Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS AT CRITERIA ESTIMATION, ITS MAIN ADVANTAGES AND FEATURES

Abekova Z.A. 1 Oralbaev A.B. 1 Ermahanov M.N. 1 Dzhakipova A.S. 1
1 South Kazakhstan State University named by M. Auyezov
2475 KB
This article shows the importance of criteria-based assessment in the learning process, its main advantages and features. At the same time, deals with modern educational technology and innovation, the foundations of modern pedagogy in schools.
criteria-based assessment
pedagogical innovation
the formation of teaching and learning activities
educational technology

Одной из основных задач современного общества является не только работа в сложных социальных, экономических и быстро изменяющих условиях, но и подготовка соответствующих этим изменениям высококвалифицированных, компетентных кадров. Первое и самое главное требования современным кадрам – они должны быть творчески активными, ответственными, компетентными в своей области, ответственными, профессионально грамотными. Для осуществления этих целей от современных кадров требуется работа в совершенно новых направлениях развития общества.

Одной из основных задач в системе образования является внедрение технологии критериального оценивания в учебный процесс школы. Самым главным ядром критериального образования является естественно – сам учебный процесс, через учебный процесс школьник сам себя оценивает, изучая свои преимущества и недостатки он понимает необходимость дальнейшего развития, одним словом здесь оценивается как школьник занимался и как он дальше планирует заниматься. Для оценивания работы школьника нужно знать что он усвоил, что собирается усвоить в дальнейшем [1, 2].

Современная система образования в школе, методика преподования основных дисциплин в школе, естественно требуют обновления и совершенствования, улучшения и введения новых инновационных методик в процесс обучения. При совершенствовании учебного процесса несомненно большую роль играет критериальное оценивание знаний учащихся. Для начала выясним что означает критериальное оценивание, какими преимуществами и особенностями оно характеризуется.

Критериальное оценивание – это процесс который прошел обсуждение всего педагогического коллектива, основан для сравнения учебных достижений школьников, способствующий формированию учебно – познавательной деятельности школьников и соответствующий целям и содержанию системы образования. Естественно условия критериального оценивания заранее должно быть знакомо руководству школы, педагогическому коллективу, школьникам, родителям, юридическим ответственным работникам системы образования. Само понятие критерий означает это принятие окончательного решения и выставления оценки по определенным нормам и требованиям. По каждому критерию имеется дискриптор, он показывает правильность выполнения результатов конкретного учебного задания. Определим цели и основные обязанности критериального оценивания [3, 4].

Во-первых, критериальное оценивание обьективно оценивает учебные достижения школьников и определяет индивидуальную траекторию каждого школьника.

Во-вторых, определяет уровень подготовки каждого школьника на каждом этапе.

В третьих, корректирует индивидуальную траекторию школьников и контролирует дальнейшее развитие этой траектории, одновременно стимулирует школьников для достижения поставленных целей.

В четвертых, имеет важное значение дифференцированное оценивание различных выполненных работ школьников по разным предметам.

В пятых, для определения качества усвоенного школьного материала по соответствующим дисциплинам и особенностей организации учебного процесса осуществляет необходимую обратную связь между школьниками, родителями и учителями школы.

Для внедрения критериального оценивания учебного процесса в школе для учителей в школе необходимо проводить учебные семинары по критериальным технологиям. Для этого в школе необходимо постоянное обсуждение методики критериального оценивания, организовать круглые столы и другие семинары, конференции.

В принципе технология критериального оценивания требует в дальнейшем тщательного научного анализа, написания научных и методических пособий, подготовки специальной шкалы критериального оценивания, шкалы перевода традиционных оценок в баллы, для подготовки заданий технологий критериального оценивания создания специальной педагогической группы в школах.

Для полного освещения технологии критериального оценивания, для разьяснения обьяснения основных учебных достижений школьников несомненно нужно проводить собрания и советы для родителей школьников. Такую обратную связь необходимо часто проводить совместно с учителями школы и родителями школьников, для дальнейшей плодотворной работы в этом направлении [4].

Учитывая перспективу и необходимость технологии критериального оценивания обсудим ее практическую важность в учебном процессе, особенности и преимущества.

Практическая ценность технологии критериального оценивания подтверждаются следующими факторами:

• при этом оценивается не индивидуальность, а работа школьников,

• работа школьников оценивается по определенным заранее известным критериям,

• критериальное оценивание определяет конкретные цели обучения, поэтому школьникам оценка ставится по изученным материалам соответствующего предмета,

• для определения своих учебных достижений, для передачи этой информации родителям школьникам заранее выдаются специальные алгоритмы оценивания,

• данная технология стимулирует школьников к обучению и самооценки своих знаний.

Кроме вышесказанного технология критериального оценивания характеризуется следующими особенностями, когда знания школьников определяются формирующими оценками и суммарными оценками. Формирующая оценка ставится с целью дальнейшего обучения, суммарная оценка ставится за само обучение. Формирующая оценка определяет на какой стадии обучения находиться школьник, также для определения дальнейшего пути развития и методов достижения этих путей развития. В целом формирующая оценка – это способ улучшения преподования, методики преподования, нахождение этих способов обучения. Главной целью формирующей оценки является определение трудностей обучения, знание содержания учебной программы и ее стилей, прогнозирование полученного знания и осуществления обратной связи [1].

Формирующая оценка не охватывает полностью весь урок, она может проводиться в начале или в конце урока, в зависимости от задания она может занять примерно 5–10 минут времени.

Суммарная оценка ставится за усвоенный материал, за теоретическое обучение и применение знаний на практике.

Формирующая оценка является первой ступенкой суммарной оценки, она проводится для того, чтобы суммарная оценка была выставлена по качеству и результативности грамотной. Суммарная оценка ставится в конце четверти за усвоенный материал, значит для этой оценки предварительно началом является формирующая оценка.

Процесс обучения требует постоянного обновления, совершенствования, дальнейшего научного развития, улучшения разных методик преподования, в целом кропотливого научного анализа системы образования.

Технология критериального оцениванивания устанавливает тесное плодотворное сотрудничество меду учителями, школьниками и их родителями, устраняет недоверие между ними, открывает широкие возможности для дальнейшего прогресса знаний школьников в современном мире.

На данном этапе развития системы образования в школе технология критериального оценивания показала свою жизнеспособность и преимущество в обучении.