Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

USING OF COMPLEX SYSTEM OF EXERCISES FOR FORMING OF POSTURE OF CHILDREN WITH LIMIT POSSIBILITIES

Kudarinova A.S. 1 Sadvakasova N.A. 1 Ashimhanova G.S. 1 Tebenova K.S. 1 Tuganbekova K.M. 1
1 Ministry of education and science of the republic of Kazakhstan RSE in the basis of the right of economic management «Academician Y.A. Buketov Кaraganda State University»
2487 KB
In this publication the question of correct posture is examined as natural and beautiful position: a trunk is straightened, a head heaved up, squared shoulders. For a man, that walks ссутулившись, dropping a head and shoulders, thrusting out a stomach, on half-bent feet, posture wrong. It not only not beautifully but also harmful, because hampers activity of internal organs and can cause a rachiocampsis. A posture is formed from the earliest childhood and depends on harmonious work of muscles of the bone system, ligamentary-arthral and нервно-мышечного vehicle, evenness of their development. In preschool and junior age a posture for children is yet unsteady, with age she continues to be formed and acquires individual features. These features are determined in a number of factors: by a height, weighing, by the proportions of trunk and extremities, presence of innate violations of locomotorium, features of metabolism.
posture
locomotorium
health
trunk
curative physical culture
physical exercises
gymnastic exercise
fitball-gymnastics

В процессе морфологического развития период жизни человека от шести лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей могут появиться дефекты осанки.

На рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, условия, в которых развивается ребенок.

Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, которые возникают ещё в раннем детстве, а также приобретенные в школьном возрасте, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером, потому как большую популярность у детей приобретают компьютерные игры.

Осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. Среди последних наиболее изучена роль факторов учебно-воспитательного процесса в формировании осанки у школьников. Так, в результате наблюдений за динамикой состояния осанки у младших школьников установлено, что от 55,5 % до 59 % времени каждый урок дети находятся в положении с неоптимальным состоянием осанки. С учетом этих наблюдений вполне понятным становится существенный рост от начала к окончанию школы (в 5 раз) числа школьников с нарушением осанки и другими отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата, в результате чего почти каждый второй выпускник современных образовательных учреждений имеет указанные нарушения здоровья [1].

Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной системы среди школьников с нарушениями осанки [2].

На формирование осанки воздействуют различные факторы, однако наиболее негативно на ее состоянии сказываются несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся. При сидении форма позвоночника принципиально отличается от его формы при стоянии. Согласно концепции внутренней причиной возникновения нарушений осанки и сколиозов у детей является недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве. Нарушение осанки и искривление позвоночника рассматриваются как необходимые условия поддержания равновесия, как компенсация нарушений устойчивости позы.

Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации школьно-средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм занятий физической культурой, на которых особое внимание будет уделено комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-ориентировочных реакций.

Вопросы нарушений осанки среди детей младшего школьного возраста подробно разработаны в трудах отечественных и зарубежных авторов. Тем не менее, эта проблема остается актуальной и в настоящее время, вызывая интерес специалистов в области физической культуры [3]. В дошкольный, школьный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная осанка.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей, ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной к неправильной осанке и искривлению позвоночника.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальна во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является его осанка. Формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течение всей жизни.

Занятия ЛФК способствуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям. Главное средство лечебной физической культуры – специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. Они, подобранные в соответствии с особенностями нарушения, при определенном темпе и последовательности (с учетом резервных возможностей организма), оказывают многогранное физиологическое воздействие. Под влиянием физических упражнений активизируются дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды. Корригирующая гимнастика – это наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие спину и брюшной пресс, постепенно создают мышечный корсет и формируют правильный динамический стереотип. Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика [4]. Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости.

Уникальный развивающий и лечебный эффект, который обеспечивает фитбол-гимнастика, достигается, в первую очередь, благодаря тому, что криво сидеть на фитболе невозможно. Как только ребенок садится на мяч, происходит естественная балансировка. Центр тяжести тела совпадает с центром тяжести мяча. Осанка выправляется. Покачивание на мяче оказывает волнообразное действие на позвоночник, при этом улучшаются кровообращение и венозный отток. Нет ни одного тренажера, который сравнится с фитболом по эффективности воздействия на область таза. Известно, что многие проблемы с позвоночником возникают именно из-за перекоса в области таза. Посадка на мяче выравнивает таз. Если при этом совершать покачивания, кровообращение в области малого таза будет улучшаться.

О том, что занятия фитбол-гимнастикой способны скорректировать сколиозную болезнь, врачи узнали довольно давно. Фитбол формирует новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. Нарушение осанки – это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Чтобы ослабленный организм развивался гармонично, необходимо создать достаточно интенсивный двигательный режим [5]. На наш взгляд, наиболее эффективным средством коррекции нарушений осанки может являться фитбол-гимнастика.

Корригирующая гимнастика – это наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие спину и брюшной пресс, постепенно создают мышечный корсет и формируют правильный динамический стереотип.

При проведении занятия корригирующей гимнастики необходимо решать задачи:

– воспитывать дисциплинированное и сознательное отношение детей к фиксации правильного положения тела;

– укреплять мышцы и совершенствовать координацию движений как необходимое условие для восстановления правильного положения тела;

– совершенствовать двигательные навыки ребенка;

– воспитывать навыки, закрепляющие правильное положение тела.

Занятия проводятся групповым методом по 10–15 или 5–6 человек.

Общие методические требования к занятиям:

– продолжительность занятия – 30 минут;

– на каждом занятии надо создавать положительный эмоциональный фон, чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение;

– занятие должно состоять из 3 частей: вводной, основной, заключительной.

Упражнения более эффективно формируют навык удержания правильной осанки как в положении сидя, стоя, при ходьбе, так и при различных гимнастических упражнениях и двигательных действиях [6]. Одновременно они избирательно воздействуют на укрепление мышечных групп всех частей тела, формируют мышечный корсет туловища, тренируют мышцы, участвующие в удержании правильной осанки (мышцы спины, брюшного пресса, задней поверхности бедра). Это:

– упражнения у вертикальной плоскости;

– упражнения с удержанием предмета на голове;

– упражнения в равновесии.

Использование коррекционной фитбол- гимнастики –это основа для общего развития ребенка, т.к. оно содействует его нормальному росту и укреплению здоровья. Оценка результатов показала, что снизилось количество заболеваний, улучшилась осанка – значит, удалось достигнуть главного – улучшения здоровья малышей – самого объективного и основного показателя работы с ними.