Основным методологическим принципом образования в современной России, так же, как и государства, является формирование гуманизма обучающихся как необходимого и краеугольного феномена современной культуры человечества, закрепленного в Конституции РФ», и Законе «Об образовании». «Гуманизм предлагает обществу программу самоорганизации на основе принципов свободы и справедливости, законности и социального согласия, терпимости к индивидуальным различиям в мышлении и образе жизни людей. Он учит диалогу и компромиссам, гражданскому миру и консолидации» [3].
Законодательство Российской Федерации, ситуация значительного социального риска, связанного с терроризмом, неразработанность принципа гуманизма в педагогической науке и практике побуждают обратиться к изучению теоретических основ и разработке методики формирования гуманизма и даже к его модификации – гражданскому гуманизму.
Определяющее значение для конструирования образовательного пространства имеет понимание того, что недостаточно знаний о гуманизме, необходимо формирование гуманистической культуры обучающихся.
Формирование гуманистической культуры студента рассматривается нами как целенаправленный процесс нравственного воспитания и обучения, как часть общей культуры индивида, характеризующаяся освоенным опытом, развитым ценностным гуманистическим сознанием, поведением. При этом гуманистическая культура предстает как моделируемое свойство личности студента, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом.
На наш взгляд, в число важнейших методологических принципов формирования гуманистической культуры входят:
1. Формирование системы общечеловеческих и гражданских ценностей.
2. Воспитание национальной и религиозной толерантности.
3. Воспитание уважения к закону и правам меньшинства.
4. Развитие критического мышления с выходом в проектный режим.
5. Развитие способности делать осмысленный и ответственный выбор.
6. Преодоление догматизма.
7. Гармонизация влияния СМИ как средства навязывания догм.
Остановимся лишь на некоторых компонентах выработанной системы.
Ценности называют общечеловеческими потому, что в разных культурах ценности аналогичны по своему смыслу. «Общечеловеческими ценностями признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития человечества» (П.И. Пидкасистый). Ценности важны для уяснения специфики гражданской политической культуры, которая заключается в единстве индивидуальных, общественных и государственных ценностей и ценностных ориентаций. Индивидуальные ценности мы понимаем как своеобразные производные от общечеловеческих и гражданских. Речь не идет о соподчинении ценностей разного порядка, а о их объединении.
Описаны гражданские ценности: внутренняя свобода и ответственность, соблюдение прав и свободы личности, защита прав и свобод других лиц, уважение человеческого достоинства, толерантное отношение друг к другу, гармоничное проявление патриотических чувств, культура межнационального общения, ответственность за судьбы своего отечества и мирового сообщества в целом, способность к компромиссам, терпимость, уважение к каждой личности, мирное разрешение конфликтов, права человека и механизмы их отстаивания, соблюдение прав меньшинств.
Следующим закономерным звеном считаем способность осуществлять выбор. Способность делать осознанный выбор понимается нами как выбор, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным способностям и потребностям, а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки к гражданскому участию.
Выбор – это внутренняя деятельность по выработке оснований и смысловых (ценностных) критериев для сопоставления альтернатив и выявления личных приоритетов.
В основе выбора:
1. Понимание взаимосвязи общественных событий и процессов и экстраполяция будущих последствий.
2. Антиципация возможных вариантов будущего.
3. Отказ от альтернатив, выявление приоритета. Преодоление внутренних противоречий в сознании и отношении самоопределяющегося человека.
Структура смыслового (ценностного) выбора:
– Понимание ситуации как ситуации выбора.
– Поиск альтернатив.
– Выявление критерия для сравнения.
– На основе сформированной системы гражданских и общечеловеческих ценностей определение основного приоритета.
– Реализация намерения.
В процессе формирующего эксперимента у студентов воспитывалась свобода выбора – способность обучающихся понимать право выбора как ответственность и заинтересованность в решении проблемы. Принятие решения в значительной степени носит социальный характер, поскольку нацелено на удовлетворение общественных потребностей и обосновано должно быть системой ценностей и осуществляется критериальным образом (выбор имеет обоснование, доступное пониманию другими людьми). На низком уровне гуманистической культуры критериальный подход больше базировался на эмоциональном, спонтанном опыте, на обосновывающих верность рассуждениях и умозаключениях. На высоком уровне к выводам предъявляли требования чёткости и точности, студенты должны уметь аргументированно доказать верность и эффективность полученных результатов, мыслить не только в пределах конкретных образных представлений, но и в масштабе абстрактных идей и понятий, и волевое отношение определять этими понятиями как общими и постоянными правилами и принципами действия.
Со свободой выбора соотносилась и ответственность, описывающая способность личности обучающегося анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор своих поступков с готовностью принять последствия выбора как неизбежные свершившиеся факты. Проблема выбора состоит в том, что решения индивид всегда принимает самостоятельно, испытывая влияние различных мнений, обстоятельств, факторов.
Мы рассматриваем оценку результатов образования с позиции формирования гуманистической культуры студентов в когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном компонентах.
Когнитивный компонент предполагает развитие цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до способности решения проблем индивидуального и социального уровня, в ходе которого предполагается переосмысление полученных знаний, их взаимодействие с ранее изученными идеями, методами и создание новых.
Эмоционально-ценностный компонент определяет цель формирования личного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от восприятия до усвоения ценностных ориентаций и их проявлений. К нему относятся формирование интересов и склонностей, отношение, осознание.
Деятельностный компонент предполагает обучение студентов поведению, основанному на принципах гуманности и взаимодействия на межличностном и социальном уровнях, выстраивание конструктивных отношений.
Критериями развития гуманистической культуры студентов являются:
а) самоактуализация потенциалов личности студента;
б) способность к межсубъектному взаимодействию;
в) готовность выстраивать гуманистический уровень отношений.
Экспозиция проблем, ценностей, методов, форм современного гуманизма и его влияние на многие социальные процессы позволяет оперировать понятиями «гражданский гуманизм» и, соответственно, «культура гражданского гуманизма». Термины определяют цели образования с позиции не только профессиональной квалификации, но и мировоззрения, системы ценностей, способов, методов и психологии мышления, различных видов социализации и как образ жизни.
Дальнейшая перспектива и углубление рассматриваемой проблемы может быть связана с исследованием путей и средств интеграции педагогической среды, разработкой федеральных стандартов, обеспечивающих формирование гуманистической культуры граждан, выработкой рационального компонента информационного содержания образования, совершенствованием механизмов управления образования и воспитания обучающихся.