За последние годы происходит рост распространенности хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), что главным образом связано с продолжающимся воздействием факторов риска [1–5]. Оценка эффективности терапии ХОБЛ основывается на степени ограничения скорости воздушного потока, однако, объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) не отражает в полной мере патологические процессы на клиническом, клеточном и молекулярном уровнях [3, 6, 8]. Воспалительные процессы дыхательных путей являются основным механизмом патогенеза ХОБЛ, которые присутствуют на ранних этапах заболевания и сохраняются в течение многих лет после прекращения действия провоцирующих факторов [7, 11]. В патогенез легочной гипертензии (ЛГ) значительный вклад вносят медиаторы воспалительного процесса, при этом показатели иммунного статуса при идиопатической ЛГ (ИЛГ) отличаются от таковых при ассоциированных формах ЛГ. Так, происходит возрастание уровня С-реактивного белка (СРБ) при ХОБЛ, интерлейкина-1β (ИЛ-1β) и фактора некроза опухоли альфа (ФНО-α) при ИЛГ; ИЛ-6 при системной склеродермии (СС) и фракталкина при ИЛГ, что возможно использовать при дифференциальной диагностике данных заболеваний [4].
Целью настоящего обзора явилось проведение анализа данных о показателях иммунного статуса при ХОБЛ.
Необходимо отметить немаловажное значение понятий степени тяжести и активности заболевания в диагностике и терапии ХОБЛ. Степень тяжести заболевания определяется в основном масштабом функциональных нарушений пораженного органа [3]. Интенсивность развития заболевания формируется уровнем активации патофизиологических процессов [23]. Отражением высокой активности ХОБЛ является наличие повторяющихся обострений заболевания, которые могут наблюдаться у пациентов с разным уровнем ОФВ1 [16]. Для поиска эффективных критериев как тяжести, так и активности заболеваний были проведены исследования показателей иммунного статуса. Так, уровень СРБ увеличивается при ХОБЛ независимо от других факторов – статуса курения и наличия сопутствующих заболеваний [20, 22]. Повышение высокочувствительного СРБ наблюдается у больных даже на начальной стадии ХОБЛ [19]. У пациентов с ХОБЛ и пациентов с тяжелой обструкцией дыхательных путей отмечаются более высокие уровни СРБ, чем в группе контроля [21, 23]. При повышении уровня СРБ у больных с умеренной и тяжелой обструкцией дыхательных путей суммарный индекс по шкале оценки риска развития инфаркта миокарда (Cardiac Infarction Injury Score) был в 2,68 и 5,88 раза выше соответственно, чем у обследованных без бронхиальной обструкции и с низким уровнем СРБ, что подтверждает возможность прогрессирования сердечно-сосудистой патологии при ХОБЛ [9].
Уровень фибриногена обратно коррелирует с ОФВ1 [13]. Так, у больных ХОБЛ с более высоким уровнем фибриногена в плазме наблюдалось более быстрое снижение ОФВ1 (на 0,98 % в год), независимо от изначального уровня этого показателя спирометрии, а также статуса курения и пола [18].
ФНО-α у больных ХОБЛ возрастает в 4,38 раза [20]. Повышение ФНО-α ассоциировано с ускоренным снижением индекса безжировой массы тела пациентов, у которых изначально были признаки кахексии [25]. Однако физическая активность пациентов с ХОБЛ уменьшает риск повышения уровня ФНО-α и СРБ и приводит к снижению частоты госпитализации и смертности [15]. Повышение уровня цитокинов ФНО-α, ИЛ-1β, ИЛ-6, оксида азота, нарушение баланса глутатионового звена антиоксидантной защиты наблюдается при воздействии сигаретного дыма [10]. Уровень ИЛ-4 и T-хелперов-2 возрастает у пациентов, страдающих ХОБЛ и являющихся пассивными курильщиками, в то же время у пациентов, страдающих ХОБЛ и являющихся активными курильщиками, возрастает уровень T-хелперов-17 [22]. При этом уровень сурфактантного белка D (СБ-D) в сыворотке крови выше на 6 % у больных ХОБЛ по сравнению с курильщиками без признаков обструкции дыхательных путей, однако у людей, страдающих ХОБЛ, и у курильщиков СБ-D возрастает в 1,43 раза по сравнению с некурящими. Содержание CБ-D не коррелирует с тяжестью ХОБЛ [17], в то же время концентрация белка, секретируемого клетками Клара, на 14 % ниже у пациентов с ХОБЛ по сравнению с курильщиками без признаков обструкции дыхательных путей [13].
Возрастание ИЛ-6, ФНО-α, ингибирование пролиферации клеток, снижение регенерации ткани происходит при воздействии ангиотензина-II, увеличение которого отмечено у пациентов с хроническими заболеваниями [26]. У женщин и мужчин, имеющих ХОБЛ с одной и той же степенью обструкции дыхательных путей, наблюдаются существенные различия в уровне ИЛ-6 (6,26 против 8,0 пг/мл, р = 0,03) и ИЛ-16 (390 против 321 пг/мл, р = 0,009) [12]. Повышение уровня ИЛ-6 положительно коррелирует с экспрессией рецептора аденозина-2 (ADORA2B) в моноцитах человека, что говорит о важной роли их активации при прогрессировании астмы [27].
Увеличение уровня интерферона – α, CD80 и CD86 отмечается при развитии ХОБЛ, что связано с изменением дендритных клеток, при этом miR-34 подавляет дисфункцию дендритных клеток (miR-34 – малая некодирующая РНК, является частью системы активности факторов, связанных с действием опухолевого ингибитора p53) [24].
При развитии острой фазы ХОБЛ наблюдается незначительная активность дацетилазы гистонов Н2 вследствие ингибирования экспрессии ИЛ-8. Ил-10 снижает отношение транскрипции ФНО-α к Toll-подобным рецепторам [9].
Следует отметить возрастание уровня некоторых показателей иммунного статуса у больных ХОБЛ по сравнению с группой контроля, в частности ИЛ-6, ИЛ-8, миелопероксидазы и металлопротеиназы-8, которое не определялось интенсивностью курения [13].
Таким образом, при ХОБЛ вне зависимости от статуса курения возрастает уровень СРБ в 3 раза, ФНО-α в 4 раза, а также ИЛ-6, ИЛ-8, миелопероксидазы, металлопротеиназы-8, интерферона – α, CD80 и CD86. Более того, при воздействии сигаретного дыма происходит увеличение уровня ФНО-α, ИЛ-1β, ИЛ-4, ИЛ-6, T-хелперов-2, оксида азота, сурфактантного белка D, нарушение баланса глутатионового звена антиоксидантной защиты, что может приводить к прогрессированию заболевания. Повышение высокочувствительного СРБ наблюдается у больных на начальной стадии ХОБЛ, а уровень фибриногена обратно коррелирует с ОФВ1. Таким образом, ряд показателей иммунного статуса, в частности СРБ, ИЛ-1β, ИЛ-4, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-10, ФНО-α, интерферон-α, CD80, CD86, miR-34, уровень экспрессии рецептора аденозина-2 моноцитов человека, параметры антиоксидантного звена, а также уровень ангиотензина-II, могут быть использованы персонифицированно для оценки степени тяжести и активности заболевания ХОБЛ в динамике, а также обладают важной диагностической значимостью для прогнозирования и профилактики коморбидных состояний.