Мировой опыт показывает, что основными факторами инновационного прогресса является успешная консолидация научного и промышленного ресурсов в рамках отдельных территорий с учетом специфики производства. В тоже время трансформация экономической системы России в экономику постиндустриальную, а соответственно инновационную и интеллектуальную, происходит значительно медленнее, чем во многих развитых и развивающихся странах. Согласно стратегии инновационного развития России до 2020 года государством определен курс перехода экономики на инновационную социально-инновационную модель развития, в реализации которого будут использованы и кластерные механизмы [10]. Вследствие этого особую актуальность приобретают исследования, направленные на повышение эффективности процессов инновационного развития муниципальных образований на основе современных кластерных механизмов.
Теоретическим и практическим аспектам проблемы обеспечения инновационного развития муниципальных образований на основе кластерного подхода посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых. Так, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН О.С. Сухарев оценивая возможные инновационные сценарии развития страны, делает вывод, что России необходима политика создания эффективных инновационных объединений [11]. В результате проведенных исследований Леоновой Н.Г. (под руководством Новокшоновой Л.В.) были получены результаты, показывающие зависимость между уровнем кластеризации регионов и состоянием инновационной сферы федеральных округов [5]. Специалисты ИЭОПП РАН А.С. Маршалова и А.С. Новоселов приходят к выводу, что в основном муниципальные образования находятся на стадии недо-индустриального развития, поэтому основные инновации, направленные на успешный инновационный рост должны быть найдены в новых подходах к управлению, стимулирующих технологическую модернизацию отраслей и формирование кластеров с целью полноценного использования и развития преимуществ муниципалитетов [13].
Анализ публикаций подтверждает наличие различных позиций ученых относительно содержания инновационного кластера как научной категории, что затрудняет использование термина при реализации кластерной политики в муниципальных образованиях. Так, Трофимова О.М. предлагает под инновационным кластером понимать территориально обособленную в отрасли группу предприятий, главной целью которой является развитие ключевых компетенций на территории присутствия и достижение синергетических эффектов от взаимодополняющего механизма функционирования [14]. Данный подход ограничивает понимание кластера к обособленной группе предприятий в отрасли, что сводит к минимуму взаимодействие организаций различных отраслей (образования, промышленности) на территории муниципального образования. Сущность инновационных кластеров с позиции институционального подхода рассмотрены в работе Напольских Д.Л., где кластер рассматривается как территориально сконцентрированная сеть контрактов с участием в соответствии с моделью «тройной спирали» [7]. Однако такая позиция требует дальнейшего развития в вопросах оценки эффективности институциональных механизмов кластерного развития муниципальных образований.
Наиболее полное определение представлено в работе А.К. Казанцева и И.А. Никитиной, которые под инновационным кластером понимают совокупность учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых знаний, продуктов и технологий, а также организационно-правовые условия их хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политики, региональной политики, проводимой на федеральном уровне и социально-экономической политики региона [3]. Данный термин достаточно применим и на уровне муниципальных образований, что позволяет широко его использовать.
Исследование опыта реализации кластерной политики инновационных мировых лидеров (Швейцария, Великобритания, Швеция, Финляндия, США, Япония, Китай и т.д.) показывает, что в процессе инновационного развития кластерные механизмы способны обеспечить основу перехода на модель инновационного развития за счет синергетических эффектов [12, 8, 1]. При этом основные инновационные кластеры стран сосредоточены в ведущих научных и промышленных центрах (рис. 1). Так, к примеру, инновационные кластеры Швейцарии сосредоточены в таких городах Берн (кластер точных технологий Precision), Цурих (кластер ICT), Женева (кластер инновационного развития энергетики Good Energies). В Великобритании крупнейшие инновационные кластеры располагаются в промышленных и научных регионах: Большой Лондон, Мидленд, Бирменгем. В Швеции в последнее время начинают активно функционировать межрегиональные инновационные кластеры (кластеры региона Эресунн (Öresund region) – Дания и Швеция с центром в столице региона, кластеры региона Ботнической дуги, кластеры трансграничной территории Норвегии (г. Осло).
Рис. 1. Кластеры в муниципальной инновационной системе
Сравнительный анализ инновационного развития регионов России и территориального распределения инновационных кластеров позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне неравномерности. В регионах-новаторах сосредоточена значительно преобладающая часть инновационных кластерных объединений страны [9]. С точки зрения территориального устройства можно выделить как варианты развития кластеров в четко очерченных границах, практически совпадающих с границами муниципальных образований (г. Саров, г. Железногорск), так и примеры объединения предприятий, научных и образовательных организаций в рамках сетевых структур крупных агломераций (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области), а также кластерные образования, рассредоточенные по всей территории региона (Республика Мордовия, Свердловская область). Однако в основном инновационные кластеры в России в основном охватывают территории нескольких муниципальных образований. Так, к примеру, кластер «АлтайБио» располагается на территории трех муниципальных образований – г. Бийск, г. Барнаул и г. Новоалтайск. Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области располагается на территории городских округов «город Новосибирск» и «город Кольцово», кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины занимает территорию городских округов округа «Город Обнинск», «Город Калуга», муниципальный район «Боровский», Саратовский инновационный кластер располагается на территории г. Саратова и является градообразующим предприятием. При этом инновационные кластеры оказывают значительное влияние на инновационное развитие муниципальных образований. Это связано с тем, что инновационные кластеры способны активно наращивать инвестиции в НИОКР, объединять различные фирмы (в том числе и привлекать малый и средний бизнес) в рамках процесса инновационного развития, привлекать частные и государственные инвестиции на исследования и разработки. Объемы расходов на НИОКР отдельных инновационных кластеров представлены на рис. 2.
Так, к примеру, Калужский кластер фармацевтики, биомедицины и биотехнологий производит более 70% инновационной продукции муниципальных образований. При этом планируется, что доля инновационной продукции отдельных предприятий в перспективе составит от 50% (крупные локализированные компании) до 100% (НармеикПлюс) [4].
Рис. 2. Объемы расходов на НИОКР отдельных инновационных кластеров, млрд. руб.
Анализ опыта стран-лидеров по инновационному развитию показал, что кластерный подход достаточно эффективен в процессе инновационного развития территорий, в том числе и муниципальных образований. Исследование роли кластерных объединений в инновационном развитии территорий России позволил выявить отсутствие системного подхода в реализации кластерной политики муниципальных образований. Это привело к тому, что большая часть инновационных кластеров сосредоточена в регионах-лидерах по инновационной активности, в то время как другие муниципальные районы практически не участвуют в системе инновационного обновления страны.
С целью устранения выявленных диспропорций и основываясь на опыте инновационных стран и регионов России, представляется целесообразным повысить уровень поддержки кластерной политики со стороны властей в муниципальных образованиях с низким уровнем инновационной активности, создать институциональные условия для кластерного развития на базе эффективного функционирования центров кластерного развития, принять во внимание территориальные и промышленные ресурсы муниципальных образований, на базе которых можно создать эффективные инновационные кластеры. При этом наиболее подходящим можно считать механизм кластерного развития муниципальных образований на основе модели «тройной спирали». Это позволит создать основу для получения синергетических эффектов от тесного взаимодействия власти, образования-науки и бизнеса в инновационной сфере регионов и страны целом.
Перспективы дальнейших исследований связаны с оценкой возможностей формирования и развития инновационных кластеров муниципальных образований с низким уровнем инновационной активности на основе оценки условий и предпосылок их создания (уровня научного потенциала, объемов и перспектив развития наукоемкой продукции и т.д.).
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта / Грант № 15-02-00025а от 14.05.2015 г.