Развитие Интернет-технологий в современном мире, а также их воздействие на психическое состояние подрастающего поколения стало предметом изучения исследователей разных сторон человеческой жизнедеятельности. Актуальность данной проблемы связана с широким распространением и повсеместной доступностью инструментов Интернет и виртуальных социальных сетей в тесной взаимосвязи с незрелостью структурных составляющих психики детей подросткового возраста [1]. Целью настоящей статьи является исследование воздействия интенсивного использования сети Интернет на личностные особенности детей подросткового возраста. Рассмотрение данного возрастного периода связано с активным развитием процесса социализации личности в условиях информационного общества, и, как следствие, их подверженностью влиянию (как позитивному, так и негативному) окружающей социальной среды [5].
Автор исходил из предположения о наличии устойчивой зависимости между частым использованием инструментов Интернет и личностными особенностями подростков.
Выборкой для исследования стали учащиеся 7–8-х классов СОШ № 95 города Караганды в количестве 60 человек, 30 из которых являются активными пользователями Интернет (экспериментальная группа), 30 – подростки, пользующиеся сетью относительно редко (контрольная группа).
В исследовании нами были использованы такие научные методы как анкетирование [3], методика исследования уровня коммуникативной толерантности В.В. Бойко [2], опросник «Самоотношение» В.В. Столина [4], опросник FPI.
Обработка результатов анкетирования позволили выявить, во-первых, факт использования интернет всеми испытуемыми в возрасте 13–14 лет. при этом, однако, результаты отличаются при рассмотрении вопроса о частоте использования сети. Так, в контрольной группе этот показатель составил 33 % (приьегающие к помощи Интернет один раз в неделю), в экпериментальной – 55 % (пользующиеся Интернет каждый день).
Далее мы обратились к применению методики исследования уровня коммуникативной толерантности В.В. Бойко, результаты в экспериментальной группе которого позволили выявить, что наиболее высоким показателем в контрольной группе является категоричность в оценках людей – 7 баллов (результат 14 % испытуемых). Далее следуют показатели по шкалам неумение скрывать неприятные чувства к собеседнику – 6,8 баллов (у 13 % испытуемых), а также стремление сделать партнера по общению удобным для себя – 6,9 баллов (у 13 % испытуемых). Эти результаты объясняются психологическими особенностями детей подросткового возраста, что обусловлено наличием определенной категоричнсоти в суждениях. Следующие показатели хараткеризуются наличием определенной взаимосвязи – нежелание принимать индивидуальные особенности собеседников (5,4 балла у 11 % испытуемых), а также восприятие себя как образца для оценки окружающих, равный 5,1 у 10 % оптантов. Данные свидетельствуют о приоритетености значения собственных результатов перед целями других людей, имеющей, однако, ситуативный характер, обусловленный внешними причинами. Менее низкими значениями характеризуются такие показатели как стремление к перевоспитанию собеседника, равный 4,8 баллам у 9 % опрошенных, а также нежелание мириться с дискомфортом, равный 4,5 баллам у 9 % испытуемых. Приведенные данные говорят о способности подростков контрольной группы достаточно терпеливо относиться к особенностям окружающих, а также к их проблемам.
Обратимся к рассмотрению и интерпретации результатов, полученных в ходе обработки данных экспериментальной группы. Подросткам, использующих всемирную сеть чаще, соответствуют высокие показатели по таким шкалам как стремление переделать пратнера в соответствии с собственным видением, равный 10,9 баллам у 15 % испытуемых; неумение скрывать негативные эмоции по отношению к собеседнику – 10,6 баллов у 14 % опрошенных; отсутствие умения прощать ненамеренные поведенческие ошибки, равный 10,4 баллам у 14 % подростков. Мы видим, что испытуемым экспериментальной группы свойственны такие личностные особенности как отсутствие терпимости к характерным проявлениям окружающих, неумение и нежелание приспособиться к ним. Средние показатели были выявлены по следующим шкалам: отсутствие способности терпеть дискомфорт психического или физического характера, равный 9,2 баллам у 12 % испытуемых, уровень приспособляемости к особенностям окружающих – 8,6 баллов у 12 % ребят; а также категоричность по отношению к другим – 7,4 баллов (10 % оптантов). Полученные данные позволили нам сделать вывод, что подростки экспериментальной группы отличаются нетерпимым отношением к трудностям окружающих, возможным приспособлением к установкам собеседника, стремятся дать всему происходящему соответствующие оценки. Низкими показателями характеризуются такие шкалы как нежелание принимать индивидуальные особенности других людей – 3,3 балла (4 % подростков), рассмотрение собственной личности в качестве образца при оценивании окружающих, равный 4,8 баллов у 6 % подростков.
Методика исследования самоотношения В.В. Столина, позволяющего выявить три урвня самоотношения: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень готовности к конкретным действиям в отношении к своему «Я».
Рассмотрим результаты обработки полученных в ходе исследования данных в контрольной группе. Так, наиболее высокий показатель, равный 11,7 баллам (у 20 % испытуемых) был выявлен по шкале самоуважения, в то время как в экспериментальной группе данный показатель оказался на низком уровне – всего 3,9 баллов (у 7 % опрошенных), что свидетельствует об уважении к себе в большей степени у подростков, редко использующих интернет, нежели у подростков экспериментальной группы. Текущее положение может быть обусловленно расширенным кругозором подростков, у которых остается больше времени на приобретение знаний в рамках школьной программы, осуществление общественно полезных функций, которые дают им возможность самореализации и обретения статуса среди друзей. Далее в контрольной группе наблюдаем следующие показатели: средний балл таких показателей как аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоуверенность, отношение других, самопринятие, составил 4,9 (у 8 % оптантов); несколько более высокий средний балл – 5,1 (у 9 % оптантов) был определен по таким шкалам как саморуководство, самопоследовательность, самообвинение, самопонимание. Показатель по шкале самоинтереса оказался ниже среднего – 3,2 балла (у 5 % испытуемых). Это может свидетельствовать о направленности когнитивных процессов подростков, редко обращающихся к сеит Интернет, на освоение знаний извне, а не на самоанализ.
В группе подростков, часто обращающихся к Интернет, которые составили экспериментальную группу, были выявлены высокие показатели по шкалам аутосимпатия – 10,2 балла (18 %), ожидаемое отношение от других – 9,6 балла (17 %), самоинтерес – 6,7 баллов (12 %). Наименее высокий результат выявлен по шкалам саморуководство, самопоследовательность – 3 балла (5 %), самообвинение – 3,3 балла (6 %), самоуверенность – 3,7 баллов (6 %). Среднее значение показателей по остальным шкалам – самоуважение, отношение других, самопринятие, самопонимание, составило 4 балла (у 7 % испытуемых). Полученные данные говорят о высоком уровне самопринятия, самоизучения, самоанализа, о высоком уровне эмпатии собственных чувств, не ориентированные на другого человека. Одновременно, наблюдается высокий уровень ожидания подобного отношения к себе со стороны окружающих. Полагаем, это может быть обусловлено с выявленным неумением понимать чувства другого человека.
На следующем этапе исследования был проведен анализ уровней субъективного контроля по методике Дж. Роттера, в основу которого легли две группы утверждений. Во-первых, различие людей между собой в зависимости от образа локализации контроля над важными для них событиями. По этому показателю возможно разделение людей на два типа: экстернальный, когда человек убежден, что все явления касательно его жизни – это результат воздействия сил извне; интернальный, когда человек соотносит значимые события как результат собственной активности. Во-вторых, универсальный характер локуса контроля, характерного индивиду, ко всем проявлениям явлений и событий, имеющими место в его жизни. То есть предполагается, что как в случае неудач, так и успеха, человеку присущ один тип контроля, характеризующий его поведение.
Испытуемым было предложено принять или отвергнуть утверждения касательно разных сторон жизни.
В группе испытуемых, редко использующих Интернет (контрольная группа), был отмечен высокий показатель по шкале общей интернальности, который составил 39,1 баллов (у 44 % испытуемых), который в сравнительном аспекте выше, чем у испытуемых экспериментаьной группы, где этот показатель составил 37,3 (у 38 % опрошенных из экспериментальной группы). Это говорит о том, что испытуемые контрольной группы более, чем испытуемые экспериментальной группы, видят себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Подростки, редко обращающиеся к сети Интернет, более, чем подростки, часто использующие сеть Интернет, чувствуют уверенность в себе, достоинство, ответственность за происходящие события, что также накладывает отпечаток на самоуважение и социальную зрелость.
По другим шкалам результаты распределились следующим образом: в области достижений по шкале интернальности был выявлен высокий показатель, равный 11,5 баллам (у 16 % испытуемых). Это говорит о том, что испытуемые контрольной группы видят себя целеустремленными людьми, которые сами добились своих целей. Одновременно, был выявлен достаточно высокий показатель по шкале интернальности в области неудач, который составил 14,8 баллов (у 13 % испытуемых контрольной группы), что свидетельствует о развитом ощущении субъективного контроля касательно негативных событий, то есть, эти испытуемые склонны обвинять себя в различных неудачах, имеющих место в их жизни. Показатели по шкале интернальности в семейных отношениях оказались равны 8,1 баллам (9 %), что говорит о ключевой роли родных в возникновении ситуаций в рамках семьи. Показатели остальных шкал: шкала интернальности в сфере образования – 6,6 баллов (7 %), что свидетельствует о низкой оценки собстаенного влияния на ход событий касательно учебы, показатель интернальности в области личностных взаимоотношений составил 5 баллов (6 %), что говорит о признании неспособности самостоятельного формирования круга общения, показатель интернальности в сфере сохранения составил 4,7 баллов (5 %), что говорит о низком уровне ответстенностиза собственное здоровье.
Обратимся к анализу результатов применения этой же методики по отношению к испытуемым экспериментальной группы. Так, наиболее высокими оказались показатель интернальности в сфере неудач, составивший 16,6 (у 17 % испытуемых). Это свидетельствует о склонности к самообвинению в связи с переживаемыми неуспехами; показатель интернальности в сфере достижений, равный 14 баллов (14 %) и свидетельствующий о высокой контролируемости эмоционально положительных событий. Выше среднего оказались показатели шкал интернальности в областях семейных взаимоотношений, учебы, межличностных отношений, составившие в среднем 9 баллов, что свидетельствует возложении ответственности за возникновение проблем в перечисленных областях на окружающих. Самый низкий уровень в экспериментальной группе составил показатель интернальности в сфере сохранения здоровья – 3,7 балла (4 %). Полученные данные позволяют сделать промежуточный вывод, что как подростки экспериментальной группы, как и контрольной, не уделяют должного внимания своему здоровью, считая его состояние результатом действия внешних вил.
Завершающей методикой исследования является многофакторный личностный опросник FPI, к результатам которого мы обратимся. Так, в контрольной группе по таким показателям как невротичность, спонтанная агрессия, общительность, маскулинизм – феминизм средний бал оказался равен 10, что свидетельствует об относитльно нормальном функционировании представленных процессов. Несколько ниже оказалось среднее значение показателей раздражительности, уравновешенности, открытости, экстраверсии-интроверсии, равное 6,5. Наиболее низким оказалось среднее значение показателей депрессивности и реактивной агрессивности – по 5,4 балла.
Обратимся к анализу аналогичных показателей в экспериментальной группе. Самые высокие значения показателей были выявлены по шкалам депрессивности и общительности (9,6 и 9,8 баллов соответственно). Полагаем, это может быть связано с низким уровнем удовлетворенности собой и социальной средой, обусловившим формирование депрессивного состояния, возможность выхода из которого связана с взаимодействием с другими людьми. Остальные показатели соответствуют среднему уровню: невротичность, спонтанная агрессивность, раздражительность, уравновешенность, открытость, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная лабильность, маскулинизм-феминизм, среднеарифметическое значение которых составляет 8,2 балла. Самые низкие показатели были определены по шкалам реактивная агрессивность и застенчивость, составившие по 6,2 балла (6 % испытуемых). Эти данные свидетельствуют об отсутствии у подростков экспериментальной группы агрессии, тревожности, неуверенности, а также их склонности к подчиненному поведению.
Таким образом, результаты исследования зависимости личностных проявлений от частоты использования сети интернет у детей подросткового возраста с применением методик измерения толерантности В.В. Бойко, «Самоотношение» Столина, опросника FPI, позволили выявить следующие характеристики подростков, часто использующих Интернет: категоричность в оценках людей, неспособность скрывать неприятные чувства к собеседнику, стремление сделать партнера удобным для себя, отсутствие интереса к трудностям других людей, одновременно – приспособляемость к характеру собеседника, стремление давать оценки возникающим ситуациям. Полученные данные также говорят о большем уровне самоуважения, самопринятия и самоанализа у подростков, часто использующих интернет. При этом отмечается ожидание аналогичного интереса к собственным чувствам со стороны окружающих, что свидетельствует о некоторой абстрагированности от социальной реальности.
Напротив, дети подросткового возраста, редко посещающие Интернет, в большей степени склонны ощущать собственную значимость в происходящих событиях, что связано с высоким уровнем самоуважения и социализации.
В противоположность высокому уровню интернальности подростков контрольной группы, подростки, часто посещающие Интернет, видят причины происходящих событий в поведении окружающих и внешних факторах, одновременно наблюдается склонность к самообвинению в неприятностях, высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными ситуациями. Свойственное последним недовольство собой и социальной средой ведет к возникновению депрессивного состояния, обусловливающего, в свою очередь, еще более частое обращение к сети Интернет в поисках сочувствия виртуальных друзей. Выходом из замкнутого круга может стать возвращение подростков в среду реальных семейных и товарищеских отношений близкими людьми, что может быть принято последними в качестве рекомендаций.
Таким образом, актуальная на сегодняшний день проблема увеличения обращений к сети Интернет, требует дальнейшей разработки и освещения как в условиях семьи, так и в условиях образовательных учреждений, а также, по необходимости, разработки соответствующих психологических коррекционных мероприятий.