В связи с проведенной муниципальной реформой в нашей стране сложилась двухуровневая система местного самоуправления. Законодательством о местном самоуправлении территория всех субъектов РФ разделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов – на территории городских и сельских поселений.
Организация повышения квалификации и переподготовки кадров в условиях муниципализации образования направлена на выявление образовательных потребностей региона, города, района, конкретных педагогических работников и других специалистов с целью дальнейшего проектирования их образовательного процесса с учётом реальных запросов потребителей. В то же время система повышения квалификации в России в целом неоднородная, зачастую она не успевает модернизироваться в своих механизмах. Сложившаяся практика недостаточно этому соответствует. Важно придать ей способность не только адекватно реагировать на актуальные потребности субъектов системы образования, но и обеспечивать появление перспективных инициатив, поддерживать профессиональный интерес и творчество педагогов.
Основным демографическим фактором является возрастающее число людей пожилого возраста в составе населения, особенно в муниципальных образованиях, удаленных от мегаполисов и больших городов, что ведет к увеличению темпов устаревания знаний и профессиональных навыков. С изменением экономической системы России формируется новый социальный характер личности в целом и профессиональной личности в частности, что обуславливает необходимость создания эффективной системы непрерывного образования для поддержания личности в процессе формирования и реализации его профессиональной карьеры [1].
Управление образовательными системами в современных условиях в значительной мере определяется факторами принадлежности и учета особенностей конкретной территории. При этом муниципально-территориальные образования составляют социально-культурную и экономическую основу развития государства. В рамках конкретных территорий создается особое пространство взаимодействия различных образовательных структур, участия их в создании сетевого сообщества и в целом социально-культурного и экономического фона территории.
При конструировании форм и содержания муниципальной системы непрерывного образования взрослых, ориентированных на их личностно-профессиональное развитие, особое значение приобретает та образовательная среда, в которой осуществляется повышение квалификации [6].
В описании понятия «образовательная среда» используются такие характеристики, как целостность, многоаспектность, системность, социально-психологическая реальность, материальные и духовные условия образовательной деятельности, совокупность необходимых психолого-педагогических условий для погружения человека в поток целенаправленно подготовленной информации и способов ее представления к изучению и развитию личности.
Создать формирующую личность среду в системе образования – значит способствовать реализации гуманистической концепции образования, ее целей и задач на всех этапах педагогического процесса. А.А. Макареня приводит следующее определение: «Социальная среда – окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру» [3].
По объектам анализа различают образовательные среды (ОС) разных уровней – ОС образовательной организации, учреждения профессиональной подготовки или переподготовки кадров, среда муниципального образования, среда региона и т.п.
Проблема развития персонала в рамках муниципального образования сегодня стоит очень остро, так как обусловлена кадровым голодом и ценностью сотрудников на рынке труда. Для того чтобы удержать квалифицированный персонал (преподавателей, методистов и др.), работодатели пытаются решить этот вопрос на основе профессионального развития работника, построения плана карьерного роста, включения в кадровый резерв. Все это осуществляется в условиях муниципальной образовательной среды.
Наше исследование посвящено вопросу реализации средового подхода в системе повышения квалификации специалистов в условиях муниципального образования, который предполагает формирование интерактивной образовательной среды с условиями для проявления активности специалиста на основе системной педагогической поддержки.
В муниципальном образовании имеют значение для развития кадрового потенциала совокупность факторов и условий функционирования среды – социокультурных, экономических, историко-дидактических и др.
Для анализа образовательной среды можно определить следующие критерии:
– широта образовательной среды служит ее структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее;
– интенсивность образовательной среды – ее структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;
– модальность образовательной среды является ее качественно-содержательной характеристикой. В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения;
– степень осознаваемости образовательной среды – показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
– устойчивость образовательной среды – характеризует ее стабильность во времени. Если другие параметры дают синхроническое описание образовательной среды, то параметр устойчивости позволяет осуществить ее диахроническое описание;
– обобщенность образовательной среды определяет степень координации деятельности всех ее субъектов;
– эмоциональность образовательной среды иллюстрирует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов;
– доминантность образовательной среды – значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса, показывает иерархическое положение школьной среды по отношению к другим источникам влияния на личность;
– когерентность (согласованность) образовательной среды – степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности;
– социальная активность образовательной среды – показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания;
– мобильность образовательной среды – характеризует ее способность к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания.
Нами отмечено, что образовательная среда муниципалитета рассматривается как совокупность информационных ресурсов, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть.
В аспекте нашего исследования важно отметить особенности муниципальной образовательной среды – целостная качественная характеристика внутренней жизни муниципального района, определяемая конкретными задачами, которые он ставит и решает в своей деятельности. Она проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого позволяет достичь.
Анализ исследований позволил выявить следующую типологию основных муниципальных образовательных сред: муниципалитет с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации, муниципалитет с кластерной системой поддержки специалистов, муниципалитет как открытая образовательная система, муниципалитет с ориентацией на мегаполис, муниципалитет с сетевым взаимодействием, муниципалитет с распределенной системой поддержки.
В муниципалитетах с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации опора осуществляется на инновационную образовательную организацию, имеющую инновационный кадровый ресурс муниципального образования на основе практического опыта взрослых, и Институт повышения квалификации, который обеспечивает теоретические занятия, что создает практикоориентированное и продолжительное во времени обучение, а также межкурсовое методическое сопровождение специалистов. Такая деятельность делает возможным более эффективно использовать ресурсы различного рода, в том числе и для более качественной профессиональной подготовки конкурентоспособных кадров и управленцев. Наиболее эффективные способы работы лучших профессионалов найдут распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Муниципалитет с кластерной системой поддержки специалистов предполагает реализацию процесса формирования профессиональной компетентности преподавателей в совместной деятельности с субъектами образовательно-производственного кластера. В данном варианте предусмотрено построение производственно-образовательной среды профессиональной подготовки преподавателей системы СПО, структурной организации их учебной, практической, производственной деятельности в тесном сотрудничестве с профессиональными партнерами. Для эффективной деятельности образовательного кластера большое значение имеют взаимодействие и взаимовлияние субъектов внутри него. Сотрудничество, внутренние связи, наличие постоянных личных контактов и общего взаимодействия способствуют установлению стабильных коммуникаций, обработке, анализу, передаче и применению актуальной информации. Субъекты образовательного кластера быстро реагируют на инновации в сфере образования, имеют возможность проверить их в учебном процессе, отслеживая новые тенденции в развитии научно-технического прогресса [5].
Более современной парадигме образования, включающей понимание образовательного учреждения как открытой образовательной системы, соответствует муниципалитет как открытая образовательная система. Развитие муниципальной образовательной среды обусловлено постоянным взаимодействием с внешней средой, прежде всего с сопряженностью рынков труда и образовательных услуг. Данный тип наиболее эффективно обеспечивает переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Такая образовательная среда может стать таким социальным институтом, который предоставляет человеку разнообразный образовательный сервис, позволяющий учиться непрерывно и получать современные профессиональные знания, выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствовала бы его образовательным и профессиональным способностям и потребностям, независимо от его местонахождения. Подобная среда может быть сформирована как консорциум (ассоциация) связанных друг с другом учебных учреждений – она предполагает наличие информационно-педагогического пространства образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ (способных удовлетворять запросы и потребности населения), возможность многомерного движения потребителя образовательных услуг в образовательно-профессиональном пространстве и создания для него оптимальных условий развития через обучение и профессионально-образовательный консалтинг в рамках единых технологических средств [4].
При рассмотрении муниципалитета с ориентацией на мегаполис учитывается его близость с большому городу с разветвленной образовательной структурой. В соответствии с этим программы повышения квалификации и переподготовки кадров разрабатываются в соответствии с предлагаемыми программами повышения квалификации кадров высших учебных заведений (в том числе негосударственных учреждений). В некоторых случаях такие программы составляются по государственному заказу или заказу работодателей.
Муниципалитет с сетевым взаимодействием рассматривается как формирование единого образовательного ресурса района на основе создания информационного сетевого взаимодействия, которое является наиболее эффективным способом обустройства пространств переноса оснований инновационной деятельности. Сеть как открытая система задаёт способ переноса и пространство переноса. Oбразовательную сеть можно определить как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Таким образом, именно сетевое взаимодействие есть инструмент, aдеквaтный решаемой задаче эффективного позиционирования инновационных образовательных программ в широких образовательных и иных сообществах с целью расширения ресурсного обеспечения.
Муниципалитет с распределенной системой поддержки опирается на центры информатизации, которые могут являться основой для распределения между ними сфер деятельности в области повышения квалификации с целью создания условий для приближения обучения к рабочему месту специалиста. Важно отметить, что на современном этапе процесс повышения квалификации необходимо ориентировать не только на усвоение готовых форм применениям ИКТ в образовательной деятельности, но и на приобретение разнообразного собственного практического опыта их использования для формирования ценностного отношения к ИКТ. При этом проектируется и реализуется модель повышения квалификации в сфере ИКТ, основанная на распределении функций и полномочий между образовательными учреждениями при интеграции технических, кадровых и других ресурсов образовательных информационных сред различного уровня (федерального, регионального и муниципального) и направленная на максимальное содействие педагогу в развитии его ИКТ-компетентности. Реализация такой модели позволит реально приблизить обучение базового уровня непосредственно к специалисту, оставив за региональными и федеральными образовательными учреждениями научно-методическое сопровождение и координацию деятельности муниципальных опорных площадок, включая подготовку преподавателей, а также вопросы развития образования [2].
Разумеется, не существует типов среды в чистом виде, и в одном регионе сочетаются разные, иногда достаточно противоречивые среды.
Это обусловлено тем, что социально-экономическая система конкретного муниципалитета представляет собой единый, целостный процесс экономических взаимоотношений между заказчиком (муниципалитетом), подрядчиками (производителями образовательных услуг) и потребителями этих услуг (специалистами, взрослыми).
Этот процесс состоит из ряда отдельных, персонифицированных уровней и ступеней учебно-научного, познавательного и производственного процессов, обеспечивающих образовательную и производственную траекторию деятельности человека в течение всей его жизни, а также необходимые условия для развития его личностных и творческих способностей с целью поддержания конкурентноспособности человека на рынке труда и муниципальной территории в целом.