Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE CONCEPTUAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL LITERATURE

Imangozhina O.Z. 1
1 University «Astana»
The article describes an exemplary structure of the concept. The author analyzes the characteristics of preparing the concept and substantiates the necessity of drawing up the conceptual basis for the establishment of educational literature. The author highlights presumable functions of the educational literature and establishes psycho-pedagogical conditions of creation of the educational literature.
concept
structure
modernization
education
classification
motives for learning
training literature
formation
pattern
function
criteria
quality
expertise
textbook
learning process

Модернизация содержания образования предполагает переход от простой передачи фактов обучающимся и оценки их знаний по объёму усвоенной информации к обучению навыкам применения полученных знаний на практике и оценке результатов обучения.

Именно поэтому концепции учебной литературы принадлежит основная роль в системе средств обучения, должны быть заложены идеи формирования умений самостоятельно принимать решения и делать выводы, развития творческой личности обучающегося на основе ориентации личности.

Разрабатывая концепцию, целесообразно формулировать проблему, имеющую общественно значимую ценность, способную увлечь обучающегося.

Содержание образования должно максимально обеспечить развитие в каждом обучающемся его генетически детерминированных способностей, развить его рациональное критическое мышление, вооружить его точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые позволили бы добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной среды.

В каждом учебнике должна быть выражена позиция автора. Конечной целью учебного материала является формирование мировоззрения обучающегося. А также должна быть разработана концепция дальней перспективы. Это предполагаемая модель с основными параметрами развития и критериями получения конечного результата – нового и более высокого качества образования. В ней закладывается стратегия будущего учебника. Существует общепринятая структура построения концепции:

1. Общие положения.

2. Основная цель и приоритеты.

3. Основные принципы.

4. Основные направления.

5. Ожидаемые результаты [1].

Необходимо обозначить главные требования к оформлению концепции:

● Концепция должна носить целостный характер (структура должна быть подчинена этому требованию).

● Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены. Полученные данные необходимо проверить, чтобы изложенное в концепции было достоверным.

● Описанные мысли должны быть понятными, точными, правильно сформулированными, следует четко показывать то, что предусмотрено автором учебника.

Проведённый анализ научных исследований позволил выделить четыре аспекта концепции учебника: логико-философский, психологический, дидактический и функциональный.

Логико-философский аспект концепции учебника должен отражать современные требования модернизации реформы образования и социального заказа общества. Необходимо научно обосновать методологию построения и на этой основе формировать у обучающихся самостоятельную и учебную деятельность. Обучение должно быть осознанным.

Психологический аспект концепции учебника. Кардинальные изменения структуры учебника требуют максимального использования достижения современной психологической науки. Учебник должен быть ориентирован не на заучивание понятий, а на формирование мотивов учения, самостоятельности, ответственного и творческого отношения к обучению.

Дидактический аспект концепции учебников должен быть направлен на выбор методов и их разнообразие, чтобы освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и самодеятельности обучающихся, придать содержанию образования развивающий характер.

Функциональный аспект учебника есть форма фиксации содержания образования, а учебник должен выступать проектом и средством целостного процесса обучения и воспитания.

Классификация объектов обучения по четырем категориям в зависимости от уровня абстрагирования заимствована нами – в сжатой форме – у Франсуа Мари КсавьеРожье.

Какова бы ни была принятая концепция учебного процесса, она состоит в приобретении возможности применять определенные виды деятельности определенному объекту. В общих чертах можно определить три типа отношений, соответствующих различным полюсам, на которые направлен учебный процесс:

● учебный процесс может быть направлен на новый объект, например, в математике – на новый способ счета путем сложения в столбик. Вид деятельности остался прежним – счет с использованием алгоритма, но именно он является в данном случае новым объектом;

● учебный процесс может быть направлен на новый вид деятельности, например когда после определения понятия местоимения учащиеся приступают к замене именной группы частей речи на местоимение;

● учебный процесс может быть одновременно направлен на новый объект и новый вид деятельности: учиться – в первый раз – делать выводы из статистических тестов.

Также в концепции учебника нужно раскрыть и его структуру и реализацию трёх педагогических функций:

Учебник выполняет функции координации комплекса учебно-методических пособий и систематизации содержания предмета.

Координирующая функция учебника проявляется в том, что он группирует вокруг себя другие учебные пособия, являясь их ядром. То есть пособия служат для реализации программных целей, представленных в учебнике.

Систематизирующая функция учебника – обеспечивает строгую последовательность изложения информации, составляющей содержание предмета.

Помимо вышеперечисленных функций учебник выполняет следующие дидактические функции.

Информативная функция – состоит в определении обязательного объема усваиваемой информации и видов учебной деятельности учащихся в процессе обучения

Трансформирующая функция предназначена для систематизации научно-теоретических, мировоззренческих, технико-технологических знаний и художественных ценностей, представленных в учебном материале на основе дидактических принципов и положений [3].

Функции закрепления полученных знаний и навыков самоконтроля, которые предполагают формирование различных видов деятельности обучающихся под руководством педагога, достижение прочного закрепления обязательного учебного материала, ориентацию и опору на этот материал в практической деятельности.

Функция самообразования, ориентированная на формирование у учащихся к самообразованию, потребности постоянного пополнения знаний.

Интегративная – помогающая целостно освоить знания, полученные обучающимися из разных источников, в многообразных видах деятельности;

Развивающая и воспитывающая – ориентированные на активное формирование основных качеств всесторонне развитой личности.

Прежде чем приступить к созданию учебного издания, автору следует определить, на каких основаниях (психологических, дидактических, педагогических) будет строиться его содержание.

Таким образом, концепция учебника должна предусматривать содержание инновационных технологий и достижений развития педагогической науки.

Создание учебных материалов сложно планировать, так как это процесс творческий, но тем не менее этим процессом надо управлять.

Качество учебного материала зависит от автора: если он чётко будет представлять цели и задачи будущего учебника или пособия, способы изложения учебного материала, методы проверки знаний, и все это изложит в концепции того или иного учебника, то учебник получится хороший.