимающиеся осмыслением жизни, поиском ответов на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, подготовке к осуществлению своего назначения в жизни.

Еще великий мыслитель Аль-Фараби (870–950 гг.) в своих трактатах «Указание пути к счастью», «Большая книга о музыке» обращает внимание читателей на психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания. Вызывают особый интерес доступность, системность и прочность приобретеамых знаний, развитие интеллекта, характер, формирование способностей детей, которые они смогут применять в будущей профессиоанльной деятельности [3].

Трактаты Ю. Баласагунского «Кудагу білім», М. Кашкаридского «Дивани лугат аттурк», А. Юцагидского «Ақиқат сыйы» (ХI–ХII вв.), где говорится о приемах психолого-педагогической работы по определению профессиональных склонностей ученика, внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой цивилизации, состовляющую общечеловеческую, этико-филосовскую культуру народов Центральной Азии [2].

На территории Казахстана проведение административных реформ в 1867–1868 и 1891 гг. создало благоприятные условия для развития просвещения, школьного образования и профориентационной работы. До 60-х гг. в основном функционировали медресе, где готовили кадры для мечетей и суда, а также мектебы, обучавшие детей основам религии. Это были застывшие организации, принимавшие на обучение детей, родители которых договаривались с наставниками по принципу: «Мясо ваше, кости наши», подразумевавшему безоговорочное подчинение учеников [3].

На рубеже XIX–XX вв. Была проведена реформа под названием «джадизм», где уделялось особое внимание подготовке кадров для работы с детьми состоятельных родителей, которые впоследствии занимали руководящие посты [8].

Нельзя недооценивать вклад в развитие психолого-педагогической мысли и профориентационной работы великого казахского мыслителя А. Кунанбаева (1845–1904). Во всех своих высказываниях, обращенных к подрастающему поколению, Абай выражал основную мысль: «Процесс овладения знаниями или искусством какого-нибудь ремесла – высшее благо, для овладения чего необходим живой ум, сильная воля и благородные стремления» [6. с. 27].

В своих трудах один из первых Казахстанских педагогов И. Алтынсарин (1841–1889) всю образовательную систему рассматривал как процесс формирования личности для дальнейшего ее профессионального роста. Эти положения нашли свое отражение в его знаменательном труде «Вопросы общественной психологии» [3].

В первое десятилетие ХХ в. в Казахстане получает распространение течение «за новый метод», одним из основных принципов работы которого был «Нашим детям нужны лучшие наставники для освоения новых профессий». Оно было связано с развитием торговых отношений с Россией. Это течение получило поддержку со стороны некоторых мулл и муаллимов (учителей), получивших образование в «новометодных» мектебах и медресе Казани, Оренбурга и других городов Поволжья и Урала» [4].

Психолого-педагогическое обеспечение процесса образования и профориентационной работы в нашей стране прошло несколько этапов развития. Первые попытки практического применения психолого-педагогических знаний в профориентации детей и молодежи предпринимались на рубеже ХIХ и ХХ веков. В то время получила развитие педология – наука о развивающемся, растущем человеке, охватывающая все его биолого-социальные отличия. В 20–30 гг. прошлого столетия психологическое и педологическое обеспечение всего образовательного процесса получило широкое распространение. В практику образования внедрились различные психологические тесты, на их основе делались заключения об уровне умственного развития школьников, о переводе их в специальные школы, о профессиях, которые им необходимо выбрать и т.д. В 1916 году постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» все работы по психологическому обеспечению процесса профориентации учащихся были прекращены. На большой период времени остановилось развитие следующих психологических областей: возрастная психология, психодиагностика, практическая психология, психология труда и т.д. [2].

В 1923 в Ташкенте выходит книга П.Н. Архангельского «Психологические исследования в школе», где даются подробные психологические характеристики познавательным процессам детей и описываются приемы психолого-педагогического влияния на развитие способностей учеников и их дальнейшую профессиональную ориентацию. Психолог Струминский В.Я. в Оренбурге опубликовал свой труд «Настольная книга для работников просвещения трудовой школы» и учебник «Психология» для средних специальных учебных заведений, где отмечал важность профессионально ориентированного образования [8].

Формирование системы профориентации, повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров в нашей стране относят к началу XX в. Именно в этот период были выработаны основные принципы ее построения. Первая дискуссия проводилась на страницах журнала «Қазақстан мектебі» и брошюры «Трудовая школа» (1925 г.).

В 1926 году была опубликована книга Ж. Айтмауытова «Психология и выбор профессии», где дается анализ работы психолога с детьми. «Способности к искусству не формируются в процессе жизни, обучения и деятельности. Человек появляется на свет с врожденными способностями к искусству» [1. с. 37].

В 30-х гг. XX в. работа по профориентации, повышению квалификации и переподготовке профессиональных кадров значительно усилилась. Примером исторического развития профориентации и системы повышения квалификации кадров в Казахстане может служить деятельность крупнейшего Республиканского Института школ (впоследствии Казахский научно-исследовательский институт педагогики им. И. Алтынсарина). Здесь проводилась большая работа, связанная с подготовкой и выпуском учебников и программ для школ и методических разработок для профориентации молодежи. Кроме того, были организованы краткосрочные курсы, различные по тематике и продолжительности. Они обеспечивали дифференцированный подход к профессиональному обучению. Складывались определенные системы по типам и видам образовательных учреждений. Совершенствовались старые апробированные формы учебы кадров, появились новые – «Школы передового опыта», «Дни открытых дверей», «Школы молодого специалиста», срочно входили в практику работы предприятий кустовые семинары.

Т.Т. Тажибаев был избран действительным членом (академик) АН Казахской ССР по специальности «Психология и педагогика» в 1954 году. В сентябре 1958 года учреждено Казахстанское отделение Общества психологов СССР, где впервые с научной точки зрения рассматривались вопросы профориентационной работы с молодежью.

Один их выдающихся психологов Казахстана Муканов М.М. в своем труде «Выявление и развитие способностей у детей» (1960) особое внимание уделял дальнейшему профессиональному применению способностей учащихся.

В середине 60-годов ХХ века возобновились исследования в таких областях психологии, как возрастная, практическая психология и психодиагностика, результаты исследований которых начали применяться в школе. В порядке эксперимента в системе народного образования начали работать психологи – сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели вузов, проводившее в ПТУ и школах психолого-педагогические исследования профориентации учащихся, а также студенты, проходившие практику. Во время первого Республиканского семинара по педагогике, психологии и методике обучения, проходившем в 1966 году в Алма-Ате, подробно рассматривались проблемы профессиональной диагностики и ориентации старшеклассников на трудовую деятельность [4].

Академия педагогических наук под руководством Даринского А.В. в 1970 году начала изучать профориентацию и непрерывное образование взрослых. Пригожин И., Князева Е., Жанабаев З. исследовали влияние врожденных способностей на успешное выполнение трудовой деятельности. Психолого-педагогическим аспектам теории и практики в профессиональной ориентации и подготовке будущих специалистов особое внимание уделяли Казахстанские ученые Хмель Н.Д., Бейсенбаева А.А., Шерьязданова К.Т., Каргин С.Т., Жанпеисова К.К. и др.

2000 год – выход на казахском языке книги К.Б. Жарикбаева «Введение в психологию» для средней школы, где автор дает характеристику основных аспектов профориентационной работы психолога с учениками.

В числе интересных работ, посвященных профориентационной работе, опубликованных в последнее время, следует упомянуть труды Казахстанских ученых: С.М. Джакупова, М.А. Перленбетова, А.П. Сейтешова, Умбетовой Ж.О., Жексенбаевой У.Б., Сатовой А.К., Мадалиевой З.Б., Ж. Туркпенулы и др.

Новые тенденции в развитии Казахстанского общества выдвинули проблему профориентации детей и молодежи в число приоритетных политических задач. О необходимости совершенствования системы профориентационной работой и трудоустройства молодежи говорится в «Концепции государственной молодежной политики до 2020 года Республики Казахстан»: «Ни один сегмент молодежи не должен остаться вне государственной политики занятости. Здесь ключевая задача власти – трудоустройство каждого молодого гражданина, полная занятость молодых Казахстанцев» [7].

Таким образом, теоретические и практические аспекты проблемы профориентационной работы со школьниками и молодежью всегда занимали важное место в исследованиях ученых.