Обучение в современной школе – достаточно интенсифицированный процесс, ориентированный в целом на практически здоровых детей, которые в большей степени, чем их сверстники с ослабленным здоровьем, обладают хорошей психологической, мотивационной, интеллектуальной, личностной, волевой, нравственной готовностью к школьному обучению. Здоровые учащиеся, поступающие в начальную школу, легко адаптируются, имеют хорошие и отличные показатели интеллектуальных возможностей, иммунитета, дыхательной системы, осанки и стопы.
Несмотря на усилия современной профилактической медицины, проблема физической реабилитации и сохранения здоровья опорно-двигательного аппарата младших школьников стоит пока еще очень остро [1, 4, 5]. В 6–7-летнем возрасте уплощение стоп составляет – 37 %, плоскостопие – 25 % , дефекты стоп тесно связаны с функциональными (нестойкими) нарушениями осанки, которые составляют около 60–80 % [1, 2].
Стопа у детей 6–7 лет достаточно мобильна. Она имеет продольный и поперечный своды, которые в данном возрасте хорошо поддаются к коррекции и укреплению, и это необходимо использовать в период нахождения ребенка в ДОУ.
Наиболее распространенным отклонением продольного свода у детей является плоско-вальгусная стопа, за ней следует варусная установка стоп. Причины: функциональная недостаточность передней и задней большеберцовых мышц, сгибателя большого пальца, квадратной мышцы подошвы и длинного сгибателя пальцев.
Стопа ребенка 6–7 лет несет большую статодинамическую нагрузку, выполняя рессорную, опорную, балансировочную и толчковую функции. Вместе с ней функцию амортизации при сидении, стоянии, ходьбе, беге, прыжках несут межпозвонковые диски позвоночника, играющие важную роль в нормальном функционировании спинномозговых нервов (протекания нервных процессов в организме). Плоскостопие влечет за собой общее утомление нервной системы, боли в области поясницы, икроножных мышц и в частности стопы, так как внутри продольного свода находятся сосуды и нервы.
Стопа и осанка в тандеме – важные показатели здоровья ребенка.
При широкой распространенности нарушений ОДА назрела острая необходимость внедрения разработанных и апробированных расширенных инновационных программ комплексной реабилитации ОДА в условиях ДОУ, которая должна применяться еще до перехода ребенка в начальную школу, с использованием ЛФК и дополнительных форм и средств физического воспитания, отдельных садовских мероприятий.
Осуществление этих программ требует специальной высококвалифицированной подготовки специалистов ЛФК для работы в ДОУ.
Базовым основанием к получению дополнительных профессиональных знаний служит объем знаний, полученный ранее в вузе на факультете физической культуры и спорта по предметам медико-биологических дисциплин, и имеющееся среднее медицинское образование.
Цель реализации данной программы – сформировать у слушателей систему профессионально-педагогических компетенций в области ЛФК при различных типах функциональных нарушений стопы у детей 6–7 лет в системе ДОУ, указать роль и функциональную взаимосвязь стопы и осанки как естественных природных амортизаторов для здоровья ОДА и организма ребенка в целом.
Модуль призван дать теоретические и практические технологии проведения ЛФК с детьми 6–7 лет при функциональных нарушениях стопы с учетом дифференцированного подхода к содержанию и методикам, в зависимости от возраста, вида дефекта и наличия сопутствующих заболеваний (вегетососудистая дистония, функциональные дефекты осанки) с использованием инновационных форм физического воспитания и садовских мероприятий.
Задачи:
– подробно изучить составляющие здоровья детей 6–7 лет и методики его определения;
– привить ребенку культуру здоровья в условиях МДОУ и дома, ведение ЗОЖ, используя доступные для данного возраста игровые технологии;
– изучить возрастные анатомо-физиологические особенности ОДА детей старшей и подготовительной к школе группы;
– расширить знания, умения и навыки о традиционных и инновационных особенностях технологии ЛФК у детей 6–7 лет, имеющих функциональные нарушения стопы (продольные и поперечные);
– сформировать практические умения построения схем, комплексов, медико-педагогического контроля нагрузки и проведения занятий ЛФК при следующих типах функциональных отклонений стопы: плоско-варусной и вальгусной;
– ознакомить с технологиями использования специальных физкультминут, специальных игр и других форм для профилактики и коррекции здоровья ОДА дошкольников при типичных и сочетанных формах функциональных дефектов.
Требования к уровню усвоения содержания программы:
В результате изучения курса слушатель должен
Знать:
● составляющие здоровья и методики его определения, технологии привития ЗОЖ и культуры здоровья ребенку в условиях МДОУ и дома;
● возрастные анатомо-физиологические особенности ОДА современных детей старшей и подготовительной к школе групп;
● методики лечебной физической культуры (ЛФК) при различных видах функциональных нарушений стопы и сопутствующих заболеваниях для профессиональной подготовки специалиста по ЛФК для работы в МДОУ;
● научное обоснование и роль ЛФК для профилактики и физической реабилитации здоровья у дошкольников и младших школьников;
● показания и противопоказания к занятиям ЛФК.
Уметь:
● использовать систематизированные теоретические и практические знания по лечебной физкультуре при решении социальных и профессиональных задач;
● составлять комплексы ЛФК с учетом диагноза, возраста и особенностей видов нарушений стопы;
● при медицинском показании сочетать одновременно формирование осанки и стопы.
Владеть навыками:
● проведения занятий ЛФК и других дополняющих форм с целью физической реабилитации ОДА детей 6–7 лет;
● подбора оптимальной нагрузки на занятиях ЛФК с учетом возраста, дефекта и физической подготовленности;
● введение медико-педагогического контроля нагрузки на занятиях ЛФК;
● креативного творческого подхода в работе специалиста по ЛФК в условиях МДОУ.
Планируемые результаты обучения: формирование у слушателей системы профессионально-педагогических компетенций в области ЛФК при работе с детьми 6–7 лет, имеющими различные виды функциональных нарушений стопы.
Требования к профессионально-педагогической компетентности слушателей.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие:
Общекультурных компетенций:
– готов использовать методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья детей (ОК-5).
Профессиональных компетенций:
– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья детей ДОУ в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
– готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач (СК-3).
Условия реализации программы: аудитория для проведения лекционных занятий, оснащенная мультимедийным оборудованием, спортивный зал с инвентарем для практических занятий ЛФК, базовые ДОУ № 38 и № 5 г. Коломны (на основе договорного проекта научно-методического сотрудничества кафедры медико-биологических дисциплин МГОСГИ и ДОУ).
Формы образовательной деятельности по курсу
В реализации инновационной образовательной программы оптимизируются, взаимодополняются аудиторные занятия и самостоятельная внеаудиторная работа слушателей. В аудиторных формах организуется просмотр презентаций и дискуссионное обсуждение результатов, достигнутых слушателями в ходе самостоятельной образовательной деятельности с опорой на дополнительно привлекаемые ресурсы. Самостоятельная внеаудиторная работа слушателей предполагает работу с рекомендованными источниками, подготовку к тестовой работе, подготовку практических материалов в виде комплексов ЛФК и других коррекционных форм физического воспитания, проводимых на слушателях в спортзале и с детьми в базовых ДОУ [3], разработку творческой итоговой практически-значимой работы по ЛФК.
Текущий контроль – тестовые работы.
Итоговый контроль по курсу – практико-значимая работа, предполагающая разработку программы дифференцированной ЛФК при различных видах функциональных нарушений стопы у дошкольников 6–7 лет в условиях ДОУ, выполненной слушателем с опорой на свою практическую деятельность, представленная на бумажном и электронном носителях, успешно защищенная в виде презентации на 35–40 слайдов.
Наименование разделов программы
1. Здоровье как свойство организма и его составляющие. Привитие ЗОЖ и культуры здоровья ребенку в условиях МДОУ и дома.
2. Современные тенденции состояния здоровья детей 6–7-летнего возраста на этапе их подготовки к обучению в школе. Процент функциональных нарушений стопы.
3. Анатомо-физиологические и биомеханические особенности функционирования стоп у 6–7-летних дошкольников и их взаимосвязь с физиологическими изгибами позвоночника.
4. Особенности нарушений стопы у детей 6–7-летнего возраста.
5. Особенности диагностики состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей 6–7 лет (своды стопы, форма ног).
6. Влияние гигиенических факторов воздушной среды, освещения, ионизации, инвентаря, спортсооружений, спортивной одежды и обуви на эффективность занятий ЛФК. Гигиенические требования к рациональному питанию ребенка 6–7 лет, занимающегося ЛФК.
7. Лечебная физическая культура (ЛФК) как основная форма восстановления здоровья дошкольников. Креативность и инновации современной детской лечебной физической культуры.
8. Использование новых форм восстановления нарушений ОДА со специально-коррекционным содержанием.
9. Лечебная физическая культура при функциональных нарушениях опорно-двигательного аппарата (стопа). Контроль нагрузки на занятиях ЛФК.
10. Специальные физические упражнения – основное средство физической реабилитации осанки и стопы у детей 6–7 лет. Технологии проведения дифференцированных занятий ЛФК при функциональных продольных и поперечных нарушениях стопы.
11. Инновационные методики ЛФК с использованием дополняющих форм с детьми 6–7 лет, имеющими функциональные нарушения стопы, в условиях ДОУ.
12. Особенности медико-педагогического контроля нагрузки на занятиях по физической реабилитации в ДОУ. Проведение на практике занятий ЛФК при функциональных нарушениях стопы у детей 6–7 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Прослушав курс лекций программы (включающей подробное изучение составляющих здоровья, усвоив методики определения состояния здоровья ОДА, ознакомившись с технологиями привития ЗОЖ и культуры здоровья дошкольникам в условиях МДОУ и дома, углубив знания в области возрастных анатомо-физиологических особенностей ОДА, современных детей старшей и подготовительной к школе групп, расширив знания о традиционных и инновационных особенностях технологии ЛФК и контроль нагрузки у детей 6–7 лет, имеющих функциональные нарушения стопы, выполнив практические задания по составлению схем, комплексов и проведению занятий ЛФК, контрольную работу по итогам самостоятельной внеаудиторной работы, тестовую работу, подготовив и защитив практико-значимую работу по инновационным методикам ЛФК с детьми 6–7 лет в условиях МДОУ), слушатель курсов получает объем знаний и умений специалиста по ЛФК, готового успешно заниматься формированием здоровья и коррекцией отклонений в условиях ДОУ на этапе подготовки детей 6–7 лет к школе.
Заключение
Предложенная программа прошла апробацию, позволила дать слушателям курсов инновационные подходы к технологиям ЛФК. По заключению ортопеда детской поликлиники у детей-выпускников подготовительных групп ДОУ отмечены результаты улучшения ОДА.