Особую остроту в современных условиях приобрели проблемы обеспечения экономической безопасности России, защиты национальных интересов, которые в последнее время привлекают к себе все более пристальное внимание, поскольку масштабы угроз и реальный урон, нанесенный экономическими санкциями Запада, выдвигают данную проблему в число приоритетных.
Важность и значимость задачи разработки и реализации эффективной стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности, соответствующей национальным интересам России, в условиях геополитического кризиса и санкционной политики ведущих мировых держав многократно возрастает.
За последние месяцы стало понятно, что эта проблема не может быть решена существующим арсеналом методов и инструментов без учета особенностей современного кризиса, иррациональности поведения ведущих рыночных игроков, нестабильности цен, волатильности рынков и требует научного осмысления и детального анализа.
Россия, не имея возможности активно влиять на мировую монетарную политику, фактически утрачивает возможность проведения собственной эффективной, соответствующей национальным интересам стратегии финансово-экономической безопасности в условиях крайней неустойчивости и непредсказуемости окружающей среды. Современный кризис ярко проявил необходимость формирования современной парадигмы обеспечения финансово-экономической безопасности в условиях нелинейной динамики экономики и общества, нарастания кризисных явлений и угрозы их сверхбыстрого распространения.
Под влиянием глобализации все ярче проявляется тенденция к усложнению проблемы безопасности в современном мире, и это сопровождается одновременно сокращением возможностей и механизмов эффективного контроля. В этой связи актуальной становится проблема формирования эффективной стратегии обеспечения безопасного функционирования национальной экономической системы.
Экономическая безопасность страны как система имеет сложную структуру, в которой можно выделить ряд элементов, важнейшими из которых являются следующие. Во-первых, экономическая независимость, которая означает необходимость выхода на такой уровень эффективности национального производства и качества продукции, который обеспечивает конкурентоспособность экономики и позволяет на равных участвовать в мировых обменах и кооперационных связях. Во-вторых, стратегическая устойчивость национальной экономики, предполагающая создание определенных гарантий и условий для предпринимательской и инновационной активности, а также сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию в экономике и обществе. Третьим важным элементом системы экономической безопасности является способность экономической системы к саморазвитию и прогрессу, к созданию благоприятного климата для инвестиций и инноваций, модернизации производства, повышения производительности труда и т.п.
В условиях глобальной экономики все страны оказались так или иначе встроенными в систему мировых хозяйственных связей. При этом степень взаимосвязи между странами может быть разной. Для России зависимость от экономически развитых стран просматривается в ряде важнейших сфер, таких как обеспечение страны стратегически важными товарами: лекарствами, продовольствием, технологиями, комплектующими для машин и оборудования и т.п.
В торговом балансе страны главными партнерами остаются страны ЕС (42,2 % импорта и 53,8 % всего экспорта), АТЭС (34,3 % импорта и 18,9 % экспорта) и СНГ(13 % импорта и 14 % экспорта), крупнейшими из них являются Китай и Германия. Так, на лекарственном российском рынке доля импортной продукции превышает 70 %. Цифры внушительные, чтобы задуматься о безопасности и суверенности государства, поскольку лекарственные средства – это стратегически важная продукция, и обойтись без нее в течение длительного времени страна не сможет [2].
Газовая отрасль России практически полностью ориентирована на страны Европы и СНГ: в Европу через трубопроводы поступает 64,7 % российского газа, в страны постсоветского пространства – 27,85 %, оставшаяся доля – в Азию в виде сжиженного природного газа. Отечественные сырьевые компании полностью зависимы от европейского газового рынка, в то время как доля российского газа в структуре европейского импорта составляет 34,46 %. США активно осваивают сланцевые месторождения и заинтересованы в том, чтобы Европа постепенно стала переходить на американский сланцевый газ.
Серьезной угрозой экономической безопасности стал обвал на фондовом рынке. Такое стало возможным из-за того, что 70 % российского фондового рынка принадлежит иностранным инвесторам. За подобную ситуацию приходится расплачиваться значительным снижением капитализации крупнейших российских компаний. Индекс РТС в конце декабря 2014 г. пробил отметку в 700 пунктов. Это новый минимум с апреля 2009 года. Индекс ММВБ тоже снижается, но более медленными темпами, чем РТС.
Аналитики сходятся во мнении, что ответив на санкции США и Европы продовольственными антисанкциями, Россия сильнее ударила по себе, чем по Европе, поскольку на подвергнутые антисанкциям страны приходится около половины продовольственного импорта страны. Запрещённый Россией импорт составляет очень существенную долю в её продовольственном потреблении. Всего на импорт приходится около 36 % розничного продовольственного товарооборота, а на импорт из стран, попавших под антисанкции, – половина этой доли, около 18 %. Анализ показывает, что от торговли продовольствием с Россией США и ЕС зависят куда меньше, чем Россия от них.
Еще одним важным аспектом и фактором угрозы экономической безопасности является то, что в настоящее время, по подсчетам экспертов, около 60 млрд долларов уходит из страны в форме сальдо по доходам от иностранных кредитов и инвестиций и около 50 млрд. долларов составляет нелегальная утечка капитала. Накопленный объем последней достиг 0,5 трлн долларов, что в сумме с прямыми иностранными инвестициями российских резидентов составляет около 1 трлн долларов вывезенного капитала [1].
Потери доходов бюджетной системы вследствие утечки капитала оцениваются экспертами как 1,5 % от ВВП. Общий объем потерь бюджетной системы вследствие офшоризации экономики, утечки капитала и других операций по уклонению от налогов составил только в 2012 году 5 трлн. рублей.
Еще одним негативным фактором, влияющим на экономическую ситуацию в стране, является обвал национальной валюты. В ходе сессии на Московской бирже 16 декабря 2014 г. доллар подскочил до 80 рублей, а евро достиг уровня в 100 рублей. Это новый исторический максимум. Позднее большая часть этого роста была потеряна, однако иностранные валюты практически ежедневно заканчивают торговые сессии в плюсе. В целях борьбы с ослаблением рубля Центральный банк России поднял ключевую ставку с 10,5 до 17 процентов. [3]. Однако ни эта мера, ни интервенции Центробанка, ни жесткие заявления о борьбе со спекулятивными тенденциями на рынке не укрепляют курс рубля.
Падение рубля эксперты связывают с повышенным спекулятивным характером торговли и нисходящим трендом цен на нефть, что ведет к росту девальвационных и инфляционных ожиданий, раскручивающих ситуацию с курсом рубля. Цены на нефть продолжают обновлять минимумы за пять лет, поскольку крупнейшие производители Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) отказались снижать квоты на добычу. Нефть марки «Brent» в своем движении вниз уже в начале 2015 года «пробила» уровень ниже $50 за баррель. К Саудовской Аравии и Ираку присоединился Кувейт, объявив о максимальной за последние шесть лет скидке для азиатских клиентов. Все это создает условия для дальнейшего падения нефтяных котировок.
Внешний корпоративный долг российских компаний в 2014 г. составил около 700 млрд долл. Упорное нежелание Банка России создавать инструменты внутреннего долгосрочного кредитования вынудило крупнейшие банки и корпорации заимствовать средства за рубежом, преимущественно в ЕС и США. Прекращение рефинансирования в связи с введенными санкциями ощутимо отразилось на сложившихся в российской экономике механизмах воспроизводства. В этих условиях Банку России целесообразно было бы реализовать схемы долгосрочного рефинансирования российских предприятий, способные заместить закрытые из-за санкций внешние источники. Эти механизмы могли бы обеспечивать рефинансирование банков и корпораций на долгосрочной основе под символический процент. Вместо этого Центробанк России резко поднимает ставку процента и сужает разнообразие инструментов рефинансирования, ограничивая их преимущественно краткосрочными операциями по поддержанию ликвидности. Тем самым он резко усугубляет негативное влияние западных санкций, обрекая различные отрасли российской экономики на сужение производства и сжатие инвестиций. То есть ужесточение монетарной политики Банка России и антироссийские санкции вступили в весьма опасный для российской экономики резонанс.
Между тем, несмотря на неблагоприятную экономическую и финансовую ситуацию, в России зафиксирован профицит торгового баланса. Кроме того, в 2014 г. был заключен ряд крупных энергетических сделок с Китаем, Турцией и Индией. Товарооборот России и Китая по итогам 2014 года вырос на 6,8 % по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем и составил $95,28 млрд. [4]. Эти факты позволяют сделать вывод, что у критического падения российской валюты нет сугубо экономических причин, т.е. падение курса рубля носит искусственный характер, на него оказывают значительное влияние рыночные манипуляции, которые также являются факторами угрозы национальной, прежде всего экономической, безопасности.
Есть основания полагать, что существуют различия между экономическими факторами, побуждающими инвесторов выводить свой капитал из страны, и рыночными манипуляциями, игрой на понижение курса на валютном рынке. Уход иностранных инвесторов, в частности, также может являться следствием спекуляций с курсом валюты.
Из текущих событий органам государственного управления необходимо извлечь определенные уроки. Например, осознать, что экономическая и финансовая политика правительства должна исходить из понимания необходимости серьезных институциональных и структурных изменений в экономике в контексте перспектив глобального социально-экономического развития, а также реализации национальных конкурентных преимуществ, активизация которых способна обеспечить устойчивый рост собственного производства, повышение инновационной и предпринимательской активности российских предприятий. Причем эта политика должна быть органично вписана в общую государственную стратегию обеспечения экономической безопасности и направлена на решение задачи достижения стратегической конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики в условиях усиления глобальных вызовов и угроз.
Опасность разрастания кризисных явлений в российской экономике делает сверхактуальной задачу формирования стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности, включающей инвестиционную и мониторинговую составляющую. Согласно новейшим подходам, успешность социально-экономической (в том числе и инновационной) деятельности зависит от способности управлять рисками: их надо предвидеть, оценивать приоритеты, выделять ресурсы. В любом случае риски экономической безопасности – это вопрос инвестиционный.
Кроме того, стратегия должна предусматривать постоянный мониторинг состояния всех воспроизводственных, социально-экономических, финансово-инвестиционных процессов: процесса производства, инвестиционных потоков, изменений в бюджетной сфере, динамики уровня благосостояния и т.д. В качестве основы системы комплексного мониторинга следует использовать не традиционный интуитивный анализ и экспертные методы, а формализованные алгоритмы на основе математических моделей, с использованием совокупности доступных данных. Количество факторов, влияющих на исследуемые процессы, становится столь огромным, а взаимосвязи и взаимозависимости между ними – столь сложными, что никакие интуиция и человеческий опыт уже не могут охватить их все. В то же время уровень развития современной вычислительной техники и математического обеспечения позволяет обрабатывать огромные массивы информации.
Важные задачи в области обеспечения экономической безопасности были поставлены в принятом в декабре 2010 г. Федеральном законе «О безопасности» и в Указе Президента РФ № 537 от 09.05.2009 г. «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.». Казалось бы, что в соответствии с этими законодательными актами Правительством РФ должны были быть выявлены основные угрозы экономической безопасности, приняты соответствующие параметры и пропорции экономического развития, намечены эффективные меры, позволяющие преодолевать важнейшие угрозы с наименьшими издержками. Но этого, к сожалению, не произошло.
Поэтому актуальной проблемой по-прежнему является формирование специального инструмента – стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности России, включающей механизмы и инструменты преодоления структурных диспропорций в экономике, меры по минимизации спекулятивной составляющей в функционировании отечественной банковско-кредитной системы и фондового рынка, разработку методов блокировки каналов проникновения в страну кризисных явлений в финансово-экономической сфере, возникающих за пределами национальных границ, и т.п. Стратегия должна обеспечить постепенный отход от системы прогнозируемого плавно-инерционного развития российской экономики, без заметных усилий государства по прорывному ускорению модернизационно-инновационных процессов, к модели мобилизационного развития экономики, предполагающей активизацию потенциала и способности отечественного производства обеспечить себя и население необходимыми мощностями, ресурсами, качественными конкурентоспособными товарами и услугами.