Ревизионное эндопротезирование тазобедренного сустава зачастую требует активного применения костной пластики для восполнения костных дефектов, в виде использования ауто- или аллотрансплантатов [1, 3–5]. Но к настоящему времени в доступной литературе нами не найдено источников, описывающих полный цикл (протокол) технологии прижизненной заготовки головок бедренных костей при оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи на территории РФ.
По данным Дианова С.В., Тарасова А.Н. [1], применение костной пластики для восстановления дефекта костной ткани приводит к восстановлению биомеханики конечности за счет нормализации центра вращения сустава. Материалом для костной пластики могут быть фрагменты губчатой аллокости от кадаверных доноров, но наличие известных этических проблем в последующем подтолкнуло исследователей и врачей предложить использование головок бедренных костей (ГБК), резецированных ранее при первичном эндопротезировании [6, 10].
В настоящее время на территории Российской Федерации не существует отработанного алгоритма действий, методик и их последовательности, используемых для обработки кости, заготовленной от пациентов при резекции ГБК в ходе первичного эндопротезирования. Существуют ссылки на работы зарубежных авторов, однако мы не встретили работ, в которых была бы описана организационная модель всего процесса: от момента поступления пациента в стационар и оформления всех юридических документов до операции и взаимодействия операционного блока с лабораторией консервации тканей, дополнительного обследования пациентов как доноров и изготовления костных трансплантатов. Создание такой организационно-функциональной модели нуждается, в свою очередь, в автоматизации процесса, а также в разработке и утверждении соответствующих технологий и регламентов ее применения.
Очень большое внимание вопросам заготовки и консервации костной ткани уделяется в технологически высокоразвитых странах: США, Великобритания, Австрия, Швейцария, Сингапур и др. [6–8, 10].
Поэтому на медицинском рынке костно-пластических и кость-замещающих материалов основную массу составляют материалы зарубежного производства – более 80 %. В этих условиях организация отечественного производства костных трансплантатов от живых доноров может рассматриваться как организация импортозамещения в секторе костных аллотрансплантатов.
На территории Российской Федерации вопросами заготовки и консервации тканей от доноров занимаются тканевые лаборатории («банки биотканей»), созданные преимущественно при профильных институтах травматологии и ортопедии (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Саратов) или медицинских вузах (Астрахань, Самара, Ярославль).
Предпосылками для прижизненной заготовки костной ткани от доноров в условиях ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России явились:
– наличие двух отделений эндопротезирования тазобедренных суставов;
– увеличение количества операций первичного и, как следствие, ревизионного эндопротезирования тазобедренного сустава (ТБС);
– высокая потребность в трансплантатах для восполнения костных дефектов.
Кроме того, с 2004 года в Новосибирском НИИТО внедрена система менеджмента качества медицинской помощи, в рамках которой был разработан стандарт предприятия по обеспечению лечебно-диагностического процесса трансплантатами. Данный документ лег в основу при организации донорства головок бедренных костей (прижизненного донорства) [2].
Для легитимизации процедуры забора были разработаны документы, сопровождающие процесс прижизненного донорства. Для этого утверждены формы «Информационное согласие на проведение обследования на ВИЧ-инфекцию», «Информированное добровольное согласие на использование и консервацию биопсийного материала», «Карта донора» и «Журнал учета доноров отделения эндопротезирования». Всё это позволило систематизировать поступление и регистрацию данных о пациентах-донорах и снять вопросы этического и юридического характера.
Рис. 1. Организационно-функциональная модель заготовки головок бедренных костей
Рис. 2. Блок-схема этапа «Хранение и обследование биоматериала»
Нами разработана организационно-функциональная модель заготовки головок бедренных костей (ГБК) с выделением основных этапов процесса, начиная от поступления пациента на первичное эндопротезирование и заканчивая выдачей обработанного материала в клинику (рис. 1).
Составлены блок-схемы технологического процесса с определением критических точек, которыми являются данные серологического исследования, структура и физические свойства ГБК, определяемые в процессе моделирования или технологической обработки, стерилизации и результаты бактериологического исследования на стерильность (рис. 2).
Организационными и техническими предпосылками для прижизненной заготовки ГБК в институте явились:
– наличие инфраструктуры в виде работающей лаборатории заготовки и консервации тканей, с соответствующим оборудованием и ресурсным обеспечением;
– возможность забора крови пациента-донора на обследование в день операции;
– обеспечение возможности оперативной доставки биоматериала на диагностическое исследование в центр крови;
– проведение инструктажа задействованных сотрудников по порядку взаимодействия между подразделениями;
– наличие опыта работы по заготовке аллокости и методик обработки костной ткани.
Определены показания и противопоказания для забора ГБК. Показаниями к забору ГБК являлись: травматический перелом шейки бедра и костей таза; идиопатический остеоартроз; диспластический остеоартроз.
Противопоказаниями к забору ГБК были следующие: трансмиссивные заболевания, включая бактериальные и вирусные инфекции, гепатиты, венерические заболевания, ВИЧ; онкология; ревматоидный артрит; терапия стероидами в анамнезе; остеопороз.
Однако, несмотря на решение этических, юридических и технических проблем по заготовке костной ткани прижизненное донорство имеет и недостатки: забор материала производится от пациентов с ортопедической патологией и, следовательно, с измененными характеристиками костной ткани; до 10–15 % забранного материала утилизируется по физическим свойствам (нарушение структуры, хрупкость и т.д.); до 10 % материала утилизируется по результатам серологического обследования пациентов как доноров тканей.
Таким образом, разработка организационно-функциональной модели заготовки ГБК является актуальной научно-практической задачей, поскольку это решает многие вопросы организационного, юридического, этического и научно-технического характера. А отработка данного процесса позволит строго регламентировать все его этапы, обезопасить, и в конечном итоге – сохранить ценный биопластический материал, необходимый не только для ревизионных вмешательств на крупных суставах, но и для лечения другой патологии, сопряженной с дефицитом костной ткани. Это, в свою очередь, позволит получить не только социальный, но и прогнозируемый в дальнейшем экономический эффект.