Анализируя процесс подготовки специалиста в образовательной организации в условиях реализации компетентностного подхода профессионального образования, доктор психологических наук А.А. Вербицкий предложил технологию контекстного обучения.
С позиции технологии контекстного обучения основная цель любого профессионального образования – формирование целостной модели будущей профессиональной деятельности обучающегося. Для достижения данной цели в профессиональной образовательной организации необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательный) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов [1]. Однако при внедрении контекстного обучения педагоги сталкиваются с проблемой системного использования знаний в профессиональной деятельности.
Как правило, каждый преподаватель обучает студентов своему предмету изолированно от других дисциплин, а иногда и профессиональной направленности [2, 5]. Поэтому зачастую обучающиеся затрудняются применять знания и умения из общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин при решении профессиональных задач. Решение данной проблемы при внедрении контекстного обучения, мы видим, через организацию и проведение интегрированных занятий.
Цель интегрированного занятия при внедрении контекстного обучения – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе в профессиональной деятельности. Анализ педагогической практики подтверждает, что интегрированные занятия наиболее эффективны, если являются обобщающими и реализуются при квазипрофессиональной форме деятельности [4, 5].
Процесс подготовки и проведения интегрированного занятия при реализации квазипрофессиональной деятельности имеет определённую специфику и состоит из следующих этапов: планирование, конструирование занятия, его проведение и анализ [3].
На этапе планирования педагогам необходимо изучить образовательные программы интегрируемых дисциплин и определить междисциплинарные связи, затем продумать реализацию данных связей в контексте профессиональной деятельности (таблица).
На этапе конструирования педагоги определяются с методом и формой проведения интегрированного занятия. Исходить необходимо из того, что единицей содержания контекстного бучения является проблемная ситуация, поэтому метод проведения занятия определяется как проблемный. Учитывая, что при квазипрофессинальной деятельности воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание профессионального труда специалиста, то формой проведения занятия могут быть: деловая игра, анализ проблемной ситуации, имитационные упражнения, тренинги.
Начать занятие преподаватели должны с демонстрации межпредметных связей в профессиональной деятельности уже на этапе мотивации. Мотивацию необходимо провести по каждой интегрируемой дисциплине, указав на значимость интегрируемых предметных областей в профессиональном контексте. Что создает эмоциональный настрой обучающихся на дальнейшее восприятие и осмысление проблемы. Преподавателям необходимо продумать формы мотивации, это могут быть видеофрагменты, сопровождение рассказа яркими иллюстрациями, заранее подготовленное интересное и содержательное интервью с работодателями.
Занятие строится вокруг проблемной ситуации, которая, во-первых, должна быть приближена или воссоздавать реальный прототип профессиональной ситуации, во-вторых, для её решения необходимы знания интегрируемых дисциплин, точки междисциплинарных связей которых были определены на этапе планирования (таблица). Самостоятельную работу обучающихся на занятии преподавателям рекомендуется организовать по схеме деятельности специалиста (рисунок). Данная модель является прототипом познавательной деятельности студента в обучении контекстного типа. В ней моделируется полный цикл мышления – от зарождения проблемной ситуации, порождения познавательной мотивации до нахождения способов разрешения проблемы и доказательства ее правильности [1].
Модель деятельности специалиста
Междисциплинарные связи в контексте профессиональной деятельности
Междисциплинарные связи |
Интегрируемые дисциплины |
Реализация в профессиональной деятельности |
|
Статистика |
Биохимия |
||
знать: |
– основные понятия: средняя величина, среднеквадратическое отклонение, – коэффициент вариации; методика расчета средних величин. |
статистические параметры для оценки правильности и воспроизводимости лабораторных исследований |
Внутрилабораторный контроль качества лабораторных исследований |
– понятие: вариационный ряд; – нормальное распределении вариационного ряда и его значение. |
принципы построения контрольных карт |
||
уметь: |
вычислять различные виды средних величин. |
рассчитывать статистические параметры для оценки правильности и воспроизводимости лабораторных исследований |
|
выполнять графической изображение статистических данных, проводить их анализ по графику. |
строить и оценивать контрольные карты. |
Не менее важная роль на этапе проведения занятия отводится рефлексии, в результате которой обучающиеся дают оценку своей работе, работе в команде, анализируют свои достижения и трудности при решении поставленной проблемы.
Анализируя эффективность проведенного занятия, педагогам особое внимание необходимо уделить вопросам: удалось ли сформировать у студентов целостно-смысловое понимание роли интегрируемых дисциплин в профессиональной деятельности, способность применять полученные знания и умения интегрируемых дисциплин при решении профессиональных задач.
Таким образом, на сегодняшний день преподаватель должен быть готовым в процессе обучения обеспечить профессиональную подготовку обучающихся на основе межпредметной интеграции, начиная с изучения дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального блока при реализации программы подготовки специалиста.