Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ABOUT CREATIVITY AS A CONSISTENT PERSONALITY CHARACTERISTICS

Begaliyeva S.B. 1
1 Kazakh National Pedagogical University after Abai
2541 KB
Тhe article deals with creativity as a necessary component of the creative personality. Creativity as a creative activity, with basically hereditary factors, is influenced by the worldview of personality, its value orientations, which generally determines the activity of the subject. Ideological representation of the person with a high level of productivity of creative displays it on a spiritual level of development. Scientific studies of creativity contributes to the study of the psychology of creativity.
art
creativity
personality characteristics

Определяя природу творчества, ученые рассматривают этот феномен как важнейший аспект личности, переходящий на более высокий интеллектуальный уровень. В структуре творчества обращается внимание на его психологические основы: мышление, воображение, эмоции и чувства; мотивационные компоненты (интересы, склонности, способности, потребности), воля и др. Творческие функции мышления, отмечает И.В. Страхов, выражаются не только в зените творческой мысли, в творческом ее взлете в работе выдающихся ученых, художников, изобретателей, но и в текущей работе и взрослых, и детей, и в учебной деятельности, всюду, где проявляется самостоятельность мысли, творческая инициатива, оригинальность суждения, поисково-интеллектуально-волевое внимание, воспроизведение и творческое воображение, активная форма мысли и многие другие свойства познавательной и практической деятельности [1, с. 80]. Как видим, в подробном описании структуры творчества ученый охватывает всю личность в целом, ее мотивационно-потребностную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферы.

Ведущей составляющей творчества является интеллект. Существует множество определений этого понятия: «Интеллект в широком значении – вся познавательная деятельность, в более узком – наиболее обобщенное понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека» [2]. Интеллектуальные способности позволяют человеку раскрывать закономерные связи и отношения в окружающем мире, познавать свои умственные процессы и влиять на них (например, рефлексия, саморегуляция), предвидеть наступающие изменения, приспосабливаться к новым ситуациям и активно преобразовывать действительность.

По мнению М.А. Холодной, умственные способности имеют в своей основе организованный индивидуальный опыт, т.е. то, как человек по-своему видит, понимает, истолковывает окружающий мир [3].

Ключевым в интеллекте является мышление, особенно творческое, в результате которого человеком успешно решается новая задача, которую он раньше никогда не решал, или известная задача решается необычным, новым, весьма оригинальным способом [4, с. 273].

Творческим может быть любой вид мышления (теоретическое и практическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

Творческое мышление отличается нестандартностью, оригинальностью решения задач и ситуаций. Творчески мыслящий человек – это, как правило, неординарная личность, не похожая на большинство людей, это критически настроенный человек, который склонен не принимать всё на веру.

В зарубежной психологии имеется множество исследований структуры интеллекта на основе разных тестовых методик:

– факторный анализ (Ч. Спирмен, Л. Терстон, Э. Торндайк);

– выявление операций умственной деятельности (Дж. Гилфорд);

– изучение видов интеллекта (Т. Айзенк).

Творчество объемлет все сферы личности, процесс деятельности и ее результат. Творчество человека связано с трудом, который характеризуется высокой активностью, сознательностью и социокультурной обусловленностью этой активности. Это особенно выражается в целеполагании и волевой установке.

В научной литературе обсуждается проблема – какими свойствами должна обладать творческая личность. Суммируя данные ряда литературных источников о творчестве, можно выделить следующие свойства: воодушевленность, восприимчивость, самостоятельность мышления, удовольствие от внезапно возникшей идеи; способность оперировать противоречивой информацией; высокая интуиция, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность сложившейся ситуацией; рефлексивность; мотивированность; высокий уровень энергии и др. (Бескова И.А., Касовин И.Т., Дружинин В.Н.) [5; 199].

В творческом процессе, отмечают ученые, функционируют как продуктивные, так и репродуктивные элементы, даже рутинные действия и приемы. В творческой деятельности наблюдаются взаимопереходы между продуктивными и репродуктивными действиями.

Творческий процесс осуществляется поэтапно. Мы уже отмечали, что попытку описать модель этого процесса предприняли гештальт-психологи. Наиболее логичная поэтапная творческая деятельность представлена во многих психологических исследованиях. Эта деятельность имеет 4-звеньевую модель:

1. Подготовительная стадия – формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация идеи – временный отказ от попыток решения задачи, переключение внимания на другие вопросы.

3. Озарение – мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы.

4. Проверка – испытание и реализация решения [5].

Изложенные этапы творческого процесса взаимосвязаны, в них принимают участие сознательные и неосознанные психические процессы.

Ключевой момент творческого процесса – озарение, инсайт. Исследователь, долго вынашивавший какие-то идеи, вдруг видит проблему под другим углом зрения. Существовавшие противоречия (неполнота проблемной ситуации) снимается, сменяясь логикой полученного результата. При этом субъект испытывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Целостная концепция творчества как психического процесса предложена российским психологом Я.А. Пономаревым [6, с. 21-25]. Он рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе – постановке проблемы – активно работает сознание; затем, на этапе решения, «принимает участие» бессознательное; на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильности решения, вновь активизируется сознание. Таким образом, в творческом акте, по Я.А. Пономареву, принимают участие как логические, так и интуитивные сферы интеллекта.

Определенный вклад в изучение психологии творчества вносят ученые, занимающиеся исследованием проблемы креативности. Креативность (от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В последние годы этот термин получил широкое распространение в науке и практическом применении, вытеснив словосочетание «творческие способности».

Не углубляясь подробно в историю и сущностную характеристику понятия «креативность» (заметим, что их около 60), в контексте данного подраздела рассмотрим психологию этого феномена.

Отметим, что в психологии существует множество взаимосвязанных подходов к пониманию креативности:

• креативность как творческий процесс (И. Спирмен, К. Дункер, А. Матейко),

• как интеллектуальная или творческая способность (Дж. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткин),

• личностная категория (К. Роджерс, А. Маслоу, Я.А. Пономарев) и др.

Большинство психологов солидарны в том, что креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает мыслительные операции и личностные качества, необходимые для способности к творчеству.

Б.П. Торренс, отмечая, что креативность не специальная, а общая способность, акцентирует внимание на том, что она базируется на задействовании общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Б. Торренс полагает, что креативность проявляется при постановке проблемы, поиске путей ее решения, возникновении и проверке гипотез, нахождении результата.

К. Роджерс, считая креативность одной из характеристик полноценной личности, обращает внимание на мотивацию, интеллектуальную активность субъекта.

В.В. Давыдов утверждает, что психика человека – это сознание, формирование и актуализация которого в деятельности и общении порождает и подсознание, и бессознательное, и все осознаваемые им его же собственные силы: чувственность, воображение, волю, внимание и т.д. Ученый подчеркивает, что в творческом процессе принимают участие как сознательные, так и бессознательные акты [7, с.17-29].

Д.Б. Богоявленская, исследуя процессы креативности, считает, что важнейшими компонентами в них являются мотивы и цели человека. Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т.е. увлеченность изучаемым предметом, поглощенность деятельностью. Здесь можно говорить, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности, а это, по мнению автора, и есть творчество [8, с. 144-146].

Д.Б. Богоявленская вводит понятие «креативной активности», которая обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям и др.

Креативность как творческая созидательная деятельность, имея в своей основе наследственные задатки, находится под влиянием мировоззренческих позиций личности, ее ценностных ориентаций, что в целом определяет активность субъекта.

Мировоззренческие представления личности с высоким творческим уровнем продуктивности выводит ее на духовные уровни развития. Таким людям присущ выход на Вселенские категории, размышления о смысле жизни добре и зле с философской точки зрения.

Таким образом, исследования ученых о креативности вносят определенный вклад в изучение психологии творчества.