Преобразования на современном этапе создают условия для иного взгляда на образование, на протекание педагогического процесса, на главные субъекты данного процесса, появление в содержании образования качественных новообразований. При этом важнейшими признаками этих процессов должна являться проблема повышения качества подготовки специалистов на различных уровнях получения профессионального образования.
В этой связи, как отметил в своем ежегодном послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев: «Реформы образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечивать реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации» [1].
В повышении качества подготовки специалистов важнейшим компонентом педагогического процесса является содержание образования. Проблема содержания образования возникла вместе с образованием как таковым. Для улучшения состояния подготовки будущих специалистов незамедлительной выработки требуется в направлении совершенствования содержания подготовки и учебно-методической документации в средне-специальном профессиональном образовании. Анализ содержания подготовки специалистов, образовательных программ и учебно-методического обеспечения среднего профессионального образования показывает, что они не отвечают ни требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда, ни требованиям обучающихся, стремящихся получить востребованные навыки и компетенции.
Цель исследования: научное обоснование проблемы повышения качества содержания подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования.
Материалы и методы исследования
Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение и анализ учебной документации, педагогический эксперимент, моделирование, опросные методы.
Переход Казахстана на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования ряд требований по преобразованию ее содержания. Данные преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование современной образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов к разработке содержания подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
Развитие мирового сообщества, сопровождающееся интеграцией практически всех сфер человеческой деятельности, ведет к глобальной конкуренции в условиях рынка. В таких условиях результаты образовательной деятельности, такие как квалифицированные специалисты, инновационные технологии, современные методики обучения, должны быть признаны соответствующими международными стандартами.
Согласно Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы предусмотрена реализация 9 направлений развития. Среди них особое место занимает модернизация системы технического и профессионального образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационным развитием экономики, интеграцией в мировое образовательное пространство. Вхождение казахстанской системы образования в мировое образовательное пространство, ее обновленный статус в современных экономических условиях требуют постоянного осмысления и переосмысления роли и задач каждого сектора обучения, чтобы быть готовыми решать возникающие проблемы разных этапов развития страны [2].
Проведенный анализ исследований и авторских подходов в области стандартизации (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, В.С. Леднев, М.Ж. Жадрина, А.Ф. Сейтжанов, Ш.Т. Таубаева и др.) позволил выявить противоречия в образовательной системе, такие как: позитивные тенденции демократизации, возрастание степени академической свободы, автономности образовательных учреждений, которые могут привести к распаду единого образовательного пространства.
В этих условиях содержание профессионального образования призвано отражать все изменения в структуре и содержании процесса подготовки будущих специалистов, тем самым появляется необходимость совершенствования учебно-нормативной документации профессиональных учебных заведений.
Решение вышеуказанных проблем ведется нами в основных задачах системы образования, которые указаны в содержании Закона «Об образовании», в частности: «функционирование национальной системы оценки качества образования, отвечающей потребностям общества и экономики; внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, дистанционной, информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда; обеспечение опережающего развития технического и профессионального образования путем активного взаимодействия с работодателями и другими социальными партнерами» [3].
Из этого следует, что система среднего профессионального образования – социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса и логику развития. В качестве составной структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические, личностно-профессиональные, воспитательные, интегративные функции [4].
Изучение позитивных мировых тенденций развития технического и профессионального образования показывает, что преемственность ступеней и уровней образования, соответствие квалификации требованиям рынка труда достигается за счет гибкости, модульности образовательных программ, интегрированных образовательных программ по специальностям, в том числе эквивалентных программам бакалавриата, разработки и внедрения с участием работодателей, международных экспертов государственных общеобязательных стандартов технического и профессионального образования, предусматривающих формирование у обучающихся базовых специальных и профессиональных компетенций.
В связи с этим профессиональная подготовка специалистов должна рассматриваться в рамках процесса непрерывного профессионального образования. Непрерывность образования обеспечивается за счет всестороннего развития личности на всех этапах ее жизнедеятельности: поступательное обогащение ее возможностей во все более полной реализации сил и способностей, профессионального и общекультурного роста. Это означает единство всей системы образования, свободный доступ к ним.
В профессиональной педагогике непрерывное образование рассматривается как новая гуманистически ориентированная ее конституция. На основе этого систематизирующим фактором непрерывного образования считается его целостность, определяющая особенность развития образования и его содержания [5].
В этой связи анализ содержания образовательных программ и учебно-методического обеспечения показывает, что они не в полной мере отвечают требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда, ни требованиям обучающихся, стремящихся получить востребованные навыки и компетенции. На наш взгляд, основным препятствием повышению качества учебного процесса в профессиональных колледжах является низкий уровень учебно-методического обеспечения, дефицит современной учебной литературы, особенно по специальным дисциплинам на государственном языке, отсутствие учреждений, целенаправленно занимающихся научно-методическим обеспечением.
Результаты исследования и их обсуждение
Содержание образования является социально-культурным феноменом и интегративной системой, отражающей часть совокупного социального опыта. Проблема формирования содержания образования была актуальна во все исторические эпохи. Определенному историческому этапу развития общества присуща своя система непрерывного профессионального образования, которая решает вопросы о том, для чего, кого, чему и как обучать и воспитывать.
Система начального профессионального образования (НПО) в стране была и на сегодня является особой формой подготовки молодой смены рабочего класса. В свое время создание этой системы было одним из величайших социальных завоеваний советского общества. Планомерная подготовка молодежи к различным общественно необходимым видам труда, осуществлялась в профессиональных учебных заведениях, и считалось это как неотъемлемая черта образа жизни. Рабочий класс рассматривался как главная сила исторического прогресса общества. От уровня образования, профессионального мастерства и культурно-технического уровня работающих во многом зависел подъем производительности труда, необходимый для решения экономических задач. В свою очередь, повышение производительности труда составляло одну из коренных задач для дальнейшего развития общества. Следовательно, наиболее рациональное использование огромного экономического потенциала, имеющегося в нашей стране, стало возможным лишь при достаточном количестве подготовленных квалифицированных рабочих кадров [6].
Интенсивное пополнение рабочего класса постоянно идет за счет молодежи в большинстве случаев через систему НПО. Процесс этот закономерен, задачи обучения и воспитания молодой рабочей смены были и будут всегда актуальны.
На всех этапах развития государства уделялось самое серьезное внимание подготовке новой рабочей смены. В этих условиях решение задач происходило при комплексном улучшении общеобразовательной и специальной подготовки, трудовом, нравственном воспитании молодежи. Обеспечение высокого уровня развития производительных сил на базе использования новейших достижений научно-технического прогресса было неразрывно связано с совершенствованием содержания профессионального образования. Постоянно усложняясь, все отрасли народного хозяйства, предъявляют все более высокие требования не только к технике, к тем, кто ее создает, но и к тем, кто ей управляет. Например, выпуск и эксплуатация новых большегрузных автомобилей, тракторов и комбайнов потребовал не только основательной подготовки будущих механизаторов, но и переподготовки опытных рабочих кадров.
В стране существовали и сегодня существуют разные формы приобретения рабочих профессий. Ежегодно, до развала союзного государства новым профессиям на предприятиях, стройках, совхозах, колхозах и других организациях путем индивидуально-бригадного или курсового метода обучались около 87 тысяч человек, более 18 тысяч квалифицированных рабочих специалистов, учителей, преподавателей вузов, врачей повышали свою квалификацию [6].
Кроме того, считалось обучение на передовых по показателям производства важным методом повышения квалификации, и рекомендовалось привлекать для развертывания этой работы всех без исключения работающих там инженеров и техников. Вместе с тем большее значение придавали развитию профессионально-технического образования через систему специальных учебных заведений НПО. Предлагалось осуществлять в них изучение общеобразовательных предметов, избегая чрезмерной узкой специализации, «ремесленничества». Такая постановка вопроса в свое время критиковалась. Однако жизнь подтвердила правильность этих идей, так как от рабочих и средних специалистов требовалось знание многих вопросов техники и технологии производства.
Профессионально-технические учебные заведения прошли большой и славный путь своего развития, стали хорошей школой трудового становления молодежи страны. Подчеркивая значение системы начального профессионально-технического образования в стране как ступени начального профессионального образования необходимо дать оценку его состояния и определить дальнейшие пути его развития. Его цель – подготовка всесторонне образованных молодых рабочих, обдающих глубокими знаниями, прочными профессиональными навыками. Чтобы обеспечить выполнение этих задач, система НПО должна соответствовать требованиям не только научно-технического прогресса, но и технологического прогресса информатизации всех систем производства и оказания услуг населению.
Система профессионально-технического образования на протяжении своего становления и истории развития была неоднородна, как по своему составу, так и срокам обучения, контингенту. Было это обусловлено историческим ходом индустриально-экономического развития страны и теми задачами, которые выдвигало время. На современном этапе ведущими учебными заведениями НПО стали средние профессионально школы и лицеи. Они стали давать молодежи, окончившей девять классов общеобразовательной школы, рабочую профессию и полное среднее образование. Выпускники средней школы в сжатые сроки стали овладевать рабочими профессиями на соответствующих отделениях средних профессиональных школ. Эта форма обучения, стала наиболее приближенной к реальным условиям производства, на базе которых они открывались. Профессионально-технические школы (ПТШ), которые ранее назывались как профессионально-технические училища (ПТУ), создавались на базе крупных производственных объединений, предприятий, строек, колхозов и совхозов, для которых, как правило, они и готовили кадры [7].
Сегодня значение ПШ и лицеев в системы НПО в осуществлении принципа непрерывности образования тесно связано с проблемой совершенствования содержания и методики их подготовки. Поэтому профессиональная подготовка становится составной частью формирования всесторонне развитой личности и способствует раскрытию ее способностей [8].
Заключение
Действующая система профессионального образования в целом, т.е. и среднего и высшего, отвечает существующему социальному разделению труда. Поэтому, определяя профессиональную направленность, содержание обучения, каждое профессиональное учебное заведение ориентируется на то или иное производство, сферу общественной жизни, для которых оно готовит пополнение. Это находит отчетливое выражение в системе среднего профессионального образования, которое в современных условиях выполняет две социальные задачи: осуществляет профессиональную подготовку молодежи на более высокой общеобразовательной базе и в основном завершает формирование культурного уровня молодежи, который должен соответствовать уровню, формирующемуся в общеобразовательной школе. Следовательно, система НПО выполняет в отличие от средней общеобразовательной школы свои специфические задачи. Поэтому не может идти речь о «дублировании», «параллелизме» этих форм образования.
Кроме того, как составная часть единой системы народного образования, система НПО имеет непосредственную связь с колледжами и высшим образованием. Это закладывает предпосылки для дальнейшего повышения культурно-образовательного уровня рабочего, способствует совершенствованию его профессионального мастерства, путем овладения высшими достижениями научно-технической, технологической революции. В то же время это наглядно подтверждает возможную действенность принципа непрерывности в образовании.