Модернизация содержания образования предполагает переход от простой передачи фактов обучающимся и оценки их знаний по объёму усвоенной информации к обучению навыкам применения полученных знаний на практике и оценке результатов обучения.
Именно поэтому концепции учебной литературы принадлежит основная роль в системе средств обучения, должны быть заложены идеи формирования умений самостоятельно принимать решения и делать выводы, развития творческой личности обучающегося на основе ориентации личности.
Разрабатывая концепцию, целесообразно формулировать проблему, имеющую общественно значимую ценность, способную увлечь обучающегося.
Содержание образования должно максимально обеспечить развитие в каждом обучающемся его генетически детерминированных способностей, развить его рациональное критическое мышление, вооружить его точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые позволили бы добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной среды.
В каждом учебнике должна быть выражена позиция автора. Конечной целью учебного материала является формирование мировоззрения обучающегося. А также должна быть разработана концепция дальней перспективы. Это предполагаемая модель с основными параметрами развития и критериями получения конечного результата – нового и более высокого качества образования. В ней закладывается стратегия будущего учебника. Существует общепринятая структура построения концепции:
1. Общие положения.
2. Основная цель и приоритеты.
3. Основные принципы.
4. Основные направления.
5. Ожидаемые результаты [1].
Необходимо обозначить главные требования к оформлению концепции:
● Концепция должна носить целостный характер (структура должна быть подчинена этому требованию).
● Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены. Полученные данные необходимо проверить, чтобы изложенное в концепции было достоверным.
● Описанные мысли должны быть понятными, точными, правильно сформулированными, следует четко показывать то, что предусмотрено автором учебника.
Проведённый анализ научных исследований позволил выделить четыре аспекта концепции учебника: логико-философский, психологический, дидактический и функциональный.
Логико-философский аспект концепции учебника должен отражать современные требования модернизации реформы образования и социального заказа общества. Необходимо научно обосновать методологию построения и на этой основе формировать у обучающихся самостоятельную и учебную деятельность. Обучение должно быть осознанным.
Психологический аспект концепции учебника. Кардинальные изменения структуры учебника требуют максимального использования достижения современной психологической науки. Учебник должен быть ориентирован не на заучивание понятий, а на формирование мотивов учения, самостоятельности, ответственного и творческого отношения к обучению.
Дидактический аспект концепции учебников должен быть направлен на выбор методов и их разнообразие, чтобы освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и самодеятельности обучающихся, придать содержанию образования развивающий характер.
Функциональный аспект учебника есть форма фиксации содержания образования, а учебник должен выступать проектом и средством целостного процесса обучения и воспитания.
Классификация объектов обучения по четырем категориям в зависимости от уровня абстрагирования заимствована нами – в сжатой форме – у Франсуа Мари КсавьеРожье.
Какова бы ни была принятая концепция учебного процесса, она состоит в приобретении возможности применять определенные виды деятельности определенному объекту. В общих чертах можно определить три типа отношений, соответствующих различным полюсам, на которые направлен учебный процесс:
● учебный процесс может быть направлен на новый объект, например, в математике – на новый способ счета путем сложения в столбик. Вид деятельности остался прежним – счет с использованием алгоритма, но именно он является в данном случае новым объектом;
● учебный процесс может быть направлен на новый вид деятельности, например когда после определения понятия местоимения учащиеся приступают к замене именной группы частей речи на местоимение;
● учебный процесс может быть одновременно направлен на новый объект и новый вид деятельности: учиться – в первый раз – делать выводы из статистических тестов.
Также в концепции учебника нужно раскрыть и его структуру и реализацию трёх педагогических функций:
Учебник выполняет функции координации комплекса учебно-методических пособий и систематизации содержания предмета.
Координирующая функция учебника проявляется в том, что он группирует вокруг себя другие учебные пособия, являясь их ядром. То есть пособия служат для реализации программных целей, представленных в учебнике.
Систематизирующая функция учебника – обеспечивает строгую последовательность изложения информации, составляющей содержание предмета.
Помимо вышеперечисленных функций учебник выполняет следующие дидактические функции.
Информативная функция – состоит в определении обязательного объема усваиваемой информации и видов учебной деятельности учащихся в процессе обучения
Трансформирующая функция предназначена для систематизации научно-теоретических, мировоззренческих, технико-технологических знаний и художественных ценностей, представленных в учебном материале на основе дидактических принципов и положений [3].
Функции закрепления полученных знаний и навыков самоконтроля, которые предполагают формирование различных видов деятельности обучающихся под руководством педагога, достижение прочного закрепления обязательного учебного материала, ориентацию и опору на этот материал в практической деятельности.
Функция самообразования, ориентированная на формирование у учащихся к самообразованию, потребности постоянного пополнения знаний.
Интегративная – помогающая целостно освоить знания, полученные обучающимися из разных источников, в многообразных видах деятельности;
Развивающая и воспитывающая – ориентированные на активное формирование основных качеств всесторонне развитой личности.
Прежде чем приступить к созданию учебного издания, автору следует определить, на каких основаниях (психологических, дидактических, педагогических) будет строиться его содержание.
Таким образом, концепция учебника должна предусматривать содержание инновационных технологий и достижений развития педагогической науки.
Создание учебных материалов сложно планировать, так как это процесс творческий, но тем не менее этим процессом надо управлять.
Качество учебного материала зависит от автора: если он чётко будет представлять цели и задачи будущего учебника или пособия, способы изложения учебного материала, методы проверки знаний, и все это изложит в концепции того или иного учебника, то учебник получится хороший.