Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

SKILLS DEVELOPMENT, PEDAGOGICAL SKILLS IN THE IMPROVEMENT OF TEXTBOOKS AND TEACHING MATERIALS

Tanirbergenova D. 1 Saharbaeva K. 1
1 FAO «NTSPK «Orleu» RIPKSO
2495 KB
Іn professional activities among many other components of the proposed creation of a system of methodical equipment of educational process. Improvement of textbooks and teaching materials. CMD should include educational and methodical kit for teachers and a set of tools necessary for students to create UMK- interesting but complicated process that requires the teacher huge investment of time, effort, creativity in the selection of material.
competence
teacher of new formation
skills
reflection activities
core competencies
objectives

В государственной Программе развития образования 2011–2020 гг., в Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации РК подчеркивается: «Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать отклонения, т.е. должен быть компетентной личностью».

Совершенствование профессиональной деятельности среди многих других компонентов предлагает создание системы методического оснащения учебного процесса, усовершенствование учебников и УМК. УМК должен включать учебно-методический набор для преподавателя и набор средств, необходимых для учащихся. Создание УМК – интересный, но сложный процесс, требующий от педагога огромных затрат времени, сил, творческого подхода в отборе материала. Эта работа – сочетание опыта, методической грамотности с умением структурировать учебный материал, работа с нормативной документацией, справочной литературой, опора на правовые документы.

Компетентностная модель современного учителя

В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. В свою очередь, изменение профессионального сознания учительского сообщества должно быть неразрывно связано с кардинальными изменениями в отношении различных слоев общества к учительскому сословию.

Как известно, все познается в сравнении. Поэтому, чтобы продолжить разговор о ключевых компетенциях и компетентностной модели учителя, необходимо сравнить компетентностный подход с традиционным, предметным обучением, определив наиболее известные его признаки. Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

– образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;

– оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;

– разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат;

– матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности.

Развитие профессиональных навыков

Принципиально изменяется позиция учителя, он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного значения», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации интересов и желаний в направлении поставленных целей.

Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка:

● уметь определять цели;

● уметь включать учащихся в разные виды работы, учитывая склонности особенности, интересы;

● уметь использовать разнообразные приемы и способы включения учащихся в разнообразные виды деятельности;

● уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся;

● уметь быть экспертом;

● уметь осуществлять рефлексию деятельности;

● уметь организовать дискуссию и участвовать;

● умение создавать творческую атмосферу.

Педагогические компетенции

Обобщив имеющиеся в литературе классификации ключевых компетенций, можно выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов:

1. Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).

2. Информационные технологии (компьютерные – интернет, электронная почта, программирование и т.д.).

3. Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования).

4. Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).

5. Работа с числами (вычисление, использование математических методов для решения практических задач).

6. Организационные (координация деятельности людей для достижения цели).

7. Работа в группе (взаимодействие сдругим в процессе достижения общей цели).

8. Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников).

9. Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).

10. Решение проблем.

Компетентностный подход и современные учебники

Современная школа пока в незначительной степени ориентирована на формирование ключевых компетенций. Безусловно, есть ряд учебных предметов, которые, как говорится, по определению имеют компетентностное наполнение (казахский и иностранные языки, информатика, технология, ОБЖ), но смысл компетентностного образования в том, чтобы все школьные предметы заодно решали некоторые общие задачи. Отчасти эти общие задачи уже просматриваются в ГОСО.

Во-первых, во вводных разделах, предваряющих предметные стандарты для каждой ступени общего образования, формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которые должны формироваться у школьников в результате освоения содержания образования на данной ступени. Эти формулировки мало отличаются по смыслу от компетенций. Во-вторых, требования к уровню подготовки выпускников по многим предметам предполагают овладение однотипными умениями, связанными с анализом информационных источников, и научными методами познания. Наиболее явно такие требования представлены в Стандартах по физике, естествознанию, познанию мира, история, обществознание. Однако даже эти, довольно скромные признаки компетентностного подхода, наблюдаемые в Стандарте, пока практически отсутствуют в реальном содержаний обучения по большинству предметов. Это и не странно. Содержание образования доводится до учителя и учащегося в виде предметного УМК, ведущую роль в котором играет учебник.

Учебник. Каким он должен быть?

Анализы теоретических разработок в области школьного учебника, а также действующих и пробных учебников позволили сделать вывод о том, что формируется тип учебника, характерными особенностями которого являются:

– наличие специальных приемов, возбуждающих интерес и мотивацию учения;

– наличие дифференцирования материала;

– увеличение удельного веса самостоятельной работы с широким использованием проблемности и опыта творческой деятельности;

– включение специальных приемов, обучающих в работе с учебным материалом / в т.ч. текстом/;

– повышение воспитательной роли учебника;

– более широкий спектр методических средств, содержащих основу для различных вариантов урока: переход к более сложным формам конструирования учебников и соответствующему им улучшению качества оформления и полиграфического исполнения.

Рассмотрим основные функции школьного учебника нового поколения.

1. Информативная. Учебник – средство фиксация социального, научного опыта, которое предназначено для усвоения подрастающим поколением с целью его образования.

2. Управляющая. Учебник, будучи средством организации учебно-познавательной деятельности учащегося, тем самым «становится моделью процесса обучения, которую учитель перерабатывает в сценарий, более или менее близкий к модели, но всегда адекватный ей» (Лернер, 1992 г.)

3. Развивающая. Учебник в качестве учебной книги должен содействовать развитию технических возможностей учащегося: их интеллектуальных способностей, мотивационной сферы, личностных качеств, системы ценностных отношений и т.д.

4. Коммуникативная. Учебник – средство передачи ценной информации другому человеку – ученику, который выступает, взаимодействуя с учебной книгой, в качестве реципиента.

5. Воспитательная. Чтобы учебник сыграл свою воспитательную роль, он, несомненно, должен быть интересен ученику. В этой связи справедливо мнение о том, что изложение в учебнике материала, будучи по содержанию строго научным, по форме должно быть популярным. Необходимо, чтобы учебник «беседовал с учеником».

6. Функция дифференциаций обучения. Средствами учебника необходимо осуществить дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их исходной подготовки, вида способностей и характера учебной мотивации за счет выделения разных типов текстов, заданий разного уровня сложности, разных форм контроля знаний.

7. Функция индивидуализации обучения. По мнению И.Э. Унт, одна из важнейших целей образования – это формирование индивидуальности. Основной путь к этому – давать учащимся возможность выбора (темы реферата, литературы, заданий, д.п. лабораторных работ и т.д.)

Ключевая компетентность

Типичное учебное задание

1. Информационная

1. Данные наблюдений или исследований представлены в виде таблицы (диаграммы):

а) переведите графическую форму:

б) если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой:

в) сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность.

2. Прочитайте небольшой фрагмент текста о .... Постарайтесь выразить суть содержащейся в ней информации одним-двумя предложениями.

3. Найдите в Интернете информацию о .... Но основе этой информации подготовьте эссе, сообщение, презентацию.

2. Коммуникативная

1. Представьте, что ваш собеседник сомневается в том, что ... Постарайтесь привести аргументы, которые убедили бы вашего собеседника в обратном.

2. Предоставьте, что ваш младший брат просит вас объяснить, что такое ... Постарайтесь это сделать кратко, доступно, по-возможности избегая сложных терминов и выбирая слова, соответствующие возрасту собеседника.

3. В задании может предполагаться вопрос для дискуссии.

3. Исследовательская

1. Прочитайте небольшой фрагмент текста о ... Достаточно ли обоснован вывод, сделанный в этом тексте?

Каких фактов не хватает, чтобы сделать какой-либо определенный вывод?

2. В данном задании также предлагается короткий текст, где для объяснения какого-то круга фактов выдвигается некая ошибочная гипотеза.

Вопросы к учащимся: Какие факты могли бы опровергнуть эту гипотезу? Какая гипотеза представляется более обоснованной?

3. По какому принципу отберете 2 группы для проведения следующих исследований?

– Какие условия, параметры для обеих групп должны при этом поддерживаться одинаковыми, чтобы выводы, сделанные на основании полученных данных, были максимально достоверны?

– Выяснить, ухудшается ли ночной сон, если пить кофе по вечерам?

4. Обеспечение качества жизни

1. Почему люди, у которых имеется сужение коронарных сосудов сердца, могут страдать от частой сердечной боли?

2. Какой из видов радиоактивных излучений: альфа, бета, гамма – может нанести вред больше мужчине, чем женщине?

3. «,«,«, – транспорт, км/ч: литр топлива.

а) Какие виды транспорта наиболее эффективны с точки зрения использования топлива?

б) Какой вид наиболее эффективен с точки зрения использования топлива?

в) При каких условиях автомобиль имеет разумную эффектитвность использования топлива.

Составление учебных заданий, формирующих ключевые компетенций

Как известно, новые учебники быстро не пишутся. Возникает вековечный вопрос: что делать? Что делать тем школам и учителям, кто уже сегодня хотел бы реализовать компетентностный подход, но вынужден работать с имеющимися учебниками? Ответ на этот вопрос, по-видимому, существует. Если формулировать его кратко, то звучит он следующим образом – придумывать новые учебные задания. Если в развернутом виде: разрабатывать свое имя, где-то «находить» учебные задания по материалу все тех же учебников, формирующие или тренирующие компетенции.

Это как раз и означает, что содержание соответствующих параграфов нужно рассматривать как среду, ни как материал, который во чтобы то ни стало необходимо усвоить учащимся. Попробуем показать, что во многих случаях это возможно. Посмотрим, как выглядят некоторые типичные учебные задания в духе компетентностного подхода (таблица).

Сопоставления наших заданий с содержанием учебников

Следующий шаг напрашивается сам собой. Соотнесем подобные задания с содержанием наших учебников. Например, перед нами § учебника физики, посвященный биологическому действую радиоактивных излучений. Здесь вполне уместным оказалось бы уже процитированное выше задание № 2, относящееся к компетенции по «обеспечению качества жизни», заметим, однако, что задание имеет межпредметный характер и предполагает обращение к определенным знаниям об организме человека. Поэтому учитель физики, который захотел бы предложить подобные задания учащимся, должен быть готовым к тому, чтобы в случае необходимости выходить за границы своей дисциплины. Другой пример – учебник биологии. Почти не предоставляет проблем соединить компетентностные задания с содержанием учебников типа «Человек». Однако, в основном это касается компетенции по «обеспечению качества жизни». Например, типовое задание № 1 из данной книги легко нашло себе место в конце параграфа, посвященного работе человеческого сердца. Более того, в учебниках «Человек» уже есть немалое количество заданий, связанных с другими компетенциями. Вряд ли надо стремиться к тому, чтобы любой параграф был снабжен заданиями какого-либо типа. Во-первых, сделать это порой совсем нелегко, во-вторых, предлагая такие задания мы должны отказаться от части заданий академического характера, поскольку выполнение тех и других требует времени.

Но стандарта, ЕНТ или вступительных экзаменов в вузы, проверяющих прежде всего предметные знания и умения, никто не отменял. Это означает, что говорить, по видимому, следует об акцентах. А именно, акцент на компетентностных заданиях стоит делать в основной школе (Не случайно международная программа К18А направлена на подготовку школьников 14–15-летнего возраста), акцент на академических заданиях – в старшей школе, да и то лишь тогда, когда предмет изучается на профильном уровне, т.е. с прицелом на соответствующий вступительный экзамен. Поэтому первое большой степени будет работать на второе, ведь любому учителю известно: освоение предметного содержания «тормозится», главным образом, неразвитостью у школьников общеучебных умений (познавательных, информационных, коммуникативных), которые мало чем отличаются от ключевых компетенций.