В условиях глобализации и острой конкуренции на рынке образовательных услуг остро обозначились проблемы качества высшего образования. Этому способствуют распространение транснационального образования, новая парадигма непрерывного образования, рыночные принципы в образовательной политике, массовизация образования, формирование платного сектора высшего образования, диверсификация целей образования, дисбаланс между спросом и предложением в квалифицированной рабочей силе и др. Все указанные факторы при их стихийном развитии без системного управления качеством могут ухудшить качество высшего образования.
Изначально в Болонской декларации проблеме качества была отведена скромная роль: «Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования посредством разработки сопоставимых критериев и методологий» [3]. В Берлинском коммюнике министров образования стран-участниц Болонского процесса отмечена ключевая роль качества как основы создания Европейского пространства высшего образования и необходимость разработки согласованных стандартов, процедур и рекомендаций к системам обеспечения качества.
Обеспечение качества – это многоаспектное понятие, имеющее различные смысловые значения, в контексте национальных систем высшего образования. Согласно Болонским рекомендациям ответственность за обеспечение качества высшего образования лежит на каждом учебном заведении в отдельности. Контроль качества будет результативным только в случае, если он является неотъемлемой частью вузовской культуры качества. Именно она создает необходимую мотивацию и обеспечивает достаточный уровень компетентности для реализации механизма контроля качества.
По мнению зам. генерального секретаря EUA А. Сюрсока [1], «совершенствование качества невозможно добиться одними административными мерами – необходимо обеспечить заботу обо всех аспектах культуры качества, как некоей ценности, разделяемой всеми представителями академического сообщества».
Возникновение понятия «культура качества» обусловлено трансформацией смысла качества как разделяемой ценности и коллективной ответственности всех субъектов образовательного процесса. Ключевым показателем культуры качества служит качество преподавания, ориентированного на конечный результат. Несмотря на очевидность такого тезиса данный аспект используется вузами слабо, в силу того что качество преподавания как многоаспектный параметр трудно оценить.
Существующие в мировой практике системы оценки качества имеют существенные различия по целям, задачам и степени вовлеченности в этот процесс профессиональных, общественных и государственных органов. Несмотря на разнообразие подходов в большинстве случаев оценка качества основывается на двух составляющих: внутренняя оценка (самооценка) и внешняя оценка. Конкретные механизмы реализации таких оценок также различаются. Необходимо отметить, что нет общепринятого в международной практике определения понятия «качество». Это объясняется его неоднозначностью, различные аспекты которого не поддаются адекватному формализованному представлению. Нет общепризнанной единой методики оценки качества образования. Дискуссионным остается вопрос: образование – это социальное благо или услуга? В глобализирующейся экономике высшее образование не может не быть услугой и данное суждение не противоречит его пониманию как общественного блага [2].
Основные участники и потребители образовательного процесса (студенты и их родители, преподаватели, администрация вузов, работодатели, Министерство образования), преследуя разные цели и задачи, имеют дифференцированные смыслово-содержательные понятия о качестве [6]. Качество образования для обучающихся – это возможность получения знаний, умений и практических навыков для успешного трудоустройства и развития карьеры. Для преподавателей – это развитая инфраструктура образовательного процесса и успеваемость студентов. Администрация вуза понятие качества преимущественно связывает с достаточно большим контингентом обучающихся и минимизацией отчисления студентов. Для работодателей качественное образование ассоциируется с подготовкой специалистов, способных работать в команде и быстро адаптироваться к условиям конкретного производства. Для МОН, как исполнительного органа, – это соответствие требованиям государственных образовательных стандартов и законодательства в области образования.
Понятие качество в системе высшего образования рассматривается с двух позиций: как конечный результат образовательной деятельности и как комплексный процесс, направленный на достижение запланированных результатов. Поэтому нужно проводить грань между результатом и процессом, дифференцируя требования к качеству со стороны различных субъектов. В первом случае (качество как результат) под качеством понимается интегральная характеристика, отражающая соответствие достигнутых результатов нормативным требованиям ГОСО, рынка труда и законодательства в области образования. Контроль качества образования как результат осуществляется в основном при проведении государственной аттестации вузов и лицензионном контроле. Во втором случае (качество как процесс) под качеством понимается совокупность составляющих образовательного процесса: качество образовательных программ, качество преподавания, материально-техническое обеспечение, развитость системы управления качеством, уровень информатизации и др. Такой вид контроля применяется в процессе госаттестации, лицензионного контроля и аккредитации вузов и образовательных программ.
В условиях массовизации высшего образования (на рубеже веков в Казахстане насчитывалось около 200 вузов, сейчас около 130) рыночный контроль за качеством образования стал мало эффективным. Рынок труда еще не способен формировать заказ на кадры. Ажиотажный спрос на высшее образование даже в условиях неблагоприятной демографической ситуации удовлетворяется в основном платежеспособными студентами. Усиление роли платного сектора высшего образования (около 77 % студентов обучаются на платной основе), либеральные принципы организации учебного процесса и контроля знаний в контексте Болонского процесса не усиливают мотивацию обучающихся к активной учебе и способствуют возникновению институционального конфликта между платной формой обучения и ненужностью знаний.
Высшая школа постепенно превращается в сферу услуг. Развитая сеть частных вузов и платного сектора высшего образования способствовала облегченному варианту получения высшего образования. В условиях низкого социального положения вузовского преподавателя развивается совместительство в ущерб качеству. Массовизация высшего образования, ориентированная на платежеспособный спрос населения, выполняла, преимущественно, функцию социализации, а не профессионализации молодежи. В возникающем конфликте предпринимательских интересов вузов и требований по обеспечению качества чаще всего побеждали финансовые интересы вузов. В такой ситуации неизбежна потеря значимости дипломов.
Несмотря на снижение прагматической ценности высшего образования, наблюдается устойчивый спрос на него. Высшее образование становится социальной нормой общества. В сознании людей внедряется тезис о перспективах улучшения жизненных стандартов за счет высшего образования. Иными словами, имеем основу зарождающегося «потребительского общества». Далеко не цивилизованный рынок труда еще слабо мотивирует молодежь к активной учебе для получения современных знаний, умений и ключевых компетенций. Возникает синдром бесполезности знаний, хотя образование, заверенное дипломом, остается нужным. В итоге имеем институциональный конфликт между существующей системой высшего образования и сферой труда, являющийся следствием неэффективного сопряжения этих двух систем. Такой конфликт блокирует позитивные перемены в высшей школе.
В последние годы наметилась тенденция превращения высшего образования в массовое явление, в обязательный атрибут казахстанского социума. Памятуя о том, что массовый продукт не может быть эксклюзивным, качество образования оставляет желать лучшего. Имеем еще один институциональный конфликт между расширяющимся рынком образовательных услуг и необходимостью обеспечения приемлемого качества. Массовость и доступность казахстанского высшего образования рассматриваются как один из факторов понижения качества образования.
Проблема обеспечения качества в развитых странах решается с помощью децентрализованных механизмов и процедур. В Казахстане сформирована Национальная система контроля качества высшего образования, включающая множество контрольно-надзорных процедур. Определяющим фактором обеспечения качества образования служит уровень подготовленности абитуриентов, который оценивается по результатам Единого национального тестирования (ЕНТ), выполняющего роль входного контроля. ЕНТ как одна из составляющих Национальной системы контроля качества направлено на расширение доступности качественного образования и как инструмент оценки интегральных школьных знаний. ЕНТ как индикатор уровня образованности и подготовленности абитуриента нужно совершенствовать в контексте развития логического мышления на основе системных знаний.
Ныне существующий заявительный принцип выдачи лицензий на образовательную деятельность без объективного анализа реальных возможностей вуза способствует неконтролируемому увеличению числа вузов и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров, что естественно усугубляет проблему обеспечения приемлемого качества. Нужно ужесточить процедуру лицензирования и лицензионного контроля на основе обновления правовой базы с исключением устаревших нормативов. Грамотно поставленная методология лицензионной проверки должна стать альтернативой уходящей в историю процедуры госаттестации [5].
Итоговая государственная аттестация обучающихся (ИГАО) выполняет функцию контроля качества на выходе (защита выпускной работы). Обязательной составляющей ИГАО в рамках Болонских преобразований является промежуточная аттестация в виде рейтинговой оценки знаний студентов. Она стимулирует активную работу на протяжении всего академического периода, позволяет контролировать текущую успеваемость, в том числе и эффективность СРС, и сводит до минимума возможность получения незаслуженной (случайной) итоговой оценки по дисциплине, поскольку она, являясь результирующей (две промежуточные аттестации в семестре с весовым коэффициентом 0,6 и итоговый экзамен с весовым коэффициентом 0,4), учитывает систематическую работу в течение всего семестра.
Внешняя оценка учебных достижений (ВОУД) проводится с целью независимой оценки качества и определения уровня усвоения обучающимися объема учебных дисциплин для студентов последнего курса в форме комплексного тестирования. Необходимость ВОУД оправдывается тем, что в процессе госаттестации (она с 2015 г. ликвидируется) студенты выпускного курса проходили комплексное тестирование на предмет выявления остаточных знаний.
Университетские рейтинги как критерий качественного образования в силу их вариативности носят весьма субъективный характер. Не следует их абсолютизировать и придавать им статус «истины в последней инстанции». Любой рейтинг нужно оценивать с точки зрения его функционального предназначения. Например, абитуриенту при выборе специальности и вуза важнее рейтинг образовательной программы, а не вуза в целом. Вхождение казахстанских университетов в мировые рейтинги должно стать следствием продуманных системных мер по модернизации высшего образования и науки, а не самоцелью. Любые рейтинги должны стимулировать вузы к развитию. Согласно Государственной программе развития образования РК на 2011–2020 годы не менее двух вузов будут отмечены в рейтингах лучших университетов мира.
В мировой практике высшего образования и обеспечения его качества усиливается внимание к внешним независимым процедурам оценки качества, которые стали неотъемлемой частью внутривузовской культуры качества. Процедура независимой аккредитации вузов в Казахстане передана в конкурентную среду. В 2011 году внесены изменения в Закон РК «Об образовании», утвержден Национальный реестр аккредитационных агентств, в который вошли два казахстанских и четыре зарубежных. С 2015 года государственная аттестация будет полностью заменена Национальной институциональной и специализированной аккредитацией для вузов. Независимая аккредитация вузов на рынке образовательных услуг становится механизмом по предоставлению гарантии качества, способствующим повышению конкурентных преимуществ вузов. Начиная с 2012 года, более 50 вузов Казахстана прошли институциональную аккредитацию через Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) и Независимое агентство по аккредитации и рейтинга (НААР). Аккредитовано более 500 образовательных программ. Набирает обороты Международная специализированная аккредитация образовательных программ зарубежными агентствами, вошедшими в Национальный реестр:ASIIN, ABET и др.
В формируемой Национальной системе оценки качества высшего образования одним из важнейших инструментов должна стать аккредитация, отличительными особенностями которой являются ее независимость, объективность и гласность. Такой подход к оценке качества вызывает доверие со стороны вузов и востребованность у работодателей. Независимые аккредитационные агентства способны стать связующим звеном между высшей школой и сферой труда в части выработки требований к результатам обучения в формате профессиональных компетенций.
В условиях постиндустриального общества с высокой динамикой перемен традиционная знаниевоцентрированная парадигма образования теряет эффективность. Явно обнаруживается дефицит компетентностно-ориентированных специалистов, способных после окончания вузов результативно трудиться в новых условиях. В казахстанской высшей школе, включившейся в Болонский процесс, начата реализация компетентностного подхода при формировании образовательных программ [4].
Согласно ГОС нового поколения профессиональные компетенции по каждой специальности высшего образования должны разрабатываться на основе профессиональных стандартов с учетом требований работодателей и социального запроса общества. Это актуализирует ускоренный ввод профессиональных стандартов, в которых должна быть квалификационная характеристика специалиста в формате компетенций, увязанная с Национальной рамкой квалификаций. Основные усилия в реформировании высшего образования должны быть направлены на сближение позиций работодателей и академического сообщества. Однако при этом следует иметь в виду, что «культура социального диалога высшего образования с рынком труда требует от вузов особой бдительности, чувства реальности, высокой прогностичности.
Компетентностный подход предполагает глубокие системные преобразования во всех составляющих высшего образования, затрагивающие содержание, преподавание, организацию учебного процесса, формы контроля, учебно-методическое обеспечение. Главным станет проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включенности студентов в разные виды деятельности активного и интерактивного характера.
Это потребует усиления роли кафедр и каждого преподавателя в согласованности действий по разработке и реализации образовательных программ. Особое значение приобретает не только содержательная сторона процесса обучения, но также формирование и развитие у студентов навыков самообучения. Необходим переход от пассивного восприятия ими знаний, передаваемых преподавателем, к активному, когда знания во многом вырабатываются самими обучающимися в процесса самостоятельной работы, осуществляемой под контролем преподавателя.
Необходимо дифференцировать требования и формы взаимодействия с обучающимися, обеспечивать проектирование индивидуальных образовательных траекторий. Решение этой задачи усложняется не только ее дидактической новизной, но и массовизацией высшего образования, когда студентами оказываются и те, кто с трудом адаптируется к вузовским требованиям. Формирование необходимых компетенций у студентов предполагает развитие соответствующих профессиональных компетенций и у преподавателей. Это необходимое условие повышения качества и эффективности педагогической деятельности, которое предполагает регулярное прохождение преподавателем различных форм повышения квалификации, активное их участие в научных исследованиях в сфере профессиональной деятельности. Повышение профессиональной компетентности – важное условие обеспечения международной компетентности педагогических кадров, которая является необходимым условием интеграции казахстанской системы образования в международное образовательное пространство.
Нужны согласованные действия ППС, нацеленные на единый командный результат. Нужно избегать бюрократического формализованного контроля, при котором в учебно-методические комплексы помещается некачественное содержание при соблюдении требуемой формы.
Проблема обеспечения качества высшего образования актуализируется неконкурентоспособным уровнем оплаты труда ППС, систематическим недофинансированием казахстанской высшей школы, неадекватностью механизмов развития высшего образования сложившимся социально-экономическим условиям, частой сменой образовательных приоритетов и слабым научно-методологическим обоснованием проводимых реформ высшего образования в контексте Болонского процесса и реализации Государственных программ развития образования РК на 2011–2020 годы и ФИИР. Сейчас нужны практические действия по повышению финансирования высшей школы и социального статуса преподавателя, культуры мышления и научности образования. Образование не столько сфера услуг, а сколько главный элемент общественного производства – воспроизводства человеческого капитала.
В этой связи нужны системные меры по поэтапному повышению финансирования высшего образования с нынешних 0,4 % ВВП до среднеевропейского (~ 2 % ВВП) и обеспечению конкурентоспособного уровня оплаты труда ППС, налаживанию механизмов социального партнерства высшей школы и сферы труда в развитии Национальной системы квалификаций и перехода к компетентностно-ориентированным образовательным программам. В обеспечении качества высшего образования важнейшими инструментами должны стать внутривузовские системы менеджмента качества и внешние процедуры независимой аккредитации.