Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

HIGHER EDUCATION IN KAZAKHSTAN AND POLAND: REALIA, PROBLEMS AND PROSPECTS

Baimanova L.S. 1 Khamzina B.E. 2
1 Kokshetau State University n.a. Sh. Ualikhanov
2 Kazakh Agro Technical University n.a. S. Seifullin
2735 KB
The article provides an overview of the realities, problems and prospects of the two systems of higher education – Kazakhstan and Poland. Consider the value of a modern education system in these republics, the implementation of the law «On education», analyzes the three-level training of specialists.
higher education
reforms
educational programs
рroblems and рrospects

Высшее образование – высший приоритет любого цивилизованного человека, потому что в современном мире, да и несколько последних столетий, наличие высшего образования является свидетельством принадлежности его обладателя к высшей прослойке человеческого общества – к интеллигенции. Ведь образование – процесс, посредством которого общество через высшие учебные заведения целенаправленно передает свое культурное наследие – накопленные знания, ценности и навыки – от одного поколения другому. Поэтому быть интеллигентом в пятом поколении и интеллигентом в первом – имеет огромное значение. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны. Чтобы понять, что общего и в чем различие современных систем образования стран, мы рассмотрели реалии, проблемы и перспективы двух систем высшего образования – Казахстана и Польши.

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Преобразование всего общества, немедленно отразилось на системе высшего образования Казахстана.

В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны.

За годы независимости Казахстана в системе высшего образования можно условно выделить три наиболее стратегически важных этапа реформирования. Первый этап (1991–1994 гг.) характеризуется созданием сети высших учебных заведений и обновлением специальностей, что нашло законодательное закрепление в двух Законах Республики Казахстан «Об образовании»[3] и «О высшем образовании» [4]. Следующий этап (1995–1998 гг.) является началом модернизации системы высшего образования. В эти годы принимаются первые казахстанские образовательные стандарты, утверждается новый классификатор специальностей, активно развивается негосударственный сектор образования. Третий этап (с 1999 по настоящее время) отмечен как период децентрализации управления и финансирования образования, расширения академических свобод высших учебных заведений.

За годы реформ предприняты смелые шаги по внедрению нововведений. 7 июня 1999 года был принят новый Закон Республики Казахстан «Об образовании» [5], который установил новую модель национальной системы образования, соответствующую Международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО. Суть новой модели заключалась в приеме вступительных экзаменов для всех абитуриентов единым независимым органом и проведением конкурса по каждой специальности. Также по новому образцу формировался студенческий контингент высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.

В этот же период была подписана Болонская декларация [2], провозгласившая принятие европейской системы высшего образования, основанной на двух основных циклах: бакалавриате (со сроком обучения четыре года) и магистратуре (со сроком обучения: на основе высшего базового образования – два года; высшего специального образования один год). Причем доступ ко второму циклу предусматривал успешное завершение первого цикла и освоение студентом не менее 128 кредитов теоретического обучения и не менее 6 кредитов профессиональной практики.

В результате реализации нового Закона Республики Казахстан «Об образовании» [6] создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование), введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр-магистр-доктор Ph.D. На сегодняшний день ряд университетов Казахстана реализует программу подготовки докторов философии (PhD) и докторов по профилю на базе профессиональных учебных программ магистратуры со сроком обучения не менее трех лет. Подготовка докторов философии осуществляется в зарубежных университетах или с приглашением профессоров зарубежных вузов в качестве соруководителей докторантов и для ведения учебных занятий. Некоторые вузы осваивают двухдипломные магистерские и докторские образовательные программы, предусматривающие лицам, успешно освоившим эти программы, выдачу диплома казахстанского вуза и диплома зарубежного вуза-партнера одновременно.

По данным Агенства РК по статистике [1], предоставленным в январе текущего года, в Казахстане действует 139 высших учебных заведений, общая численность студентов составляет 571 691 человек. Из общего числа вузов 53 являются государственными, в них обучается 280 422 студента, или 49 % от общей численности студентов вузов всех видов собственности. Подавляющее большинство студентов обучаются на платной основе по дневной форме обучения (таблица).

С 1991 г. политические и экономические изменения в Польше обусловили массовый наплыв абитуриентов в уже существующие университеты, в том числе и на стремительно увеличивавшиеся платные места. Количество студентов в Польше в 1990 году было чуть больше 400 тысяч, а уже в 1999 – почти 1,5 миллиона, и почти 2 миллиона студентов в 2006 году. В последующие годы их число постепенно снижалось. Росла и доля студентов среди молодежи: в 1990 году она составляла всего лишь около 13 % популяции молодых людей студенческого возраста, в 1995 – уже 22 %, а в 2006 – почти 50 %. По всей вероятности, эта цифра будет расти в последующие годы, так как молодежи становится все меньше, а число мест в вузах остается прежним и даже имеет тенденцию возрастать.

В 2011/2012 академическом году в РП было зарегистрировано 453 высших учебных заведения, а общая численность студентов составляла 1764,1 тысячи человек, из них на очном отделении – 965,3 тысячи и на заочном – 798,8 тысяч. Если учесть, что население Польши в 2011 году составляло 38 501 000 человек, то доля студентов в ней составляла 4,6 %. Сегодня Польша занимает первое место по доле студентов от 25 до 64 лет в населении страны, среди стран, в которых студенчество составляет более полумиллиона [8].

Количество студентов и формы обучения

Государственный образовательный грант

23,1 %

Дневная форма обучения

63,4 %

Государственный образовательный заказ

2,2 %

Заочная форма обучения

33,2 %

Коммерческая основа

74,7 %

Вечерняя форма обучения

3,4 %

Итого:

100

Итого:

100

baim1.tif

Динамика изменения численности 19-летних подростков в Польше

 

В то же время, с 2010 г. в польских СМИ и академическом сообществе все чаще стали обсуждаться перспективы резкого сокращения негосударственных вузов и неполной загрузки существующих государственных вузов по причине начала «демографической ямы» и снижающегося спроса на образование в частных вузах среди абитуриентов. Кроме вполне очевидной «демографической ямы», нынешняя ситуация осложняется негативным прогнозом по количеству абитуриентов – потенциальных студентов польских вузов (рисунок).

В силу сокращения количества абитуриентов в самой стране польские вузы вынуждены выходить на внешние рынки для привлечения дополнительного количества абитуриентов, прежде всего польского происхождения (уже сейчас таких студентов 25 % от общего числа иностранных студентов), и абитуриентов из стран бывшего СССР (уже сейчас их более 70 % от общего числа иностранных студентов). Польское правительство наращивает систему эффективной поддержки и фактического субсидирования (получение иностранными гражданами безвозмездных целевых трансфертов) экспорта образовательных услуг.

Вторым аспектом, определяющим ситуацию в системе высшего образования Польши, стала реформа, проведенная в 2011 г. Помимо акцента на усиление конкурентной борьбы между вузами за ресурсы и абитуриентов в национальном масштабе, правительство стремится повышать глобальную конкурентоспособность польской системы высшего образования путем консолидации ресурсов в ведущих университетах – центрах науки и образования. Растут расходы бюджета на развитие системы высшего образования. Кроме того, Польша активно привлекает ресурсы структурных фондов Евросоюза. В рамках международного научного сотрудничества польское правительство фактически субсидирует экспорт образовательных услуг, предлагая ряд стипендий, ориентированных, главным образом, на студентов и молодых ученых из региона, в котором геополитическое присутствие Польши усиливается в последние годы, как Центральная и Восточная Европа, ряд кавказских и азиатских стран бывшего СССР, таких как гранты и стипендии правительства Польши и других стран, польских университетов, международная образовательная программа «Эразмус Мундус» и другие программы обмена, финансируемые ЕС или благотворительными фондами, а также стипендии ректора, стипендии ученого совета либо фондов развития университетов иностранным гражданам за особые заслуги в науке, культуре, искусстве, спорте. Наращивание темпов прироста иностранных студентов превращает польские образовательные центры в значимого конкурента российских университетов в борьбе за абитуриентов, прежде всего из таких стран, как Украина и Белоруссия.

Казахстанская система образования имеет другие проблемы и их решения. Согласно проведенным многочисленным реформам в сфере образования в нашей республике были получены такие впечатляющие результаты, как демократический характер управления образованием, внедрение принципа триязычия, реструктуризация сети вузов и научно-исследовательских институтов для повышения мобильности, признание автономии вузов как одного из основных условий социальной эффективности высшего образования и т.д. Однако при всех видимых положительных реалиях в системе высшего образования республики Казахстан существует, безусловно, и ряд проблем. Одной из наиболее острых является высокая стоимость образовательных услуг (в среднем 2 000 долл. США), которая выходит за рамки возможности оплаты для гражданина со средним материальным доходом. Этот фактор вызывает снижение количества учащихся в вузах. В то же время, нельзя сказать, что это плохо, т.к. высшее образование не должно быть тотально массовым. Высокая загруженность университетов и учебных групп создает большую нагрузку как для преподавателей и административного персонала, так и для самих студентов. Да и современный рынок труда не сможет обеспечить всех выпускников рабочими местами, соответствующих степени бакалавра или магистра.

Другой ключевой проблемой на сегодняшний день является перенасыщение рынка образовательными учреждениями, предоставляющими высшее образование. Соотношение количества населения нашей страны и количества вузов несоизмеримо. В то время, когда в развитых странах на 1 млн населения приходится от одного до шести вузов, например, в Великобритании на число населения 60,4 миллиона приходится 89 вузов, то у нас эта цифра превышает в сотни раз (на 16 млн 896 тыс. человек приходится 139 высших учебных заведений).

Низкая среднемесячная заработная плата работников сферы образования (в среднем 300 долл. США) также является одной из основных причин, отрицательно сказывающихся на общей системе высшего образования. К сожалению, молодые люди в настоящее время стремятся поскорее окончить университет, получить диплом и работать в различных коммерческих структурах. Такое положение дел естественным образом отрицательно сказывается и на профессорско-преподавательском составе вузов. В период постсоветского кризиса (90-е годы прошлого столетия) произошло удручающее старение научных кадров: средний возраст доктора наук – 56 лет, кандидата наук – 46 лет, преподавателя без ученой степени – 39 лет. На кафедрах остаются не лучшие выпускники, что, безусловно, сказывается на качестве предоставляемых образовательных услуг. Показатель же качества образования сегодня является ключевым как для отдельных вузов, так и для всей системы образования страны. Однако экспертные оценки обнадеживающе говорят о некотором усилении в последние годы притока молодежи в научную сферу, что в перспективе все-таки позволит решить сложившуюся проблему [7].

Нынешняя система высшего образования в Казахстане сформировала на сегодняшний день неравные условия для различных социальных слоев, университетов, преподавателей, снизила образовательный уровень населения. Для того, чтобы решить все накопившиеся в этом секторе проблемы и поднять высшее образование на новый международный уровень, необходимы постоянные и стабильные инвестиции в сферу образования и науки, которые помогут максимально увеличить возможности по подготовке конкурентоспособных отечественных кадров, повысить заработную плату преподавателей, повышать компьютерную грамотность, активнее осваивать современные методики и технологии, регулярно повышать квалификацию преподавательского состава путем научных стажировок и семинаров, обеспечить возможностью для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы.

Преемственность знаний, формирование национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества, являются необходимым условием развития любой цивилизации. Думаем, что судьба Польши и Казахстана зависит от правильного воспитания своих молодых людей. Большие планы и соответственно большие перемены требуют постоянного обсуждения того, чему и как учить в динамично меняющемся мире, как дать молодым те же возможности, что получают их европейские сверстники, как дать образованию новый импульс, и как сделать образование – независимо от изменений в жизни – надежным и конкурентоспособным.