Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

REENGINEERING APPROACH TO ASSESS THE READINESS OF RURAL SETTLEMENTS TO IMPORT SUBSTITUTION

Сhupryakova A.G. 1 Kosinskiy P.D. 2
1 Kemerovo state university
2 Kuzbass State Technical University named T.F. Gorbachev
2484 KB
This article discusses the possibility of revitalizing rural communities to implement the policy of import substitution in Russia. Presents a vision of the authors of the initial application reengineering approach to adaptation of rural settlements to the implementation of the policy of import substitution in order to maintain the country’s food security.
import substitution policy
reengineering approach
rural settlements
socio-economic potential

В современных условиях активно обсуждаются вопросы о необходимости и готовности российского сельского хозяйства к активной реализации такого направления торговой политики, как импортозамещение, что предполагает необходимость адаптации сельских территорий под новые условия хозяйствования в целях поддержания продовольственной безопасности страны в условиях действующих по отношению к России санкций западных стран. В сложившейся ситуации, как нам видится, традиционные иерархически-бюрократические формы организации управления сельскими поселениями во многих случаях не отвечают возросшим требованиям относительно способности субъектов управления к быстрым изменениям.

В рамках реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно выделить несколько возможных форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Но в силу ряда объективных причин не все эти формы взаимодействия действенны и эффективны, а следовательно, требуется оптимизация этих отношений, что, с нашей точки зрения, возможно на базе реинжинирингового подхода.

Актуальность применения реинжинирингового подхода к адаптации сельских территорий к новым условиям хозяйствования

Сам термин «реинжиниринг» известен с начала 1990-х годов, но до сих пор нет единого мнения о его сути. Под реинжинирингом разные авторы понимают целый спектр вопросов, связанных с внедрением информационных технологий и инноваций, сокращением издержек и повышением качества продукции и т.д. Однако все согласны с тем, что в основе реинжиниринга должны лежать идеи, кардинально меняющие существующие процессы.

Изучив труды основоположников реинжинирингового подхода (М. Хаммера, Дж. Чампи, Т. Давенпорта, Р. Манганелли, М. Клайна и др.), мы сделали вывод о том, что традиционно реинжиниринг рассматривается как радикальное переосмысление отраслевых бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений по основным рыночным показателям деятельности отдельных компаний. Мы считаем, что категорию «реинжиниринг» следует применять не только к отраслевым деловым процессам, но и к административным, управленческим процессам и именно применительно к сельским поселениям.

В контексте вопроса о жизнедеятельности сельских поселений мы считаем, что реинжиниринг следует рассматривать как постепенный непрерывный результирующий процесс управления сельской территорией. Это, по нашему мнению, адекватно отражает современные тенденции в развитии экономики сельских поселений.

Актуальность применения реинжинирингового подхода в современных условиях особенно очевидна, так как реинжиниринг – это не небольшие частичные улучшения, а обеспечение общего мощного роста результативности. Реинжиниринг нужен только тогда, когда ощущается потребность в осуществлении серьезного прорыва, что и предполагает нацеленность политики импортозамещения на уход от чрезмерной зависимости нашего потребления от завозимых из-за рубежа продовольственных товаров, которые мы потенциально способны производить внутри страны в нужном количестве и требуемого качества.

В этой связи все настоятельнее становится необходимость радикального обновления организационных форм, методов управления сельскими поселениями на основе комплексного мониторинга их развития.

Радикальное перепроектирование в рамках реинжиниринга означает проведение не косметических изменений и не перетасовку уже существующих систем, а решительный отказ от всего отжившего. Радикальное перепроектирование при реинжиниринге предполагает применение новых способов работы сельхозпроизводителей, новых форм их взаимодействия с поселковой администрацией, к чему призывает правительство при реализации политики импортозамещения в целях обеспечения продовольственной безопасности страны.

Реинжиниринг в данной связи предполагается рассматривать как подход, позволяющий оптимизировать число участников процесса управления сельскими поселениями, что может быть обусловлено децентрализацией прав и ответственности сельских территорий разных уровней, осознанием необходимости глубокого и систематического исследования тенденций изменения спроса на результаты деятельности сельхозпроизводителей и прочих предприятий, расположенных на территории конкретного сельского поселения и т.д.

Понимание стратегических ориентиров реализации политики импортозамещения страны и вытекающие отсюда цели развития сельских поселений образуют не просто некое единство, которое может быть иерархически задано сверху вниз; они должны коллективно вырабатываться в ходе сложного переговорного процесса и четко согласовываться на фоне разных контекстов опыта управления сельскими территориями разных уровней.

Исследования авторов данной работы показывают, что многие ключевые проблемы жизнедеятельности сельских поселений имеют межфункциональную природу, поэтому реинжиниринговый подход может быть использован для описания и внедрения процессной организационно-управленческой структуры.

Применение реинжиниринга административных, управленческих процессов на сельских территориях должно привести к масштабным организационным изменениям, а именно: наряду с функциональными подразделениями поселковой или районной администрации следует практиковать процессные команды; переход от подконтрольного исполнения решений областных или краевых органов власти ‒ к принятию самостоятельных решений на уровне отдельных сельских поселений и т.п.

Следует помнить еще и о том, что для того, чтобы реинжиниринг был результативным, необходимо обеспечить должную мотивацию так называемых «верхов»: глав поселковой администрации, руководителей сельхозпредприятий, фермеров и отдельных лиц, имеющих личные подсобные хозяйства. Это необходимо, поскольку без уверенности руководства в целесообразности применения реинжинирингового подхода и вовлеченности в эти преобразования глав всех субъектов хозяйствования невозможно добиться конечного результата – прорыва в работе. Поэтому немаловажно, что реинжиниринг никогда не проводится «снизу вверх». Инновация должна осуществляться именно «сверху вниз».

Среди имеющих место быть вариантов реинжиниринга наиболее целесообразно применять тот из них, который основан на построении модели процессов на базе детального анализа и отражения существующего потенциала сельской территории. Учитывая специфику объекта исследования, следует отметить, что именно этот вариант будет, на наш взгляд, наиболее эффективным, так как этот подход предполагает поэтапное внедрение инноваций, а также наличие растянутого во времени и достаточно объемного предварительного этапа. При использовании варианта построения модели процессов на базе детального анализа, то есть адаптивного варианта, вероятность ошибок сводится к минимуму.

Задачи начального этапа применения реинжинирингового подхода к оценке готовности сельских территорий к изменениям

На начальном этапе применения реинжинирингового подхода следует решить комплексную задачу мониторинга и стратегического развития сельских поселений, включая проведение анализа и оценки сельского поселения по параметрам: возможности, угрозы, сильные и слабые стороны (SWОТ-анализ); а также определение приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства, соответствующих стратегическим целям развития сельского поселения.

При этом следует помнить, что чем больше совокупный потенциал сельского поселения, тем больше возможностей оно имеет для своего развития, следовательно, недостаточность потенциала или его неэффективное использование ограничивают эти возможности, создают предпосылки для депрессивного состояния сельской территории.

Экономическая самостоятельность сельских территорий разных уровней, возможность увеличения эффективности их функционирования напрямую зависят от характеристики их социально-экономического потенциала, структура которого во многом определяет место конкретного сельского поселения в территориальном разделении сельскохозяйственного труда, конкурентоспособность производимых сельхозпроизводителями данного сельского поселения товаров и услуг, а также гарантируют его комплексное развитие.

Исследуя эти аспекты, был сделан вывод, что существующие методики оценки социально-экономического потенциала сельского поселения не дают комплексного представления о сельском поселении как сложной социально-экономической системе. Это объясняется не столько слабой разработанностью теоретико-методологического аппарата, сколько тем, что, как правило, анализируются лишь отдельные составляющие социально-экономического потенциала сельских территорий. Мы считаем, что комплексная оценка социально-экономического потенциала сельского поселения должна включать некие индикаторы в:

● природно-ресурсном разрезе (например, они могут определяться количеством и качеством пахотных земель, условиями и объемом добычи природных полезных ископаемых, площадью лесных массивов, объемом и доступностью водных ресурсов и др.);

● экономико-географическом разрезе (транспортная освоенность сельской территории, ее удаленность от областного или краевого центра, удаленность от магистралей и пр.);

● демографическом разрезе (состав, структура населения сельского поселения, уровень смертности, рождаемости и т.п.);

● кадровом разрезе (определяются образовательным, квалификационным, профессиональным составом кадров, занятостью в разрезе отраслей сельского хозяйства);

● производственном разрезе (показатели объема сельскохозяйственного производства, состава и отраслевой структуры сельского хозяйства, величиной производственных фондов);

● научно-инновационном разрезе (частотой внедрения достижений НТП и прочих инноваций);

● социально-инфраструктурном разрезе (наличие водопроводов, газопроводов, асфальтированных дорог, уровень благоустройства сельских поселений, количество образовательных учреждений разного уровня, учреждений здравоохранения и пр.);

● институциональном разрезе (возможность и готовность к законодательным инициативам и законотворчеству в целом);

● финансовом разрезе (объем бюджетных поступлений, прибыльность субъектов хозяйства, уровень доходов населения);

● инвестиционном разрезе (уровень инвестиционной привлекательности сельской территории, благоприятность инвестиционного климата и пр.).

Несомненно, сегодняшний курс на импортозамещение внесет определенные коррективы во все сферы жизнедеятельности сельских поселений, а следовательно, при комплексной оценке социально-экономического потенциала сельского поселения следует сделать акцент на оценке потенциала готовности к социально-экономическим преобразованиям.

Заключение

Таким образом, начальный этап применения реинжинирингового подхода позволит проанализировать стартовый уровень развития сельского поселения; выявить диспропорции между отдельными элементами потенциала; определить, исходя из достигнутого уровня развития социально-экономического потенциала сельской территории, допустимые производственные, социальные и экологические и прочие виды нагрузки в рамках реализации политики импортозамещения для поддержания продовольственной безопасности страны. При этом следует четко понимать, что реинжиниринговый подход предполагают переход от того «как есть» к тому «как будет» на основе четкого понимания «что надо». Только в этом случае вероятность успеха этих процедур повышается.