Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF RESEARCH OF THE PROBLEM OF THE INTERNATIONAL RELATIONS

Shomanov N.T. 1 Zhusupbekova M.K. 2
1 Kazakhsky national university of al-Farabi
2 Kyzylordinsky university of a name of Korkyt-Ata
2505 KB
In article environmental problems creation of single nation is a task of long-term prospect. For the performance of the put objective every ethnic group needs occupying the place, keeping and developing the unique culture, simultaneously integrated in the structure of basic part of population, observing principle «one country is one people». Such consolidation must pass consciously, putting before itself the aim of maintenance of general legal and economic space and joint defence of general interests in the international arena. One of the main directions of domestic policy of the modern states is providing peace and harmony among the population. Kernel of the Kazakhstan domestic policy is providing an interethnic consent. The special part in it the directions is assigned to Assembly of the people of Kazakhstan which promotes establishment of the international authority of the Republic of Kazakhstan as the country which is effectively resolving issues of the interethnic relations.
subject
ethnocultural processes
ethnopolicy
assembly
tolerance

В Казахстане существуют все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития, поскольку представители всех наций осознают себя созидателями новой культурной общности – казахстанского народа. В Независимом Казахстане сегодня очень актуальными являются этнополитические, этнокультурные процессы. Они требуют всестороннего политического анализа. Казахстан – социально дифференцированное полиэтническое сообщество, где для субъектов характерно наличие разных интересов и разная степень их культурной и политической активности. Казахстанская модель политического и государственного устройства, сочетает в себе общепризнанные закономерности демократического развития. За 24 года независимости в стране реализована собственная модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма [1].

Целью исследования является изучение понятия, культуры и проблемы межнациональных отношений, способствующих поддержанию общественного согласия и консолидации интересов этносов.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования являются научные работы ученых, нормативно-правовые документы Республики Казахстан.

Результаты исследования и их обсуждение

Aктивную рaзрaбoтку пoлучили рaзличныe тeoрии мeжнaциoнaльных oтнoшeний. Coглacнo cтрaтификaциoннoй тeoрии мeжду coциaльнoй и нaциoнaльнoй cтруктурaми oбщecтвa имeeтcя чeткaя взaимocвязь. Cooтвeтcтвeннo cущecтвующиe в oбщecтвe рaзличныe cфeры жизнeдeятeльнocти, виды зaнятий, прoфeccии и т.д. приoбрeтaют чeткую этничecкую oкрacку, cтaнoвяcь привилeгиeй тeх или иных нaциoнaльных групп. Этничecкиe группы, нaхoдящиecя нa вeршинe coциaльнoй иeрaрхии выcтупaют здecь кaк дoминирующиe группы или этнocы-дoминaнты, тe жe, ктo нaхoдятcя нa низших coциaльных cтупeнях, прeврaщaютcя в этничecких aутcaйдeрoв.

В различных ассимиляторских теориях основной упор делается как раз на взаимоотношения этносов-доминантов и этносов-аутсайдеров. Удел последних по мысли большинства исследователей данного направления – растворение в составе господствующей нации.

Сторонники концепции этнической солидарности утверждают, что в современном мире основным принципом, объединяющим людей в общественные группы, выступает их этническая принадлежность, а все остальные формы групповой солидарности (классовые, сословные) утрачивают свое значение. Стало быть, межнациональные конфликты являются неизбежным злом, и избежать их можно только посредством создания мононациональных государств. В противовес предыдущим направлениям идея культурного плюрализма, напротив, отстаивает тезис о самоценности и равенстве всех наций. Аргументы сторонников культурного плюрализма основываются на убеждении, что от этнического, языкового, культурного и религиозного разнообразия общество только выигрывает.

Активизация связей и отношений между народами придает актуальность вопросу о культуре межнационального общения. Ее основными принципами необходимо признать толерантность, взаимное уважение, конструктивное взаимовыгодное сотрудничество. В противном случае неизбежны конфликтные ситуации и межнациональные столкновения и, как следствие, появление беженцев, вынужденных переселенцев, ухудшение социально-экономической, социально-политической и криминогенной ситуации.

Здесь считаем целесообразным более детально изучить толерантность в межнациональных отношениях.

Некоторые исследователи считают, что следует различать понятия толерантности, терпимости и интолерантности.

Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. Толерантность «это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон».

Терпимость в таком контексте должна рассматриваться как наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.

Тогда под этнической интолерантностью подразумевается преобладание негативного восприятия представителей иной этнической культуры при безусловно позитивном восприятии собственной. Проявлением интолерантности при таком подходе можно считать и выраженные «этнонигилистские» тенденции – негативное отношение к своей этнической группе, отрицание этничности вообще, вплоть до квалифицирования её как вредного явления.

Часто выделяются следующие типы отношений в системе индивид – группа:

• активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);

• пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтничных групп);

• толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку – языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);

• толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);

• интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры) [2].

Не этническое самосознание вообще, а гиперболизация его (в том числе эгоцентризм, этноэгоизм) отрицательно влияет на толерантность.

Большинство исследователей сходятся на двух основных значениях понятия «межнациональные отношения». В широком смысле под термином межнациональные отношения понимается взаимодействие народов в различных сферах (политике, культуре и т.п.), а в более узком смысле это межличностные отношения между людьми разных национальностей, которые имеют место в различных сферах общения (семейное, трудовое, дружеское и т.д.).

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм – это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

1) Основные тенденции развития наций:

2) Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах, формы:

– самоизоляция в целом;

– протекционизм в экономике;

– национализм в различных формах в политике и культуре;

– религиозный фанатизм, экстремизм.

3) Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

– Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))

– Транснациональные корпорации (ТНК)

– Международные культурные и народные центры

– Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

4) Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов, человечество превращается в единую политическую систему между которыми постепенно стираются традиционные границы, межнациональный конфликт[3].

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9 % всех государств мира).

В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90 % населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) едва ли половина населения является этнически однородной группой [4].

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Проблемы межэтнических отношений представляют собой ту область знаний, которая совпадает в зарубежной и отечественной политологии и социологии. Межэтнические отношения составляют область междисциплинарного изучения. Именно с развитием социологического изучения отношений между народами, этническими общностями появилась настоятельная потребность выделить два уровня их изучения: 1) институциональный- и 2) межгрупповой, межличностный [5].

При институциональном уровне складывающиеся отношения между представителями различных народов происходят на государственной основе и развиваются в рамках взаимодействия федеральных и республиканских органов власти, последние в лице вышестоящих органов – президента, парламента выражают интересы всех жителей республики. Собственно в республиках осуществляются и реализовываются социально-культурные интересы доминирующего большинства национальностей или титульных национальностей. Вместе с тем, и федеральные органы власти в свою очередь тоже призваны выражать интересы доминирующего большинства национальностей в стране.

Отношения институционального уровня рассматриваются в контексте федеральных и республиканских взаимодействий и складываются в рамках макросоциальных процессов, которые существенно сказываются как на межличностных, так и на межгрупповых отношениях.

Сложность изучения больших групп типа этнических общностей состоит в том, что их отношения определяются не только интересами и обстоятельствами нынешнего дня, они имеют и предысторию. Кроме того, в больших группах, как правило, существуют разные социальные группы, политические объединения с перекрещивающимися интересами, которые в свою очередь лежат в разных плоскостях, в разных сферах жизнедеятельности (экономике, культуре, политике и т.д.).

Исходя из этого, межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в разных сферах – политике, культуре и т.д., в узком смысле – как межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения – трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения. Поэтому разные науки и научные направления обращаются к изучению межэтнических отношений со своей точки зрения. Этнологи из всех отношений между этническими группами изучают обычно межкультурные взаимодействия (в центре их внимания – этнокультурные переменные). В поле зрения историков находятся отношения между народами в ретроспективе. В политической социологии исследуется влияние характера межнациональных отношений на политическую обстановку в стране, республиках.

Несмотря на то, что характер межэтнических отношений в каждой отдельной стране специфичен и связан с особенностями развития и взаимодействия конкретных этнических общностей на данной территории, тем не менее, существуют общие закономерности их внутреннего развития.

Помимо факторов глобального и внутреннего характера на уровень межнациональных отношений, безусловно, влияют и внешнеполитические факторы, среди которых можно особо выделить следующие:

– наличие и влияние этнических диаспор за рубежом;

– стабильность или нестабильность соседних и пограничных регионов и стран;

– характер внешних связей и уровень сотрудничества;

– меняющийся внешний имидж государства в регионе и мире [6].

Сегодня новые независимые государства Центральной Азии относятся к государствам переходного типа. Это состояние характеризуется длительной эволюцией всех институтов. Крушение тоталитарной системы не привело автоматически к становлению рыночной экономики и утверждению форм демократии в их полном объеме, осуществлять модернизацию в обществе и государстве приходится на ходу, создавая ее предпосылки – гражданское общество, правовое государство, рыночную экономику с защищенной частной собственностью.

В настоящее время все страны СНГ находятся в поисках форм государственного устройства, адекватных внутренним условиям. В этой связи в 1994 г. Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым была выдвинута идея формирования Евразийского содружества, которое является формой интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности, социально-экономической модернизации в постсоветском пространстве. Был обнародован проект формирования Евразийского Союза, который получил позитивный резонанс среди стран СНГ. Многие политические лидеры отмечают, что найдена цивилизационная формула сочетания национально-государственных интересов с необходимостью интеграции на новой основе.

Выводы и заключение

Таким образом, национальная политика – это совокупность законодательных, организационных и идеологических мер государства, которые направлены на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений. Национальная политика является целенаправленной деятельностью по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Помимо этого, в настоящее время в Казахстане сформирована уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия как Ассамблея народа Казахстана. Эта организация была создана Указом Президента РК от 1 марта 1995 года консультативно – совещательным органом, потом в 2007 году ей был присужден статус конституционного органа. В данное время этот орган является действенным механизмом по поддержанию баланса различных этнических интересов и укреплению общественного согласия. Это орган, который объединяет все национально-культурные центры, представителей всех этнических меньшинств, населяющих нашу страну.

Таким образом, можно утверждать, что Ассамблея народа Казахстана является главным инструментом национальной политики в республике, которая способствует консолидации интересов этносов, а Республика Казахстан один из успешных образцов применения принципа толерантности в социокультурном измерении, где мирно проживают представители различных этносов, принадлежащих различным религиозным конфессиям.