Бакалавры, работающие сегодня в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, должны иметь не только глубокие теоретические знания, но и на высоком уровне владеть методикой и основами научного поиска, уметь экспериментальным путём находить ответ на сложные вопросы производства, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. На образование оказывают влияние изменения в системе общественных отношений, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии исторического этапа и соответствия потребностям экономики
В связи с этим одной из основных задач высшей школы является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих соответствующими компетенциями и способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать профессиональный уровень, активно участвовать во внедрении в производство научно-технических достижений, разработке новых продуктов.
Научно-исследовательская работа (НИР) студентов призвана решить следующие задачи:
– научить студентов научным методам познания и углублённому творческому освоению учебного материала;
– обучить студентов методике самостоятельного решения научных и технических задач;
– дать студентам опыт решения актуальных проблем предприятий, хозяйств и др. учреждений.
Для эффективного управления НИР студентов и обеспечения качества подготовки бакалавров необходима четкая организация этой работы во время обучения студентов [5]. При этом она должна иметь целостный педагогический процесс с позиций науки управления и научно обоснованный характер [2]. Целью этой работы является формирование готовности бакалавров к профессиональной деятельности. Готовность – это первичное, фундаментальное условие выполнения любой деятельности. Причём, как утверждают авторы [1], при формировании понятия «готовность» исходным является личностно-деятельный подход. Готовность – это активно-деятельностное состояние личности, которое отражает содержание стоящей перед ним задачи и условия предстоящего его выполнения.
По мнению авторов [3], возникновение готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Потом идёт разработка плана, схемы предстоящих действий и после их выполнения завершающая стадия – претворение появившейся готовности в предметные действия, применение определённых средств и способов деятельности и сопоставление полученных результатов с поставленными целями деятельности.
Известно, что готовность подразделяют на ситуативную и длительную [3]. Ситуативная готовность характеризуется относительной устойчивостью и подвержена влиянию многих факторов. Длительная же готовность формируется заранее в результате специально организованной деятельности [5], она действует и проявляется постоянно и представляет важнейшую предпосылку успешной профессиональной деятельности бакалавра. Таким образом, можно утверждать, что длительная готовность бакалавра к научно-исследовательской деятельности может быть получена только при грамотно организованной научно-исследовательской работе студента в вузе.
Навыки длительной готовности проведения в производственных условиях научно-исследовательской работы на высоком уровне формируются у бакалавров по направлению подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого в рамках учебного модуля «Научно-исследовательская работа», освоение которого ведётся с 4-го по 8-й семестр в четыре этапа.
1 этап (4-й семестр): методология и технология научного исследования, теория и техника экспериментального исследования.
2-й этап (5-й и 6-й семестры): выбор научной проблемы, обоснование её актуальности, разработка плана выполнения научной работы, выбор и обоснование применяемых методик при экспериментальной работе, планирование эксперимента, проведение предварительных исследований, подготовка докладов на конференции и статей для публикации.
3-й этап (7 семестр): выполнение научно-исследовательской работы, обработка результатов экспериментальной работы, анализ полученных данных, разработка выводов и предложений, подготовка докладов на конференции и статей для публикации.
4-й этап (8 семестр): опробование основных из полученных результатов научно-исследовательской работы на производстве, экономическое обоснование своих предложений по производству, использование результатов научно-исследовательской работы в разработке темы выпускной квалификационной работы, получение отзыва о качестве научно-исследовательской работы от предприятия, на котором планируется использовать её результаты.
Рассмотренный опыт проведения НИР подтверждает, что есть большие возможности в развитии исследовательских компонентов деятельности будущего специалиста, в становлении его творческого научного познания и формирования навыков длительной готовности к научно-исследовательской работе. Результаты этой работы приведены в таблице.
Результаты НИР бакалавров направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого
Группа студентов |
Количество студентов в группе |
Количество докладов, представленных студентами группы на конференции, шт. |
Количество работ, опубликованных студентами группы в открытой печати, шт. |
Количество заявок на патенты, шт. |
Количество студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично» |
||||
2-й курс |
3-й курс |
4-й курс |
2-й курс |
3-й курс |
4-й курс |
||||
4 курс |
10 |
4 |
14 |
15 |
– |
5 |
13 |
1 |
6 |
Анализ сведений, приведённых в таблице, показывает, что благодаря освоению модуля «Научно-исследовательская работа» все студенты, обучающиеся в группе, привлекаются к НИР и имеют хорошие результаты. Студенты со второго курса начинают участвовать с докладами на конференциях (40 % от общего числа), на четвёртом курсе уже каждый второй студент участвовал с докладами в двух конференциях. На третьем курсе уже половина студентов имела опубликованные статьи в открытой печати, а на четвёртом курсе 30 % студентов опубликовали по две статьи. Нельзя не отметить, что один студент (10 % от общего количества) стал автором заявки на патент, а количество студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», составило 6 человек (60 % от общего числа).
Таким образом, мы видим, что за время работы по модулю «Научно-исследовательская работа» студентам удаётся выполнить значительный объём экспериментальной работы, получить данные для проектирования или совершенствования какого-либо технологического процесса, подготовить опытные образцы новых продуктов, принять участие в их опробовании, выступить на конференциях, подготовить научно-техническую статью, подать заявку на предполагаемое изобретение и т.п. Всё это способствует развитию у студентов навыков научно-технического творчества, формирования у них профессиональной направленности, что крайне важно для бакалавров направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».