Проблема профессиональной ориентации личности в условиях динамично развивающегося Казахстанского общества имеет особую актуальность, как отмечает Глава государства Назарбаев Н.А.: «У нас в стране есть работа, и каждый желающий может ее найти. Более того, у нас каждый имеет возможность сам создать себе работу, позаботиться о себе. Это наше большое достижение» [7, с. 7]. Так обстоят дела сегодня, но в этой статье нам бы хотелось воспользоваться архивными материалами и сделать мини-обзор истоков проблемы профориентационной работы в нашей стране.
Истоки проблемы профессиональной ориентации личности следует искать в недрах философии, социологии, педагогики и психологи, которые с давних времен были известны как науки, занимающиеся осмыслением жизни, поиском ответов на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, подготовке к осуществлению своего назначения в жизни.
Еще великий мыслитель Аль-Фараби (870–950 гг.) в своих трактатах «Указание пути к счастью», «Большая книга о музыке» обращает внимание читателей на психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания. Вызывают особый интерес доступность, системность и прочность приобретеамых знаний, развитие интеллекта, характер, формирование способностей детей, которые они смогут применять в будущей профессиоанльной деятельности [3].
Трактаты Ю. Баласагунского «Кудагу білім», М. Кашкаридского «Дивани лугат аттурк», А. Юцагидского «Ақиқат сыйы» (ХI–ХII вв.), где говорится о приемах психолого-педагогической работы по определению профессиональных склонностей ученика, внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой цивилизации, состовляющую общечеловеческую, этико-филосовскую культуру народов Центральной Азии [2].
На территории Казахстана проведение административных реформ в 1867–1868 и 1891 гг. создало благоприятные условия для развития просвещения, школьного образования и профориентационной работы. До 60-х гг. в основном функционировали медресе, где готовили кадры для мечетей и суда, а также мектебы, обучавшие детей основам религии. Это были застывшие организации, принимавшие на обучение детей, родители которых договаривались с наставниками по принципу: «Мясо ваше, кости наши», подразумевавшему безоговорочное подчинение учеников [3].
На рубеже XIX–XX вв. Была проведена реформа под названием «джадизм», где уделялось особое внимание подготовке кадров для работы с детьми состоятельных родителей, которые впоследствии занимали руководящие посты [8].
Нельзя недооценивать вклад в развитие психолого-педагогической мысли и профориентационной работы великого казахского мыслителя А. Кунанбаева (1845–1904). Во всех своих высказываниях, обращенных к подрастающему поколению, Абай выражал основную мысль: «Процесс овладения знаниями или искусством какого-нибудь ремесла – высшее благо, для овладения чего необходим живой ум, сильная воля и благородные стремления» [6. с. 27].
В своих трудах один из первых Казахстанских педагогов И. Алтынсарин (1841–1889) всю образовательную систему рассматривал как процесс формирования личности для дальнейшего ее профессионального роста. Эти положения нашли свое отражение в его знаменательном труде «Вопросы общественной психологии» [3].
В первое десятилетие ХХ в. в Казахстане получает распространение течение «за новый метод», одним из основных принципов работы которого был «Нашим детям нужны лучшие наставники для освоения новых профессий». Оно было связано с развитием торговых отношений с Россией. Это течение получило поддержку со стороны некоторых мулл и муаллимов (учителей), получивших образование в «новометодных» мектебах и медресе Казани, Оренбурга и других городов Поволжья и Урала» [4].
Психолого-педагогическое обеспечение процесса образования и профориентационной работы в нашей стране прошло несколько этапов развития. Первые попытки практического применения психолого-педагогических знаний в профориентации детей и молодежи предпринимались на рубеже ХIХ и ХХ веков. В то время получила развитие педология – наука о развивающемся, растущем человеке, охватывающая все его биолого-социальные отличия. В 20–30 гг. прошлого столетия психологическое и педологическое обеспечение всего образовательного процесса получило широкое распространение. В практику образования внедрились различные психологические тесты, на их основе делались заключения об уровне умственного развития школьников, о переводе их в специальные школы, о профессиях, которые им необходимо выбрать и т.д. В 1916 году постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» все работы по психологическому обеспечению процесса профориентации учащихся были прекращены. На большой период времени остановилось развитие следующих психологических областей: возрастная психология, психодиагностика, практическая психология, психология труда и т.д. [2].
В 1923 в Ташкенте выходит книга П.Н. Архангельского «Психологические исследования в школе», где даются подробные психологические характеристики познавательным процессам детей и описываются приемы психолого-педагогического влияния на развитие способностей учеников и их дальнейшую профессиональную ориентацию. Психолог Струминский В.Я. в Оренбурге опубликовал свой труд «Настольная книга для работников просвещения трудовой школы» и учебник «Психология» для средних специальных учебных заведений, где отмечал важность профессионально ориентированного образования [8].
Формирование системы профориентации, повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров в нашей стране относят к началу XX в. Именно в этот период были выработаны основные принципы ее построения. Первая дискуссия проводилась на страницах журнала «Қазақстан мектебі» и брошюры «Трудовая школа» (1925 г.).
В 1926 году была опубликована книга Ж. Айтмауытова «Психология и выбор профессии», где дается анализ работы психолога с детьми. «Способности к искусству не формируются в процессе жизни, обучения и деятельности. Человек появляется на свет с врожденными способностями к искусству» [1. с. 37].
В 30-х гг. XX в. работа по профориентации, повышению квалификации и переподготовке профессиональных кадров значительно усилилась. Примером исторического развития профориентации и системы повышения квалификации кадров в Казахстане может служить деятельность крупнейшего Республиканского Института школ (впоследствии Казахский научно-исследовательский институт педагогики им. И. Алтынсарина). Здесь проводилась большая работа, связанная с подготовкой и выпуском учебников и программ для школ и методических разработок для профориентации молодежи. Кроме того, были организованы краткосрочные курсы, различные по тематике и продолжительности. Они обеспечивали дифференцированный подход к профессиональному обучению. Складывались определенные системы по типам и видам образовательных учреждений. Совершенствовались старые апробированные формы учебы кадров, появились новые – «Школы передового опыта», «Дни открытых дверей», «Школы молодого специалиста», срочно входили в практику работы предприятий кустовые семинары.
Т.Т. Тажибаев был избран действительным членом (академик) АН Казахской ССР по специальности «Психология и педагогика» в 1954 году. В сентябре 1958 года учреждено Казахстанское отделение Общества психологов СССР, где впервые с научной точки зрения рассматривались вопросы профориентационной работы с молодежью.
Один их выдающихся психологов Казахстана Муканов М.М. в своем труде «Выявление и развитие способностей у детей» (1960) особое внимание уделял дальнейшему профессиональному применению способностей учащихся.
В середине 60-годов ХХ века возобновились исследования в таких областях психологии, как возрастная, практическая психология и психодиагностика, результаты исследований которых начали применяться в школе. В порядке эксперимента в системе народного образования начали работать психологи – сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели вузов, проводившее в ПТУ и школах психолого-педагогические исследования профориентации учащихся, а также студенты, проходившие практику. Во время первого Республиканского семинара по педагогике, психологии и методике обучения, проходившем в 1966 году в Алма-Ате, подробно рассматривались проблемы профессиональной диагностики и ориентации старшеклассников на трудовую деятельность [4].
Академия педагогических наук под руководством Даринского А.В. в 1970 году начала изучать профориентацию и непрерывное образование взрослых. Пригожин И., Князева Е., Жанабаев З. исследовали влияние врожденных способностей на успешное выполнение трудовой деятельности. Психолого-педагогическим аспектам теории и практики в профессиональной ориентации и подготовке будущих специалистов особое внимание уделяли Казахстанские ученые Хмель Н.Д., Бейсенбаева А.А., Шерьязданова К.Т., Каргин С.Т., Жанпеисова К.К. и др.
2000 год – выход на казахском языке книги К.Б. Жарикбаева «Введение в психологию» для средней школы, где автор дает характеристику основных аспектов профориентационной работы психолога с учениками.
В числе интересных работ, посвященных профориентационной работе, опубликованных в последнее время, следует упомянуть труды Казахстанских ученых: С.М. Джакупова, М.А. Перленбетова, А.П. Сейтешова, Умбетовой Ж.О., Жексенбаевой У.Б., Сатовой А.К., Мадалиевой З.Б., Ж. Туркпенулы и др.
Новые тенденции в развитии Казахстанского общества выдвинули проблему профориентации детей и молодежи в число приоритетных политических задач. О необходимости совершенствования системы профориентационной работой и трудоустройства молодежи говорится в «Концепции государственной молодежной политики до 2020 года Республики Казахстан»: «Ни один сегмент молодежи не должен остаться вне государственной политики занятости. Здесь ключевая задача власти – трудоустройство каждого молодого гражданина, полная занятость молодых Казахстанцев» [7].
Таким образом, теоретические и практические аспекты проблемы профориентационной работы со школьниками и молодежью всегда занимали важное место в исследованиях ученых.