Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

EXPERIENCE OF SCIENTIFIC WORKS DURING PREPARATION OF BACHELOR FOR A SPECIALITY «TECHNOLOGY OF AGRICULTURAL PRODUCTS OBTAINING AND PROCEEDING»

Gluschenko L.F. 1 Gluschenko N.A. 1 Lapteva N.G. 1 Laricheva K.N. 1 Petrova A.S. 1
1 Novgorod state University named after Yaroslav the Wise
Приведены сведения об организации учебного модуля «Научно-исследовательская работа» при подготовке бакалавров по направлению «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Показано, что освоение модуля ведётся непрерывно, начиная с 4-го семестра и вплоть до защиты выпускной квалификационной работы. Весь модуль разбит на четыре этапа таким образом, что работа каждого последующего базируется на знаниях и умениях, полученных при освоении предыдущего. Предложенная организация НИР обеспечивает 100 %-ное вовлечение студентов в НИР, способствует приобретению навыков длительной готовности к НИР, что значительно повышает профессиональные качества будущих специалистов бакалавров по направлению «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».
Authors presented some data about organization of training module «Scientific work of students» for preparation of bachelor. Beginning the second year and up to the graduating from university students permanently have research work in the studing process. Each next step of the work based on last knowledge and experience. Due to organization research work every student take part in the scientific investigations (100 persent), greatly increased professional qualities – next bachelors for speciality «Technology of agricultural products obtaining proceeding».
learning module
scientific work of students
preparedness

Бакалавры, работающие сегодня в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, должны иметь не только глубокие теоретические знания, но и на высоком уровне владеть методикой и основами научного поиска, уметь экспериментальным путём находить ответ на сложные вопросы производства, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. На образование оказывают влияние изменения в системе общественных отношений, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии исторического этапа и соответствия потребностям экономики

В связи с этим одной из основных задач высшей школы является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих соответствующими компетенциями и способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать профессиональный уровень, активно участвовать во внедрении в производство научно-технических достижений, разработке новых продуктов.

Научно-исследовательская работа (НИР) студентов призвана решить следующие задачи:

– научить студентов научным методам познания и углублённому творческому освоению учебного материала;

– обучить студентов методике самостоятельного решения научных и технических задач;

– дать студентам опыт решения актуальных проблем предприятий, хозяйств и др. учреждений.

Для эффективного управления НИР студентов и обеспечения качества подготовки бакалавров необходима четкая организация этой работы во время обучения студентов [5]. При этом она должна иметь целостный педагогический процесс с позиций науки управления и научно обоснованный характер [2]. Целью этой работы является формирование готовности бакалавров к профессиональной деятельности. Готовность – это первичное, фундаментальное условие выполнения любой деятельности. Причём, как утверждают авторы [1], при формировании понятия «готовность» исходным является личностно-деятельный подход. Готовность – это активно-деятельностное состояние личности, которое отражает содержание стоящей перед ним задачи и условия предстоящего его выполнения.

По мнению авторов [3], возникновение готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Потом идёт разработка плана, схемы предстоящих действий и после их выполнения завершающая стадия – претворение появившейся готовности в предметные действия, применение определённых средств и способов деятельности и сопоставление полученных результатов с поставленными целями деятельности.

Известно, что готовность подразделяют на ситуативную и длительную [3]. Ситуативная готовность характеризуется относительной устойчивостью и подвержена влиянию многих факторов. Длительная же готовность формируется заранее в результате специально организованной деятельности [5], она действует и проявляется постоянно и представляет важнейшую предпосылку успешной профессиональной деятельности бакалавра. Таким образом, можно утверждать, что длительная готовность бакалавра к научно-исследовательской деятельности может быть получена только при грамотно организованной научно-исследовательской работе студента в вузе.

Навыки длительной готовности проведения в производственных условиях научно-исследовательской работы на высоком уровне формируются у бакалавров по направлению подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого в рамках учебного модуля «Научно-исследовательская работа», освоение которого ведётся с 4-го по 8-й семестр в четыре этапа.

1 этап (4-й семестр): методология и технология научного исследования, теория и техника экспериментального исследования.

2-й этап (5-й и 6-й семестры): выбор научной проблемы, обоснование её актуальности, разработка плана выполнения научной работы, выбор и обоснование применяемых методик при экспериментальной работе, планирование эксперимента, проведение предварительных исследований, подготовка докладов на конференции и статей для публикации.

3-й этап (7 семестр): выполнение научно-исследовательской работы, обработка результатов экспериментальной работы, анализ полученных данных, разработка выводов и предложений, подготовка докладов на конференции и статей для публикации.

4-й этап (8 семестр): опробование основных из полученных результатов научно-исследовательской работы на производстве, экономическое обоснование своих предложений по производству, использование результатов научно-исследовательской работы в разработке темы выпускной квалификационной работы, получение отзыва о качестве научно-исследовательской работы от предприятия, на котором планируется использовать её результаты.

Рассмотренный опыт проведения НИР подтверждает, что есть большие возможности в развитии исследовательских компонентов деятельности будущего специалиста, в становлении его творческого научного познания и формирования навыков длительной готовности к научно-исследовательской работе. Результаты этой работы приведены в таблице.

Результаты НИР бакалавров направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого

Группа студентов

Количество студентов в группе

Количество докладов, представленных студентами группы на конференции, шт.

Количество работ, опубликованных студентами группы в открытой печати, шт.

Количество заявок на патенты, шт.

Количество студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично»

2-й курс

3-й курс

4-й курс

2-й курс

3-й курс

4-й курс

4 курс

10

4

14

15

5

13

1

6

Анализ сведений, приведённых в таблице, показывает, что благодаря освоению модуля «Научно-исследовательская работа» все студенты, обучающиеся в группе, привлекаются к НИР и имеют хорошие результаты. Студенты со второго курса начинают участвовать с докладами на конференциях (40 % от общего числа), на четвёртом курсе уже каждый второй студент участвовал с докладами в двух конференциях. На третьем курсе уже половина студентов имела опубликованные статьи в открытой печати, а на четвёртом курсе 30 % студентов опубликовали по две статьи. Нельзя не отметить, что один студент (10 % от общего количества) стал автором заявки на патент, а количество студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», составило 6 человек (60 % от общего числа).

Таким образом, мы видим, что за время работы по модулю «Научно-исследовательская работа» студентам удаётся выполнить значительный объём экспериментальной работы, получить данные для проектирования или совершенствования какого-либо технологического процесса, подготовить опытные образцы новых продуктов, принять участие в их опробовании, выступить на конференциях, подготовить научно-техническую статью, подать заявку на предполагаемое изобретение и т.п. Всё это способствует развитию у студентов навыков научно-технического творчества, формирования у них профессиональной направленности, что крайне важно для бакалавров направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».