На современном этапе важно не только оказать быструю и качественную медицинскую помощь, провести исчерпывающую и безошибочную диагностику патологических состояний пациентов, но и использовать при этом самый лучший мировой опыт в предоставлении медицинских услуг и прогнозировании моделей развития медицинских услуг [1].
Запоздалые лечебные мероприятия могут не только отразиться на последствиях для здоровья больного, но и являются важным фактором для дальнейших экономических потерь, связанных с утратой здоровья, инвалидизацией и смертью больных [4]. Поэтому социальная и экономическая значимость проводимого анализа мирового опыта оказания медицинской помощи на примере различных стран является наиболее актуальной для формирования дальнейшей стратегии и разработок в здравоохранении [3].
Ушли в прошлое научные исследования, в которых главным аргументом служили вопросы количества машин скорой медицинской помощи для своевременной доставки больного в клинику. В арсенале средств передвижения у медиков вертолёты, санитарная авиация, скоростные и оснащённые самым современным оборудованием реанимационные автомобили. Но, по-прежнему, остаётся острой проблема своевременного прибытия больного в лечебное учреждение. Поэтому вопросы организации своевременного оказания медицинских услуг, качественного оказания диагностических мероприятий также остаются высоко актуальными. Растёт потребность в обобщении результатов текущих совместных медицинских научных исследований, для привлечения внимания к необходимости принятия превентивных мер против угроз для здоровья населения [6].
Целью выполненного исследования является выявление возможности интерпретации наилучших достижений японского здравоохранения в организацию оказания медицинских услуг в России.
Материалы и методы иследования
Материалом для публикации послужили результаты посещения и анализа данных организации медицинской помощи в клиниках и поликлиниках университета Джунтендо (рис. 1), Токийского стоматологического университета (Токио, Япония), клиники университета Ниигата (Ниигата, Япония), специализирующихся на оказании не только стоматологической, но и лечебной помощи, включая хирургические методы лечения, а также знакомства с научно-диагностическими департаментами медицинских учреждений Токио, Киото и Ниигаты.
а
б
г
д
Рис. 1. а – рабочее место аспиранта в Международном медицинском научно- образовательном центре (Ниигата, Япония); б – клиника университета Джунтендо (Токио, Япония; в – лаборатория клиники; г – рабочие места для лечения пациентов в стоматологической поликлинике; д – приём больных и лечение в стоматологической поликлинике
Результаты исследования и их обсуждение
Система экономики здравоохранения Японии является одной из самых передовых в мире [5, 18]. об этом свидетельствует самая высокая продолжительность жизни японских граждан. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что государственная система здравоохранения и всеобщее обязательное медицинское страхование являются основой для доступности оказания медицинских услуг не только гражданам Японии, но и лицам, временно или постоянно проживающим в Японии, не являющимся гражданами страны. Большая часть затрат на здравоохранение обеспечивается государством и работодателями частного сектора, а расходная часть самих граждан на медицинскую страховку невелика, она может составлять в семье из 4-х человек при одном работающем только 4 %. Лишь небольшое число граждан, подпадающих под действие законов о помощи бедным, о борьбе с туберкулезом, пользуются правом на бесплатную или льготную медицинскую помощь [10, 13]. Независимо от материального обеспечения и размеров оплачиваемой страховки, каждый больной получает в полном объёме весь арсенал медицинских услуг и медикаментозного обеспечения. При этом страховая компания оплачивает 70 % всех реальных затрат на лечение больного. Остальная сумма выплачивается больным, но лишь в том объёме, какой позволяет его материальный уровень и положение в обществе. Иными словами, он оплачивает лечение по своим материальным возможностям, а уровень и объём медицинских услуг получает по своим потребностям, независимо от уровня его стратификации в обществе. Член правительства и крестьянин или рабочий абсолютно равны при получении медицинских услуг и при необходимости обязательно получат равноценную помощь и соответствующее медикаментозное обеспечение. Пациенты в возрасте старше 75 лет и люди с низким достатком получают медицинскую помощь на 90 % оплаченную страховыми компаниями. Социальная и экономическая поддержка и защита больного способствуют тому, что семья не испытывает материальных затруднений в случае заболевания одного из членов семьи, практически всю заботу берёт на себя страховая компания.
Также особого внимания заслуживает тот факт, что, если больной получает амбулаторное лечение, он обеспечивается медикаментами сразу после приёма у врача. При поликлинике работают аптечные учреждения, где выполняется подборка и изготовление необходимых препаратов для пациентов строго в соответствии с назначениями врача, и, таким образом, исключается хаос в самостоятельном приобретении препаратов больным, спекулятивном навязывании пациенту сотрудниками аптек более дорогостоящих препаратов в целях приобретения сверхприбылей. Также при такой системе выдачи лекарственных препаратов и контроле со стороны медицинской страховой компании, исключается какое-либо влияние производителей фармацевтических препаратов на продвижение своей продукции на рынке медицинских услуг. Такая организация обеспечения лекарствами исключает криминальные способы вымогания у населения денежных средств при продаже дорогостоящих фальшивых препаратов, способных, в лучшем случае, не навредить.
Для доставки больного используются средства скорой помощи (рис. 2), включая специализированные автомобили и вертолёты, при этом клиники, как правило, оборудованы вертолётными площадками.
Рис. 2. Организация скорой помощи и доставки больных в университетской клинике (Токио, Япония)
Лечебные учреждения в Японии организованы таким образом, что первые этажи корпусов представлены кабинетами поликлинической службы самых различных профилей, а верхние являются стационарами как для амбулаторного лечения, так и стационарного (рис. 3).
Рис. 3. Поликлиника университета Джунтендо (Токио, Япония). Фото Рева И.В.
Это способствует тому, что больной после приёма у врача не нуждается в длительной или самостоятельной доставке в лечебное учреждение, где он ещё раз пройдёт процедуру приёма у врача и оформления в приёмном отделении, а затем собеседования с дежурным и лечащим врачом, непосредственно занимающимся данным пациентом. Отсутствие такового алгоритма в медицинских учреждениях Японии сокращает количество не только врачей, но и среднего и младшего персонала, способствуют снятию дискомфорта у больного, вынужденного при наличии заболевания добираться в отдалённый стационар [7, 15]. Также это значительно сокращает не только экономические затраты как больного, так и лечебного учреждения, но и время до начала лечения. Положительным является также то, что история болезни после поликлиники поступает в стационар, поэтому сокращаются временные затраты на оформление больного в стационаре и собеседование с другими специалистами.
Процесс диагностических мероприятий начинается с выявления особенностей патологического состояния больного с помощью компьютерной обработки данных на основе клинических проявлений и жалоб больного, которые тот вносит в свой личный кабинет, уже имеющийся, или впервые открываемый. При этом пациент, обращающийся в поликлинику, сообщает на монитор свои жалобы, после обработки и быстрого анализа производится сортировка больных, которые отправляются по электронной очереди в нужный кабинет (рис. 4). Пропускная способность поликлиники в день может достигать 4 тысяч человек, посещаемость на 1 человека в среднем составляет 15 дней в год, на стационарное лечение в среднем приходится 4 дня в году на пациента. При повторном посещении больного период оформления жалоб сокращается, так как больной использует имеющиеся внесённые ранее данные и пароль входа в свой кабинет. Это позволяет осуществлять мониторинг динамики патологического процесса у конкретного больного.
Ко времени прибытия больного в кабинет врача карта больного сформирована и по специальной автоматической системе с программным обеспечением передаётся к соответствующему специалисту. Сокращается время приёма пациента, достаточно 6 минут в амбулаторных условиях и 4 минуты в стационарах, а не 15-20 нормативных минут, как в других развитых странах, включая Россию и США [9]. Поэтому отсутствует теневая сторона медицинской помощи, связанная с перегруженностью врачей, учитывая, что число врачей в Японии – 177 на 100 000 населения, при этом мы наблюдали в стационаре для новорожденных соотношение среднего медперсонала к количеству врачей, как 10/1 [8]. Практически каждый преждевременно родившийся ребёнок окружён заботой и вниманием специалиста со средним медицинским образованием. Техническое обеспечение позволяет с помощью специальных датчиков регистрировать на мониторах компьютеров малейшие изменения физиологических параметров в организме малыша. При такой организации ухода сохраняется жизнь младенцев весом до 500 г и в возрасте до 5 месяцев пренатального развития. Следует отметить, что смертность новорожденных в Японии самая низкая в мире– 4,4 случая (по другим данным, 2,8 случая на 1000 живорожденных), в России этот показатель соответствует 10,5, тогда как в США при затратах на здравоохранение, в 2 раза превышающих в Японии, составляет 8,9 [11]. Статистика здравоохранения Японии показывает, что из 60 случаев первичного рака, насчитывается 38 случаев заболевания переднего среднего средостения и 14 случаев заболевания заднего средостения [12]. Внедрение роботизированной хирургии в лечение рака легких создаёт наилучшие условия для исключения послеоперационных осложнений, при этом послеоперационное пребывание в стационаре составляет 5 дней [14].
а б
в
Рис. 4. Стоматологический университет, (Токио, Япония). Симуляционный центр для занятий студентов
Рис. 5. Лаборатория университета Джунтендо (Токио, Япония). Фото Рева И.В.
Серьёзнейшей демографической проблемой в стране является стремительное старение населения Японии [2], количество людей старших возрастных групп и преклонного возраста в ближайшем будущем достигнет 25–30 %. В Японии также намечается тенденция снижения уровня рождаемости. Эти данные свидетельствуют о предпосылках роста количества нуждающихся в медицинской помощи. Более ранние исследования, с использованием данных из системы японского долгосрочного страхования (LTCI) способствуют достижению цели здравоохранения Японии: дальнейшему росту средней продолжительности здоровой качественной жизни с 2011 до 2020 года и снижение доли инвалидности на 1 % в год с 2011 года [9]. Оценка экономии в долгосрочной помощи и качественной медицинской помощи при росте продолжительности жизни социально активного населения позволит сэкономить от 2500 до 5300 миллиарда иен [17] .
В Японии хорошо развиты сети частных клиник, имеющих дневные стационары от 3 до 5 койко-мест. Частные клиники имеют тесные связи с государственными учреждениями здравоохранения и научными. Стоимость медицинских услуг в частных и государственных медицинских учреждениях практически не отличается, так как контролируется государством и страховыми компаниями, что неплохо было бы применять в России, где стоимость стоматологического лечения диктуется самой клиникой и не имеет никаких разумных границ.
Отдельный вопрос относится к оснащению рабочего места врача (рис. 6).
Каждый врач имеет монитор с показателями состояния пациента благодаря компьютерным технологиям, автоматизированным и лучевым системам функциональной диагностики, а также данным клинических лабораторных исследований. Впечатляет организация получения анализов у амбулаторных больных, не нуждающихся в доставке их через весь город в поликлинику: забор производится на месте. Например, анализ мочи производится в поликлинике в специальном помещении с программным обеспечением для передачи комплексных анализов на монитор к лечащему врачу, что освобождает больного от многих неудобств, связанных с этой процедурой (рис.7 а).
Лабораторное оборудование автоматизировано как в обычных клиниках, так и в стоматологических (рис. 7 б, в).
а
б
в
г
Рис. 6. Организация рабочих мест врача в поликлиниках и стационарах с учётом достижений и разработок эргономики
а
б в
Рис. 7. а – оборудование для сдачи анализов мочи, место забора материала и инструкция; б – автомат для исследования и анализа материала; в – лаборатория стоматологической клиники
Недостатком является, на наш взгляд, несовершенная организация вакцинации, несмотря на то, что Япония хорошо известна, как страна закалённого населения с крепким здоровьем. Однако распространенность болезней, например, гепатита B, кори, паротита, краснухи и ветряной оспы остается выше, чем других развитых странах [12]. К факторам, влияющим на высокий уровень ДДП в Японии, относятся исторические и политические причины, по которым до недавнего времени не применялось использование ряда важнейших вакцин. Из-за разделения вакцин на финансируемые правительством «обычные» (например, полиомиелит, коклюш) и самостоятельно оплачиваемые «добровольные» (например, гепатит A и B), первые имеют более высокие показатели [6]. Не урегулирован административный подход к одновременной вакцинации, вакцинации при противопоказаниях и к интервалам вакцинации [16]. Также причиной отсутствия или недостаточной вакцинации служат низкий уровень профилактической работы среди населения и, как следствие, отсутствие намерения полностью вакцинировать детей в связи с неправильными представлениями о побочных эффектах и эффективности прививок. Эти многофакторные проблемы объединены и влияют на низкие темпы иммунизации населения и развитие ДДП чаще, чем в других развитых странах [12].
Работа выполнена при поддержке Научного Фонда Дальневосточного федерального университета, в рамках государственного задания 2014/36 от 03.02.2014 г. и Международного гранта Дальневосточного федерального университета (соглашение № 13-09-0602-м_а от 06.11 2013 г.).