За последние годы в Российской Федерации в деле создания высокопродуктивного и экономически более выгодного типа молочного скота сделан значительный шаг. Наиболее высоким генетическим потенциалом продуктивности обладает черно-пестрый скот, удельный вес которого составляет более 58 %. Сейчас в России имеются стада черно-пестрого скота с продуктивностью за лактацию от 9000 до 11000 кг молока и выше.
Ленинградская область – является ведущей отраслью молочного животноводства одна из немногих в России, сохранившая крупнотоварный сектор молочного производства.
В Ленинградской области разводят две плановые породы, черно-пеструю и айрширскую. Удельный вес черно-пестрой породы составляет 83 %, айрширской 17 %. Генетический потенциал молочной продуктивности стад в настоящее время составляет по черно-пестрой породе 10–13 тысяч кг молока за лактацию, по айрширской – 8000–9000. За последние годы выведены и прошли апробацию два высокопродуктивных типа молочного скота: «Ленинградский» – по черно-пестрой породе и «Новоладожский»– по айрширской породе. Использование животных нового типа позволило впервые в одном из крупных регионов страны обеспечить стабильно высокие надои [1].
Так в 2014 году племенные заводы Ленинградской области получили высокие производственные показатели. В шести племзаводах молочная продуктивность на корову в год составила свыше 10000 кг молока. Это «Гражданский» —10766 кг, «Расцвет» – 10609 кг, «Ленинский путь» – 10245 и «Петровский» – 10167 кг молока.
Рекордная продуктивность за 2014 год получена в племзаводах «Рабитицы» и «Гомонтово», где средний удой на корову составил 11406 кг молока и 11009 кг соответственно. В шести племенных заводах получено – свыше 9000 кг молока.
Новый высокопродуктивный «Ленинградский тип» создан и внедрен в производство на основе методов, разработанных Всероссийским научно-исследовательским институтом генетики и разведения сельскохозяйственных животных. Высокопродуктивный тип черно-пестрого скота не уступает европейским аналогам (удой 11000 кг молока за лактацию и выше). Это высшее достижение в селекции молочного скота, как в России, так и в бывшем Советском Союзе.
Вся работа по его созданию и голштинизации в хозяйствах области проводилась на фоне внедрения инноваций в кормопроизводстве и кормлении, технологии содержания и доения коров, повышения интенсивности выращивания ремонтного молодняка [4].
Коровы разводимых типов пород эффективно используют корм на производство молока. В среднем в племзаводах коэффициент молочности равен 1315 кг, с изменением по стадам от 1220 до 1514 кг. Они быстро наращивают массу тела в сухостойный период. О быстрой ответной реакции животных на благоприятные условия кормления убедительно свидетельствует продуктивность голштинских коров племзавода «Ленинский путь», где в 1996 год (наихудший по кормовым условиям) надой на корову составил 3277 кг, в 1999 году – 7210 кг, и в 2014 – превысил 10310 кг молока [3]. Коэффициент молочности на 100кг живой массы в 2013 году в племзаводе «Гражданский» составил 1766 кг и в племзаводе «Рабитицы» – 2059 кг молока [4].
Однако мировой опыт развития животноводства показывает, что прогресс в повышении продуктивности и снижении себестоимости животноводческой продукции примерно на 30–35 % определяется достижениями в генетике и селекции и на 50–60 % зависит от научно-обоснованного кормления. Организация полноценного кормления молочных коров является решающим условием высокой их продуктивности и увеличения производства животноводческой продукции. Кормление, которое обеспечивает животным крепкое здоровье, нормальные воспроизводительные функции, высокую продуктивность и хорошее качество продукции при наименьших затратах корма, считается полноценным. Полноценное кормление является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех племенной работы, основа повышения продуктивности животных, совершенствования существующих и создания новых пород и типов. Без него не может быть успеха в племенной работе. Полноценность кормления достигается кормлением, сбалансированным по основным и биологически активным веществам. Особое отношение к оптимизации условий кормления должно быть в стадах, имеющих высокий генетический потенциал продуктивных качеств, для реализации которых необходимо применять научно-обоснованную систему кормления, ориентированную на учет особенностей обмена веществ высокопродуктивных животных [2, 5, 6, 7]. Высокопродуктивные животные чрезвычайно чувствительны к негативным эффектам дисбаланса, так как они живут на максимальном уровне обмена веществ. Нарушения обмена веществ начинаются незаметно, без каких-либо характерных симптомов и лишь продолжительное влияние несбалансированного кормления приводит к массовым заболеваниям, зачастую имеющих необратимый характер. Строгое исполнение требований полноценного по всем питательным веществам кормления, в соответствии с разработанными нормами кормления гарантирует стабильный гомеостаз. Поэтому стратегически важным направлением, всегда будет являться биологически полноценное кормление, гарантирующее крепкое здоровье молочного скота, высокую, генетически заложенную продуктивность и хорошие воспроизводительные способности [3, 5, 6, 7].
В последние годы в кормовой базе многих хозяйств России, особенно Северо-Западного региона в последние годы произошли коренные изменения. Значительно сократились заготовки сена и увеличилось производства силоса, особенно из подвяленных трав (с содержанием 35–40 % сухого вещества) с использованием химических и биологических консервантов. Снизилось или совсем прекратилось выращивание корнеплодов, что отрицательно сказывается на балансировании рационов по сахару. В рационах стойлового периода дефицит сахара достигает 50 %, что приводит к повышению расхода протеина на 10–15 %, а при длительном дефиците на 30 %, что значительно снижает экономическую эффективность молочного животноводства. Кроме того, недостаток сахара ухудшает использование каротина животными и тем самым отрицательно влияет на показатели воспроизводства, нередко является одной из причин заболевания молодняка диспепсией. В низкокачественных травяных кормах содержания сахара и каротина часто бывают пониженными. В системе оценки качества травяных кормов эти два показателя отсутствуют.
Таким образом, нужна разработка адаптивной системы кормления молочного скота, включающей в себя расчет примерных типовых рационов по фактическому содержанию элементов питания в кормах.
Материалы и методы исследования
Базой для проведения научно-хозяйственных исследований были выбраны ведущие племенные заводы Ленинградской области «Рапти» – Лужского района, и «Гражданский» – Приозерского района. При постановке опытов использовались методические указания ВАСХНИЛ и РАСХН. Для детальных исследований в каждом хозяйстве отбирали по 20 коров со средней продуктивностью 9903—10578 кг молока. Исследовалась структура рационов (по сухому веществу и обменной энергии), качество кормов, с учетом содержания в них обменной энергии, протеина, сахара, клетчатки, макро-микроэлементов, витамина Д и особенно каротина, анализировалась рецептура комбикормов и премиксов.
Изучалась технология раздачи кормов, учитывалась молочная продуктивность (удой, содержание жира и белка) и живая масса коров.
Учитывалось физиологическое состояние коров на основании клинического осмотра и анализа крови.
Полноценность кормления в основном контролировалась по химическому составу и питательности кормов, а также по биохимическим показателям крови и молока.
Для оценки химического состава и питательности кормов использовались материалы собственных исследований и других лаборатории. В крови определялось содержание общего белка и его фракций – альбумина и глобулина, мочевины (один из показателей качества протеинового питания), сахара, кетоновых тел, кальция, неорганического фосфора, йода и каротина. В молоке, помимо жира и белка учитывалось содержание мочевины (показатель качества протеинового питания) и кетоновых тел.
При исследованиях использовались приборы: спектрофотометр «Юнико1201», колориметры ФЭК 56М, КФК УФЛ, аппараты Къельдаля и Сокслета, рН-метры и др. Для анализа крови использовались методы «сухой химии», прибор глюкометр Optium Xceed, позволяющие проводить аналитическую работу непосредственно в животноводческих комплексах быстро и в больших объемах.
Результаты исследования и их обсуждение
В племзаводе «Рапти» высокопродуктивные коровы в стойловый период в расчете на 1 голову в сутки получали по 2–3 кг сена из многолетних трав, 25–30 кг силоса, 0,7 кг патоки и 14–15 кг комбикорма собственного производства. Травяные корма (сено, силос, зерносенаж) были дефицитны по содержанию меди, цинка, марганца, кобальта, йода и селена. В сене наблюдалось невысокое содержание каротина (9,3 мг/кг). Стельным сухостойным коровам в среднем на 1 корову в сутки давали 3–4 кг сена, 15–20 кг силоса, 0,7 кг патоки и от 1,2 до 4 кг комбикорма собственного производства. Балансирование рационов производилось за счет комбикормов собственного производства, в которые включались буферные смеси, минерально-витаминные добавки (производство фирм Финляндии), премиксы П-60-3 и другие.
В основном рационы были сбалансированы по основным питательным и биологически активным веществам, что положительно сказалось на уровне молочной продуктивности и биохимическом составе крови.
В племзаводе «Гражданский» в состав суточных рационов молочных коров в расчете на 1 голову входило 1,5 кг сена, 35 кг силоса, 7,7–8,8 кг комбикорма, 0,6–3,0 кг белкоффа, 0,5–3,3 кг жмыха подсолнечного, 2,1–3,5 кг подкормки «Эко-Про». Кормовые рационы были дефицитны по сахару, меди, кобальту, цинку, йоду и селену. Для балансирования рационов по минеральным веществам и витаминам использовались мел, сода, минерально-витаминные премиксы отечественного и зарубежного производства.
Анализ крови коров племзавода «Рапти» показал, что биохимические показатели, характеризующие белковый и углеводно-жировой обмен (общий белок, альбумин, глобулин, мочевина, глюкоза, кетоновые тела), минеральный (кальций, неорганический фосфор и йод) были в пределах физиологической нормы. Концентрация каротина в сыворотке крови у коров в сухостойный период составила 0,32 мг %, конце лактации – 0,34 мг %, что ниже физиологической нормы (0,4–1,0 мг %). Это связано с понижением усвоения каротина из силоса хозяйственной заготовки.
В племенном заводе «Гражданский» у высокопродуктивных коров аналогичные показатели крови были в пределах физиологической нормы, за исключением глюкозы. Этот показатель был низким у животных в первую и вторую фазы лактации (2,82–3,00 ммоль/л) и в сухостойный период (3,22 ммоль/л).
В молоке коров содержание кетоновых тел не превышало физиологическую норму (6–8 мг %).
Уровень мочевины в молоке был повышенным, особенно у коров племзавода «Гражданский» в первую фазу лактации (1–100 дней) и составил 13,6 ммоль/л, вторую (101–200 дней) – 13,0 ммоль/л, третью (201–305 дней) – 11,7 ммоль/л. Это говорит о снижении усвояемости протеина кормов, вследствие дефицита сахара в рационах молочных коров.
У высокопродуктивных коров удельный вес мочи составил 1,000–1,005, в ней отсутствовали кетоновые тела и белок, отмечено присутствие билирубина.
На основании анализа кормления высокопродуктивных коров в племенных хозяйствах разработаны научно-обоснованные адаптивные рационы на основе местной кормовой базы (табл. 1, 2).
В зависимости от продуктивности коров, содержание сырого протеина в сухом веществе рационов составляет 14,0–21,7 %, сахара – 6,6–7,5, сырого жира – 4,9–6,2 и сырой клетчатки – 13,8–18,7 %.
Таблица 1
Проект примерных адаптивных кормовых рационов для высокопродуктивных коров
Корма и подкормки, кг |
При среднесуточных удоях, кг |
|||||
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
||
Сено |
3,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2 |
|
Силос, сенаж |
30 |
30 |
30 |
25 |
25 |
|
Комбикорм |
5,5* |
8,0** |
10,5** |
13** |
16** |
|
Соя, зерно |
- |
0,5 |
1,0 |
1,3 |
1,4 |
|
Жмых, подсолнечный |
0,5 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
|
Кукуруза, зерно |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,3 |
|
Меласса |
1,0 |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
|
Поваренная соль |
0,15 |
0,15 |
0,19 |
0,23 |
0,25 |
|
Премикс по рецепту хозяйства |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
0,20 |
0,20 |
|
Содержание в рационе*** |
||||||
Энергетическая кормовая единица |
17,9 |
22,8 |
26,4 |
29,9 |
33,3 |
|
Обменная энергия, МДЖ |
179,3 |
228 |
264 |
299 |
333 |
|
Сухое вещество, кг |
16,9 |
20,0 |
23,1 |
23,8 |
28,7 |
|
Сырой протеин, г |
2383 |
3103 |
3817 |
4429 |
5138 |
|
Сахар, г |
1110 |
1343 |
1153 |
1792 |
1921 |
|
Сырой жир, г |
823 |
1048 |
1240 |
1466 |
1664 |
|
Сырая клетчатка, г |
3160 |
3449 |
3472 |
3785 |
3954 |
|
Кальций, г **** |
116 |
129 |
157 |
182 |
264 |
|
Фосфор, г**** |
76 |
98 |
133 |
165 |
186 |
|
Каротин, мг**** |
972 |
1076 |
1398 |
1747 |
1842 |
Примечание. * – Комбикорм с 19 % сырого протеина; ** – Комбикорм с 22 % сырого протеина; *** – Для балансирования рационов по макро-микроэлементам и витаминам используются премиксы, составленные по рецептам хозяйств, применительно к конкретной кормовой базе, **** – Количество микроэлементов, макроэлементов и каротина в рационах указано без учета их содержания в премиксе.
Таблица 2
Проект примерных адаптивных кормовых рационов для высокопродуктивных коров (в рационы включена кормовая добавка «Белкофф»)
Корма и подкормки, кг |
При среднесуточных удоях, кг |
||||
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
|
Сено |
3,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,0 |
Силос, сенаж |
30 |
30 |
30 |
25 |
25 |
Комбикорм |
4,8* |
7,0** |
9,5** |
11,5** |
14** |
Белкофф |
1,2 |
1,6 |
2,0 |
2,8 |
3,4 |
Жмых, подсолнечный |
- |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
Кукуруза, зерно |
0,25 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,3 |
Меласса |
1,0 |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
Поваренная соль |
0,075 |
0,15 |
0,19 |
0,23 |
0,25 |
Премикс по рецепту хозяйства |
0,05 |
0,10 |
0,15 |
0,20 |
0,20 |
Содержание в рационе*** |
|||||
Энергетическая кормовая единица |
18,2 |
23,4 |
26,5 |
30,2 |
33,3 |
Обменная энергия, МДЖ |
182 |
234 |
265 |
302 |
333 |
Сухое вещество, кг |
17,0 |
20,6 |
23,3 |
25,8 |
29,0 |
Сырой протеин, г |
2392 |
3386 |
4020 |
4508 |
5512 |
Сахар, г |
1067 |
1339 |
1460 |
1767 |
1873 |
Сырой жир, г |
863 |
982 |
1376 |
1480 |
1727 |
Сырая клетчатка, г |
3168 |
3471 |
3492 |
3748 |
3981 |
Кальций, г **** |
111 |
127 |
146 |
177 |
246 |
Фосфор, г**** |
77 |
103 |
134 |
168 |
188 |
Каротин, мг**** |
964 |
1102 |
1388 |
1809 |
1823 |
Примечание. * – Комбикорм с 19 % сырого протеина; ** – Комбикорм с 22 % сырого протеина, *** – Для балансирования рационов по макро-микроэлементам и витаминам используются премиксы, составленные по рецептам хозяйств, применительно к конкретной кормовой базе, **** – Количество микроэлементов, макроэлементов и каротина в рационах указано без учета их содержания в премиксе.
В рационах стельных сухостойных коров в сухом веществе содержится 13,2-14,3 % сырого протеина, 6,3–6,4 сахара, 4,1–4,2 сырого жира и 27,6–29,6 % сырой клетчатки.
Выводы
Таким образом, получены новые данные о влиянии адаптивного кормления высокопродуктивных коров на удой, биохимические показатели крови молока и мочи. Они отражают состояние обменных процессов в организме коров и могут быть использованы для оценки полноценности кормления.
С целью реализации созданного высокого генетического потенциала молочной продуктивности, поддержания здоровья коров и оптимальных воспроизводительных способностей разработаны примерные оптимальные адаптивные кормовые рационы для животных с удоем от 20 до 60 кг молока в сутки, находящихся в первой и второй половине лактации. Оптимальные адаптивные кормовые рационы планируется включить в адаптивную систему кормления высокопродуктивных коров.