Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PERSONAL QUALITIES AT CONSTRUCTION SUCCESSFUL PROFESSIONAL CAREER

Politsinskiy E.V. 1 Politsinskaya E.V. 1
1 FGAU IN «Yurginsky institute of technology» (branch) National research Tomsk polytechnical university
In article the role of personal qualities at creation of the competitive young specialist is considered. Results of questioning of employers and students on detection of the significant personal qualities allowing the graduate to be competitive in labor market are presented. Forms and methods of training which realization in educational process of higher education institution will allow to develop successfully at the university graduate personal qualities of young specialists necessary for the employer are offered.
personal qualities
university graduate
employers
successful career

В настоящее время работодателям необходимы высокообразованные и целеустремленные специалисты, обладающие не только определенными компетенциями, но и набором соответствующих личностных качеств.

Соответственно, перед вузами стоит задача кроме формирования необходимых профессиональных компетенций воспитать и развивать профессионально значимые личностные качества будущих специалистов, которые как раз и необходимы для эффективного осуществления профессиональных компетенций. Однако воспитанию личностных качеств, которые необходимы для полноценного становления будущего специалиста как профессионала в системе высшего профессионального образования уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания.

Цель исследования. Личностные качества – это приобретаемые человеком особенности, которые проявляются в устойчивом способе поведения человека. Среди психологов распространено мнение, что формирование личностных качеств осуществляется на ранних этапах развития ребенка, а в дальнейшем они только корректируются, под влиянием различных факторов. Бесспорно, личностные качества оказывают влияние на все аспекты деятельности человека, исключение не составляет и профессиональная деятельность. Высшие учебные заведения должны учитывать социальный заказ и обеспечивать формирование нужных обществу качеств у выпускника во время обучения.

Материалы и методы исследования

Различные исследователи выделяют различные качества, которые, по их мнению, нужны выпускнику вуза. Например, О.В. Киржбаум, В.А. Огонесов, С.А. Хазова [1, 3, 7] и другие считают, что конкурентоспособный специалист должен обладать следующими качествами: творческое отношение к профессиональной деятельности, профессиональная заинтересованность, рефлексия, способность к саморазвитию, организаторские способности, профессиональная коммуникабельность, профессиональное честолюбие.

Т.А. Сливина в своем исследовании отмечает, что в качестве критериев оценки конкурентоспособности специалиста выступают такие качества, как коммуникативность, умение делать самооценку, способность к инновационной, творческой деятельности, способность к саморазвитию [6].

И.Г. Никифорова считает, что для профессиональной деятельности необходимо в высшем профессиональном учреждении в процессе обучения формировать следующие личностные качества: ответственность, коммуникабельность, предприимчивость, системность мышления, инициативность, интуиция, умение убеждать, способность к работе «в команде», приспособляемость, умение распределить обязанности и отдавать указания, умение стимулировать, умение принимать решения [2].

Н.С. Папуловская также считает, что будущему специалисту необходимы следующие значимые личностные качества – ответственность, организованность, стремление к достижениям, креативность, рефлексия [4, с. 13].

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного исследования нами была разработана анкета для работодателей «Личностные качества специалиста» (табл. 1) [5].

Далее было предложено работодателям и студентам проранжировать личностные качества по значимости. Анкетируемый должен выбрать то качество, которое для него наиболее значимо, и поместить его на первое место. Затем выбрать второе по значимости качество и поместить его вслед за первым и так далее. Наименее важное качество останется последним и займет 16 позицию.

В анкетировании принимали участие 43 работодателя Кемеровской и Новосибирской областей и 117 студентов 3 и 4 курса Юргинского технологического института (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» и Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». Результаты анкетирования представлены на рис. 1 и 2.

Таблица 1

Личностные качества специалиста

1. Умение отстаивать свою точку зрения

2. Ответственность

3. Аккуратность

4. Воспитанность

5. Чувство юмора

6. Умение работать с информацией

7. Потребность в саморазвитии

8. Умение принимать обдуманные, рациональные решения

9. Умение осуществлять самоконтроль

10. Творческий подход к профессиональной деятельности

11. Исполнительность

12. Независимость

13. Честность (правдивость, искренность)

14. Стремление к профессиональному росту

15. Эффективность в работе (работоспособность)

16. Образованность

pic_145.wmf

Рис. 1. Наиболее значимые личностные качества по мнению работодателей

pic_146.wmf

Рис. 2. Наиболее значимые личностные качества по мнению студентов

Результаты анкетирования студентов отражены на рис. 2.

Из рис. 1 видно, что такие качества, как ответственность и исполнительность, занимают лидирующие позиции. Также работодатели выделили такие качества, как умение осуществлять самоконтроль, работать с информацией, умение отстаивать свою точку зрения, инициативность. Все эти качества, по их мнению, необходимы специалистам для успешной профессиональной карьеры.

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что мнения работодателей и студентов не совсем совпадают. У студентов нет четкого представления, какие личностные качества необходимы им для успешной профессиональной деятельности.

Выводы

Таким образом, необходимы формы и методы обучения и воспитания, реализация которых позволит в процессе обучения успешно развивать необходимые личностные качества. Взаимосвязь личностных качеств, форм и методов отражена в табл. 2.

Таблица 2

Взаимосвязь личностных качеств, форм и методов обучения

Качества личности

Формы и методы обучения и воспитания

Ответственность, исполнительность, аккуратность, независимость

Самостоятельное написание конспектов, работа по индивидуальному образовательному маршруту

Ответственность, исполнительность, независимость

Самостоятельное написание конспекта, работа в группе в качестве координатора

Исполнительность, аккуратность, ответственность

Работа по индивидуальному образовательному маршруту, решение задач, в которых информация представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм

Умение отстаивать свою точку зрения

Деловые игры, участие в дебатах, выступление с докладами на конференц-неделе

Перечисленные выше формы и методы обучения и воспитания позволят, на наш взгляд, в процессе обучения сформировать у выпускников вуза позитивный образ «Я профессиональное» и развить личностные качества, необходимые для построения успешной профессиональной карьеры.