В развитых странах и за рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми и подростками, имеющие отклонения в развитии. В каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально-экономическими условиями, психолого-педагогическими традициями, ориентацией на определенный научный подход.
Проблемы инвалидности, особенно среди детей и подростков – одна из острых социальных проблем современности. По данным ВОЗ более 500 миллионов человек, т.е. 10 % всего населения Земли, имеют ту или иную форму инвалидности [1, 2]. В большинстве стран по меньшей мере один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов [3]. Социально-педагогическая работа с детьми и подростками, имеющими инвалидность, осуществляется на основе нормативно-правовой базы документов мирового сообщества: прежде всего ООН и её подразделений, законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, законов и подзаконных актов Республики Казахстан (РК). Учитывая накопленный в нашей стране и зарубежных странах опыт по правому обеспечению охраны здоровья, а также по поддержке социально-уязвимых слоев населения, в РК действующее законодательство в основном соответствует международным нормам и правилам [4, 5, 6].
Вопрос об оказании помощи и обучении детей и подростков с ограниченными способностями был поставлен довольно давно. В развитых странах уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы. В каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально-экономическими условиями, психолого-педагогическими традициями, ориентацией на определенный научный подход. Между тем можно выделить и некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям.
Во-первых, это максимально возможная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями в общественную жизнь, в т.ч. и интегрированное обучение, что является важным моментом в жизни каждого ребёнка; во-вторых, преимущество воспитания этих детей в семье; в-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений организма и своевременное лечение, и в-четвёртых, индивидуальный подход к реабилитации и абилитации ребёнка в каждом конкретном случае.
Представляет интерес для изучения опыт работы социальных работников и социальных педагогов в США, которыми была разработана и апробирована программа «Инклюжен». В настоящее время в США функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам, охватывающая все сферы жизнедеятельности и способствующая максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в современном обществе. В Великобритании оказание помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями в развитии осуществляют три группы организаций: частные владельцы домов, общественный сектор и местные власти. В России Институтом развития личности при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана программа «Игротерапия», рекомендованная социальным работникам и социальным педагогам в работе с детьми с ограниченными возможностями. За рубежом получило распространение и другая методика, разработанная российскими исследователями, – игра «Ринго- Надежда», которая учитывала возможности каждого ребенка, испытывающго определенные отклонения в развитии.
Традиционно оказание помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями в развитии во всех странах, в т.ч. и в РК, осуществлялось в форме создания специальных образовательных учреждений, как правило интернатного типа. Однако, в последнее десятилетие стало очевидным, что постоянное нахождение детей в них приводит к усилению сегрегации и изоляции их в общении. Кроме того, негативные последствия для их социализации имеет и то обстоятельство, что эти дети в основном проживают вне семьи, которая практически не участвует в воспитательном процессе. При этом большинство родителей занимают иждивенческую позицию, целиком полагаясь на профессионализм специалистов в этой области, снимая с себя какую-то ни было ответственность за состояние и социальные перспективы подростка.
В РК по данным Министерства здравоохранения и социального развития идёт процесс омоложения инвалидности страны. Известно, что дети и подростки относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Семьи и родственники, имеющие на своём попечении детей и подростков с различными отклонениями в развитии, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе и многие из них испытают по-настоящему психологический стресс. Но в последнее время в этом направлении наметился положительный сдвиг. Семьи, в которых воспитывается ребенок-подросток с ограниченными возможностями, стали все более активнее проявлять интерес и заботу к своему ребенку. Социальная политика, проводимая в нашей стране, позволило обществу изменить свое отношение к данной проблеме. Эти изменения отражены в ряде документов, гарантирующие равные права и льготы детям с ограниченными возможностями: Законы «О здравоохранении», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О браке и семье», «О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан» и ряд других постановлений и указов Правительства РК.
Социальная политика нашей страны в отношении детей с ограниченными возможностями в развитии проявляется и в открытии специализированных центров по работе с данной категорией населения. В таких центрах совместными усилиями специалистов разного профиля: медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. используется комплексный подход в оказании помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии. От эффективности организации комплексной помощи в определяющей степени зависит не только предупреждение инвалидности, но и снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Предполагается, что своевременное вмешательство уменьшит вероятность отставания в развитии детей и подростков из группы риска [3].
Так, создан Центр комплексной реабилитации «Кенес» для защиты прав детей и подростков с ограниченными возможностями и их родителей, охраны здоровья и осуществления образовательных программ для социальной адаптации и трудовой реабилитации, коррекции двигательных, умственных и психических нарушений. Главной задачей работы Центра является оказание квалифицированной комплексной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями. Сотрудники Центра предлагают принципиально новую, инновационную модель комплексной реабилитации детей со сложной структурой дефекта, которая основывается на привитии жизненно важных навыков. Многолетний опыт работы Центра позволил добиться положительной динамики в социализации детей с особыми потребностями.
Интересен опыт работы Модельной семейной врачебной амбулатории «Демеу», созданный при поддержке Американского Международного Союза по программе партнерства между лечебными учреждениями городов Астаны и Питтсбурга, штат Пенсильвания. Задачей данной амбулатории является оказание бесплатной квалифицированной первичной медико-социальной помощи населению.
Неправительственная организация «Умай» оказывает медицинскую, социальную, юридическую, образовательную, коррекционную помощь населению, содействует всестороннему развитию социально-уязвимых слоёв населения, сохранению их здоровья, социальной адаптации, психокоррекции и самореализации.
В Карагандинской области в сентябре 2003 года начал свою работ Центр социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик надежды», целью которого является оказание помощи ребенку в освоении жизненного пространства, адаптирования к обществу.
Доказано, что развитие личности ребенка, а особенно подростка, в период которого определяются жизненно-важные устремления, может быть осуществлено только в процессе деятельности, в процессе овладения знаниями и навыками. Это может осуществляться только при поддержке и целеустремленной деятельности ряда специалистов: психолога, логопеда, дефектолога, социального работника и социального педагога. Однако, по мнению М.А. Галагузовой, Р.В. Овчаровой, ведущее место при этом должна отводиться социально-педагогической деятельности, в которой участвуют не только профессиональные специалисты, но и все члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки.,
В сложившейся ситуации, к которой, семья, как правило, оказывается совершенно неподготовленной, нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в её конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионально подготовленным к решению такого рода социально-психолог-педагогических проблем, и является социальный педагог.
Р.В. Овчарова выделяет три уровня осуществления профессиональной деятельности социального педагога [7]: исполнение; планирование; проектирование.
На каждом этапе работы реализуются определенные функции:
• диагностическая, функция планирования, организаторская;
• коммуникативная, побудительная, формирующая;
• аналитическая, оценочная: координации, коррекции и совершенствование.
Основные принципы социально-педагогической работы как с семьёй, так и с самим подростком:
• индивидуальная помощь в сложившейся ситуации;
• групповая поддержка самого ребенка и его ближайшей микросреды;
• общественная защита прав ребенка-инвалида и его семьи;
• практическая забота о сохранении психического здоровья в данной микросреде;
• тесное взаимодействие с семьёй ребенка.
В своей деятельности социальный педагог может использовать различные технические модели взаимодействия: краткосрочные и долгосрочные. Специалисты в данной области могут использовать такие методы, как наблюдение, составление договора, консультирование, проведение тренингов и беседы и др. Все перечисленные технологические подходы, модели и формы социально-педагогической работы как с семьёй, так и самим ребенком, заимствованные в основном из зарубежного опыта, находят все более широкое применение в практике деятельности специалистов в данной области.
Таким образом, беседы с самим подростком, имеющим отклонения в развитии, его семьей, ближайшим окружением, долговременное наблюдение конкретных семей, анализ статистической отчетности и служебной документации позволяют оценить эффективность деятельности социального педагога по комплексной реабилитации семей, а также и самого подростка, по повышению социальной адаптации.