В изданной в 2005 г. работе, посвященной социокультурной динамике развития современной системы образования [1, с.3], исследователь А.П. Булкин описал возникшее у него на ежегодном общем собрании Российской академии образования, состоявшемся в 1998 г., чувство недоумения, связанное с дискуссией по поводу соотношения таких понятий как «воспитание» и «образование». Значимость и того, и другого никто, конечно, не отрицал, яростные споры касались только того, какое из них следует признать «смыслообразующим». Это стало основанием для того, чтобы задуматься над сущностью образования, над взаимодействием и взаимодополнительностью процессов обучения и воспитания личности. Над теми социокультурными детерминантами, которые определяют вектор становления и развития системы образования, ценностными ориентирами и педагогическими идеалами.
И сегодня мы постоянно размышляем о том, какое место занимает педагогике в системе наук о человеке, а также, какую роль она играет не только в профессиональном, но и духовно-нравственном становлении личности. И это вполне закономерно, поскольку образование как один из самых важных и значимых социокультурных институтов обязано остро реагировать на вызовы времени, чувствовать его «дыхание», диагностировать признаки социальных «болезней» и искать «инструменты», необходимые для их профилактики и лечения.
Если принять формулировку понятия «образование», предложенную педагогической школой В.А. Сластенина [7, с. 78], согласно которой его миссия заключается в создании определенного образа личности, отвечающего идеальным представлениям эпохи, зафиксированным в общественном сознании в качестве «социальных эталонов», то мы вправе говорить о педагогике не только, как о науке, но и как искусстве. Создание художественного образа (художественно-эстетического идеала) – миссия искусства, создание социального образа (духовно-нравственного идеала) – миссия образования, которое, по мнению Б.С. Гершунского, являет собой сферу «созидания личности человека. Человека не только разумного, но и высоконравственного, духовно богатого, знающего смысл своей жизни, верующего в возможность его достижения, целенаправленно и активно работающего во имя наиболее полной жизненной самореализации» [2, с.4].
Создание такого образа – задача чрезвычайно сложная. Возможно, в годы обучения не каждому удастся в полной мере постичь смысл жизни. Иногда этот поиск продолжается на протяжении всего жизненного пути. Представляется, что в этом пункте Б.С. Гершунский не столько обозначил результат, сколько определил цель. И это очень важно. Если такая цель поставлена, то движение к ней – это путь созидания и самосозидания. Это ясное осознание того, что «мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить» [5, с. 229]. И чем выше построенные личностью «башни», тем шире горизонты, открывающиеся перед ней, тем прекраснее мир, творцом которого является человек.
Искусство педагогики и педагогика искусства – пути взаимодействия. Б.С. Гершунский в своей трактовке понятия «образование выделяет четыре основных аспекта: образование как ценность, как система, как процесс и результат. Каждый из этих аспектов, несомненно, входит в проблемное поле исследования. Очень важно рассмотреть место музыки как источника художественно-эстетического переживания в каждом из этих аспектов. Очевидно, что успешный результат, достигнутый искусством педагогики, заключается в том, чтобы созданный ею образ мог не только органично вписаться в существующую картину мира, но и стал творцом-созидателем, устремленным к ее совершенствованию.
Нужен ли современной педагогике такой «инструмент», как музыка, которую композитор В. Сильвестров называет «голосом мира, пением мира о самом себе»? [6, с. 90]. Насколько присутствие искусства в современном образовательном пространстве способствует восприятию жизни во всей ее полноте? Каждому ли человеку доступна «гармонии таинственная власть»? Или же звучащее пространство бытия – это удел избранных? Следует ли нам согласиться с теми, кто считает, что музыкальное образование в своей основе элитарно или, напротив, с теми, кто считает, что звучащее пространство бытия должно быть открыто для всех?
Кто, как и великий пропагандист музыкального искусства Д.Б. Кабалевский, убежден в том, что «прекрасное пробуждает доброе», что «человечность», пожалуй, с наибольшей силой обнаруживает себя именно в музыке» [3, с. 373]. Кто обращается к личности, взаимодействующей с искусством, как к субъекту творческого действия, которого необходимо терпеливо и деликатно обучать, взращивать, воспитывать. Кто, как и современный психолог К.В. Сельченок, считает, что «художественное творчество является сутью, фундаментом и вершиной творчества как такового. Ведь из века в век великие ученые подтверждают абсолютную истину – законы природы неизменно соответствуют законам красоты» [8, с. 3]. Постижение законов природы в единстве с законами красоты и является тем стержнем, который обеспечивает целостность образовательного пространства.
Музыка в отечественной педагогической традиции. Задолго до того, как сложилась отечественная система образования, в недрах национальной традиции уже создавалось особое пространство, наполненное духовными смыслами и ценностями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. «В истории народа каждый ее период имеет характерные черты, которые делают его неповторимым и особенным. Историчны и специфичны не только события, влияющие на общество в целом, но также и события обыденной, семейной жизни. Печать времени лежит и на воспитании детей. Оно осуществлялось в разные периоды истории по-разному: в нем в те или иные годы наиболее или наименее значимыми были различные факторы: семья, церковь, школа, среда, государство. Но из века в век переходили и его «вечные» истины, приемы, средства» [4, с. 6].
Во многих исследованиях, обращенных к проблеме создания образовательной среды, в которой происходит становление личности, принято обращать взгляд в далекое прошлое, осмысливать его уроки, анализировать те традиции, которые определяют фундаментальные устои, духовные смыслы и ценности народа. Очень часто мы обращаемся к античной Греции, сумевшей оставить потомкам идеал «мусического человека», устремленного к познанию и самопознанию, обладающего художественным сознанием, благодаря чему ему открыты законы Красоты и Добра. Идеал античного мира – Орфей, поэт и музыкант, мыслитель и врачеватель, великий Учитель, чья лира дарит не только наслаждения, но и особое знание – знание-переживание. Уроки античной Греции бесценны. Они вновь и вновь заставляют размышлять о путях сохранения целостности человека, неразрывной связи эстетического и этического начал, определяющих стратегию его жизни и деятельности.
Но и в отечественной истории мы находим не менее яркие примеры единения эстетического и этического начал как фундамента, на котором возводится мироздание личности, этнической и социальной общности. Это многократно подтверждает мысль И. Бродского, высказанную им в знаменитой нобелевской речи, в которой он утверждает, что «эстетика – это мать этики». Так, подобно Орфею, знание-переживание несет слушателям мудрый Боян, рассказывавший в своих песнях о великих героях, их подвигах, их мужестве и верности. Именно так осуществлялось патриотическое воспитание в Древней Руси.
В эпических жанрах русского песнетворчества по сей день хранится историческая память народа, в них «нашли отражение события докиевской поры, времен сильной славянской родовой общины и раннефеодального времени, однако, изображаются они не прямо, непосредственно, а в форме широких художественных обобщений, приобретающих сказочно-фантастическое воплощение. В этих эпических повествованиях с большой полнотой и в высокохудожественной форме отразились исторические и нравственные идеалы народа» [10, с. 136].
Но не только сказания о героях, доблестях, мужестве и славе были эффективными «инструментами» обучения и воспитания подрастающего поколения. «Поэзию пестования» (Д.И. Латышина) несут в себе чудесные колыбельные, приобщавшие малыша к интонациям родной речи, к красоте русского языка, рождающие чувство сопричастности, покоя и защищенности:
«Сон да Дрема
По качульку брела,
По качульку брела,
К дочке в люльку забрела.
Лелюшки-люли,
Прилетели голуби.
Стали гули ворковать –
У меня дочка – засыпать» [9, с. 6]
Более того, даже в колыбельных песнях, обращенных к совсем маленькому ребенку, уже даются представления об обязанностях, которые несут члены семьи:
«Баю-баю, баю – баю,
Пошел отец за рыбою,
Мать пошла пеленки мыть,
Бабушка дрова рубить» [9, с.6].
В разных местностях России колыбельные песни отличались, что было связано с различными способами укачивания, сложившимися в них. Так, «на севере и в Сибири мягкую размеренность течению мелодии сообщало ритмичное покачивание плетеной корзиночки-люльки, подвешенной на краю гибкой деревянной жерди, основание которой было прибито к потолку в углу горницы... на юге же мать нередко укачивала дитя на руках, что особым образом отражалось на общем характере пения: напев приобретал преимущественно трехдольный ритмический рисунок» [10, с. 49]. Общей для всех была та мягкость, та теплота интонации, которая на всю жизнь остается в памяти как выражение бесконечной любви и добра, связанных с образом матери.
Уроками жизни становились и хороводные, и календарные, и лирические песни. Неиссякающим юмором наполнены частушки, нескладухи и небылицы, в которых высмеиваются глупость, лень, хвастовство, трусость и т.д.:
«Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку из сапог,
Дом поставил из опилок, –
Вышел славненький домок» [9, с. 147]
Удивительной близостью к природе, радостью бытия наполнены многие календарные песни:
«Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатыим,
Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С черною смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякою садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!» [9, с. 175].
Очень отрадно, что русский фольклор сегодня постоянно находится в исследовательском поле, что свидетельствует о том, что традиции национальной художественной культуры живы и продолжают развиваться, что современная педагогика осознает, какой огромный потенциал, заложен в глубинах отечественной художественной культуры.
Художественно-образовательная среда в становлении субъекта творческой деятельности. Но опора на эти традиции не исключает присутствия в современной образовательной среде высочайших достижений мировой музыкальной культуры. И.С. Бах и М.И. Глинка, Л. Ван Бетховен и П.И. Чайковский, К. Дебюссии и Н.А. Римский-Корсаков, П. Хиндемит и С.С. Прокофьев (список можно продолжать) открывают нашему современнику путь в звучащее пространство бытия, где хранятся столь необходимые человеку ХХI века духовные смыслы и ценности, не позволяющие потеряться в глобализирующемся пространстве современной культуры, не раствориться в потоке каждодневных проблем.
Так формируется художественно-образовательная среда, в которой мысль наполняется чувством сопричастности к отечественной и мировой культуре. В этом образовательном пространстве физику и математику, строителю и медику, философу и психологу открывается новая логика, которая «есть царство неожиданности. Мыслить логически значит непрерывно удивляться. Мы полюбили музыку доказательств. Логическая связь – для нас не песенка о чижике, а симфония с органом и пением, такая трудная и вдохновенная, что дирижеру приходится напрягать все свои способности, чтобы сдержать исполнителей в повиновении» [5, с. 229]. Умение непрерывно удивляться, выходить за грань привычного, готовность к новому – свойство подлинно креативной личности. В пространстве, где мысль, благодаря музыке, наполняется чувством, личность учится выявлять и напрягать все свои творческие способности. Подобно дирижеру, творческая личность начинает управлять своими желаниями, определяет новые цели, учится ставить и эффективно решать поставленные задачи.
Она становится субъектом творческой деятельности в той сфере, которую выбрала для самореализации и самоактуализации. Творческая деятельность становится личностным смыслом, наполняет содержанием жизнь, открывает перспективы профессионального и и духовного роста. В этой среде развивается потребность в творческом общении, готовность к осуществлению межкультурного диалога. Так начинается формирование коммуникативного сообщества, в котором каждый участник творческого диалога обладает собственным неповторимым обликом (что отвечает основной цели образовательного процесса), правом на личностные убеждения и суждения, возможностью быть услышанным и понятым. Более того, он становится интересен всем членам коммуникативного сообщества, что наполняет жизнь новым содержанием, новым личностным смыслом.
Заключение. Подводя итоги проведенному исследованию, можно констатировать, что художественно-образовательная среда в современной системе образования обеспечивает создание благоприятного социального климата, в котором эффективно осуществляется процесс социально-психологической адаптации личности. Молодой человек начинает осознавать свою социальную роль, осмысливать те ожидания, которые возлагаются на него обществом. Он обретает позитивное социальное самочувствие, столь необходимое человеку, стремящемуся определить свое место в окружающем его социокультурном пространстве. Это является очень важным фактором совершенствования современной системы образования, ее гуманизации, обращенности к личности.
Рождение знания-переживания становится тем духовным компасом, которым она руководствуется в определении своего отношения к людям, к процессам, происходящим в социокультурном пространстве, в постановке целей и задач в своей жизни и деятельности. Синтез знания и переживания обеспечивает постижение законов природы в единстве с законами красоты. Синтез знания и переживания, мысли и чувства, интеллекта и эмоции – это гарантия сохранения целостности человеческой личности, для которой эстетическое и этическое начала находятся на вершине в иерархии личностных ценностей. Этот синтез обеспечивает превращение образование в личную ценность,у в саморазвивающуюся систему, в которой постоянно действует принцип ценностного взаимодействия, способствующий осуществлению процесса эстетически-ценностного и духовно-нравственного становления личности. Так и достигается необходимый результат образовательной деятельности – начинается строительство собственной «башни», уникальной и прекрасной, украшающей жизнь не только ее строителю, но и окружающим его людям.