Банковский маркетинг в Казахстане находится в развивающейся стадии и поэтому об эффективной и успешной работе большинства банков в этой сфере говорить еще рано. В данной статье мы рассмотрим одну из причин такой ситуации.
Западные банки уделяют значительное внимание проведению маркетинговых исследований на рынке банковских услуг, в результате которых им удается привлечь новых клиентов на выгодных для них условиях и, в конечном итоге, оказаться в выигрыше самим. В Казахстане развитие банковского маркетинга и проведение маркетинговых исследований затрудняется, прежде всего, его высокими издержками. Масштабные маркетинговые исследования отличаются дороговизной и поэтому только очень крупные и успешные банки могут позволить себе проводить их по рассмотренным в данной работе направлениям.
Основной целью исследования является раскрыть роль и значение маркетинговых исследований в банковском секторе.
Материалы и методы исследования
Значительный вклад в исследовании банковского маркетинга внесли российские и зарубежные ученые В.Т. Севрук, И.О. Спицин, Я.О. Спицин, Э.А. Уткин и другие. Исследование базируется на использовании научных методов: обобщения от частного к общему и от общего к частному, анализа, прогнозирования, экономической оценки (аналогии). В ходе написания статьи использованы различные источники литературы: научная литература, статистические данные и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение
Целью деятельности коммерческого банка является максимизация прибыли от реализации банковских услуг. Одну из ведущих ролей на пути достижения этой цели играет эффективное использование средств банковского маркетинга [1,с. 89].
Основной задачей банковского маркетинга является продвижение продукции на рынке и занятие на нем оптимальной позиции. Эта задача реализуется через функции банковского маркетинга, например, анализ окружающей среды, планирование продуктового ряда, управление потребительским спросом, рекламу и другие. Очевидно, что для успешного осуществления своей деятельности, банку необходимо обладать как можно более полным комплексом сведений о состоянии рынка. Чтобы решить эту задачу, маркетологи применяют специальные инструменты – маркетинговые исследования и анализ полученных результатов.
Исследования охватывают весь процесс маркетинга – от поиска новых идей и видов банковских продуктов (услуг) до их использования конечным потребителем. Поэтому маркетинговому исследованию подвергаются все виды деятельности и сферы банковского маркетинга, а именно сами банковские продукты, вкладчики (инвесторы-покупатели, инвесторы-продавцы), финансовые рынки, места (пункты) реализации, реклама и т.д.
Маркетинговые исследования включают в себя целый комплекс видов деятельности: анализ возможностей финансового рынка и его секторов; изучение поведения потребителей банковских услуг; изучение банков-конкурентов на финансовом рынке; изучение банковских продуктов по их качеству, привлекательности и др.; анализ данных о реализации банковских продуктов; действие экономических, политических, технологических, культурных и других факторов, влияющих на рынок банковских продуктов и услуг; маркетинговая инфраструктура рынка, то есть наличие в достаточном количестве посредников для продажи банковских продуктов, филиалов банка в различных регионах и т.п.; средний уровень цен на банковские услуги; выбор «ниши», т.е. наиболее благоприятного сегмента рынка банковских услуг.
Рассмотрим каждое из них. Что касается первого, то здесь нужно сказать, что национальный финансовый рынок, кроме банковского сектора включает в себя: денежный рынок, валютный рынок, рынок пенсионных услуг, рынок ценных бумаг, рынок страховых услуг и рынок небанковских финансовых учреждений.
Изучение поведения потребителей банковских услуг частично пересекается с изучением рынка, в общем, конкретизируя его. Оно включает: более подробный анализ клиентуры и ее сегментирование по географическому, демографическому, психографическому и поведенческому признакам; изучение стимулов, заставляющих покупателей приобретать продукт, производимый рассматриваемым банком. При этом учитывается удобство его приобретения, цена, предоставление дополнительных услуг и т.п.; изучение возможностей воздействия на клиентов и их информирования путем использования рекламы, публикаций в СМИ, участия в выставках и т.п.; изучение реакции потребителей на выпускаемые товары и тенденций развития спроса [2, с. 67].
Для получения такой информации наиболее эффективным является личный опрос клиентов, но могут использоваться и другие формы опросов. Применяется также метод наблюдения (например, при сегментировании потребителей в пределах микрорайона с учетом наличия общественного транспорта, интенсивности дорожного движения и т.п.). В результате, банк определяет профиль своего сегмента потребителей и, ориентируясь на него, выстраивает свою дальнейшую маркетинговую стратегию, стараясь сохранить прежних клиентов и привлечь новых.
Изучение банков-конкурентов на финансовом рынке включает в себя несколько задач: выявление конкурентов, которое представляет собой анализ банков, занимающих рассматриваемый сектор рынка и их продуктов; выявление приоритетных целей конкурентов; выявление стратегий конкурентов – это поиск и анализ сведений о маркетинговом комплексе конкурентов, в том числе о характерных особенностях их банковских продуктов, особенностях обслуживания клиентов, зоне распространения услуг и т.п.; преимущества и недостатки конкурентов с точки зрения потребителей. Опрос клиентов при таком направлении исследований применяется нечасто. В основном пользуются методами наблюдения, изучения публикаций, получения информации у официальных организаций. Получаемая таким образом информация очень помогает банку в конкурентной борьбе, так как она включает точные сведения о слабых сторонах банках – конкурентов. Результатом исследований является выработка конкурентной стратегии и возможность занять наиболее благоприятное положение в своей рыночной нише. Изучение банковских продуктов по их качеству, привлекательности и др. Сюда входит анализ предоставляемых банковских, депозитных, кредитных услуг, посредническая деятельность, валютные операции банков и др.
Анализ данных о реализации банковских продуктов. На основе данных Комитета по надзору финансового рынки и финансовых организаций НБ РК представляем динамику депозитов физических и юридических лиц за 2011–2013 годы. В табл. 1 представлен рэнкинг отечественных банков по вкладам физических лиц (ТОП-20 крупнейших банков).
Безусловными лидерами по приросту депозитов являются ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан) и АО «Банк RBK», которые по итогам 2013 года показали прирост вкладов по физическим лицам в 2 раза по сравнению с 2012 годом, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом эти банки увеличили вклады физических лиц в 2,2 и 2,7 раза соответственно.
Существенный прирост в 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдался в банках – ДБ АО «Сбербанк», АО «Жилстройсбербанк», АО «Евразийский Банк» и АО «Цеснабанк» – 87,6 %, 47,5 %, 43 % и 34,7 % соответственно, а в 2012 по сравнению с 2011 годом ДБ АО «Сбербанк», АО «Жилстройсбербанк», АО «Евразийский Банк» и АО «Цеснабанк» также показывали увеличение на 68,75 %, 79 %, 53,3 % И 60,3 % соответственно.
Следует отметить, что значительно поменял свои позиции ДО АО Банк ВТБ (Казахстан), поднявшись до 17-го места, АО «Банк RBK» с 18-го до 14-го места, ДБ АО «Сбербанк» с 9-го до 7-го места. Остальные банки претерпели незначительные изменения.
Тройка лидеров по привлеченным вкладам АО «Народный Банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк» и АО «БанкЦентрКредит» удерживают свои позиции в данной категории и показывают стабильный рост на протяжении последних трех лет. На рис. 1 представлена динамика структура рынка депозитных услуг для физических лиц за последние три года. Очевидно, что три лидирующие позиции на данном рынке неизменно занимали Народный Банк Казахстана (доля в среднем составляла 38,5 %), Казкоммерцбанк (в среднем -30,3 %), Банк Центр Кредит Банк (в среднем – 34,4 %).
Рис. 1. Динамика структуры рынка депозитных услуг для физических лиц, в %
Таблица 1
Рэнкинг банков по вкладам физических лиц (ТОП-20 крупнейших банков) млн. тенге
Место в рэнкинге |
Наименование банка |
Вклады физических лиц |
||||||||
01.01.12 |
01.01.13 |
01.01.14 |
01.01.12 |
01.01.13 |
Отклонение 2012 г./ 2011 г. ( %) |
Доля вкладов физических лиц в обязательствах на 01.01.13 |
01.01.14 |
Отклонение 2013 г./ 2012 г. ( %) |
Доля вкладов физических лиц в обязательствах на 01.01.14 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
1 |
1 |
АО «Народный Банк Казахстана» |
559 209,1 |
686 426,5 |
22,7 |
33,7 |
799 852,9 |
16,5 |
38,5 |
2 |
2 |
2 |
АО «Казкоммерцбанк» |
550 670,9 |
621 488,6 |
12,9 |
29,7 |
647 284,8 |
4,2 |
30,3 |
3 |
3 |
4 |
АО «БанкЦентрКредит» |
376 138,5 |
391 869,3 |
4,2 |
40,4 |
339 903,5 |
– 13,3 |
34,4 |
4 |
5 |
5 |
АО «БТА Банк» |
302 213,8 |
291 932,9 |
– 3,4 |
22,3 |
297 085,2 |
1,8 |
31,9 |
5 |
4 |
3 |
АО «kaspibank» |
222 723,8 |
319 162,0 |
43,3 |
61,1 |
408 425,4 |
28,0 |
53,3 |
6 |
6 |
6 |
АО «АТФБанк» |
155 200,3 |
211 478,9 |
36,3 |
27,0 |
227 934,8 |
7,8 |
27,6 |
7 |
8 |
10 |
АО «Альянс Банк» |
112 836,5 |
156 468,6 |
38,9 |
27,8 |
161 047,6 |
2,9 |
29,2 |
8 |
7 |
8 |
АО «Цеснабанк» |
99 337,7 |
159 218,6 |
60,3 |
28,0 |
214 415,5 |
34,7 |
25,2 |
Окончание табл. 1 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
9 |
9 |
9 |
АО «Жилстройсбербанк Казахстана» |
73 736,4 |
131 972,5 |
79,0 |
68,8 |
194 610,4 |
47,5 |
75,8 |
10 |
10 |
7 |
ДБ АО «Сбербанк» |
70 566,6 |
119 053,2 |
68,7 |
18,5 |
223 374,6 |
87,6 |
24,3 |
11 |
11 |
11 |
АО «Евразийский Банк» |
63 659,1 |
97 570,7 |
53,3 |
23,3 |
139 570,9 |
43,0 |
26,4 |
12 |
13 |
13 |
АО «Нурбанк» |
54 234,9 |
46 815,6 |
– 13,7 |
25,4 |
54 232,6 |
15,8 |
25,8 |
13 |
12 |
12 |
АО «Темирбанк» |
45 896,6 |
53 797,1 |
17,2 |
24,5 |
66 185,8 |
23,0 |
27,8 |
14 |
14 |
15 |
ДБ АО «HSBC БАНК КАЗАХСТАН» |
21 738,8 |
28 824,2 |
32,6 |
18,9 |
31 819,8 |
10,4 |
19,8 |
15 |
18 |
18 |
АО «Казинвестбанк» |
11 412,8 |
10 534,1 |
– 7,7 |
10,0 |
8 187,0 |
– 22,3 |
10,0 |
16 |
16 |
16 |
АО «ДБ»АЛЬФА-БАНК» |
10 673,7 |
15 398,6 |
44,3 |
13,3 |
23 098,1 |
50,0 |
15,8 |
17 |
19 |
19 |
АО «Delta Bank» |
6 239,2 |
9 567,6 |
53,5 |
7,8 |
7 362,4 |
– 23,0 |
0,04 |
18 |
15 |
14 |
АО «Банк RBK» |
6 099,6 |
16 453,8 |
в 2,7 раза ув. |
22,4 |
33 764,2 |
в 2 раза ув. |
16,4 |
19 |
17 |
17 |
ДО АО Банк ВТБ (Казахстан) |
4 736,2 |
10 651,2 |
в 2,2 раза ув. |
13,4 |
20 064,1 |
в 2 раза ув. |
15,9 |
20 |
20 |
20 |
АО «Ситибанк Казахстан» |
4 419,7 |
5 097,4 |
15,3 |
1,9 |
4 465,1 |
– 12,4 |
1,6 |
ИТОГО |
2 751 744,2 |
3 383 781,4 |
23,0 |
29,6 |
3 902 684,7 |
15,3 |
30,5 |
|||
ВСЕГО |
2 764 070,2 |
3 415 105,0 |
23,5 |
28,8 |
3 949 434,3 |
15,6 |
30,9 |
Примечание. Таблица составлена по данным из [3].
Рассмотрим рэнкинг коммерческих банков по вкладам юридических лиц (ТОП-20 крупнейших банков (табл. 2).
Рис. 2. Количество филиалов банков второго уровня на 01.09.2014 г.
Таблица 2
Рэнкинг банков по вкладам юридических лиц (ТОП-20 крупнейших банков) млн. тенге
Место в рэнкинге |
Наименование банка |
Вклады юридических лиц |
||||||||
01.01.12 |
01.01.13 |
01.01.14 |
01.01.12 |
01.01.13 |
Отклонение 2012 г./ 2011 г. ( %) |
Доля вкладов юридических лиц в обязательствах на 01.01.13 |
01.01.14 |
Отклонение 2013 г./ 2012 г. ( %) |
Доля вкладов юридических лиц в обязательствах на 01.01.14 |
|
1 |
1 |
2 |
АО «Народный Банк Казахстана» |
960 069,2 |
969 614,1 |
1,0 |
47,6 |
886 069,4 |
– 7,7 |
42,6 |
2 |
2 |
1 |
АО «Казкоммерцбанк» |
828 371,4 |
861 363,3 |
4,0 |
41,1 |
985 668,1 |
19,0 |
46,2 |
6 |
4 |
5 |
АО «БанкЦентрКредит» |
315 413,6 |
361 717,9 |
14,7 |
36,9 |
444 361,8 |
22,8 |
45,0 |
3 |
8 |
8 |
АО «БТА Банк» |
433 871,5 |
249 252,3 |
– 42,5 |
19,0 |
253 670,3 |
1,8 |
19,8 |
13 |
15 |
10 |
АО «kaspibank» |
95 330,7 |
93 619,0 |
– 1,8 |
17,9 |
179 147,6 |
91,4 |
23,3 |
4 |
6 |
6 |
АО «АТФБанк» |
367 471,4 |
261 985,9 |
– 28,7 |
33,6 |
329 358,1 |
25,7 |
39,9 |
9 |
10 |
12 |
АО «Альянс Банк» |
179 667,8 |
177 936,1 |
– 1,0 |
31,6 |
145 012,4 |
– 18,5 |
26,3 |
8 |
5 |
4 |
АО «Цеснабанк» |
241 883,9 |
356 697,4 |
47,5 |
62,8 |
474 021,2 |
32,9 |
55,7 |
19 |
20 |
20 |
АО «Жилстройсбербанк Казахстана» |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5 |
3 |
3 |
ДБ АО «Сбербанк» |
318 345,9 |
374 716,5 |
17,7 |
58,2 |
474 200,3 |
26,5 |
51,6 |
10 |
9 |
9 |
АО «Евразийский Банк» |
166 272,4 |
198 099,3 |
19,1 |
47,4 |
244 951,4 |
23,6 |
46,3 |
11 |
13 |
17 |
АО «Нурбанк» |
105 691,2 |
100 165,5 |
– 5,2 |
54,3 |
93 606,9 |
– 6,5 |
44,6 |
14 |
12 |
13 |
АО «Темирбанк» |
89 457,4 |
102 906,4 |
15,0 |
47,0 |
121 595,0 |
18,2 |
51,0 |
12 |
11 |
15 |
ДБ АО «HSBC БАНК КАЗАХСТАН» |
101 736,9 |
109 437,2 |
7,6 |
71,7 |
109 9439,0 |
0,5 |
68,3 |
16 |
16 |
19 |
АО «Казинвестбанк» |
50 465,5 |
88 019,4 |
74,4 |
84,8 |
68 241,0 |
– 22,5 |
83,1 |
17 |
17 |
16 |
АО «ДБ»АЛЬФА-БАНК» |
48 825,5 |
67 359,3 |
38,0 |
58,2 |
94 998,5 |
41,0 |
64,9 |
15 |
14 |
14 |
АО «Delta Bank» |
62 073,1 |
96 986,4 |
56,2 |
79,4 |
116 463,9 |
20,0 |
69,3 |
20 |
18 |
11 |
АО «Банк RBK» |
– |
48 910,9 |
100 |
66,6 |
148 282,7 |
в 3 раза ув. |
71,8 |
18 |
19 |
18 |
ДО АО Банк ВТБ (Казахстан) |
23 916,5 |
39 564,7 |
65,4 |
49,8 |
72 516,8 |
83,3 |
57,4 |
7 |
7 |
7 |
АО «Ситибанк Казахстан» |
311 495,1 |
257 571,8 |
– 17,3 |
95,0 |
265 419,4 |
3,0 |
96,8 |
ИТОГО |
4 700 359,0 |
4 815 923,4 |
2,5 |
95,6 |
5 507 533,8 |
14,4 |
43,1 |
|||
ВСЕГО |
5 034 962,8 |
5 118 368,7 |
1,7 |
44,8 |
5 896 175,6 |
15,2 |
44,1 |
Примечание. Таблица составлена по данным из [3].
По приросту вкладов юридических лиц в 2013 году лидером является АО «Банк «RBK»: объем вкладов по сравнению с 2012 годом увеличился в 3 раза. Также значительное увеличение по вкладам в 2013 году наблюдалось у банков АО «kaspibank», ДБ АО Банк ВТБ (Казахстан), АО ДБ «Альфа-Банк» – 91,4 %, 83,3 % и 41 % соответственно. Увеличение объема вкладов в этих банках повлияло на их места в рэнкинге следующим образом: АО «kaspibank» с 15-го места поднялся на 10-е, ДБ АО Банк ВТБ (Казахстан) с 19-го на 18-е, АО ДБ «Альфа-Банк» с 17-го на 16-е. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом снижение объема вкладов юридических лиц наблюдалось у следующих банков: АО «БТА Банк» – на 42,5 %, АО «АТФБанк» – на 28,7 % и АО «Ситибанк Казахстан» – на 17,3 %, хотя это не повлияло на их места в рэнкинге.
Действие экономических, политических, технологических, культурных и других факторов, влияющих на рынок банковских продуктов и услуг. Эти факторы составляют окружающую среду маркетинга и относятся к неконтролируемым факторам окружающей среды, влияющим на результаты маркетинговых исследований.
По результатам исследования банк предпринимает определенные действия, а дальнейший мониторинг показывает, насколько они были успешны, а значит, и насколько верно маркетинговое исследование отразило реальное положение дел.
Маркетинговая инфраструктура рынка, то есть наличие в достаточном количестве посредников для продажи банковских продуктов, филиалов банка в различных регионах.
Для получения этих сведений используются различные методы исследований. В некоторых случаях необходим опрос потребителей (в основном при анализе клиентуры), но чаще рынок изучается по различным публикациям, документам и т.п. Банк может обращаться за информацией в специальные организации, изучающие и анализирующие финансовые процессы на банковском рынке. Основным источником информации коммерческих банков выступает официальный сайт Комитета по надзору финансового рынка и финансовых организаций НБ РК (www.afn.kz), сайт казахстанской фондовой биржи (www.kase.kz), где банки публикуют ежеквартальные финансовые отчеты и ежегодная аудиторская отчетность, а также официальные вебсайты банков-конкурентов. Немаловажную роль также играет самостоятельное наблюдение за поведением потребителей, банков-конкурентов и протеканием рыночных процессов. На основе полученной информации руководство банка оценивает привлекательность рассматриваемого рынка исходя из его размеров, темпов роста, наличия входных барьеров и других критериев. В результате принимается или не принимается решение о внедрении определенного банковского продукта [4,с. 231].
Заключение
Результаты всего комплекса маркетинговых исследований используются для формирования наиболее эффективной маркетинговой стратегии банка. Она содержит два блока информации: прогноз развития целевого сегмента рынка и варианты изменения, в соответствии с ним, маркетингового комплекса банка (например, внедрение новых банковских продуктов, изменение зоны обслуживания и т.п.). При правильной разработке стратегии работа банка становится более эффективной, и он без труда может победить конкурентов, не использующих средства маркетинга или использующих их не в полной мере. В итоге банк добивается увеличения прибыли, что является его основной целью. Таким образом, маркетинговые исследования при своей кажущейся незначительности являются важным этапом в достижении генеральных целей банка, которым нельзя пренебрегать. Поэтому следует ожидать, что при глобальном внедрении маркетинговых исследований в практику казахстанских банков произойдет значительный скачок в их развитии. При этом будет улучшено как финансовое положение самих банков, так и уровень обслуживания клиентов, ассортимент банковских продуктов и прочие маркетинговые показатели.