Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, гуманизация, гуманитаризация и демократизация общественных процессов тесно связаны с поиском инновационных подходов к воспитанию и формированию граждан нашего общества.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана подчеркивается, что без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику [1]. В связи с этим следует отметить роль экономического воспитания школьников, основы которого следует закладывать уже в начальной школе.
Возрастание роли экономических знаний в жизни людей, потребности в овладении практическими навыками экономической деятельности способствовали определению реальных проблем в сфере социально-педагогических исследований, среди которых:
– развитие экономического образования с ранней профилизацией уже на начальной ступени школьного обучения и воспитания;
– выявление условий обучения учащихся начальных классов основам экономических знаний;
– изучение особенностей ориентации младших школьников на профессии, необходимые в сельской местности;
– выявление путей и средств, обеспечивающих участие сельских школьников (начиная с 1 класса) в экономической деятельности общества;
– выявление организационных, содержательных и технологических аспектов экономического воспитания младших школьников.
Особое значение при этом приобретает экономическое воспитание сельских школьников, так как сельская общеобразовательная школа имеет большие потенциальные возможности для интенсификации педагогического процесса, направленного на решение задач подготовки молодежи к труду, к жизни в обществе, где приоритетными становятся знания из различных сфер экономики, предпринимательства, фермерства и т.п.
В условиях рыночной экономики образование превращается в крупномасштабный фактор развития общества, соответственно, возрастает роль исследовательских разработок, нацеленных на изучение со всех сторон проблем обучения и воспитания подрастающего поколения.
Для Казахстана – государства, располагающего огромными потенциальными природными ресурсами, подготовка всесторонне развитых, рационально мыслящих, деловых, предприимчивых людей напрямую связана с повышением уровня и престижа сельской школы, в особенности ее начального звена.
Начинать развитие экономического мышления в младшем школьном возрасте, формировать основы экономического воспитания, способствующего становлению личности труженика села, обладающего качествами хозяйственника, менеджера, активного участника социально-экономических преобразований в обществе – всё это проблемы первостепенной важности. И во многом их решение зависит от результатов научных исследований, посвященных поиску способов формирования экономической воспитанности учащихся начальных классов сельской общеобразовательной школы.
Методологический принцип изучения явления или предмета во взаимосвязи обязывает нас обратиться к научным разработкам, посвященным исследованию поставленной проблемы с дошкольного возраста ребенка. Программу экономического воспитания дошкольников с перспективным планированием разработали Е.А. Курак, Л.А. Михирева, А.Н. Подгорнова, Л.В. Позднышева [2].
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время одной из важных задач теории и практики образования и воспитания учащейся молодежи становится формирование профессиональной ориентации у учащихся и подготовки их к жизни и труду в сельской местности.
Через содержание экономического воспитания, реализацию его принципов, методов и средств осуществляется воспроизводство духовных ценностей в новых поколениях.
Экономическое воспитание является составной частью мировоззрения личности. Основой же формирования мировоззрения служат мотивы: прагматический, познавательный, гуманистический, гражданский, этический.
Экономическое воспитание предполагает нестандартный подход к решению воспитательных задач, но не предполагает авторитарное управление, назидательность или чрезмерную опеку. Приобщение личности к духовным ценностям, социальному опыту предшествующих поколений осуществляется через формирование качеств личности: доброту, отзывчивость, внимательность, заботу и сострадание, чуткость, скромность и благородство, порядочность, трудолюбие, честность и ответственность, готовность к соблюдению правил личной гигиены, санитарных норм, режима дня и дисциплины, бережное отношение к окружающей среде, любовь к природе, коммуникативные умения.
Одной из актуальных методологических проблем педагогической науки является поиск и определение оптимальной цели воспитания.
Цель экономического воспитания осмысливалась учеными разнопланово, в виде тех или иных личностных образований: экономических знаний, экономических качеств, экономического мышления, экономической культуры и т.д.
Осмысление сущности процесса экономического воспитания в начальной школе с ориентацией на выбор профессии, нужной для развития села, невозможно без обоснования процесса интериоризации объективных экономических ценностей в личностно значимые, без изучения процесса восхождения личности к ценностям общества [3].
Начальная школа, призванная заложить основы экономического образования и воспитания, имеет потенциальные возможности для ориентирования младших школьников на выбор профессии в соответствии с их индивидуальными особенностями.
На становление личности младшего школьника большое влияние имеют те отношения, в которые он вступает со взрослыми и сверстниками. У него формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст имеет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт характера. Они очень доверчивы, склонны к подражанию. Авторитет учителя для них непререкаем. При разумной организации деятельности у младшего школьника можно развить такие качества, как инициативность, самодеятельность, трудолюбие, культуру поведения, активность.
Результатом экономического воспитания является экономическая воспитанность, о которой свидетельствует наличие экономического сознания, способность к эмоциональному переживанию, устойчивость положительных привычек, культура отношений в условиях детского коллектива. У учащихся начальных классов необходимо вырабатывать силу воли, умение регулировать свое собственное поведение в деятельности, в которой присутствуют элементы хозяйствования и экономической деятельности.
Изучение опыта экономического воспитания младших школьников показывает, что данный вид воспитания определяется как целенаправленное воздействие с целью усвоения ими элементарных экономических знаний, формирования экономических умений и воспитания опорных, нравственно-экономических качеств личности.
Педагогические основы экономического воспитания младших школьников исследованы Т.Е. Сергеевой [4]. Она отмечает, что учителя прививают своим воспитанникам экономически значимые качества и умения: бережливость, организованность, аккуратность, коллективизм, умение планировать учебную и трудовую деятельность. Но анализ массовой практики показывает, что экономическое воспитание в начальной школе сводится к воспитанию лишь бережливости, что является недостаточным. Т.Е. Сергеевой выявлены передовые формы осуществления экономического воспитания в начальной школе, позволяющие включать детей младшего школьного возраста в активную экономическую деятельность. Например, «младшие школьники в сельской местности, применяя экономически рациональные формы выращивания овощей (опытническая и селекционная работа), обеспечивают школьную столовую овощами для приготовления завтраков; ученики начальных классов Челябинска, Нижнего Тагила, Свердловска заключают трудовые договоры с предприятиями и организациями на изготовление необходимых изделий, под руководством учителя учатся рационально организовывать свой труд, считать заработанные своим трудом деньги; работают в составе школьных кооперативов, на практике постигая экономику, включаясь в экономические отношения» [4].
Т.Е. Сергеевой установлено, что эффективность экономического воспитания повышается за счет педагогического руководства учителя, владеющего навыками работы с коллективом, обладающего основами экономики и методикой экономического воспитания, методами диагностики экономической воспитанности, способного привлечь к работе по экономическому воспитанию средства массовой информации, специалистов различных отраслей народного хозяйства и родителей учащихся.
Большинство исследователей подчеркивают роль коллектива младших школьников, который становится важным фактором повышения экономической культуры.
Формирование элементов экономического сознания тесно связано с воспитанием ребенка в младшем школьном возрасте. Уже в этом возрасте у детей вырабатываются определенные отношения к экономическим ценностям. Мы часто наблюдаем за тем, как дети играют в продавцов и покупателей, «деньги» присутствуют в игре как элемент ценности. То есть, младший школьный возраст – это благодатная почва для формирования экономического сознания и мышления.
В связи с этим следует отметить роль семьи. Семейное воспитание, в котором становится традицией привлечение детей с раннего возраста к беседам о бережливости, аккуратности, к участию в покупках, имеет особое значение для формирования осознанного отношения к экономике ведения хозяйства, к воспитанию бережного отношения к вещам, предметам домашнего обихода.
В целом, речь идет об экономической воспитанности – процессе, сопряженном с формированием экономических знаний, привитием умений и навыков экономической культуры.
Современная педагогическая наука накопила определенный опыт по теории и практическому решению данной проблемы. На сегодняшний день существует множество теоретических и методических разработок, в которых даются рекомендации по улучшению дела экономического образования учащейся молодежи. Тем не менее, остается круг нерешенных проблем, связанных с изучением процесса формирования экономической воспитанности школьников, в частности, учащихся начальных классов сельской школы. Так, не все учебные программы содержат необходимые данные, ориентирующие учителей на раскрытие экономических законов в сфере сельского производства; остаются не до конца выявленными категории экономики, способствующие наиболее полному отражению сущности основополагающих понятий; в профессиональной подготовке учителей отсутствует специальное обучение теории и методике преподавания экономики в начальной школе.
Изучение и анализ теоретических источников, педагогического опыта по формированию экономической воспитанности учащихся начальных классов сельской общеобразовательной школы позволили определить состояние проблемы, выявить противоречия, которые следует устранить, разрабатывая оптимальные модели и методики.
Требования глобальной экономики к развитию ее аграрного сектора, вне сомнения, связаны с экономическим воспитанием сельского жителя, с формированием экономических знаний, умений и навыков в начальном звене сельской общеобразовательной школы.
Экономическое воспитание сельского жителя закладывается в сельской общеобразовательной школе, точнее в начальной школе. Успехи сельского производства зависят от развития хозрасчетных отношений, различных форм кооперации, коллективного и семейного подряда, организации фермерского хозяйства. Вырабатывается определенное отношение к хозяйствованию на земле, к личной материальной собственности, к самим понятиям «прибыль», «убытки», «расход», «доход» и др.
В научном исследовании Л.Е. Эпштейна [5] мы находим полезные для изучения проблемы нашего исследования идеи о влиянии экономических факторов на формирование потребностей и интересов школьников. Л.Е. Эпштейн указывает на взаимосвязь экономической деятельности человека и формирование экономических отношений. К примеру, он выделяет такие виды деятельности, как:
– непосредственное изготовление продукции;
– работа по организации труда;
– управление производством;
– товарно-денежный обмен.
Определяя экономические потребности, он связывает их с материальными условиями жизни и формами экономической деятельности, к достижению которых стремится общество, социальные группы и индивиды, «а экономические интересы – проявление наиболее сильных, относительно устойчивых, продолжительно действующих потребностей» [5].
Таким образом, Л.Е. Эпштейн подчеркивает необходимость такой формы организационного обмена деятельности людей (хозрасчет), при котором объективные потребности каждого (личный интерес) осознаются, становятся субъективным фактором деятельности (личная заинтересованность). Далее Л.Е. Эпштейн, классифицируя отличительные черты экономического воспитания, выделил:
● бережливость;
● экономность;
● расчетливость;
● желание и умение хозяйствовать так, чтобы достигать в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах.
Для сельских школьников в экономическом воспитании большое значение имеет микросреда, в которой они постоянно находятся. Причем, микросреда, которая характеризуется конкретными лицами, классным и школьным коллективами, внешкольными учреждениями, коллективом базового хозяйства, обладает подвижностью, состоянием мобильности. Возможно и такое состояние среды, где большинство людей отличаются бесхозяйственностью, безответственностью, нерадивым отношением к природе, земле. Отсюда, возникает одна из важных задач экономического воспитания: целенаправленность в организации управления микросредой, учитывающей возрастные и психологические особенности воспитанников.
Сельской общеобразовательной школе принадлежит ведущая роль в формировании профессиональной направленности учащихся, воспитания у школьников чувства любви к родному краю, стремления улучшить жизнь на селе, качеств настоящего хозяина, обладающего экономическими знаниями.
На наш взгляд, сельская общеобразовательная школа имеет отличительной особенностью соединение процесса обучения с сельскохозяйственным трудом. Соответственно, усилия педагогических коллективов должны быть направлены на создание условий в учебно-воспитательном процессе для формирования у школьников качеств трудолюбия в сочетании с экономической воспитанностью.
В настоящее время во многих школах Казахстана проводятся специальные мероприятия, направленные на организацию общественно полезного труда, созданию учебно-опытных участков, школьных теплиц, где привитие любви к труду становится составной частью экономического воспитания учащихся.
Трудовое воспитание, охватывающее те аспекты экономического воспитания, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования в сочетании с качествами аккуратности, ответственности, бережливости, отражает характерную связь с окружающей нас реальной действительностью. Труд в процессе экономического воспитания выступает и как ведущий фактор развития современного человека, и как неотъемлемый компонент его общего образования.
Формированию экономической воспитанности школьников способствует их участие в различных мероприятиях учебного и внеучебного характера, в том числе, творческая деятельность учителей в разработке специальных научных проектов. Так, например, сотрудниками Казахской академии образования имени И. Алтынсарина совместно с учителями-практиками под руководством академика С.С. Сатубалдина, профессора Б.К. Момынбаева подготовлена поисково-прикладная программа «Научно-методическое обеспечение экономического воспитания учащихся общеобразовательных школ Республики Казахстан» [6]. Программа предусматривает вооружение молодежи знаниями об экономических законах, осмысление значения и применение их на практике. Однако программа рассчитана на учащихся 5–11-х классов и не предусматривает обучение младших школьников.
Таким образом, успех экономического воспитания детей во многом зависит от состояния субъективного экономического пространства, в котором они живут. Экономическое пространство характеризуется отношениями детей в семье, в классе, во дворе, с родителями, с учителями, а также отношением к себе, к природе, к труду и др. Экономическое пространство может находиться в состоянии благополучия, быть комфортным или дискомфортным, влиять на появление у детей переживаний, чувств неудовлетворенности или, наоборот, радостных чувств, чувств возвышенности. Учителям важно знать состояние субъективного экономического пространства для детей, морально-психологический климат в коллективе учащихся, знать основы управления взаимодействиями, стремиться к появлению качественных преобразований у школьников.
Результатом экономического воспитания является экономическая воспитанность, о которой свидетельствует наличие экономического сознания, способность к эмоциональному переживанию, устойчивость положительных привычек, культура отношений в условиях детского коллектива. У учащихся начальных классов необходимо вырабатывать силу воли, умение регулировать свое собственное поведение в деятельности, в которой присутствуют элементы хозяйствования и экономической деятельности.