Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

DIRECTIONS MODERNIZING STAFFING OF GENERAL EDUCATION

Pugacheva N.B. 1 Lunev A.N. 2
1 University of Architecture and Civil Engineering
2 Kazan State Technical University n.a. A.N. Tupolev
The article presents the directions of modernization of the staffing of general education: modernization of the content, technology training for general education; create conditions to attract the most talented graduates of vocational education teacher profile in mainstream education; modernization of additional professional teacher education. Identify and scientifically grounded organizational and pedagogical conditions of effective modernization of staffing of general education – the development of public-public education management mechanisms and the development of a municipal education system. It was determined that the municipal education system – a system of sustainable and systematic cooperation of educational institutions, regardless of ownership and administrative subordination in the territory of the municipality, local government and education authorities, providing a highly efficient organization of educational services and facilities to meet the educational needs of all segments of population, and the ability to self-preservation and development through self-organization and self-government. The essential characteristics of a municipal education system is incomplete, polysubject and dedication.
staffing education
training for the general education system
the municipal system of education
networking of educational institutions
the system of general education
teaching staff
professional teacher training

Переход российского общества к экономике знаний предъявляет качественно новые требования к кадровым ресурсам – всё более важной и значимой части общего образования, составляющего первооснову конкурентоспособности личности. От целевых установок выпускников общеобразовательных школ во многом зависит возможность обеспечения инновационного развития страны, её регионов. Цель статьи – выявить основные направления модернизации кадрового обеспечения общего образования. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: расширить имеющиеся представления о модернизации содержания, технологий подготовки кадров для системы общего образования; выяснить условия привлечения наиболее талантливых выпускников учреждений профессионального образования педагогического профиля в систему общего образования; выявить составляющие модернизации дополнительного профессионального педагогического образования; выяснить и научно обосновать организационно-педагогические условия эффективной модернизации кадрового обеспечения общего образования. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия.

Результаты исследования и их обсуждение

Система общего образования призвана не только создавать пространство для личностного развития, самореализации обучающихся, но и служить источником конкурентоспособного контингента профессиональной школы и конкурентоспособного ресурса инновационной экономики. Однако еще по результатам «Программы международной оценки учащихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии» (PISA), было выяснено, что школьники России находятся на 27-м месте по читательской компетентности, отстают от своих сверстников по умению применять на практике предметные знания по математике и естествознанию, работать с различными источниками информации, выполнять нестандартизированные действия [6]. Это значит, что большая часть выпускников общеобразовательных школ не владеют необходимыми современными компетенциями, недостаток которых не всегда может быть восполнен платными курсами и репетиторами. Недостаточную стартовую поддержку получают и одарённые дети. С серьезными проблемами сталкиваются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Состояние дел в общеобразовательной школе с высокой степенью объективности отражают и результаты Единого государственного экзамена. Становится очевидным, что для решения проблем качества общего образования необходима модернизация его кадрового обеспечения. Качество общего образования не может быть выше качества учителей. Адекватный учительский потенциал – наиболее важное, решающее условие обеспечения конкурентоспособности выпускников общеобразовательных учреждений, и его формирование – ключевое направление модернизации общего образования на любом уровне.

Наш опыт работы показывает, что кадровый ресурс общего образования не является достаточным для достижения современных образовательных результатов. Уровень компетентности педагогических кадров не превышает средних значений. Особенно неудовлетворительной является их готовность к работе с информационно-коммуникационными технологиями. По результатам анкетирования 420 учителей, лишь одна треть молодых специалистов признала своё соответствие основным требованиям, предъявляемым к современному учителю. По мнению 132 руководителей школ, молодые специалисты испытывают затруднения в работе с одарёнными детьми, при использовании новых форм, методов, средств обучения, не имеют достаточных представлений об основах современных педагогических подходов, не владеют умениями в полной мере осуществлять педагогическую саморефлексию. Во многом это является следствием того, что в школу зачастую приходят далеко не лучшие выпускники образовательных учреждений профессионального образования в силу невысокого статуса педагогической деятельности. Выяснено, что необходимо расширение направлений подготовки педагогических кадров, введение новых специализаций, а также подготовки управленческих кадров для образовательных учреждений и для органов управления общим образованием.

Приоритетные направления модернизации кадрового обеспечения общего образования могут состоять в следующем.

1. Модернизация содержания, технологий подготовки кадров для системы общего образования:

– определение приоритетных направлений подготовки специалистов с учётом ориентации на рынок труда и специфику развития региона; открытие специализаций по подготовке специалистов для системы СПО, сельской школы, школы-интерната, управления образованием [2];

– разработка и реализация сквозных образовательных программ подготовки педагогических кадров в системе среднего и высшего профессионального образования (в системе педагогический колледж – педагогический вуз); разработка и реализация образовательных программ подготовки управленческих кадров для общеобразовательных учреждений и органов управления образованием, способных обеспечивать инновационное развитие школы;

– фундаментализация предметной и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, дифференцированной по уровням профессионального педагогического образования; обеспечение профессионально-культурной компетентности выпускников; формирование у студентов методологической культуры, так как преподавательская деятельность носит проблемный, экспериментальный характер и нуждается в постоянном системном анализе и коррекции [4];

– формирование у студентов мотивации учебной и научно-проектной активности посредством участия в деятельности студенческого научного общества, вузовских студенческих научных конференциях, форумах, грантах, предметных олимпиадах, включения в разработку и реализацию научно-образовательных и научно-производственных проектов, подготовки информационно-реферативных работ по учебным дисциплинам, активного использования современных информационных форм и методов обучения, организации учебно-образовательного процесса на интегративной основе;

– разработка и введение в практику эффективных моделей обучения будущих учителей составлению и реализации персонализированных образовательных маршрутов; организация педагогической интернатуры, при которой студенты на последнем курсе работают в образовательных учреждениях, участвуют в разработке и реализации научно-образовательных и социокультурных проектов, развивает умения и навыки самостоятельной учебной работы, овладевают различными способами исследовательской деятельности, составления собственной траектории развития;

– организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений среднего, высшего профессионального и общего образования в вопросах подготовки педагогических кадров для системы общего образования;

– осуществление методической подготовки будущих учителей, подготовки их к ведению воспитательной работы, внеурочной деятельности при участии наиболее квалифицированных педагогов-практиков, победителей всероссийских и региональных конкурсов профессионального мастерства;

– организация актовых дней, во время которых ведущие профессора университета читают открытые лекции; создание целостной развивающей образовательной среды, направленной на высокое качество образования, эффективное взаимодействие образовательного учреждения и общественности;

– создание действенной системы поиска талантливой молодежи среди выпускников общеобразовательных школ, учреждений среднего профессионального образования и разработка новых требований к отбору, при котором должны учитываться не только знания, но и личностные качества абитуриента, обеспечение равного доступа к качественному университетскому образованию; организация профессиональной подготовки и переподготовки студентов образовательных учреждений профессионального образования непедагогического профиля, планирующих работать в школе, в образовательных учреждениях профессионального педагогического образования.

2. Создание условий для привлечения наиболее талантливых выпускников учреждений профессионального образования педагогического профиля в систему общего образования:

– масштабное введение в практику целевой контрактной системы подготовки педагогических кадров по заказам муниципальных органов управления;

– разработка квалиметрических моделей оценки качества набора в образовательные учреждения профессионального педагогического образования;

– создание и апробация вариативных дополнительных образовательных программ подготовки к работе в школе наиболее успешных студентов, ориентированных на педагогическую деятельность и обладающих необходимыми для этого личностными качествами;

– создание и реализация программы поддержки студенческой молодежи, ориентированной на работу в общеобразовательной школе, «Талант, творчество, педагогическая активность»;

– разработка и реализация программы формирования национальной интеллигенции, педагогической элиты; развитие национально-регионального компонента в содержании образования, обеспечивающего развитие национальной культуры и национального самосознания, формирование гражданской и этнокультурной идентичности.

3. Модернизация дополнительного профессионального педагогического образования: создание инструментария выявления образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических и управленческих кадров системы общего образования; разработка и введение в практику персонализированных дополнительных профессиональных образовательных программ; организация региональных и межрегиональных объединений, ассоциаций с целью расширения образовательного пространства; организация научных объединений, педагогических ассоциаций регионального масштаба для реализации актуальных научных программ; создание региональных научно-методических центров; создание института современных образовательных технологий и центра по их трансферу; развитие различных форм издательской деятельности, включая выпуск учебной, научной и популярной литературы по педагогической деятельности; организация стажировки слушателей образовательных учреждений, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы, на базе инновационных образовательных учреждений общего образования [3].

Установлено, что одно из организационно-педагогических условий эффективной модернизации кадрового обеспечения общего образования – развитие государственно-общественных механизмов управления образованием. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в Европе изменяется характер взаимоотношений общества с государством. Гражданское общество воспринимается как императив осуществления прав человека и гражданина, а государство – как организация, обеспечивающая условия для их реализации. Важный признак гражданского общества – это наличие различных общественных организаций, участвующих в диалоге с органами государственной власти и между собой. Отечественное образование как общественно-значимое благо и достояние личности, должно развиваться в качестве открытой и единой государственно-общественной системы [15]. В ней неуклонно должно расширяться участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, согласовываться государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования. Формирование государственно-общественных механизмов управления образованием обусловит и развитие инновационных процессов в образовании.

Следующим организационно-педагогическим условием эффективной модернизации кадрового обеспечения общего образования может быть развитие муниципальной системы образования. В современных условиях перераспределяются полномочия и ответственность в сфере образования между федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием. Роль муниципальных органов управления повышается, что становится катализатором активного поиска эффективных моделей развития как общего, так и профессионального образования. Это обусловлено тем, что на территории муниципального округа расположены дошкольные, общеобразовательные, средние специальные, высшие учреждения образования, учреждения дополнительного, послевузовского образования, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации разных форм собственности и административного подчинения. Управление муниципальной системой образования опирается на конкретный (здесь и сейчас) и универсальный (исторический) опыт и отражается в целях образовательных учреждений, содержании образования, технологиях обучения, методике составления региональных прогнозов потребности в кадрах, моделях сетевого взаимодействия образовательных учреждений разных типов и уровней, инновационных организационно-управленческих формах межкорпоративного взаимодействия учреждений образования. Эффективные механизмы управления инновационными процессами обуславливают не только оптимальное функционирование и развитие муниципальной системы образования, но и ее интеграцию в социум.

Муниципальная система образования – это система устойчивого и планомерного взаимодействия образовательных учреждений, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального округа, местной администрации и органов управления образованием, обеспечивающая высокоэффективную организацию образовательных услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев населения, и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления [1]. Сущностными характеристиками муниципальной системы образования являются незавершенность, полисубъектность и целеустремленность. Незавершенность обеспечивает динамику развития системы, постоянное стремление к совершенствованию, наличие ситуативно меняющихся перспективных линий, быстрое, мобильное реагирование на происходящие изменения условий индивидуального и социально-экономического развития. Полисубъектность опосредована консолидацией органов местного самоуправления, образовательных учреждений разных форм собственности, административного подчинения и уровней образования, средств массовой коммуникации и гражданских институтов, ориентированных на образование, и потребителей образовательных услуг, проживающих на территории округа. Муниципальные образовательные учреждения, находящиеся в прямом ведении местного самоуправления, – это один из структурообразующих компонентов муниципальной системы образования. Целеустремленность системы обусловлена способностью к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления на основе переработки информации, получаемой в процессе непосредственного управления функционированием и развитием муниципальных образовательных учреждений и координации деятельности учреждений образования других форм собственности и административного подчинения. Целеустремленность обеспечивает создание на территории округа социально-целесообразной образовательной системы и образовательно-целесообразного социума и определяет стратегии развития современной муниципальной системы образования.

Стратегии развития современной муниципальной системы образования состоят в следующем: (1) формировании на территории муниципального округа единого образовательного пространства, представляющего собой совокупность учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, независимо от форм собственности и административного подчинения; органов местного самоуправления и управления образованием; государственно-общественных институтов и средств массовой коммуникации, ориентированных на муниципализацию образования и оптимизацию функций органов управления образованием различной компетенции по всей «управленческой вертикали»; (2) развитии механизмов государственно-общественного управления, нацеленных на конструктивный диалог субъектов управленческого процесса образовательных учреждений с органами муниципальной, региональной власти и управления образованием, потребителями образовательных услуг, производством и созданием социально-целесообразного образовательного пространства и образовательно-целесообразного социума; (3) создании инновационных организационно-управленческих форм межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, направленных на обеспечение их оптимального функционирования и развития с целью получения качественно новых результатов образования, повышения конкурентоспособности и позиционирования муниципального округа как субъекта, взаимодействующего с профессиональными учебными заведениями и социально-экономическим комплексом региона.

Вывод

Образование – один из ключевых компонентов стратегии выживания России в начале XXI века, реализации концепции устойчивого развития, обеспечения всей системы национальной безопасности. Россия сможет выжить только как образованная, просвещенная страна, в которой государство вместе с обществом постоянно несет ответственность за темпы повышения образовательного ценза населения.