Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

HUMANISTIC CULTURE STUDENTS

Dolinina I.G. 1
1 Perm National Research Polytechnic University
The article deals with the relevance and novelty of the formation of a humanistic culture of students as a purposeful process of moral education and training, as part of the general culture of the individual, which is characterized on the experience of development of valuable humanistic consciousness behavior. This humanistic culture appears as a property of the individual simulated student quality, the essential characteristics of his spiritual culture in general. Survey Methodology The principles, values ​​and vision of the ability to make an informed choice, the components of pedagogical culture, the criteria for determining the individual level.
culture
humanism
humanist culture
formation
education
levels
criteria

Основным методологическим принципом образования в современной России, так же, как и государства, является формирование гуманизма обучающихся как необходимого и краеугольного феномена современной культуры человечества, закрепленного в Конституции РФ», и Законе «Об образовании». «Гуманизм предлагает обществу программу самоорганизации на основе принципов свободы и справедливости, законности и социального согласия, терпимости к индивидуальным различиям в мышлении и образе жизни людей. Он учит диалогу и компромиссам, гражданскому миру и консолидации» [3].

Законодательство Российской Федерации, ситуация значительного социального риска, связанного с терроризмом, неразработанность принципа гуманизма в педагогической науке и практике побуждают обратиться к изучению теоретических основ и разработке методики формирования гуманизма и даже к его модификации – гражданскому гуманизму.

Определяющее значение для конструирования образовательного пространства имеет понимание того, что недостаточно знаний о гуманизме, необходимо формирование гуманистической культуры обучающихся.

Формирование гуманистической культуры студента рассматривается нами как целенаправленный процесс нравственного воспитания и обучения, как часть общей культуры индивида, характеризующаяся освоенным опытом, развитым ценностным гуманистическим сознанием, поведением. При этом гуманистическая культура предстает как моделируемое свойство личности студента, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом.

На наш взгляд, в число важнейших методологических принципов формирования гуманистической культуры входят:

1. Формирование системы общечеловеческих и гражданских ценностей.

2. Воспитание национальной и религиозной толерантности.

3. Воспитание уважения к закону и правам меньшинства.

4. Развитие критического мышления с выходом в проектный режим.

5. Развитие способности делать осмысленный и ответственный выбор.

6. Преодоление догматизма.

7. Гармонизация влияния СМИ как средства навязывания догм.

Остановимся лишь на некоторых компонентах выработанной системы.

Ценности называют общечеловеческими потому, что в разных культурах ценности аналогичны по своему смыслу. «Общечеловеческими ценностями признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития человечества» (П.И. Пидкасистый). Ценности важны для уяснения специфики гражданской политической культуры, которая заключается в единстве индивидуальных, общественных и государственных ценностей и ценностных ориентаций. Индивидуальные ценности мы понимаем как своеобразные производные от общечеловеческих и гражданских. Речь не идет о соподчинении ценностей разного порядка, а о их объединении.

Описаны гражданские ценности: внутренняя свобода и ответственность, соблюдение прав и свободы личности, защита прав и свобод других лиц, уважение человеческого достоинства, толерантное отношение друг к другу, гармоничное проявление патриотических чувств, культура межнационального общения, ответственность за судьбы своего отечества и мирового сообщества в целом, способность к компромиссам, терпимость, уважение к каждой личности, мирное разрешение конфликтов, права человека и механизмы их отстаивания, соблюдение прав меньшинств.

Следующим закономерным звеном считаем способность осуществлять выбор. Способность делать осознанный выбор понимается нами как выбор, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным способностям и потребностям, а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки к гражданскому участию.

Выбор – это внутренняя деятельность по выработке оснований и смысловых (ценностных) критериев для сопоставления альтернатив и выявления личных приоритетов.

В основе выбора:

1. Понимание взаимосвязи общественных событий и процессов и экстраполяция будущих последствий.

2. Антиципация возможных вариантов будущего.

3. Отказ от альтернатив, выявление приоритета. Преодоление внутренних противоречий в сознании и отношении самоопределяющегося человека.

Структура смыслового (ценностного) выбора:

– Понимание ситуации как ситуации выбора.

– Поиск альтернатив.

– Выявление критерия для сравнения.

– На основе сформированной системы гражданских и общечеловеческих ценностей определение основного приоритета.

– Реализация намерения.

В процессе формирующего эксперимента у студентов воспитывалась свобода выбора – способность обучающихся понимать право выбора как ответственность и заинтересованность в решении проблемы. Принятие решения в значительной степени носит социальный характер, поскольку нацелено на удовлетворение общественных потребностей и обосновано должно быть системой ценностей и осуществляется критериальным образом (выбор имеет обоснование, доступное пониманию другими людьми). На низком уровне гуманистической культуры критериальный подход больше базировался на эмоциональном, спонтанном опыте, на обосновывающих верность рассуждениях и умозаключениях. На высоком уровне к выводам предъявляли требования чёткости и точности, студенты должны уметь аргументированно доказать верность и эффективность полученных результатов, мыслить не только в пределах конкретных образных представлений, но и в масштабе абстрактных идей и понятий, и волевое отношение определять этими понятиями как общими и постоянными правилами и принципами действия.

Со свободой выбора соотносилась и ответственность, описывающая способность личности обучающегося анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор своих поступков с готовностью принять последствия выбора как неизбежные свершившиеся факты. Проблема выбора состоит в том, что решения индивид всегда принимает самостоятельно, испытывая влияние различных мнений, обстоятельств, факторов.

Мы рассматриваем оценку результатов образования с позиции формирования гуманистической культуры студентов в когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном компонентах.

Когнитивный компонент предполагает развитие цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до способности решения проблем индивидуального и социального уровня, в ходе которого предполагается переосмысление полученных знаний, их взаимодействие с ранее изученными идеями, методами и создание новых.

Эмоционально-ценностный компонент определяет цель формирования личного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от восприятия до усвоения ценностных ориентаций и их проявлений. К нему относятся формирование интересов и склонностей, отношение, осознание.

Деятельностный компонент предполагает обучение студентов поведению, основанному на принципах гуманности и взаимодействия на межличностном и социальном уровнях, выстраивание конструктивных отношений.

Критериями развития гуманистической культуры студентов являются:

а) самоактуализация потенциалов личности студента;

б) способность к межсубъектному взаимодействию;

в) готовность выстраивать гуманистический уровень отношений.

Экспозиция проблем, ценностей, методов, форм современного гуманизма и его влияние на многие социальные процессы позволяет оперировать понятиями «гражданский гуманизм» и, соответственно, «культура гражданского гуманизма». Термины определяют цели образования с позиции не только профессиональной квалификации, но и мировоззрения, системы ценностей, способов, методов и психологии мышления, различных видов социализации и как образ жизни.

Дальнейшая перспектива и углубление рассматриваемой проблемы может быть связана с исследованием путей и средств интеграции педагогической среды, разработкой федеральных стандартов, обеспечивающих формирование гуманистической культуры граждан, выработкой рационального компонента информационного содержания образования, совершенствованием механизмов управления образования и воспитания обучающихся.