В настоящее время работодателям необходимы высокообразованные и целеустремленные специалисты, обладающие не только определенными компетенциями, но и набором соответствующих личностных качеств.
Соответственно, перед вузами стоит задача кроме формирования необходимых профессиональных компетенций воспитать и развивать профессионально значимые личностные качества будущих специалистов, которые как раз и необходимы для эффективного осуществления профессиональных компетенций. Однако воспитанию личностных качеств, которые необходимы для полноценного становления будущего специалиста как профессионала в системе высшего профессионального образования уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания.
Цель исследования. Личностные качества – это приобретаемые человеком особенности, которые проявляются в устойчивом способе поведения человека. Среди психологов распространено мнение, что формирование личностных качеств осуществляется на ранних этапах развития ребенка, а в дальнейшем они только корректируются, под влиянием различных факторов. Бесспорно, личностные качества оказывают влияние на все аспекты деятельности человека, исключение не составляет и профессиональная деятельность. Высшие учебные заведения должны учитывать социальный заказ и обеспечивать формирование нужных обществу качеств у выпускника во время обучения.
Материалы и методы исследования
Различные исследователи выделяют различные качества, которые, по их мнению, нужны выпускнику вуза. Например, О.В. Киржбаум, В.А. Огонесов, С.А. Хазова [1, 3, 7] и другие считают, что конкурентоспособный специалист должен обладать следующими качествами: творческое отношение к профессиональной деятельности, профессиональная заинтересованность, рефлексия, способность к саморазвитию, организаторские способности, профессиональная коммуникабельность, профессиональное честолюбие.
Т.А. Сливина в своем исследовании отмечает, что в качестве критериев оценки конкурентоспособности специалиста выступают такие качества, как коммуникативность, умение делать самооценку, способность к инновационной, творческой деятельности, способность к саморазвитию [6].
И.Г. Никифорова считает, что для профессиональной деятельности необходимо в высшем профессиональном учреждении в процессе обучения формировать следующие личностные качества: ответственность, коммуникабельность, предприимчивость, системность мышления, инициативность, интуиция, умение убеждать, способность к работе «в команде», приспособляемость, умение распределить обязанности и отдавать указания, умение стимулировать, умение принимать решения [2].
Н.С. Папуловская также считает, что будущему специалисту необходимы следующие значимые личностные качества – ответственность, организованность, стремление к достижениям, креативность, рефлексия [4, с. 13].
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенного исследования нами была разработана анкета для работодателей «Личностные качества специалиста» (табл. 1) [5].
Далее было предложено работодателям и студентам проранжировать личностные качества по значимости. Анкетируемый должен выбрать то качество, которое для него наиболее значимо, и поместить его на первое место. Затем выбрать второе по значимости качество и поместить его вслед за первым и так далее. Наименее важное качество останется последним и займет 16 позицию.
В анкетировании принимали участие 43 работодателя Кемеровской и Новосибирской областей и 117 студентов 3 и 4 курса Юргинского технологического института (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» и Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». Результаты анкетирования представлены на рис. 1 и 2.
Таблица 1
Личностные качества специалиста
1. Умение отстаивать свою точку зрения |
|
2. Ответственность |
|
3. Аккуратность |
|
4. Воспитанность |
|
5. Чувство юмора |
|
6. Умение работать с информацией |
|
7. Потребность в саморазвитии |
|
8. Умение принимать обдуманные, рациональные решения |
|
9. Умение осуществлять самоконтроль |
|
10. Творческий подход к профессиональной деятельности |
|
11. Исполнительность |
|
12. Независимость |
|
13. Честность (правдивость, искренность) |
|
14. Стремление к профессиональному росту |
|
15. Эффективность в работе (работоспособность) |
|
16. Образованность |
Рис. 1. Наиболее значимые личностные качества по мнению работодателей
Рис. 2. Наиболее значимые личностные качества по мнению студентов
Результаты анкетирования студентов отражены на рис. 2.
Из рис. 1 видно, что такие качества, как ответственность и исполнительность, занимают лидирующие позиции. Также работодатели выделили такие качества, как умение осуществлять самоконтроль, работать с информацией, умение отстаивать свою точку зрения, инициативность. Все эти качества, по их мнению, необходимы специалистам для успешной профессиональной карьеры.
По итогам анкетирования можно сделать вывод, что мнения работодателей и студентов не совсем совпадают. У студентов нет четкого представления, какие личностные качества необходимы им для успешной профессиональной деятельности.
Выводы
Таким образом, необходимы формы и методы обучения и воспитания, реализация которых позволит в процессе обучения успешно развивать необходимые личностные качества. Взаимосвязь личностных качеств, форм и методов отражена в табл. 2.
Таблица 2
Взаимосвязь личностных качеств, форм и методов обучения
Качества личности |
Формы и методы обучения и воспитания |
Ответственность, исполнительность, аккуратность, независимость |
Самостоятельное написание конспектов, работа по индивидуальному образовательному маршруту |
Ответственность, исполнительность, независимость |
Самостоятельное написание конспекта, работа в группе в качестве координатора |
Исполнительность, аккуратность, ответственность |
Работа по индивидуальному образовательному маршруту, решение задач, в которых информация представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм |
Умение отстаивать свою точку зрения |
Деловые игры, участие в дебатах, выступление с докладами на конференц-неделе |
Перечисленные выше формы и методы обучения и воспитания позволят, на наш взгляд, в процессе обучения сформировать у выпускников вуза позитивный образ «Я профессиональное» и развить личностные качества, необходимые для построения успешной профессиональной карьеры.