Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1
2424 KB

Конкурентоспособность национальной экономики является основой сохранения лидирующих позиций государства на мировой арене. Для России, имеющей преимущественно сырьевую ориентацию экономики, сохранение прежних, достаточно низких значений показателей объемов производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции (доля России в мировом экспорте высокотехнологичной продукциисоставляет десятые доли процента), влечет за собой негативную перспективу – превратиться в ресурсный придаток для мировых экономик. Выходом из сложившейся ситуации для России является переход к модели инновационной экономики. Одной из главных особенностей построения модели инновационной экономики является последовательная смена конкурентных приоритетов – переход от преобладания конкуренции в сфере товаров к доминированию конкуренции в области прав на интеллектуальную собственность и способов экономической реализации этих прав. Право на интеллектуальную собственность, помимо обеспечения авторского права на «продукцию будущего», дает законное основание авторскому коллективу и стране патентования производить и продавать результат изобретения, а также вводить запрет на производство и продажу другим странам (а также юридическим лицам) этого нового продукта. Получение масштабных экономических результатов от реализации интеллектуальной собственности обеспечивают инновационные и высокотехнологичные предприятия, путем вывода новейших товаров на рынок. Основным фактором, обеспечивающим продвижение на рынок инновационных товаров являются финансовые и инвестиционные ресурсы. На современном этапе можно выделить следующие потенциальные источники этих ресурсов: бюджетные; внебюджетные; прямые иностранные инвестиции; банковский кредит; венчурное инвестирование. Бюджетные ресурсы может выделять государство. Однако современная экономическая политика государства направлена по пути развития процессов регулирования экономики (формирование законодательных и нормативных актов, регламентирующих экономическую деятельность), что существенно ограничивает возможность получения прямых бюджетных инвестиций в инновационную сферу. Основные внебюджетные источники сконцентрированы преимущественно в крупных сырьевых вертикально – интегрированных компаниях (таких как «Газпром», «Роснефть» и т.п.), в сферу интересов которых не входит развитие реальной высокотехнологичной, инновационной сферы национальной экономики не связанной с нефтегазовой отраслью. Привлечение прямых иностранных инвестиций в инновационную сферу ограничено: во-первых, из-за возникшей санкционной политики Запада; во-вторых, вместе с иностранными инвестициями выстраивается иностранная инновационная экономика, которая будет вытеснять отечественные технологии, науку и образование. Банковский кредит пока остается слабо доступным из-за высоких процентных ставок, а горизонты кредитования являются недостаточными для развития инновационной деятельности. Наиболее приемлемым источником финансовых ресурсов для инновационной сферы деятельности является система венчурного инвестирования, для развития которой необходима разработка и внедрение методов государственной поддержки и регулирования. Венчурное инвестирование охватывает преимущественно деятельность малых инновационных предприятий, которые в последнее время все активнее завоевывают мировые рынки инновационной продукции. Таким образом, союзмалых инновационных предприятий и системывенчурного инвестирования, обеспеченнойнаучно-обоснованной государственной поддержкой, являютсяосновным фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики.