Для иногородних студентов российских вузов, наряду с решением проблем профессионально-личностного становления, освоения новых условий образовательной среды высшей школы, весьма остро стоят проблемы преодоления вхождения в специфику новой среды жизнедеятельности, в том числе – построения комфортного быта, организации условий поддержания и развития здоровья, удовлетворения культурных потребностей и общения [4, 5].
За последние годы в вузах города Томска значительно выросло число иногородних студентов (54 % от общего числа 2013 г.). Регион является третьим в России, который имеет такое большое число иногородних студентов. Например, в вузах Республики Татарстан обучается только 3 % студентов из других городов. По сравнению с 2011 годом, количество иногородних увеличилось на 3 %. Два университета г. Томска, имеющие статус национальных исследовательских, по программам развития должны наращивать долю иностранных студентов. Большинство иногородних студентов поступают в вузы из Красноярского края, Хакасии, Бурятии, Тувы и т.д. Студенты первого курса, как правило, более остро переживают проблемы, связанные с социокультурной адаптацией к новой форме и режиму обучения, и это обусловлено, прежде всего, тем, что им приходится сталкиваться с проблемами социокультурной адаптации к новой среде. Особенно остро это касается студентов-представителей коренных народов Сибири, а именно студентов из Тувы. Наиболее активные студенты данной категории принимают участие в работе своих национальных объединений, в общественной жизни университетов, и это, как правило, помогает студентам легче адаптироваться к новой социокультурной среде. Однако многие из студентов-тувинцев не готовы к открытому культурному диалогу с однокурсниками и преподавателями в силу, с одной стороны, национальных особенностей, с другой стороны, особенностей построения системы профессиональной подготовки в вузе, которая не всегда стимулирует культурную открытость [5].
В отдельных исследованиях показано, что адаптация к социокультурным условиям современной образовательной среды крупных научных центров Сибири студентов из автономных территорий Сибири и Дальнего Востока нередко связана с существенным снижением психологических ресурсов жизнестойкости личности, сужением репертуара паттернов просоциального поведения, повышением рисков нарушения физического и психического здоровья, а также с развитием суицидального поведения [1]. Однако проблема соответствия социокультурных условий среды жизнедеятельности студентов научно-образовательных центров потребностям представителей различных этнических общностей остается одной из наименее исследованных.
Особенности национальной культуры и традиции оказывают влияние и на формирование психологического портрета человека.
Этно-педагогические исследования показали, что у тувинцев воспитывались такие качества, как скромность, сдержанность в проявлении чувств, спокойствие, выдержка, терпимость (Резников E.H., Товуу Н.О., 2002). Воспитание таких черт тувинцев адекватно особенностям их нейродинамики – низкой силе возбуждения, торможения и инертности нервных процессов. Эти особенности тувинцев являются генетически предопределенными тем образом и укладом жизни ряда поколений, который характеризует их как «стайеров» (Казначеев В.П., 1981). Для них характерно медленное и экономное использование ресурсов организма в единицу времени. По мнению В.И. Хаснулина (2009), данный тип людей на стрессовую ситуацию реагирует постепенным нарастанием мобилизации ресурсов нервной системы. Регуляторные системы жизнеобеспечения организма ограничивают использование всех ресурсов организма в короткие промежутки времени. Организм сохраняет постоянный резерв адаптивных ресурсов в эти промежутки времени, который уже в процессе использования начинает пополняться. Люди с подобным типом мобилизации хорошо приспосабливаются к длительному действию стрессовых факторов не очень высокой интенсивности.
Кочевой образ жизни тувинцев наложил специфический отпечаток на характер воспитания подрастающего поколения. Пример специфического воспитания: мужчина до тридцати лет не имел права голоса или же когда собирались старшие в ауле, дети (молодые) не имели право перебивать старших или громко говорить. Свою главную задачу родители видели в том, чтобы их дети с раннего возраста усвоили обычаи своего народа и овладевали необходимыми для жизни среди своих соплеменников знаниями, умениями и навыками.
Сосредоточием всех воспитательных начал и родительского счастья у тувинцев была семья с ее укладом, традициями, обычаями, своими праздниками и обрядами. Созидательница и хранительница семьи – женщина – сравнивалась с образом Матери-Земли. Культ матери был безграничен, ее почитали как священную сокровищницу, приносящую благополучие. Женщина-мать должна обладать девятью добродетелями: «Быть светла и чиста душой и телом», в делах мастерицей, в супружестве опорой мужу, уважительной к его родне, почтительной к старшим. У тувинцев говорят: «Хорош ли ребенок, узнают по матери», «Люди приходят в дом, почитая мужа, а уходят, славя жену»[2].
Священные родовые горы почитались тувинцами как старшие родственники, так же как у алтайцев и хакасов. Многочисленные этнографические материалы свидетельствуют, что представление о плодородии почвы и богатом урожае тувинцев связаны с культом животворящего источника. Воспитательное значение этого обряда заключалось в том, чтобы малые дети не играли у источников, не загрязняли их, не кидали в источник предметы быта. Почетными старейшинами аала («село» на тувинск.) запрещалось вокруг источника без надобности создавать шум, игры, заходить в источник босиком и т.д. Говорили, что источник может «уйти» (иссякнуть). В этом воспитательное значение обряда. По сравнению с нынешними школьниками в то время дети очень соблюдали эти правила. Современные младшие школьники, особенно городские, не знают назначения этих обрядов. О традициях и обычаях своих предков они узнают только от своих учителей в школе, от старшего поколения, к сожалению, очень мало т.к. в школах не отведены специальные уроки по традициям и обычаям, а современные бабушки и дедушки работают и мало общаются с детьми.
Целью данного исследования являлось определение оценки факторов адаптации студентами из автономных территорий Сибири в межкультурной образовательной среде крупных научно-образовательных центров (на примере научно-образовательного комплекса г. Томска).
Организация исследования. В состав выборки исследования вошли 100 студентов ведущих вузов г. Томска из Тувы, обучавшихся и проживавших в Томске на момент исследования не более года. 38 % студентов первых и вторых курсов в возрасте от 17 до 20 лет, обучающихся в трех университетах города Томска (ТУСУР, СибГМУ, ТГПУ), 62 студента, обучающихся на старших курсах ТУСУР и СибГМУ. Из них число юношей 20 и девушек 41; 28 – из СибГМУ, из них: 27 девушек и 1 юноша; 12 студентов из ТГПУ, из них: девушек 7 и юношей 5. Из ста опрошенных на первом курсе учатся – 25 человек, из них: девушек 11 и юношей 14; на втором курсе – 15 человек, из них: 5 юношей и 10 девушек; на третьем курсе – 36 человек, из них: 3 юноши и 33 девушки; на четвертом курсе – 15 человек, из них: 4 юноши и 11 девушек; на пятом курсе – 9 человек, из них: 1 юноша и 8 девушек. Основным методом сбора информации была анкета, содержащая 15 вопросов открытого и закрытого типа. Вопросы анкеты были разделены на блоки, которые затрагивали различные стороны основных сфер жизнедеятельности студентов: учебная (образовательная) сфера; бытовая сфера; досуговая сфера.
Краткое описание основных результатов. Одной из проблем в адаптации студентов тувинской национальности является слабое владение русским языком, так ответили 29 % из всех опрошенных, поэтому возникают затруднения в общении со стороны педагогов и студентов. Из всех опрошенных респондентов сложнее всего адаптироваться студентам первого и второго курсов, что составляет 38 % из всех опрошенных респондентов. Вместе с тем, следует иметь в виду, что наибольшая часть опрошенных студентов, это старшие курсы (62 %). 19 % учащихся не нравится учиться в университете по следующим причинам – сложная специальность, нет интереса к выбранной специальности, сложность в восприятии информации на русском языке. 31 % опрошенных важно, чтобы в их группе был студент их национальности (в нашем случае это тувинец), что, без всякого сомнения, является еще одним показателем.
Важную роль в формировании адаптивных реакций играют индивидуально-типологические характеристики. Уровень личностной тревожности характеризует специфические особенности взаимоотношений многих параметров организма, что позволяет использовать его в качестве индикатора адаптации студентов к обучению (Миляева М.В. и др., 1995). Тувинские студенты находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, характеризующегося подверженностью страхам, беспокойству и эмоциональным срывам, соответственно снижающего адаптивные возможности.
По результатам исследования, у 32 % студентов, проживающих в общежитиях, возникают конфликтные ситуации с соседями по комнате по вопросам организации быта в комнате. На втором месте стали такие проблемы, как: нет условий, чтобы делать домашние задания; плохое, антисанитарное состояние общежитий; «наезд со стороны органов, поддерживающих порядок в общежитии». И только у 12 % опрошенных студентов нет никаких претензий к условиям в общежитии, это студенты ТГПУ и СибГМУ.
Большинству респондентов нравится учиться (81 респондент, их них: 17 юношей и 6 девушек), и 19 опрошенных ответили, что не нравится, из них: 10 юношей и 9 девушек.
39 студентам сложно учиться по специальности, что выбрали, из них: 10 юношам и 29 девушкам, а остальным 61 опрошенным несложно, это: 17 юношей и 4 девушки. Сложнее всего учиться студентам из ТУСУРа. Главные причины следующие: «Программа учебного процесса тяжелая» (6 респондентов); чувствуют, что специальность не «их» – (2 респондента), поскольку «сложно воспринимать информацию на русском языке» (29 респондентов).
В особый культ в тувинской семье возводилось отношение к родителям, старшим. Считалось, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека – в его крепкой связи с матерью и отцом, способности воспринимать и принимать их наставления и заботы, разделять их тревоги. Характерны в этой связи такие увековеченные тувинские пословицы: «Человек в беде спешит к родителям, как птица – к гнезду», «По матери выбирай невесту, по чистоте чашки суди о пище». Доброта и милосердие как высокие нравственные ценности и нормы поведения вырастают на благородной почве любви и привязанности к родным и близким [2, c. 102, 3].
В качестве старших в университете выступают прежде всего преподаватели. На один из вопросов анкеты: «Когда вы опаздываете на пару, ваше действие?» 29 человек ответили, что ждут перерыва, из них 26 девушек и 3 юноши, 6 ждут следующую пару (девушки), «сразу захожу» – 14 человек, из них: 14 юношей, 9 девушек; «стучусь и захожу» – 42 человека, из них: 10 юношей и 32 девушки.
Дети в тувинской семье должны были знать систему запретов и предписаний, что являлось стержнем их воспитания и мировоззрения в целом. Запреты и предписания играли значительную роль в деле формирования из них воспитанных, заботливых, послушных людей. Менталитет тувинского воспитания в том, чтобы дети следовали запретам и предписаниям старших, в противном случае можно было говорить об упущении в их воспитании, что указывало бы на недостаточное внимание системе запретов и предписаний [2, c. 51].
Особенности адаптации тувинских студентов определяются комплексом факторов: психофизиологических, учебно-познавательных, социокультурных, бытовых. В районах Сибири и Крайнего Севера многообразный комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов сочетается с экстремальными климатическими условиями проживания. Процесс адаптации к новой социокультурной среде протекает как в рамках учебной деятельности, так и во время проведения внеаудиторных мероприятий, что способствует ускорению данного процесса, а также формирует речевую и социокультурную компетенцию. Успешность адаптации и развития студента в новой образовательной среде определяется его способностью к разрешению возникающих в процессе обучения проблем и конфликтов в бикультурной и мультикультурной средах.