Шины, после топлива, занимают второе место в затратах на эксплуатацию автомобилей и составляют около 20 % от стоимости карьерного самосвала БелАЗ. Если учесть их высокую стоимость для карьерных автомобилей, то продление срока службы шин становится одной из главных задач по снижению эксплуатационных затрат. Поэтому современные технологии: накачка шин азотом; постоянный контроль за давлением в процессе эксплуатации; бортовая диагностика – являются перспективными, особенно для карьерных автомобилей. Снижение износа шин позволит также улучшить экологическую обстановку в регионе эксплуатации за счёт снижения его загрязнения неулавливаемыми и неутилизируемыми отходами [1].
Цель исследования
Изучение и предупреждение причин преждевременного износа и разрушения шин связано с необходимостью умения определить их виды износа и разрушений, безошибочно выявлять причину, вызвавшую каждое конкретное разрушение или вид износа шин, а также определить основную причину, вызвавшую данное разрушение или вид износа.
В статье дана методика определения прогнозируемого ресурса автомобильных шин большегрузных автосамосвалов по эксплуатационным показателям и выработаны предложения по ее дальнейшему совершенствованию [3].
Материалы и методы исследования
Все шины, вышедшие из эксплуатации, разделяют на две категории: I – с нормальным и II – с преждевременным износом или естественным износом (разрушением) новых и первично восстановленных шин, подразумевают естественный износ, наступивший по выполнении шиной эксплуатационной нормы пробега и пригодной для восстановления.
Нормальным износом (разрушением) повторно восстановленной шины считается износ, наступивший по выполнении его эксплуатационной нормы пробега независимо от пригодности или непригодности этой шины к последующему восстановлению.
Указанный критерий определения нормального износа (разрушения) шин является условным. Шины с видами износа и разрушения, не отвечающие указанному критерию, относятся ко II категории.
Все факторы, влияющие на износ шин, с точки зрения их реализации с целью увеличения ресурса шин целесообразно классифицировать по признаку управляемости техническим персоналом ПТБ.
Для определения параметров влияющих на пробег шин используем так называемый Релеевский метод решения размерных систем[2].
Известны следующие величины: давление шины P, боковая сила действующие на колесо Fб, угловая скорость w, масса Q, пробег S, ускорение силы тяжести g, радиус R, коэффициент трения качения fk , ширина шины D, твердость покрытия Tп, абразивность Ап.
При исследовании за основную величину выражаем через массу М, веремени t и длину L.
Имеем одинадцать переменных и три основные размерности. Эту систему легко разбить на безразмерные комбинации, не прибегая к формальному методу Релея. Например, логично первую комбинацию записать как S/R, тогда второй комбинацией может быть S/fk, а третьей S/D.
На таблице показаны основные переменные.
Основные переменные
№ п/п |
Название переменной |
Обозначение |
Формула размерности |
Единица измерения |
1 |
Давление шины |
P |
M∙t -2∙L-1 |
Н/м2 |
2 |
Боковая сила действующие на колесо |
Fб |
M∙L-1∙t -2 |
Н |
3 |
Угловая скорость |
w |
t -1 |
1/c |
4 |
Масса |
Q |
M |
кг |
5 |
Пробег |
S |
L |
м |
6 |
Ускорение силы тяжести |
g |
L∙t -2 |
м/c2 |
7 |
Радиус |
R |
L |
м |
8 |
Коэффициент трения качения |
fk |
L |
м |
9 |
Ширина шины |
D |
L |
м |
10 |
Твердость покрытия |
Tп |
M∙t -2∙L-1 |
Н/м2 |
11 |
Абразивность |
Ап |
M∙t -2∙L-1 |
Н/м2 |
Когда безразмерные комбинации подбираются таким образом, каждая переменная должна появиться хотя бы один раз.
Допустим теперь, что между этими величинами существует следующее соотношение:
μ (Pα, Fбβ, w γ, Qι, gj, Rq, fke,Dl, Tпs, Апk) = S, (1)
Подставим сюда вместо символов размерности из таблицы:
μ ((M∙t -2∙L-1)α, (M∙L-1∙t -2)β, (t -1)γ, M ι,
(L∙t -2)φ, Lq, Le, Ll, (M∙t -2∙L-1)s, (M∙t -2∙L-1)k) = L
Чтобы данное уравнение было однородным относительно размерностей, должны выполняться следующие соотношения между показателями степени:
для M: 0 = α + β + ι + s + k
для L: 1 = – α – β + j + q + e + l + s – k
для t: 0 = – 2α + 2β – γ – 2j – 2s – 2k
Имеем три уравнения с 10 неизвестными. Упростим их, исключив s, j и γ. Тогда s = – α – β – ι – k, j = – q – e – l – ι – 1 и γ = – 2j + 4β + 2ι. Подставляя эти соотношения для показателей степени в формулу (1), получаем
μ (Pα, Fбβ, w-2j+4β+2ι, Qι, g-q-e-l-ι-1,
Rq, fke,Dl, Tп-α-β-ι-k, Апk) = L
Объединяя члены с одинаковыми показателями степени, легко составить безразмерные и размерные комбинации
μ [(P/Tп)α, (Fбw4/Tп)β, (Qw2/Tп)ι,
(R/g)q, (fk/g)e, (D/g)l, (Ап/Tп)k] = L
Размерные величины:
μ [(Fбw4/Tп)β, (Qw2/Tп)ι,
(R/g)q, (fk/g)e, (D /g)l] = L
Безразмерные величины:
μ [(P/Tп)α, (Ап/Tп)k, S/R, S/fk, S/D] = L
Десять первоначальных переменных задачи дают пять размерных и безразмерных комбинаций.
В данном случае имеется всего пять безразмерные комбинации, хотя к этому выводу невозможно прийти лишь с помощью анализа размерностей. Однако совершенно очевидно, что анализ размерностей позволяет упростить эксперимент [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Статистический метод анализа надежности позволяет оценить надежность автомобильной шины, выявить причины, характер и взаимосвязь их неисправностей. Выбор критериев зависит от типа шины, ее назначения и требуемой полноты оценки надежности. Оценка показателей надежности осуществляется в несколько этапов на основе статистических данных.
Основными этапами являются:
– оценка параметров распределения;
– вывод функции распределения для оценки основных показателей
надежности;
– оценка надежности.
Расчеты показателей надежности, способы их обеспечения в процессе проектирования и изготовления, сбор данных об отказах автомобильных шин в процессе испытания (тестирования) и эксплуатации – это главные направления решения поставленной задачи [3].
Выводы
Таким образом, проведенный анализ размерностей переменных позволяет разработать мероприятия по повышению показателей надежности автомобильных шин для устойчивости движения большегрузного карьерного автомосамосвала. Внедрение этих мероприятий позволит оценить показатели надежности и затраты на поддержание шин в работоспособном состоянии, определить прогнозируемый ресурс шин по эксплуатационным показателям.