В наше конфликтное время одной из актуальной проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия.
Поиск и разработку изменений в дошкольное образование закрепляет ряд методических рекомендаций и нормативно-правовых документов, вышедших в последние годы. В частности: Закон «Об образовании Республики Казахстан» [1], Программа дошкольного обучения и воспитания [2], Государственный общеобязательный стандарт образования для дошкольных организаций [3].
Интенсивность в исследовании феномена толерантности проявляет себя в середине 90-х годов прошлого века. Многогранность, многохарактерность, полемичность взглядов, подходов прослеживается и в современных российских исследованиях (А.А. Гуссейнов [4], В.A. Лекторский [5], М.П. Мчедлов [6], В.В. Шалин [7] и другими.
Значительный вклад в развитие философии мира был осуществлен казахстанскими учеными (А.Н. Нысанбаев, А.И. Артемьев, С.Ю. Колчигин, А.Г. Косиченко, К.Л. Сыроежкин, А.А. Хамидов, Ф.К. Бисенбаев [8], Т.Х. Габитов [9] и другими.
Учитывая во внимании научные достижения по определению феномена толерантность, мы согласимся с А.Н. Нысанбаевым, мнение которого в следующем: «Толерантность – это одна из важнейших философских категорий, предпосылка взаимопонимания и согласия. … это не просто взаимные уступки или отказ от собственной позиции. Скорее, умение разрешать конфликты и разногласия, сохранять баланс сил, развивая точки зрения в общем горизонте общения» [10].
Мы вполне согласны с мнением многих исследователей (П. Бурдье, Ж. Капель, Ж. Фурастье, Дж. Бэнкс и К. Кортес, К. Грант, Л. Ильиченко, Э.К. Суслова, Ю.М. Политова, Т. Мустафина и другие), что толерантное воспитание – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.
Несмотря на значительное количество публикаций, особенно в последние годы, по воспитанию у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, практические работники всё-таки недостаточно используют все пути, средства и методы по формированию этнической толерантности у детей дошкольного возраста.
Вышеуказанное противоречие актуализировало проблему нашего исследования: ответить на вопрос – каковы пути и средства приобщения дошкольников к культуре разных народов как условие формирование этнической толерантности? Исходя из проблемы, мы определи тему исследования «Формирование этнической толерантности в дошкольном возрасте».
Цель нашего исследования заключается в выявлении и экспериментальном апробировании эффективных методов и средств формирования этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования послужило исследование трудов отечественных и зарубежных ученых по проблеме межэтнической толерантности, в частности формирования ее у детей дошкольного возраста, а также нормативные документы Республики Казахстан. Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной, методической литературы, периодической печати, педагогического опыта; эмпирические: беседа, педагогический эксперимент, наблюдение; статистические: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, графическое представление результатов, методы математической обработки экспериментальных данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Основываясь на принципе историзма, из проведенного анализа феномена толерантности, мы можем констатировать, что истоки изучения толерантности, ее проявлений уходят во времена античности. Собственно обращение к идее о толерантности связывается с религиозными взаимоотношениями, сложившимися в эпоху Просвещения в Англии. Религиозная свобода явилась толчком для появления все новых областей проявления толерантности: культурной, политической и т.д. Во все исторические эпохи согласно историческим особенностям развития обществ, идеологии и политики государств, экономическим, социокультурным особенностям наполнялось и изменялось содержание феномена толерантности.
Формирование этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. Этническую толерантность мы рассматриваем, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности. В процессе воспитания в дошкольной организации ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры интернационального поведения. Мы убеждены, что культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.
Теоретическая база воспитания постоянно обновляется и корректируется. Этому процессу способствуют многие важные факторы:
• всевозрастающий объём знаний, умений, навыков, необходимых дошкольникам;
• результаты исследований природы детства;
• опыт работы учебных заведений.
Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, ребенка дошкольника характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Исходя из цели исследования, на экспериментальном этапе перед нами были поставленные задачи: выявить уровень этнической идентичности детей; проанализировать толерантное отношение детей к другим нациям и народностям; определить уровень знаний детей об особенностях других национальностей; выявить основные пути и методы формирования этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста.
В течение двух месяцев было проведено наблюдение за работой воспитателей двух старших групп № 4 и № 6 на базе КГКП «Айсулу» г. Караганды по формированию этнической толерантности детей в соответствии с программными требованиями. Результаты показали, что работа по формированию у детей знаний о людях разных национальностях, проживающих на территории нашей Республики, проводилась без определённой системы, не был достаточно оснащён педагогический процесс. Воспитатели не достаточно уделяли внимание формированию у старших дошкольников представлений о людях разных национальностях, не в точности владели знаниями о традициях и обычаях разных народов, не знали народных игр.
Таким образом, перед нами встала задача наметить пути совершенствования работы по формированию этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент. На данном этапе исследование имело целью выявить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста о представлениях других народов и национальностей, как важного показателя по формированию этнической толерантности: уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира.
Для определения уровня сформированности этнической толерантности детям двух старших групп (№ 4 и № 6) было предложено три задания в соответствии с теоретическими положениями, описанными в первой главе.
Для определения сформированости этнической толерантности нами было выделено три критерия: этническая идентичность, толерантное отношение к людям других национальностей, знания о других национальностях.
Первым заданием являлась индивидуальная беседа; вторым – методика «Сестрёнка», разработанная Э. Сусловой, направленная на изучение толерантного отношения детей к людям других национальностей; третьим – методика «Угости конфетой», разработанная Э. Сусловой, направлена на выявление уровня знаний детей об особенностях других национальностей.
Формирующий этап. Цель формирующего этапа: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям разных народов; апробировать наиболее эффективные пути и средства формированию этнической толерантности.
Учитывая тот факт, что основной путь формированию этнической толерантности у детей дошкольного возраста – это приобщение детей к культуре разных народов на основе приобретения ими знаний, мы, прежде всего в формирующей части нашего эксперимента составили план работы по формированию этнической толерантности у детей экспериментальной группы. Наиболее значимым, на наш взгляд, был цикл занятий по ознакомлению с культурой казахского народа. Свою работу мы начали с изучения патриотического уголка в группе. Детей познакомили с особенностями казахской национальной культуры – юртой, бытом, укладом жизни казахских людей, куклой в национальном костюме. В процессе ознакомления с патриотическим уголком у детей воспитывали любовь, уважение к своему народу, желание узнавать о нем в дальнейшем все больше нового и интересного.
Также с детьми были проведены экскурсии, беседы, подвижные игры, чтение художественной литературы, развлечения и др. мероприятия.
Контрольный этап. Для опровержения или подтверждения гипотезы нашего исследования был проведен контрольный этап психолого-педагогического исследования, в котором нами были использованы те же диагностические методики, что и на первом этапе.
Результаты констатирующего эксперимента представлены на рис. 1. Как видно из рис. 1 обе группы находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения почти не значительны. Выявленный в ходе исследования уровень сформированности этнической толерантности является недостаточным, так как очень мало детей и в контрольной и в экспериментальной группах имеют представление не только о своём народе, но и других национальностях и народностях.
Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента: 1 – этническая идентичность, 2 – толерантность к другим нациям, 3 – знание других национальностей; ряд 1 – экспериментальная группа; ряд 2 – контрольная группа
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию этнической толерантности в данных группах осуществляется не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, работа осуществлялась без комплексного подхода, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.
Таким образом, перед нами встала задача в проведении формирующего этапа исследования. По его завершении нами был проведен контрольный этап, результаты которого следующие (рис. 2).
Рис. 2. Результаты контрольного эксперимента: 1 – этническая идентичность, 2 – толерантность к другим нациям, 3 – знание других национальностей; ряд 1 – экспериментальная группа; ряд 2 – контрольная группа
Результаты педагогического эксперимента позволили нам сделать следующие выводы:
1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью своего народа.
2. Широко использовать познавательные занятия, художественную литературу, подвижные игры, так как в них отражены особенные черты того или иного народа.
3. Особое место в работе отвести к приобщению детей к народной культуре через народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года.
4. Знакомить детей с народным прикладным искусством, вести практические занятия, которые формируют эстетический вкус, приобщают детей ко всем видам национального искусства.
Положительная динамика результатов позволяет рекомендовать ее для использования воспитателями дошкольных организаций в деле эффективного формирования толерантных чувств у детей дошкольного возраста.
Заключение
Воспитание в духе поликультурности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать программы, связанные с формированием детей дошкольного возраста в этнической толерантности. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них. Основным достоинством воспитания на наш взгляд нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом.