Вопросы правового регулирования энергетической сферы представляют особый интерес не только для практических работников энергетической отрасли, но и для конституционалистов [2. с.3]. К сожалению, голос последних в правовом регулировании энергетики в широком смысле достаточно слаб. Между тем, основные вопросы энергетической сферы, по мнению автора, должны регламентироваться исходя из норм и духа Конституции России [3. с.60]. Будучи убежденным в том, что сфера энергетики должна исходить из конституционных норм и установлений, конституционных ценностей в большем мере, чем это существует сейчас, автор предлагает свое видение конституционных энергетики.
Обратившись к Конституции Российской Федерации в рамках обозначенной темы, мы видим, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; оборона и безопасность [1].
Конституционного закреплено, что Россия демократическое правовое государство, а человек, его права и свободы являются высшей его ценностью. Эти и иные конституционные новеллы влияют на формирование и содержание законодательства в сфере энергетики России.
Конституционные основы энергетической деятельности можно определить как совокупность конституционных принципов и норм, прямо и косвенно закрепляющих права, обязанности, ответственность и систему гарантий государства, органов и должностных лиц публичной власти, общества, человека, субъектов топливно-энергетического комплекса при его формировании, а так же при производстве, распределении и потреблении продуктов его деятельности; планирование использования и восстановления природных топливно-энергетических ресурсов.
Большинство основ конституционного строя являются базой для регламентации сферы энергетики – аргументируем данный тезис.
Демократизм и народовластие – влияет на участие народа, институтов гражданского общества в решении вопросов в рамках энергетической сферы.
Принцип разделения властей и федерализм влияет на источники регулирования (по субъекту, территории действия, предмету).
Права и свободы человека – высшая ценность являются базой для работы всех органов публичной власти, принципом жизнедеятельности институтов гражданского общества.
Социальное государство призвано эффективно решать задачи социально-экономического развития, удовлетворения насущных потребностей общества и законных интересов граждан. Социальное государство проявляется в социальной направленности законодательства в обозначенной сфере.
Социальное государство берет на себя обязанности, согласно ст. 7 Конституции РФ, как минимум в трех направлениях:
– формирование и реализацию политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
– охрана труда и здоровье людей;
– обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, установление государственных пенсии, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Первый блок конституционных задач в сфере энергетики государством реализуется путем формирования политики в обозначенной сфере энергетики, исходя из базовых, конституционных установлений – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Второй блок – нормы, направленные на создание механизма охраны здоровье лиц, потребляющих продукты ТЭК, попавших под негативное воздействие объектов энергетической сферы.
Проявление этого блока раскрывается по следующим направлениям: защита прав лиц, пострадавших; защита прав лиц, находящихся в группе риска, малообеспеченных; создание условий получения всеми надлежащих услуг в сфере энергетики; сохранение окружающей среды и ее восстановление – окружающая среда как фактор жизни человека; поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих в сфере энергетики [4. с. 118]. Проявляется в восстановительном и компенсационном характере нарушенных прав человека.
Правовой статус человека в законодательстве энергетической сферы закреплен достаточно разнообразно. Статус человека (права и обязанности, гарантии) в сфере энергетики, с точки зрения автора, зависит от нескольких факторов: от участия гражданина на основании трудового договора или на иных законных основаниях в производстве, передаче продуктов ТЭК, восстановлении последствий; от места проживания: проживает ли он в местах, приближенных к расположению объектов ТЭК; законодательно закрепленных механизмов индивидуальной или коллективной реализации прав и обязанностей.
Конституционные основы рыночной экономики – правовой режим собственности в сфере энергетики и специфика прав собственника в этой сфере; гражданское, налоговое, антимонопольное законодательство и т.д.
Конституционные принципы гарантированности единства экономического пространства; провозглашение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; возможность нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности – основа рыночной экономики, являются основой для правового регулирования не только правового режима собственности в сфере энергетики, но и устанавливают специфику прав собственника в этой сфере.
Особенностью государственного руководства топливно-энергетическим комплексом, по мнению автора, является: правовое обеспечение регулирования государственного руководства топливно-энергетическим комплексом отличается разнообразием субъектов нормотворчества (подзаконное регулирование исполнительной властью, госкорпорация вправе регулировать определенные сферы) и видовое многообразие; регулирование общее и специальное; наличие особых, наравне с общими, субъектов государственного руководства топливно-энергетическим комплексом (Президент РФ, госкорпорация); наличие объектов, находящихся в различных формах собственности – в зависимости от вида собственности различается режим государственного руководства; особом субъекте осуществляющем определенные виды деятельности в сфере энергетики (лицензирование); государственный и общественный контроль.
Нормы Конституции Российской Федерации автор условно разделяет на две группы в зависимости от участия в закреплении и регулировании основы энергетической деятельности:
первая – непосредственно посвященные энергетическим отношениям (ст. 9, ст. 36, пункт «и» ст. 71 Конституции России);
вторая – опосредованно участвующие в их регулировании (ст. 2, 17 и 18; ст. 1 и 7; ст. 8; ст. 45 – 48; п. «а» ст. 71; п. «а» ст. 72; п. «к» ч. 1 ст. 72; ст. 76 Конституции России).
Исходя из структуры Конституции Российской Федерации, так же возможна классификация конституционных норм в области энергетической деятельности. Она включает три группы:
1) нормы, устанавливающие основы конституционного строя;
2) нормы, определяющие прав, свободы и обязанности человека и гражданина;
3) нормы, закрепляющие права и обязанности органов государственной власти федерального уровня и субъектов федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как известно, субъект федерации обладает всей полнотой государственной власти. Однако далеко не все субъекты федерации закрепляют конституционные (уставные) основы сферы энергетики.
Тем не менее, они в субъектах Российской Федерации шире, чем на федеральном уровне.
Как показал анализ действующих конституций и уставов субъектов федерации, в рамках закрепления основ сферы энергетики встречается:
Закрепление в своем ведении энергетических систем (Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская Республики Алтайский край; Тюменская, Орловская, Омская, Брянская, Сахалинская, Астраханская и Тверская области), а Республики Тыва, Коми, Бурятия повторяют нормы Конституции России;
Закрепление обязанности по обеспечению безопасности личности, населения, общества и государства на территории соответствующего субъекта федерации при ведении работ в энергетике (Хабаровский край, Саратовская и Липецкая области);
Правовой статус энергетических ресурсов закреплен в Алтайском крае (регулирование собственности);
Полномочия органов государственной власти в сфере энергетики: по владению, пользованию и распоряжению недр, содержащихся в недрах полезные ископаемые, энергетических ресурсов закреплены в Алтайском крае; полномочия по осуществлению мероприятий по развитию энергетики (Новосибирской, Сахалинской, Липецкой, Астраханской, Саратовской, Тамбовской, Оренбургской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа);
Уставом Курганской области энергетическая деятельность напрямую регулируется только лишь установлением государственных должностей в обозначенной сфере: заместитель Губернатора Курганской области – директор Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области входит в состав Правительства области. В Кемеровской области установлена государственная должность Кемеровской области – председатель региональной энергетической комиссии.
О нетрадиционных видах энергии упоминает только Устав (Основной Закон) Владимирской области, между тем, это сфера не входящая в статью 71 Конституции России, следовательно, возможная к урегулированию субъектом самостоятельно. Нетрадиционные виды энергии – одна из практически применимых и выгодных для экономики субъекта, для охраны окружающей среды и улучшения среды обитания человека сфера.
В итоге, можно сделать следующий вывод. Энергетика – это один из факторов достойной жизни и свободного развития человека; сфера реализации прав человека [5. с.27] и взаимодействия институтов гражданского общества [6. с.47]; элемент безопасности государства; доходная статья бюджета; составная часть внутренней и внешней политики, но и фактор риска, требующий особого внимания через призму конституционных основ российской государственности и современные задач. Проблемы, стоящие перед государством, по твердому убеждению автора, должны решаться не только органами публичной власти – без поддержки населением любые самые лучшие начинания не завершатся успехом. Ярким примером может быть сфера энергетики и актуальная ныне проблема энергосбережения, в решении которых могут быть активным участником не только уполномоченные органы, но и жители, и институты гражданского общества.