Согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН о ситуации с обеспечением продовольственной безопасности в мире уже к 2020 году голод может коснуться четверти населения земного шара. В ближайшие 40 лет, по оценкам зарубежных специалистов, проблема нехватки продовольствия выйдет на первое место в мире. Многие эксперты говорят об окончании нефтяной эпохи и о начале эры, когда ведущим фактором мировой политики становится продовольствие.
Нарастающие процессы глобализации, интеграция Казахстана в Евразийский экономический союз обостряют проблему продовольственной безопасности и для нашей страны. В настоящее время проблема продовольственной безопасности приобрела глобальный характер, как фактор, определяющий здоровье нации.
По определению Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) продовольственная безопасность включает в себя физическую и экономическую доступность достаточного для поддержания жизни объема и качественного продовольствия для всего населения.
Казахстанское законодательство определяет продовольственную безопасность как: «продовольственную безопасность, предусматривающую состояние защищенности экономики, в том числе агропромышленного комплекса, при котором государство способно обеспечить физическую и экономическую доступность населению качественных и безопасных продовольственных товаров, достаточных для удовлетворения физиологических норм потребления и демографического роста» [1].
Цель исследования – рассмотреть современное состояние продовольственной безопасности в Республике Казахстан и определить возможности решения существующих проблем.
Материалы и методы исследования
Научное исследование проводилось на базе секторов управления АПК с использованием статистических материалов (данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан), общенаучных и специфических методов исследований.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с правилами мониторинга состояния продовольственной безопасности критериями обеспечения продовольственной безопасности являются: физическая доступность продовольственных товаров;экономическая доступность продовольственных товаров; гарантия безопасности пищевой продукции[2].
Физическая доступность пищевых продуктов во многом определяется развитием торговой инфраструктуры. В Казахстане, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан [3], насчитывается 117034 магазинов розничной торговли по продаже потребительских товаров, включая торговые дома. При этом, торговая сеть в городской местности укрупняется, появляются супермаркеты, торгующие продовольственными товарами. Товароснабжение сельских жителей обеспечивается индивидуальными предпринимателями, а по основным продуктам питания (мясо, молоко, яйца и др.) обеспечивается за счет производства в личных подсобных хозяйствах. Часть городского населения также обеспечивает потребление картофеля, овощей, ягод и фруктов за счет производства на личных приусадебных и дачных участках. Для определения физической доступности проводится мониторинг наличия продовольственных товаров (список из 65 наименований хлебобулочных, крупяных, макаронных, молочных, рыбных, мясных, пищевкусовых товаров) в торговой сети городов страны [3]. Анализ результатов данного мониторинга показывает в целом 100 % наличие указанных наименований товаров в продаже.
Кроме того, физическая доступность определяется и внутренним производством, сравнительными преимуществами страны в производстве базовых продовольственных продуктов, эффективностью этого производства.
Однако, как видно из табл. 1, объем производства мяса в убойном весе, молока, яиц хотя и увеличивается в последние годы и этот рост начинается с 2000 года, но за этот период достиг только уровня 1996 года по мясу, 1995 года по молоку, и превышает уровень 1992 года по яйцам.
Таблица 1
Производство продовольственных товаров
|
Мясо (в живом весе), тыс. тонн |
Мясо (в убойном весе), тыс. тонн |
Молоко, тыс. тонн |
Яйца, млн. штук |
1990 |
2 633,7 |
1 559,6 |
5 641,6 |
4 185,1 |
1991 |
2 573,1 |
1 524,4 |
5 556,9 |
4 075,3 |
1992 |
2 155,7 |
1 257,5 |
5 265,1 |
3 564,7 |
1993 |
2 231,1 |
1 311,5 |
5 576,5 |
3 288,2 |
1994 |
2 101,7 |
1 206,7 |
5 296,0 |
2 629,3 |
1995 |
1 773,8 |
984,8 |
4 619,1 |
1 840,8 |
1996 |
1 510,0 |
836,7 |
3 627,1 |
1 262,4 |
1997 |
1 345,7 |
717,4 |
3 334,5 |
1 265,8 |
1998 |
1 203,1 |
636,3 |
3 364,3 |
1 388,4 |
1999 |
1 182,3 |
634,9 |
3 535,2 |
1 512,4 |
2000 |
1 054,1 |
569,4 |
3 730,2 |
1 692,2 |
2001 |
1 054,2 |
585,1 |
3 922,9 |
1 855,3 |
2002 |
1 080,7 |
595,8 |
4 109,8 |
2 102,1 |
2003 |
1 127,8 |
613,7 |
4 316,7 |
2 276,7 |
2004 |
1 200,1 |
654,3 |
4 556,8 |
2 316,8 |
2005 |
1 252,0 |
675,9 |
4 749,2 |
2 514,0 |
2006 |
1 327,3 |
724,5 |
4 926,0 |
2 494,7 |
2007 |
1 381,6 |
752,0 |
5 073,2 |
2 664,2 |
2008 |
1 433,8 |
778,5 |
5 198,0 |
2 989,1 |
2009 |
1 453,0 |
794,1 |
5 303,9 |
3 306,4 |
2010 |
1 501,2 |
834,4 |
5 381,2 |
3 720,3 |
2011 |
1 511,5 |
838,1 |
5 232,5 |
3 718,5 |
2012 |
1 509,4 |
844,7 |
4 851,6 |
3 673,4 |
2013 |
1 548,7 |
871,0 |
4 930,3 |
3 896,0 |
Примечание. Данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. |
При этом часто упускается из вида, что в современном мире продовольствие это продукция переработки, а не только сельскохозяйственная продукция. В развитых странах доля собственно сельского хозяйства в конечной цене на продовольственные товары снижается – основная часть этой цены формируется в сферах переработки, упаковки, хранения, транспортировки и торговли. И даже если страна в состоянии самостоятельно произвести существенный объем аграрной продукции, но не имеет достаточно развитой рыночной инфраструктуры, физическая доступность продовольствия все равно будет низкой.
Низкое производство приводит соответственно к тому, что потребление основных продуктов питания на душу населения меньше медицинских норм.
Таблица 2
Потребление основных продуктов питания на душу населения в год по данным обследования домашних хозяйств (кг)
Наименование продуктов питания |
Медицинские нормы |
Минималь- ные нормы потребления |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
мясо и мясопродукты |
82 |
41,9 |
53,1 |
65,9 |
66,7 |
69,7 |
молоко и молокопродукты |
405 |
99,3 |
204 |
227,6 |
220,9 |
228,6 |
яйцо, тыс, штук |
292 |
142 |
129,9 |
150 |
155,8 |
158,1 |
хлеб и хлебопродукты |
110 |
106,5 |
122,8 |
124,2 |
123,6 |
124,5 |
рыба и морепродукты |
18,2 |
8,4 |
9,2 |
10,4 |
10,5 |
11,3 |
картофель |
97 |
95 |
41,5 |
47,5 |
48,8 |
48,7 |
Овощи |
146 |
80 |
70,7 |
87,6 |
86,3 |
87,8 |
Примечание. Составлено и рассчитано авторами по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. |
Анализ данных табл. 2 показывает, что потребление меньше почти вполовину в 2010 году, при этом можно отметить, что в последующие годы потребление на душу населения стабильно увеличивается. Только потребление хлеба и хлебопродуктов превышает установленные медицинские нормы. При существующих социальных ценах на хлеб ясно, что население заменяет недоступные им продукты питания хлебом и хлебобулочными изделиями. Вместе с тем, необходимо отметить, что потребление основных продуктов питания на душу населения в целом превышает минимальные норм потребления, которые рассчитаны по (нормам потребления основных продуктов питания для различных социальных групп населения РК применяемых при расчете величины прожиточного уровня).
Согласно методике ФАО важным индикатором мониторинга продовольственной безопасности является показатель уровня пищевой депривации, то есть доля населения, калорийность питания которого ниже минимально допустимого уровня. Страна считается защищенной с точки зрения продовольственной безопасности, когда доля людей, страдающих от голода, очень низкая (менее 5 процентов). В случае, когда уровень пищевой депривации превышает 35 процентов, в стране возникает проблема борьбы с голодом. По международной классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО), питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 калорий.
Что касается энергетической ценности пищевого рациона населения РК, то суточное потребление на одного человека составляет в среднем 3140 ккал что на 29,7 процентов выше показателя 2005 года (2420 ккал – в 2005 году). По данным ВОДХ за период с 2005 по 2011 годы доля населения, калорийность питания которого ниже минимально допустимого уровня, снизилась с 17 до 3 процентов. Численность населения, калорийность питания которого ниже минимально допустимого уровня уменьшилась в 5,2 раза [4].
По данным выборочного обследования домашних хозяйств проведенного в 2012 году [5] уровень пищевой депривации или доля населения, калорийность питания которого ниже минимально допустимого уровня, составила 1,8 процента. Значительная дифференциация данного показателя наблюдается по типу местности. Так, в 2012 году доля населения, калорийность питания которого ниже минимально допустимого уровня, в городской местности превысила сельский уровень более чем в 3 раза. Разница между городом и селом свидетельствует о более питательном составе потребленных продуктов питания населением в сельской местности. В 2012 году энергетическая ценность потребленных продуктов питания составила 3169 ккал в среднем на душу в день.
На рис. 1 показаны данные энергетической ценности потребленных продуктов питания и минимальные потребности в энергетической ценности по областям [5]. Рассматривая региональную дифференциацию потребления энергетической ценности, следует отметить, что во всех регионах страны уровень потребления энергии превышает минимальные потребности в энергетической ценности. Потребление высокодоходных групп населения больше. Но даже этот уровень потребления достигается с помощью импорта. Потребление таких продуктов как овощи и бахчевые, яйца ниже рациональных норм во всех группах населения, в том числе с высокими располагаемыми ресурсами.
На рис. 2 [5] показан состав пищевых веществ потребленных продуктов питания в суточном рационе населения в 2012 году по областям РК. Потребление белков колеблется в размере 11-13 %, жиров 32-39 %, углеводов от 48до 58 %.
Рис. 1. Энергетическая ценность потребленных населением продуктов питания в 2012 году, ккал
Рис. 2. Состав пищевых веществ потребленных продуктов питания в суточном рационе населения в 2012 году, в процентах
На основе этих данных можно сделать вывод, что проблема голода для Казахстана не является актуальной, но Казахстан является страной с очень низким уровнем пищевой депривации.
Физическая доступность продовольствия, не обеспеченная внутренним производством, достигается импортом. Анализ показывает, что доля отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в товарных ресурсах внутреннего рынка несколько увеличилась и соответственно снизилась доля импортной продукции на рынке. Вместе с тем, анализ баланса ресурсов и статистики экспортно-импортных операций показывает, что доля импорта остается высокой и не соответствует общепринятым нормам [3].
В программе развития агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес – 2020» указано, что доля импорта в потреблении отдельных продуктов составила: рыба и ее продукция – 76 %; молоко и сливки сгущенные – 74 %; плодоовощные консервы – 70 %; кондитерские изделия – 67; сыры и творог – 58 %; колбасные изделия – 45 %; растительные масла – 48 %; масла сливочного – 33 %, мяса и мясопродуктов – 19 % и даже картофеля – 6 % [6].
Вместе с тем, даже за счет импорта мы не обеспечиваем медицинские нормы потребления. Это связано с экономической доступностью продовольствия, которая представляет функцию доходов населения и равномерности их распределения. Состояние экономической доступности характеризуется уровнем реально располагаемых доходов населения, которые в целом растут из года в год по стране [3].
Анализ основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения показывает их повышение в 2013 году по сравнению с 1993 и 2000 годами (табл. 3), но не отражает в полной мере ситуации экономической доступности продовольствия. Реальный доход должен обеспечивать возможность приобретать пищевые продукты в объемах и ассортименте не менее установленных норм их рационального потребления при сложившихся ценах.
Анализ распределения доходов казахстанцев показывает, что расходы на продовольственные товары в структуре денежных расходов обследуемых домашних хозяйств составили за последние годы чуть более 43 %, и в 2013 году снижаются на 0,5 % по сравнению с 2012 и на 2,1 % по сравнению с 2011 годами. Однако этот показатель в 3,5-7 раза выше, чем в развитых странах мира, где он составляет 6-12 %.
Таблица 3
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
В тенге |
1993 |
2000 |
2013 |
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника |
|||
– в тенге |
128 |
14 374 |
109 141 |
– в долларах США |
24,3 |
101 |
717 |
Величина прожиточного минимума в среднем за год, на душу населения |
- |
4 007 |
17 789 |
Средний размер назначенной пенсии, на конец года1) |
122 |
4 298 |
31 918 |
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения, тенге в месяц |
2 3713) |
6 352 |
56 5204) |
Удельный вес трудовых доходов в денежных доходах населения, в процентах |
723) |
71 |
81 |
Минимальный размер заработной платы |
13 |
2 680 |
18 660 |
Минимальный размер пенсии по возрасту |
- |
3 500 |
19 066 |
Коэффициент Джини, по 10 % группам населения |
0,3193) |
0,307 |
0,276 |
В процентах к предыдущему году |
|||
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника |
… |
121,2 |
107,8 |
Индекс реальной заработной платы |
… |
107,1 |
101,9 |
Индекс реальных денежных доходов |
98,93) |
101,3 |
103,54) |
Реальный размер назначенных пенсий |
… |
95,2 |
101,8 |
Индекс потребительских цен |
… |
113,2 |
105,8 |
Примечание. Данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. |
В Казахстане домашних хозяйств, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума насчитывается 89548, в них проживает 502082 человека, что составляет 2,9 %; имеющих доход ниже стоимости продовольственной корзины 3842 домохозяйства, в них проживает 22029 человек, что составляет 0,1 %[3].
Низкие доходы имеют домохозяйства, расположенные в сельской местности. Показатели потребления по наиболее ценным пищевым продуктам в среднем по стране остаются крайне низкими при том, что удельный вес расходов населения на питание занимает более одной трети расходов на конечное потребление (в расчете на члена домохозяйства).
Однако еще более негативное положение сложилось с экономической доступностью, если ее рассматривать по группам населения в зависимости от уровня располагаемых ресурсов. Численность населения, составляющая 10 % наименее обеспеченного населения -1713148 человек, на их долю приходится 25 533 933 тыс.тенге. На 1709885 человек, наиболее обеспеченного населения приходится 143 384 460 тыс.тенге. Соотношение доходов, использованных на потребление, с величиной прожиточного минимума, в процентах оставляет у 10 % наименее обеспеченного и наиболее обеспеченного населения 83,8 и 471,4 соответственно [3].
Доля домохозяйств, расходующих до 20 % дохода составляет 3,3 %, от 20, 1 до 30,0 % своего дохода тратят 10 % населения. От 30,1 до 40,0 % расходуют 20,7 % населения, более 40 % тратят 27,6 % казахстанцев, остальные 22, 6 % расходуют на продовольственные товары более 50 %. Как видно, около 70 % домохозяйств расходуют от 30 до 60 % дохода [3].
Анализ данных показывает, что потребление всех продуктов питания, таких как мясо и мясопродукты, рыба и морепродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масла и жиры, фрукты овощи уменьшается с ростом количества членов домохозяйства
Домохозяйства, расходующие на покупку продуктов питания более 70 % составляют 3,8 %, при этом домохозяйства, имеющие одного ребенка в возрасте до 18 составляют только 2,6 %. В то время как в семьях, имеющих четыре, пять детей и более расходы на питание увеличиваются и их доля растет и составляет соответственно 7,2 и 12,8 % [3].
Во многом уровень потребления зависит и от уровня цен. В результате финансового кризиса цены на продовольственные товары увеличились. В 2014 г. наиболее высокий индекс цен (сентябрь 2014 года к сентябрю 2013 года.) был отмечен по рису – 120,1; по муке – 113,5; по сырам – 117,4; сахару – 119,2; по остальным группам товаров до 111,0 %. Понижение индекса цен отмечено по таким товарам, как крупы – 96,6 и масло растительное – 95,0 %.
Экономическая доступность продовольственных товаров зависит от реального дохода, уровня цен, а также от распределения реального дохода. В стране с традиционными устоями в демографии нужна адресная социальная помощь в обеспечении продуктами питания многодетных семей. Анализ проблем продовольственной безопасности показывает, что чем выше в стране уровень бедности, тем больше голодающего и недоедающего населения, что сказывается на генофонде страны.
Рост цен, безработица приводит к тому, что большая часть продуктов питания приобретается на базарах, стихийных рынках, у частников и не отвечает требованиям качества и безопасности, хранения, транспортировки продукции. Население в поисках низких цен и натуральности не задумается о безопасности продукции и качестве питания, влияющем на уровень качества и продолжительности жизни, здоровья нации.
Соответственно третья составляющая повышения уровня продовольственной безопасности нации это повышение качества и безопасности продовольственных товаров.
В 2012 году Комитетом технического регулирования было проверено 4584 предприятия. Нарушения требований законодательства установлено у 2726 предприятий, что составляет около 60 % от общего количества проверенных. По результатам проверок пресечена реализация более 16 тыс. партий различной продукции неудовлетворительного качества и не имеющую сертификатов соответствия, либо правильной маркировки на общую сумму более 4 млрд. тенге. За данные нарушения наложено 2537 штрафов на сумму более 160 млн. тенге [7].
В целях контроля безопасности пищевой продукции, в 2013 году санитарно-эпидемиологической службой республики в ходе проверок объектов торговли было выявлено и забраковано 713 327 кг пищевой продукции [8]. Причинами несоответствия пищевой продукции являются: несоответствие по органолептическим показателям – 568 514 кг, реализация продукции с истекшим сроком годности – 100 319 кг, отсутствие документов, подтверждающих безопасность – 33 817 кг, отсутствие маркировки и даты изготовления продукции – 4742 кг, несоответствие по микробиологическим показателям – 2175 кг, несоответствие по содержанию йода в соли – 906 кг (ниже нормы – 713кг, выше нормы – 193 кг), несоответствие стандартам (обогащение муки) – 338 кг, нарушение условий хранения продукции – 330 кг, несоответствие по санитарно-химическим показателям – 535 кг.
За выявленные нарушения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора приняты меры административного воздействия, были наложены штрафы на общую сумму около 11 млн. тенге.
С начала 2014 года в целях контроля безопасности пищевой продукции органами эпиднадзора было снято с реализации и уничтожено порядка 100 тонн пищевой продукции, это молочная продукция – 43 тонны, напитки – 21 тонна, мясная продукция – 14 тонн и кондитерские изделия – 10 тонн. В ходе исследования были охвачены 200 продовольственных рынков, 93 крупных торговых объектов, 12 ярмарок и 89 торговых объектов в 30 городах и 139 сельских населенных пунктах [9].
Сегодня эксперты ФАО считают, что двумя основными показателями состояния международного продовольственного обеспечения являются объем переходящих запасов зерна в мире, остающихся на хранение до уборки следующего урожая, а также уровень производства зерна в расчете на душу населения.
Пороговым значением первого показателя считается запас, равный 60 дням или 17 % годового мирового потребления [6]. Сокращение объемов запасов ниже этого уровня приводит к резкому повышению мировых цен на зерно, к дестабилизации мирового зернового рынка, ухудшению конъюнктуры мирового рынка для стран-импортеров и, опосредованно, дестабилизации других продуктовых рынков. В Казахстане объем переходящих запасов зерна установлен в размере 90 дней, что соответствует 25 % годового объема потребления.
Выводы
Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что ситуация с обеспечением продовольственной безопасности в Казахстане неоднозначная. Показатели продовольственной безопасности не реализуются в полной мере. Физическая доступность относительно низкая, однако это не говорит о голоде или недоедании в стране. Эти показатели у Казахстана выше, чем в других странах СНГ азиатского региона. Показатели экономической доступности показывает стабильное улучшение ситуации в последние годы, что свидетельствует о принципиальной возможности повышения уровня продовольственной безопасности. Ключевым фактором улучшения ситуации в ближайшей перспективе является повышение уровня доходов, рост ВВП на душу населения.
Для решения проблемы малообеспеченных граждан необходима адресная социальная помощь с обеспечением механизма выявления и дотирования данной группы населения. Необходимо пересмотреть стоимость продовольственной корзины и прожиточного минимума, разработать государственную программу мер продовольственной помощи населению и стимулированию спроса на отечественные продукты питания.
Учитывая вступление Казахстана в Евразийский экономический союз, необходимость обеспечения конкурентоспособности продовольственных товаров в конкурентной борьбе с такими ведущими игроками продовольственного рынка, как Россия и Белоруссия, Казахстану необходимо формирование общей системы безопасности продовольствия, создания в частности системы контроля над качеством и безопасностью импортируемой и экспортируемой продукции.
Для поддержания продовольственной безопасности страны нужны системные и кардинальные меры:
Совершенствование нормативно- правовой базы обеспечения продовольственной безопасности на основе системного подхода.
Совершенствование системы мониторинга, прогнозирования и контроля состояния продовольственных рынков и продовольственной безопасности.
Мониторинг и регулирование объемов экспорта и импорта по основным стратегическим видам продовольствия, сокращение импорта товаров, которые могут производить отечественные производители.
Строительство, оптимизация производственных мощностей предприятий перерабатывающей промышленности.
Совершенствование системы экономических отношений в сфере производства, закупа, первичной и глубокой переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Развитие существующих оптовых продовольственных рынков, оптимизация их деятельности по опыту зарубежных стран, создание оптовых рынков в сельской местности с привлечением местных товаропроизводителей.
Совершенствование системы кадрового, научного, правового и информационного обеспечения предприятий агропромышленного комплекса.
С целью повышения экономической доступности и повышения ценовой конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем и внешнем рынках необходимо: гибкое налогообложение сельхозпроизводителей, предоставление налоговых и других льгот, повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса; контроль выполнения мер финансового оздоровления, предпринимаемых в рамках стратегического развития агропромышленного комплекса.
Проблема обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и защиты населения республики от недоброкачественных продуктов питания требует совершенствования работы по стандартизации и сертификации товаров и ее гармонизацию с системой международных стандартов; внедрение передовых технологий и систем управления качеством; модернизацию и техническое перевооружение предприятий агропромышленного комплекса в цепочке «производство – переработка – реализация».