В настоящее время веяние научно-технического прогресса диктует свои условия развития хода жизни всего человечества. Сейчас ситуация требует от каждого из нас подвижного и гибкого мышления, быстрой адаптации и ориентации в новых условиях жизни, творчества в решении различных проблем и задач. В эпоху автоматизации и компьютеризации деятельности часть исполнительского труда теперь принадлежит машинам. При такой ситуации творческие способности человека становятся общепризнанной значимой частью интеллекта, а их развитие – важнейшая задача современного воспитания человека. Культурное наследие человечества является результатом творческой деятельности людей. Творческий потенциал подрастающего поколения определяет жизнь и движение общества в будущем. В последнее время система современного образования проявляют интерес к вопросу развития креативности детей дошкольников и детей школьного возраста.
Тенденция повышения качества образования стоит перед дошкольными образовательными организациями на современном этапе развития общества. В программных документах Министерства образования Российской Федерации говорится о правах ребенка на творческий поиск и самореализацию. В них также говорится о формировании основ личностной культуры, развитии воображения и творчества, из которых вытекает способность к самовыражению и желание активно участвовать в преображении окружающей действительности. Воображение как важная составляющая разнообразной деятельности дошкольника (игровая, предметно-практическая, эстетическая, коммуникативная и т.д.) позволяет ему расширять границы собственной игры и других действий, уходить от однообразия и придумывать все новые и новые сюжеты, линии развития, персонажей. Через воображение происходит становление творческого отношения к окружающему. Фундаментом личности подрастающего ребенка является творческое воображение, произвольность действий и самостоятельность, что также есть неповторимость личности дошкольника.
Под творческими способностями М.Ю. Олешков, В.М. Уваров понимают синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [8, c. 247]. Творчество – элемент любой деятельности, и поэтому нельзя говорить только о художественных творческих способностях, они проявляются во многих областях жизни.
Способности не являются врожденными качествами, они существуют только в развитии конкретной деятельности. В зависимости от врожденных задатков уровни развития способностей у людей различны, но тем не менее они есть у каждого человека. По мнению Р.С. Немова, высокие способности имеют люди талантливые и одаренные, у которых наблюдается благоприятное сочетание задатков [6, с. 171].
В Большом психологическом словаре под креативностью понимаются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [1, с. 236].
Понятие креативности в психолого-педагогической литературе в большинстве случаев связано с понятием творчества [3; 6; 8 и др.]. Креативность также рассматривается как характеристика личности. В настоящее время к данному понятию обращаются многие исследователи в связи с появлением новых подходов и концепций в образовании, где уделяется внимание развитию творческой личности, способной нестандартно мыслить и принимать нестандартные решения, выходить за пределы стереотипов, создавая креативные и новые продукты.
Отечественные психологи выделяют следующие перцептивные особенности для проявления креативности у творческой личности: напряженность внимания, необыкновенная восприимчивость и впечатлительность [6, с. 180]. К проявлениям интеллектуальной сферы у творческих людей относят обширность знаний, интуицию, богатую фантазию, дар предвидения. Характерологические особенности у данной категории людей проявляются в оригинальности, инициативности, упорстве, высокой самоорганизации, колоссальной работоспособности. Они обычно получают удовлетворение от процесса творчества, а не от результата. Специфическая черта – непреодолимое стремление к творческой деятельности.
В исследованиях отечественных ученых под креативностью чаще всего понимаются творческие способности. Л.С. Выготский, говоря о творчестве, указывал на необходимость развития способности к созданию нового [3, с. 34]. Я.А. Пономарев в своих работах говорил о том, что полноценной творческой деятельностью готов заниматься лишь тот человек, который обладает развитым внутренним планом действий.
П. Торрэнс понимал креативность как способность обостренного восприятия пробелов в знаниях, недостатках, чувствительность к дисгармонии и т.д. По его мнению, творческий акт есть сумма восприятия проблемы, поиск решения, формулирование и проверка гипотезы, ее модификация и нахождение решения. Исследования Ж. Пиаже и В. Штерна были посвящены взаимосвязи креативности с интеллектом.
Отечественные исследователи выделяли критерии креативности и связывали свои поиски с изучением творческих проявлений человека в различной деятельности: изобразительной, музыкальной, речевой. Исследователями Н.А. Ветлугиной, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Комаровой были выделены такие критерии, как, оригинальность, вариативность и гибкость.
Развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста являлось предметом исследования таких ученых, как, Л.А. Венгер, П.В. Веракса, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.П. Никитин и др.
С какого же возраста следует развивать творческие способности у детей? Многие психологи и педагоги говорят о том, что такую работу необходимо проводить, начиная с раннего возраста. В этот период мозг ребенка активно растет, и для благоприятного роста и развития мозговых структур необходимо создавать условия интенсивной работы и стимулировать средой образование новых структур. Время раннего возраста есть тот самый момент наличия пластичности и наивысшей чувствительности к внешним раздражителям, что, в свою очередь, дает возможность для успешного развития. Это наиболее благоприятный момент для начала развития разнообразных способностей. Развитие способностей происходит только при наличии стимулов и условий для их созревания. Наличие благоприятных условий, близких к оптимальным, определяет начало успешного развития. Сочетание стимулов и благоприятных условий, наличие которых совпадает во времени развития, дает возможность быстрого достижения наибольшего уровня и определяет ребенка как способного и талантливого, даже гениального.
С точки зрения психологии дошкольный возраст определяется как благоприятный период для развития творческих способностей. В этом возрасте дети очень любопытны и любознательны, им интересно изучать окружающий мир, знакомиться с ним и его обитателями. Расширение детского опыта должно поощряться родителями и педагогами, они также должны давать знания и вовлекать их в различные виды деятельности. Имея начальный багаж знаний и небольшой опыт за плечами, дети уже находятся на первой ступени к развитию творческих способностей. Со стороны взрослых важно не навязывать детям определенные стереотипы; пока мышление детей свободно, это качество не должно быть задавлено, его необходимо поддерживать и развивать. Это и есть та основная составляющая творческого мышления.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, открывается новый тип деятельности – творческий. Новый тип деятельности теперь позволяет иметь возможность идти от мысли к ситуации. Педагоги и психологи акцентируют внимание на специфичности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, так как многие компоненты творчества детей только начинают развиваться. Н.Н. Поддьяков говорил о том, что детское творчество это есть механизм развития деятельности дошкольника, накопление им опыта. Л.С. Выготский отмечал, что основной закон детского творчества – ценность творчества в процессе деятельности.
Детское творчество отличается тем, что оно открыто миру и ориентируется на то, что возможно для него. Ограниченность опыта – это то, что отличает детское творчество от взрослого. Тогда, принимая во внимание эту мысль, детское творчество должно быть бедным, чем у взрослого. На самом же деле это совершенно не так. Взрослые, имеющие большой опыт и знающие удачное сочетание комбинаций, сразу же отсеивают комбинации те, которые, согласно их опыту, не могут существовать. Дети же, напротив, имея ограниченность опыта и отсутствие критики результата, легко сочетают несочетаемое для взрослых.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показывает образовательная практика, результаты мониторингов в детском саду, а также мнения многих исследователей [2, 5, 9 и др.], одним из любимых видов образовательной деятельности в дошкольном детстве, существенно влияющим на творческое развитие, является изобразительная деятельность. Она реализуется в детском саду через образовательную область «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка, конструирование) [7].
Художественно-эстетическое развитие в детском саду – наиболее эффективная образовательная область, его содержание направлено на:
– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
– формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой активности воспитанников;
– воспитание эстетических чувств, интереса к искусству;
– обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
– воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран [10].
Изобразительная деятельность для дошкольников в образовательных организациях является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса, дети очень любят реализовывать свои творческие идеи в различных видах художественной деятельности, одним из таких видов является конструирование из бумаги. Бумагопластика – широкое понятие, соединяющее в себе такие техники, как квиллинг, оригами, торцевание и т.п. Результат в такой технике привлекает и поражает детей своей красотой. Г.Н. Давыдова, Г.Н. Кузнецова, Н.Ф. Лыкова занимаются изучением изготовления художественных произведений с помощью бумагопластики.
Найти материал для изготовления поделок в технике бумагопластики не составляет особого труда, так как материалом может стать любая бумага – как толстый картон, так и тончайшая папиросная бумага. В одной композиции могут сочетаться сразу несколько бумажных фактур, которые при умелом построении композиции выгодно оттеняют или дополняют друг друга. Бумага может быть как цветной, так и белой, которую легко можно затонировать исходя из идеи композиции. При сборке элементов в законченный продукт используют клей ПВА или двусторонний скотч. Обычно в работе с детьми используется клей, так как они уже с ним знакомы и при работе с ним у детей не возникает проблем.
Среди достоинств бумагопластики можно выделить одну – этот вид деятельности доступен каждому ребенку. Работая с бумагой, создавая из нее своего любимого героя, дошкольник развивает воображение и творческие способности, мелкую моторику и пространственное мышление, чувство цвета и композиции. Сам же результат не заставляет себя долго ждать – ребенок, заинтересовавшись новым видом деятельности, успешно реализует свои задумки. Получившийся результат радует дошкольника, а это самый лучший стимул для него – видеть, как в его руках рождается прекрасное.
В процессе создания какой-либо композиции дети используют бумагу разной фактуры, различные способы передачи сюжета, они учатся творить. Работа с бумагой стимулирует развитие образного и творческого мышления дошкольников, эстетический вкус. Особенно важно выделить направление развития с помощью бумагопластики художественно-творческих способностей – умение передавать предмет, его форму и строение, цвет, пропорции и использовать различные способы работы с бумагой. Одним из способов является сминание бумаги, с его помощью можно, например, передать объем кроны деревьев, облаков, снеговика. Не менее интересный способ передачи композиции – скручивание бумаги (с помощью ладони и пальцев рук при одновременном движении). На занятиях для разнообразия деятельности используются игровые ситуации, которые очень нравятся детям. Также можно использовать загадки и стихи, проблемные ситуации.
Заключение
На занятиях по бумагопластике дошкольники знакомятся с геометрическими фигурами, учатся располагать предметы и ориентироваться на листе бумаги. Развитие глазомера, абстрактного мышления, улучшение мелкой моторики и координации движений руки, воспитание аккуратности и усидчивости – всего этого можно добиться в старшем дошкольном возрасте на занятиях по бумагопластике.
Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что одним из эффективных средств развития креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста является бумагопластика.