Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND OPERATION OF EDUCATIONAL AND COUNSELING CENTERS FOR CIVIL DEFENSE AND EMERGENCIES

Nadein K.А. 1
1 The Lesgaft National State University of Physical Education Sport and Health
The article discusses the establishment, equipping and documentary support of the teaching and counseling centers for civil defense and emergency training for unemployed people, forms of employment.
civil defense
community training
teaching and counseling centers
emergency situations
1. Durnev R.A. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniju kul’tury bezopasnosti zhiznedejatel’nosti u uchashhihsja i studentov uchrezhdenij obshhego i professional’nogo obrazovanija, rabotajushhego i nerabotajushhego naselenija s ispol’zovaniem sovremennyh tehnicheskih sredstv massovoj informacii i informacionno-telekommunikacionnyh tehnologij / R.A. Durnev, A.I. Ponomarev, Je.N. Ajubov // Strategija grazhdanskoj zashhity: problemy i issledovanija. 2014. T. 4, no. 1. pp. 537–576.
2. Metodicheskie rekomendacii organam mestnogo samoupravlenija po realizacii Federal’nogo Zakona ot 6 oktjabrja 2003 goda no. 131-FZ «Ob obshhih principah mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii» v oblasti grazhdanskoj oborony, zashhity naselenija i territorij ot chrezvychajnyh situacij, obespechenija pozharnoj bezopasnosti i bezopasnosti ljudej na vodnyh obektah // Pozharnaja bezopasnost’. 2006. no. 2. pp. 6–90.
3. Murovickij A.I. Osnovnye aspekty sovershenstvovanija grazhdanskoj oborony i RSChS v sovremennyh uslovijah / A.I. Murovickij // Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti. 2006. T. 3, no. 2. рр. 19–20.
4. Novikov O.N. Organizacija obuchenija naselenija v oblasti grazhdanskoj oborony i zashhity ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tehnogennogo haraktera v municipal’nyh obrazovanijah / O.N. Novikov // V sbornike: Problemy obespechenija bezopasnosti zhiznedejatel’nosti municipal’nyh obrazovanij: puti reshenija Materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam zashhity naselenija i territorij ot chrezvychajnyh situacij. 21–22 maja 2013 goda, Moskva, Rossija. MChS Rossii. M., 2013. pp. 123–125.
5. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 02.11.2000 no. 841 «Ob utverzhdenii Polozhenija ob organizacii obuchenija naselenija v oblasti grazhdanskoj oborony».
6. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 04.09.2003 no. 547 «O porjadke podgotovki naselenija v oblasti zashhity ot chrezvychajnyh situacij».
7. Tarakanov A.Ju. Nekotorye voprosy organizacii obuchenija naselenija v oblasti grazhdanskoj oborony / A.Ju. Tarakanova, Je.N. Ajubov, Ju.P. Pogrebnoj // V sbornike: Sovershenstvovanie grazhdanskoj oborony v Rossijskoj Federacii Materialy VI Nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2009. pp. 168–174.
8. Tverdohlebov N.V. Problemy organizacii osushhestvlenija podgotovki naselenija municipal’nyh obrazovanij v oblasti GO i zashhity ot ChS i vozmozhnye puti ih reshenija / N.V. Tverdohlebov // V sbornike: Problemy obespechenija bezopasnosti zhiznedejatel’nosti municipal’nyh obrazovanij: puti reshenija Materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam zashhity naselenija i territorij ot chrezvychajnyh situacij. 21–22 maja 2013 goda, Moskva, Rossija. MChS Rossii. M., 2013. pp. 86–90.
9. Tverdohlebov N.V. Problemy podgotovki naselenija municipal’nyh obrazovanij v oblasti grazhdanskoj oborony i zashhity ot chrezvychajnyh situacij i vozmozhnye puti ih reshenija / N.V. Tverdohlebov, M.E. Norseeva // Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti. 2014. T. 11, no. 1 (39). pp. 58–61.
10. Federal’nyj zakon ot 21.12.1994 no. 68-FZ «O zashhite naselenija i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tehnogennogo haraktera».

Учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (УКП) создаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлений Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны». Они предназначены для обучения населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, – то есть неработающего населения [5; 6; 10].

Основной целью деятельности УКП является максимальное привлечение к учебе неработающего населения, для грамотного действия при чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.

Основными задачами УКП являются:

– организация обучения неработающего населения по программам, утвержденным МЧС России;

– обучение граждан способам защиты от современных средств поражения;

– выработка практических навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и уверенности в надежности средств и способов защиты от ЧС любого характера;

– повышение уровня морально-психологического состояния населения в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации их последствий, помочь правильно оценить складывающуюся обстановку для принятия разумных и адекватных действий;

– научить население правилам защиты детей и обеспечения их безопасности при выполнении мероприятий ГО;

– пропаганда важности и необходимости всех мероприятий ГОЧС в современных условиях.

В соответствии с требованиями статьи 5, пункта «б» постановления Правительства РФ № 841 органы местного самоуправления на соответствующих территориях планируют обучение населения в области ГО и ЧС, создают и оснащают УКП, а также организуют их деятельность [2, с. 87–89;4, с. 123–125].

УКП создаются при жилищно-эксплуатационных органах в городах и районах, в сельской местности – при администрациях сел и поселков и должны размещаться в специально отведенных для них помещениях. При невозможности выделить отдельные помещения УКП могут временно размещаться и проводить плановые мероприятия в других, наиболее часто посещаемых неработающим населением помещениях (методических и технических кабинетах, комнатах здоровья, в библиотеках, культурно-просветительных учреждениях) [1, с. 539–544].

Каждый УКП должен обслуживать микрорайон, в котором проживает не более 1500–2000 человек неработающего населения. Организационная структура УКП может быть различной в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемого микрорайона и количества проживающего в нем неработающего населения.

В состав УКП могут входить: начальник УКП, 1–2 организатора (консультанта). Начальник УКП может быть штатным. Организатор может быть штатным, работать по совместительству или на общественных началах. Финансовые и материальные расходы, связанные с организацией работы УКП, оплата труда сотрудников, руководителей занятий производится за счет местного бюджета.

Руководитель органа местного самоуправления издает постановление, (распоряжение) о создании УКП, в котором определяет, при каких организациях и на какой базе они создаются, порядок финансирования, материально-техническое обеспечение, ответственных за их работу и другие организационные вопросы [3, с. 19–20].

Руководитель организации, на базе которой создается УКП, обязан издать приказ (распоряжение), в котором устанавливает, жители каких домов, улиц, кварталов приписываются для консультаций, занятий и тренировок к данному пункту; порядок работы УПК; ответственных за обеспечение учебными пособиями, имуществом и техническими средствами обучения; время проведения занятий, консультаций и тренировок; кто проводит консультации (работает с населением).

Непосредственное руководство УКП осуществляет руководитель организации, на базе которой создан УКП. В своей работе он руководствуется:

– законами РФ, указами Президента и постановлениями Правительства РФ, законами субъекта РФ;

– постановлениями и распоряжениями органов местного самоуправления;

– методическими рекомендациями ГУ МЧС России субъекта РФ;

– положением об УКП, а также другими руководящими документами, регламентирующими их работу.

Общее руководство по подготовке населения в УКП осуществляют глава органов местного самоуправления совместно с органами управления по делам ГОЧС всех уровней [7, с. 168–174].

Обучение населения осуществляется по возможности круглогодично. Наиболее целесообразный срок обучения в группах – с 1 ноября по 31 мая. В другое время проводятся консультации и другие мероприятия. Работа пунктов строится по двум направлениям. Первое – создаются небольшие (до 10–15 человек) учебные группы. При создании учебных групп учитывается возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам гражданской обороны и защиты от ЧС. В каждой группе должен быть старший, который отвечает за оповещение, сбор людей, он же ведет журнал (лист) учета. Следует стремиться к созданию групп из числа жителей дома (подъезда). Продолжительность занятий одной группы 1–2 часа в день.

Второе – чисто консультационная деятельность, когда людей приглашают на беседу, отвечают на интересующие их вопросы, предлагают посмотреть видеофильм, ознакомиться со средствами защиты органов дыхания и кожи.

Контроль за работой пунктов осуществляют должностные лица, назначенные главами органов местного самоуправления. Для этого привлекаются работники отделов (управлений) ГОЧС городов, районов, преподаватели курсов ГО. Они же отвечают за организационную и методическую помощь руководителям учебных групп, осуществляют постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий [8, с. 86–90;9, с. 58–61].

В качестве преподавателей (инструкторов, консультантов) выступают работники организации, на базе которой создан УКП, а также активисты ГО из числа офицеров запаса войск ГО, ветеранов войны, предварительно прошедшие подготовку на курсах ГО. К занятиям по медицинским темам, а также по проблемам психологической подготовки могут привлекаться работники учебно-медицинских учреждений. Для проведения практических занятий и отработки наиболее сложных тем целесообразно привлекать преподавателей курсов ГО городов, штатных работников органов управления по делам ГОЧС местного уровня.

Основным планирующим документом является план работы УКП на год и расписание занятий (консультаций), составленное из расчета 12 часов на учебный год. Темы занятий и количество часов на их изучение определяются с учетом местных условий и степени подготовленности обучаемых. План работы на год и расписание занятий утверждает руководитель ГО на базе которого создано УКП (директор жилищно-эксплутационного органа, глава сельской администрации).

Продолжительность одного занятия согласуется со слушателями учебной группы и, как правило, составляет 45 минут.

УКП оборудуются в строгом соответствии с современными требованиями и взглядами на теорию и практику ведения ГО, защиты населения и территорий. Главное требование к ним – наглядность и простота стендов, доступность в понимании демонстрируемых материалов [2, с. 14–16].

Желательно, чтобы УКП размещался в специально отведенном для этого помещении при жилищно-эксплуатационных органах городов, районов, а также администрациях сельских поселений. Комната должна вмещать 10–20 человек и иметь 5–10 столов со стульями. У входа целесообразно иметь вывеску 70×50 см. На видном месте расположить распорядок работы УКП и расписание занятий.

Учебно-материальная база УКП включает помещение, оснащенное техническими средствами обучения, наглядными и учебными пособиями. Учебно-материальная база должна способствовать повышению качества подготовки людей.

Помещение УКП следует оборудовать стендами:

1. «Сигналы ГО и действия по ним».

2. «Классификация ЧС и способы защиты».

3. «Порядок и правила проведения эвакуации».

4. «Индивидуальные и коллективные средства защиты».

5. «Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи».

6. «Оказание само- и взаимопомощи».

7. «Права и обязанности граждан по ГО и защите от ЧС».

Для проведения практических занятий УКП желательно оснастить следующим имуществом:

– противогазы для взрослых (разные) – 10 шт.;

– противогазы для детей (разные) – 5–10 шт.;

– камера защитная детская КЗД-6 – 1 шт.;

– респираторы (разные) – 1–3 шт.;

– дозиметры бытовые (разные) – 1–3 шт.;

– огнетушители (разные) – 1–3 шт.;

– аптечка индивидуальная АИ-2 – 10 шт.;

– ватно-марлевые повязки (ВМП) – 5–10 шт.;

– противопыльные тканевые маски (ПТМ) – 5–10 шт.;

– индивидуальный противохимический пакет (ИПП) – 2–3 шт.;

– перевязочный пакет индивидуальный (ППИ) – 2–3 шт.;

– аптечка первой медицинской помощи – 1 шт.;

– бинты, вата и другие материалы для изготовления простейших средств индивидуальной защиты;

– учебно-методическая литература и плакаты по ГО и ЧС из библиотечки журнала «Военные знания»;

– памятки «Это должен знать и уметь каждый», «Знай и умей»;

– подшивки журналов «Гражданская защита», «Военные знания»;

– кино- и видеофильмы по ГО и ЧС;

– выписки из плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (в части, касающейся граждан, проживающих на территории конкретного жилищного органа, поселка);

– списки жильцов с указанием номеров квартир, телефонов и руководителей учебных групп;

По окончании курса обучения неработающее население должно:

а) знать:

– основные средства и способы защиты от аварийно-химически-опасных веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

– порядок действий по сигналу «Внимание всем!» и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС на местах;

– правила поведения и основы организации эвакуации в ЧС мирного и военного времени.

б) уметь:

– пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;

– правильно действовать по сигналу «Внимание всем!» и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;

– оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях;

– защищать детей и обеспечивать их безопасность при выполнении мероприятий ГО. Подготовку этой категории населения надо проводить с учетом возраста, состояния здоровья и других факторов. Поэтому и методика должна быть несколько отличной от обычных занятий. Здесь преобладают такие формы:

– практические занятия, беседы, уроки в форме вопросов и ответов;

– просмотр учебных видеозаписей и фильмов;

– привлечение на учения и тренировки по месту жительства;

– самостоятельное изучение учебно-методических пособий и памяток;

– прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Основными формами занятий являются:

– практические занятия;

– беседы, викторины;

– уроки вопросов и ответов;

– игры, дискуссии;

– просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей.

Значительную часть учебного времени следует отводить практическим занятиям, как в помещении так и на улице. Тренировки организовывать с участием органов управления по делам ГО и ЧС или членов КЧС местного уровня.

Занятия можно проводить не только на собственной базе (при жилищно-эксплуатационном органе, администрации), но и на базе других учреждений, а также частей и соединений ГО. При этом предпочтение следует отдавать практическим действиям со средствами индивидуальной защиты, бытовыми дозиметрами, индивидуальными и противохимическими пакетами, аптечкой АИ-2, пакетом перевязочным индивидуальным. Желательно, чтобы обучаемые посетили убежище или ПРУ.

В процессе обучения основное внимание следует обратить на выработку у людей правильного представления о тех чрезвычайных ситуациях, которые характерны для мест их проживания, показать реальные масштабы последствий, а главное – рассказать, что надо делать в каждом конкретном случае. Добиться, чтобы каждый приобрел практические навыки по применению индивидуальных средств защиты. Стремиться воспитать чувство высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций. Сделать так, чтобы каждый был способен оказать первую медицинскую помощь себе и другому пострадавшему [1, с. 553–556; 5] .

УКП может иметь следующие тематические разделы: причины, поражающие факторы, последствия чрезвычайного возникновения ситуаций природного и техногенного характера, присущих на территории муниципального образования; ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; основные принципы, приемы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, организация радиационной, химической и другой защиты населения.

Перечень документации УКП:

1. Постановление (распоряжение) главы муниципального района «О создании учебно-консультационного пункта на территории муниципального района».

2. Приказ руководителя организации, при котором создан УКП.

3. Положение об УКП.

4. План работы УКП на год.

5. Распорядок дня работы УКП.

6. График дежурств по УКП его сотрудников и других привлекаемых для этого лиц.

7. Расписание занятий и консультаций на год.

8. Журналы учета занятий и консультаций.

9. Журналы персонального учета населения, прошедшего обучение на УКП.

10. Списки неработающих жильцов с указанием адреса.

11. Списки старших учебных групп.

12. Конспекты для проведения занятий по проводимым темам.

Таким образом, создание УКП в муниципальных образованиях способствует грамотному действию неработающего населения при чрезвычайных ситуациях, что ведёт к повышению эффективности работы спасательных служб и способствует уменьшению количества жертв среди населения.