Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ENERGY SECTOR IN THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Komarova V.V. 1
1 Moscow State Law University after O.E. Kutafin
2554 KB
The article studies the regulation of the energy sector in the light of the constitutional order. After analyzing the existing legislation at the federal level, constitutional (charter) bases the energy sector in the Russian Federation, the author concluded that the constitutional novels have more influence on the formation and content of the legislation in the energy sector in Russia.
state
law
power
state power
the energy sector; regulatory consolidation

Вопросы правового регулирования энергетической сферы представляют особый интерес не только для практических работников энергетической отрасли, но и для конституционалистов [2. с.3]. К сожалению, голос последних в правовом регулировании энергетики в широком смысле достаточно слаб. Между тем, основные вопросы энергетической сферы, по мнению автора, должны регламентироваться исходя из норм и духа Конституции России [3. с.60]. Будучи убежденным в том, что сфера энергетики должна исходить из конституционных норм и установлений, конституционных ценностей в большем мере, чем это существует сейчас, автор предлагает свое видение конституционных энергетики.

Обратившись к Конституции Российской Федерации в рамках обозначенной темы, мы видим, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; оборона и безопасность [1].

Конституционного закреплено, что Россия демократическое правовое государство, а человек, его права и свободы являются высшей его ценностью. Эти и иные конституционные новеллы влияют на формирование и содержание законодательства в сфере энергетики России.

Конституционные основы энергетической деятельности можно определить как совокупность конституционных принципов и норм, прямо и косвенно закрепляющих права, обязанности, ответственность и систему гарантий государства, органов и должностных лиц публичной власти, общества, человека, субъектов топливно-энергетического комплекса при его формировании, а так же при производстве, распределении и потреблении продуктов его деятельности; планирование использования и восстановления природных топливно-энергетических ресурсов.

Большинство основ конституционного строя являются базой для регламентации сферы энергетики – аргументируем данный тезис.

Демократизм и народовластие – влияет на участие народа, институтов гражданского общества в решении вопросов в рамках энергетической сферы.

Принцип разделения властей и федерализм влияет на источники регулирования (по субъекту, территории действия, предмету).

Права и свободы человека – высшая ценность являются базой для работы всех органов публичной власти, принципом жизнедеятельности институтов гражданского общества.

Социальное государство призвано эффективно решать задачи социально-экономического развития, удовлетворения насущных потребностей общества и законных интересов граждан. Социальное государство проявляется в социальной направленности законодательства в обозначенной сфере.

Социальное государство берет на себя обязанности, согласно ст. 7 Конституции РФ, как минимум в трех направлениях:

– формирование и реализацию политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

– охрана труда и здоровье людей;

– обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, установление государственных пенсии, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Первый блок конституционных задач в сфере энергетики государством реализуется путем формирования политики в обозначенной сфере энергетики, исходя из базовых, конституционных установлений – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Второй блок – нормы, направленные на создание механизма охраны здоровье лиц, потребляющих продукты ТЭК, попавших под негативное воздействие объектов энергетической сферы.

Проявление этого блока раскрывается по следующим направлениям: защита прав лиц, пострадавших; защита прав лиц, находящихся в группе риска, малообеспеченных; создание условий получения всеми надлежащих услуг в сфере энергетики; сохранение окружающей среды и ее восстановление – окружающая среда как фактор жизни человека; поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих в сфере энергетики [4. с. 118]. Проявляется в восстановительном и компенсационном характере нарушенных прав человека.

Правовой статус человека в законодательстве энергетической сферы закреплен достаточно разнообразно. Статус человека (права и обязанности, гарантии) в сфере энергетики, с точки зрения автора, зависит от нескольких факторов: от участия гражданина на основании трудового договора или на иных законных основаниях в производстве, передаче продуктов ТЭК, восстановлении последствий; от места проживания: проживает ли он в местах, приближенных к расположению объектов ТЭК; законодательно закрепленных механизмов индивидуальной или коллективной реализации прав и обязанностей.

Конституционные основы рыночной экономики – правовой режим собственности в сфере энергетики и специфика прав собственника в этой сфере; гражданское, налоговое, антимонопольное законодательство и т.д.

Конституционные принципы гарантированности единства экономического пространства; провозглашение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; возможность нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности – основа рыночной экономики, являются основой для правового регулирования не только правового режима собственности в сфере энергетики, но и устанавливают специфику прав собственника в этой сфере.

Особенностью государственного руководства топливно-энергетическим комплексом, по мнению автора, является: правовое обеспечение регулирования государственного руководства топливно-энергетическим комплексом отличается разнообразием субъектов нормотворчества (подзаконное регулирование исполнительной властью, госкорпорация вправе регулировать определенные сферы) и видовое многообразие; регулирование общее и специальное; наличие особых, наравне с общими, субъектов государственного руководства топливно-энергетическим комплексом (Президент РФ, госкорпорация); наличие объектов, находящихся в различных формах собственности – в зависимости от вида собственности различается режим государственного руководства; особом субъекте осуществляющем определенные виды деятельности в сфере энергетики (лицензирование); государственный и общественный контроль.

Нормы Конституции Российской Федерации автор условно разделяет на две группы в зависимости от участия в закреплении и регулировании основы энергетической деятельности:

первая – непосредственно посвященные энергетическим отношениям (ст. 9, ст. 36, пункт «и» ст. 71 Конституции России);

вторая – опосредованно участвующие в их регулировании (ст. 2, 17 и 18; ст. 1 и 7; ст. 8; ст. 45 – 48; п. «а» ст. 71; п. «а» ст. 72; п. «к» ч. 1 ст. 72; ст. 76 Конституции России).

Исходя из структуры Конституции Российской Федерации, так же возможна классификация конституционных норм в области энергетической деятельности. Она включает три группы:

1) нормы, устанавливающие основы конституционного строя;

2) нормы, определяющие прав, свободы и обязанности человека и гражданина;

3) нормы, закрепляющие права и обязанности органов государственной власти федерального уровня и субъектов федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как известно, субъект федерации обладает всей полнотой государственной власти. Однако далеко не все субъекты федерации закрепляют конституционные (уставные) основы сферы энергетики.

Тем не менее, они в субъектах Российской Федерации шире, чем на федеральном уровне.

Как показал анализ действующих конституций и уставов субъектов федерации, в рамках закрепления основ сферы энергетики встречается:

Закрепление в своем ведении энергетических систем (Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская Республики Алтайский край; Тюменская, Орловская, Омская, Брянская, Сахалинская, Астраханская и Тверская области), а Республики Тыва, Коми, Бурятия повторяют нормы Конституции России;

Закрепление обязанности по обеспечению безопасности личности, населения, общества и государства на территории соответствующего субъекта федерации при ведении работ в энергетике (Хабаровский край, Саратовская и Липецкая области);

Правовой статус энергетических ресурсов закреплен в Алтайском крае (регулирование собственности);

Полномочия органов государственной власти в сфере энергетики: по владению, пользованию и распоряжению недр, содержащихся в недрах полезные ископаемые, энергетических ресурсов закреплены в Алтайском крае; полномочия по осуществлению мероприятий по развитию энергетики (Новосибирской, Сахалинской, Липецкой, Астраханской, Саратовской, Тамбовской, Оренбургской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа);

Уставом Курганской области энергетическая деятельность напрямую регулируется только лишь установлением государственных должностей в обозначенной сфере: заместитель Губернатора Курганской области – директор Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области входит в состав Правительства области. В Кемеровской области установлена государственная должность Кемеровской области – председатель региональной энергетической комиссии.

О нетрадиционных видах энергии упоминает только Устав (Основной Закон) Владимирской области, между тем, это сфера не входящая в статью 71 Конституции России, следовательно, возможная к урегулированию субъектом самостоятельно. Нетрадиционные виды энергии – одна из практически применимых и выгодных для экономики субъекта, для охраны окружающей среды и улучшения среды обитания человека сфера.

В итоге, можно сделать следующий вывод. Энергетика – это один из факторов достойной жизни и свободного развития человека; сфера реализации прав человека [5. с.27] и взаимодействия институтов гражданского общества [6. с.47]; элемент безопасности государства; доходная статья бюджета; составная часть внутренней и внешней политики, но и фактор риска, требующий особого внимания через призму конституционных основ российской государственности и современные задач. Проблемы, стоящие перед государством, по твердому убеждению автора, должны решаться не только органами публичной власти – без поддержки населением любые самые лучшие начинания не завершатся успехом. Ярким примером может быть сфера энергетики и актуальная ныне проблема энергосбережения, в решении которых могут быть активным участником не только уполномоченные органы, но и жители, и институты гражданского общества.