Основной особенностью современной картины миры является неопределенность экономической, технологической, производственной и других ситуаций. Традиционное образование нуждается в коренных изменениях, так как оно уже не вписывается в современную картину мира. Быстрый рост современных технологий создает все больший отрыв образования от сферы производства. Сознание людей меняется гораздо медленнее, чем меняются технологии, поэтому снижается понимание людьми того, что происходит в современном мире. Другая причина – это изменение социального статуса общества. Мир в XXI веке переживает бум индивидуализации. Индивидуальность в противовес массовости проявляет себя в новых формах: спрос на «эксклюзивные товары»; размывание привычных форм социальности; демонстрация себя в телешоу и социальных сетях и т.д. Поэтому ведущая тенденция образования в современном мире – индивидуализация.
Сегодня люди получают образование и подготовку не только в стенах образовательных учреждений. Это способствует смене институционального ядра сферы образования: вместо учебного заведения новым ядром становится индивидуальная образовательная программа.
Произошло разрушение антропологической рамки – идеала человека, определяющего смысл и цели образования. Пошатнулось убеждение в возвышающей человека силе образования. Знания и образованность стали утилитарной ценностью, одним из товаров, предлагаемых потребителю цивилизацией (СМИ, Интернет).
Резко снизилась мотивация учащихся к образованию, реализуемому в его традиционных институтах и форматах, с традиционным содержанием. Мотивации образования, связанные с распространением творческих, проектных типов профессиональной деятельности, реализуются вне системы учреждений высшего образования. Воспроизводство креативности происходит внутри профессиональных сообществ, команд проектов и т.д. без формирования заказа институтам образования [1].
Рассмотрим, какие вызовы системе образования ставит новая ситуация в мире.
Вызовы для системы образования и подготовки
В связи с быстроменяющимися технологиями (переход на невозобновляемые источники энергии, применение когенерации, рекуперация энергии, высокоемкостных накопителей для «умных сетей», реакторов на быстрых нейтронах, развитие нанотехнологий, переход на композитные материалы на основе углерода, применение технологий 3D принтеров, переход к производству «искусственного мяса», перевод части сельского хозяйства в города на базе технологии «вертикальных ферм» и т.п.) система образования не успевает перестраиваться. Сегодня больше всего ресурсов тратится не на создание конечного продукта, а на то, чтобы его придумать, разработать. Если последние два века основная прибыль формировалась на этапе производства, то теперь – на этапе разработки.
В постиндустриальный период другие социальные институты (СМИ, реклама, бизнес, интернет, социальные сети, неформальные сообщества) «перехватывают» функции передачи знаний у институтов образования. Поэтому нужны новые подходы к образованию. Доля традиционного образования в системе передачи знаний в развивающихся странах составляет 70 %, а в развитых – до 20 %.
Если в традиционном образовании основным источником знаний являлся преподаватель, то с появлением интернета его функции несколько меняются. Основной задачей преподавателей на данном этапе становится развитие интереса к учебе и настрой учащихся на непрерывный процесс обучения и самообучения в течение всей жизни. Для этого необходимо основные инвестиции в образовании вкладывать в профессорско-преподавательский состав (ППС) и инженерно-технических работников (ИТР), повышая, прежде всего их уровень образования и квалификации.
Высшее образование может дать только базовое образование, а модель непрерывного образования предполагает расширение сферы образования и повышения степени квалификации за счет специализированных курсов повышения квалификации. Здесь грань между образовательными учреждениями и сферой производства постепенно стирается. Предприятия предъявляют свои требования к уровню образования, внося дополнительные компетенции в образовательную программу.
Меняется институциональное ядро сферы образования и подготовки кадров.
Требуются разные формы обучения, как традиционные, так и частные, государственно-частные и дистанционные. К новым способам передачи знаний относятся: СМИ, Интернет, выставки, образовательный туризм, консультационные услуги. Например, образовательная технология MOOCs (Massive Open Online Courses) позволяет предоставлять обучение всем желающим, до нескольких десятков тысяч человек одновременно и абсолютно бесплатно. Особенности MOOCs заключаются в том, что курсы делятся на модули; материал представляется в формате видеолекций, продолжительностью 7–12 минут; в ходе просмотра лекций и прохождения всего материала в целом выполняются проверочные задания; устанавливаются жесткие сроки для выполнения контрольных работ; при успешном окончании курса выдается сертификат.
Свои MOOCs предлагают передовые мировые университеты. Восемь ведущих российских вузов (МГУ, СПбПУ, МФТИ, СПбГУ, ИТМО, УрФУ, МИСИС и ВШЭ) объединились в ассоциацию «Российская национальная платформа открытого образования». Они планируют создать ресурс, на котором будут размещать онлайн-курсы на русском языке по основным образовательным дисциплинам.
Ожесточается конкуренция со стороны образовательных учреждений, освоивших новые технологии. Появились новые профессии в образовании: модератор, тьютор, разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, координатор образовательной он-лайн платформы, ментор стартапов, игромастер, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состояниям сознания.
Педагог-модератор. Его деятельность направлена на раскрытие потенциальных возможностей студента, его способностей. Модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами.
Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение студентов. Цель: максимально помочь студенту получить отдачу от учебы, поддерживать их заинтересованность в учебе, обеспечить возможность использования различных форм контактов (личные встречи, электронная почта, форумы, чаты, интернет-конференции и др.).
Педагог-консультант. Его деятельность сосредоточена на решении конкретных проблем. Цель: научить студента учиться.
Преподавателям необходимо расширять свой уровень осознания и повышать квалификацию. Современный уровень развития технологий требует от ППС знаний в области информационных технологий. Это дает огромные возможности для развития как системного, так и креативного мышления. Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательный процесс повышает мотивацию учащихся. Появляется возможность развития образного и ассоциативного мышления у студентов. Но развитие ИКТ также требует постоянного обновления как оборудования, так и программного обеспечения. Следовательно, требуется непрерывное обучение, постоянное самосовершенствование и самообразование.
Цифровая революция создает новые возможности для производства, хранения и передачи знаний, организации исследований и образовательного процесса. Для разворачивания массовых практик дистанционного, интерактивного, виртуального образования необходимо разработать новые образовательные модели и новую логистику образовательного процесса [1].
Важным аспектом становится прикладное значение информационно-коммуникативных технологий. Студенты, изучающие информатику и вычислительную технику должны расширять свои знания в других отраслях производства с целью освоения компетенций прикладного применения своих знаний ИКТ.
Трудно не согласиться с мнением Игропуло И.Ф., что информатизация открывает новые возможности в учении, мышлении, эмоциональном и когнитивном развитии личности [7]. Но привычка к скоростным информационным потокам может вызвать непоправимые деструкции в мышлении и сознании: породить хаотизм, клиповость, разрушить способность сосредоточиться и удерживать в сознании какой-то объект [4]. Образование в информационном обществе перестает быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний. В условиях усиливающейся информатизации общества происходит обесценивание знаний. Следовательно, необходима разработка новых образовательных моделей, позволяющих обучать молодежь работе со знанием в насыщенной информативной среде. Например, модель эпистемотеки является методом трансляции результатов прорывных научных открытий [5].
Важная составляющая новой образовательной модели бакалавриата, реализация которой стартовала в НИУ ВШЭ в 2014 году – изучение майнора. В отличие от «мейджера» (major) (профессионального блока, дисциплины которого формируют профессиональные компетенции студента), «майнор» (minor) – это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки. Изучение майнора поможет студенту получить дополнительные компетенции в области знаний, отличной от основного направления подготовки его образовательной программы. Майноры предлагаются для выбора всем студентам второго курса бакалавриата. Каждый студент обязан выбрать для изучения один майнор.
В связи с продолжающимся отрывом сферы образования от сферы производства требуются гибкие формы образования. Студента, прежде всего, необходимо научить мыслить, как самостоятельно можно применять свои знания на практике, как создавать свое рабочее место, как можно стать успешным в жизни, используя свой багаж знаний. А так как студенты имеют разные способности, то необходим индивидуальный подход. Индивидуализация образования для студентов означает: поиск собственных смыслов, мотивов и целей в образовании, путь самореализации в познании; выбор тех компонентов содержания, средств и способов освоения учебных дисциплин, компетенций и образовательных программ, которые в наибольшей степени соответствуют этим целям и смыслам [3]. Для образовательного учреждения индивидуализация заключается в создании организационных условий для того, чтобы подобный поиск целей и адекватный ему выбор средств могли осуществляться с наименьшими моральными и материальными издержками – как для самого студента, так и для персонала университета. Реализация принципа индивидуализации предполагает: неотъемлемое право студента на выстраивание собственного образования, собственной образовательной программы; выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося; поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы; ценностный выбор, личное самоопределение студента. Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это набор конкретных дидактических и методических средств по обеспечению развития студента, основанный на его индивидуальных особенностях [8]. Для организации условий конструирования и реализации индивидуальной образовательной траектории студента необходим особый тип педагогического сопровождения (тьюторское сопровождение). Тьютор помогает формировать культуру выбора, расширять потенциальные возможности студента [9].
Можно выделить три вектора тьюторского сопровождения:
– социальный (раскрывает образовательный потенциал окружающего социума – образовательных и иных учреждений, событий и т.д. при формировании и реализации обучающимся индивидуальной образовательной программы ИОП);
– антропологический (способствует овладению техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, создание условий для саморазвития);
– культурно-предметный (раскрывает образовательный потенциал содержания обучения, дисциплин и предметов, помогает осуществить их подбор при формировании и реализации обучающимся ИОП).
Для реализации условий индивидуальной образовательной траектории необходимо:
– реализовать программу адаптации первокурсников к университетской среде;
– улучшить работу сервисов для студентов (общежития, медицинская помощь, библиотеки, внеучебная активность);
– стимулировать научную и инновационную активность студентов;
– создать программы развития карьеры, поиск интерфейсов для сочетания профессиональной деятельности и учебного процесса;
– найти институциональные решения для работы с неоднородным студенческим контингентом.
Эффективность процесса обучения в современном образовательном учреждении обеспечивают интеграция академических и инновационных форм и методов взаимодействия педагога и обучаемых.
Инновационные психолого-педагогические технологии условно можно разделить на четыре группы: коммуникативно-диалоговые, проблемно-поисковые, имитационно-игровые и рефлексивные.
Коммуникативно-диалоговые технологии (диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; и др.) развивают коммуникабельность и формируют коммуникативные компетенции основными средствами риторики и эристики.
Проблемно-поисковые технологии (решение проблемных задач и ситуаций; кейс-технологии; видео-практикум; презентации и защиты творческих проектов и др.) формируют общенаучные компетенции; развивают логическое и креативное мышление; формируют самостоятельность и самоорганизацию, умение работать в группе.
Имитационно-игровые технологии (организационно-деятельностные, деловые, ситуационно-ролевые, креативные и праксиологические игры) предназначены для формирования умений моделирования профессиональной ситуации и обсуждения различных способов её решения; развития общепрофессиональных компетенций [6].
Рефлексивные технологии (психотехнологические задачи; игровые модели взаимодействия; модели профессиональной деятельности) предназначены для формирования умения оценивать личностью собственные ресурсы, необходимые в решении конкретной моделирующей профессиональной ситуации. Рефлексивные технологии являются не только самостоятельной группой инновационных психолого-педагогических технологий, способствующих профессионально-личностному росту будущего специалиста, но и являются обязательной составляющей проблемно-поисковых, коммуникативно-диалоговых, имитационно-игровых технологий [10].
В условиях динамичных и системных образовательных инноваций резко возрастают требования к преподавателям вузов: они должны иметь не только высокий уровень предметно-отраслевой компетентности, но и психолого-педагогическую подготовку к освоению и использованию новых способов профессионально-педагогической деятельности. В массовой образовательной практике продолжают доминировать монологические, объяснительно-иллюстративные методы. Основные причины: недоверие к результативности диалоговых методов; отсутствие у большинства преподавателей вуза собственного опыта интерактивного обучения и недостаточная методическая подготовленность [2].
В настоящее время ведутся поиски способов преодоления разрыва между логикой освоения и логикой систем знаний в нескольких направлениях:
– реорганизация знаний, построение их в виде компактных модулей;
– смена содержания образования: от освоения системы знаний к освоению структуры деятельности;
– переход к иной модели пространства образования: субъект образования – образовательные ресурсы (ресурсы разных типов, включая знаниевые);
– ситуативно устроенное образование – изучение кейсов, тренинги, обучающие игры.
Требуется переход от закрытой образовательной системы к открытому образовательному пространству: открытость реальности изменяющейся действительности; открытость неопределенному будущему; открытые коммуникации с социумом; открытое субъект-субъектное взаимодействие; открытые ресурсы.
Социокультурная парадигма обращается к поиску креативно-методологических моделей обучения [7].
Выводы
Рассмотрены основные вызовы, задающие необходимость поиска новой модели образования: интернет и цифровые технологии; технологические стартапы в образовании; гиперконкуренция и быстрое развитие отраслей; образование как актив и вызовы потребительского общества.