Основными проблемами недостаточно высокой активности отечественного бизнеса в отношении организационно-управленческих инноваций прежде всего являются: недопонимание сути и роли организационно-управленческих инноваций (ОУИ) в современных экономических условиях; недооценка роли личностного фактора при реализации ОУИ; отсутствие знаний и навыков эффективной реализации ОУИ и неразвитость механизмов их осуществления на практике. Данный круг проблем определил цель разработки и реализации образовательного курса «Инновации в управлении бизнесом» для магистерской программы «Менеджмент предпринимательской деятельности» РЭУ им. Г.В. Плеханова, его структуру и содержание, используемые образовательные средства. Образовательный курс «Инновации в управлении бизнесом» основан на методическом и научно-исследовательском заделе кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий по данному направлению, а также эффективно работающих инновационных структур, созданных при кафедре: Европейского центра инновационного менеджмента; малого инновационного предприятия «Интеграция».
Существует значительное число магистерских программ и программ повышения квалификации по управлению инновациями, но в большинстве своем они акцентируют внимание на традиционных, уже давно известных вопросах, таких как менеджмент инноваций; правовые основы регулирования инновационной деятельности; инфраструктура рынка инноваций; маркетинг инноваций; управление инновационными проектами. Все эти вопросы по сути повторяют вопросы дисциплины «Управление инновационной деятельностью» из ГОС ВПО для подготовки специалистов по управлению инновациями, которые согласно планам, должны были изучаться студентами специалитета.
В образовательном курсе «Инновации в управлении бизнесом» объектом изучения являются организационно-управленческие инновации – вопросы, системно (с точки зрения теории, методики и практических инструментов) не раскрываемые в рамках ГОС ВПО и представляющие особый интерес при подготовке менеджеров в рамках магистерских программ по направлению «Менеджмент», в нашем случае «Менеджмент предпринимательской деятельности». Создаваемый образовательный курс является смежной дисциплиной, теоретически и методически основывающейся на курсах «Инновационный менеджмент», «Управление организационными изменениями», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент» и в ряде моментов развивающей их.
Образовательный курс будет являться одной из ключевых дисциплин магистерской программы, востребованной среди менеджеров, работающих в сферах: исследование, консалтинг и образование; технологический и инновационный бизнес; участие в проектах государственных корпораций; государственное управление в области развития отраслей.
Вопрос организационно-управленческих инноваций на сегодняшний день в научной и учебно-методической литературе рассматривается разрозненно, а именно:
● Определение сущности и классификация ОУИ приведены в Национальном докладе «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях», подготовленном Ассоциацией менеджеров России, ряде научных статей и аналитических материалов.
● Процесс управления организационными изменениями в источниках: Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях; Астахова Т.А., Смирнова Н.К., Самарина О.Г. Организационные изменения в компании: персонал, руководители, процессы и управление; Пригожин А.И. Методы развития организаций; Стюарт Д. Тренинг организационных изменений; Управление изменениями. Классика Harvard Business Review; Шмелева А.Н. Инновационный менеджмент и др.
● Стратегии и инструменты ОУИ рассматриваются фрагментарно в работах: Андерсен Б. Бизнес-процесы. Инструменты совершенствования; Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации; Дак Дж. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований; Адлер Ю.П., Шпер В.Л. «Шесть сигм»: еще одна дорога, ведущая к храму; Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию; Андреева Т.Е. Организационные изменения: сравнительный анализ основных подходов и др.
● Роль руководителей и персонала в инновационном развитии предприятия представлена в работах: Дихтер С., Гэньон К., Александер А. Как руководить процессом преобразований; Катценбах Д. Истинные лидеры преобразований; Туоминен К. Качество управления изменениями; Шмелева А.Н. Управленческие нововведения в сфере персонала как фактор роста инновационного потенциала предприятия и др.
Однако целостного, системного и комплексного представления о процессе разработки, внедрения и оценки эффективности ОУИ в известных образовательных методиках и проектах не представлено.
В образовательном курсе «Инновации в управлении бизнесом» организационно-управленческие инновации представлены к изучению системно, с точки зрения теории, методики и практических инструментов на основе обобщения, анализа и развития научной и учебно-методической литературы в области инноваций в управлении бизнесом и организационных изменений.
В соответствии с этим разработана структура образовательного курса по трем разделам: теоретические основы организационно-управленческих инноваций; методические основы реализации организационно-управленческих инноваций; практические стратегии и инструменты реализации организационно-управленческих инноваций. Такое системное, комплексное и подробное представление процесса разработки, внедрения и оценки эффективности ОУИ в компаниях является методической новизной проекта.
Целью освоения дисциплины «Инновации в управлении бизнесом» является формирование у магистров знаний, умений и навыков по разработке и реализации организационно-управленческих инноваций по следующим направлениям: применение современных систем контроля качества, сертификации продукции (услуг), включая использование современных отечественных и зарубежных (например, ИСО 9000) стандартов качества; разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной стратегии в организации; внедрение современных методов управления организацией или значительно измененных организационных структур в организации; разработка новых или значительно измененных методов и приемов организации труда в организации.
Дисциплина «Инновации в управлении бизнесом» относится к ключевым учебным курсам магистерской программы. Основные задачи дисциплины: получить представление о том, какие существуют организационно-управленческие инновации и как их можно использовать в бизнесе; научиться проводить организационный анализ для подготовки к реализации инновации в управлении бизнесом; получить представление о проблемах внедрения организационно-управленческих инноваций в российских компаниях; освоить практические стратегии и инструменты реализации организационно-управленческих инноваций. Дисциплина «Инновации в управлении бизнесом» входит в часть дисциплин по выбору студентов в рамках профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях и умениях студентов, полученных по результатам освоения дисциплин «Современные мировые концепции менеджмента», «Управленческая экономика», «Бизнес-планирование», «Современный стратегический анализ».
«Вход» в изучение данной дисциплины предполагает наличие у студентов способностей к развитию своего общекультурного и профессионального уровня, к самостоятельному освоению новых методов исследования; к самостоятельному приобретению и использованию новых знаний и умений; к принятию организационно-управленческих решений и оценке их последствий; к управлению организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями; к разработке корпоративной стратегии; к подготовке аналитических материалов для управления бизнес-процессами и оценке их эффективности; а также владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде; методами стратегического анализа.
Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в профессиональной сфере в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 080200.68 «Менеджмент» обеспечивается реализацией по результатам изучения дисциплины «Инновации в управлении бизнесом» компетентностной модели, которая включает профессиональные компетенции следующего содержания (табл. 1).
Таблица 1
Описание компетенций
Индекс |
Описание компетенции |
Общекультурные компетенции |
|
ОК-4 |
Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия |
Профессиональные компетенции |
|
ПК-1 |
Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями |
ПК-4 |
Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию |
ПК-8 |
Способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности |
Таблица 2
Знания, умения, навыки, приобретаемые при изучении курса
Результат образования |
Содержание результатов образования |
Индекс компетенции |
Знать |
● понятийно-терминологический аппарат в области ОУИ; ● сущность ОУИ как самостоятельного направления инновационной деятельности; ● понятие «организационные патологии» как основание для проведения ОУИ; ● содержание и процесс изменений в организации как инструмент реализации ОУИ; ● причины и методы преодоления сопротивления персонала ОУИ; ● методические основы реализации ОУИ; ● основные практические стратегии и инструменты реализации ОУИ, условия их применения, их преимущества и недостатки |
ОК-4 ПК-1 ПК-4 ПК-8 |
Уметь |
● выявлять факторы и источники ОУИ; ● анализировать причинно-следственные связи и прогнозировать ОУИ; ● классифицировать и интерпретировать результаты анализа ОУИ; ● организовывать деятельность по реализации ОУИ; ● принимать оперативные решения по реализации планов и мероприятий в области ОУИ; ● мотивировать персонал для реализации ОУИ; ● адекватно, эффективно и рационально применять специальные технические средства в процессе реализации ОУИ |
ОК-4 ПК-1 ПК-4 ПК-8 |
Владеть навыками |
● построения аналитических моделей организационных изменений с целью выявления наиболее актуальных и приоритетных ОУИ; ● оценки качества ОУИ; ● обобщения, систематизации и презентации результатов ОУИ; ● планирования и бюджетирования реализации ОУИ; ● организации реализации проектов и мониторинга инновационных процессов при осуществлении ОУИ; ● оптимизации и рационализации инновационных проектов по осуществлению ОУИ и программ (по времени, ресурсам, финансам); ● лидерства, организации работы команды в процессе реализации ОУИ |
ОК-4 ПК-1 ПК-4 ПК-8 |
В результате освоения указанных компетенций студент должен приобрести ряд знаний, умений и навыков (табл. 2).
На примере двух тем раздела «Практические стратегии и инструменты реализации организационно-управленческих инноваций» рассмотрим их краткое содержание, формируемые компетенции, результаты освоения и образовательные технологии курса «Инновации в управлении бизнесом» (табл. 3).
Создаваемый образовательный курс позволит повысить профессиональную компетентность магистров непосредственно в сфере их практической деятельности – разработке и реализации организационно-управленческих инноваций. С его помощью магистры смогут: получить представление о том, какие существуют организационно-управленческие инновации и как их можно использовать в бизнесе; научиться проводить организационный анализ для подготовки к реализации инновации в управлении бизнесом; получить представление о проблемах внедрения организационно-управленческих инноваций в российских компаниях; освоить инструменты и методы внедрения организационно-управленческих инноваций.
Таблица 3
Краткое содержание тем 1–2 раздела 3 курса «Инновации в управлении бизнесом»
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (тема) |
Содержание |
Формируемые компетенции |
Результаты освоения (знать, уметь, владеть) |
Образовательные технологии |
Обеспечение содержания |
Раздел 3. Практические стратегии и инструменты реализации организационно-управленческих инноваций |
||||||
1 |
Стратегия ОУИ: Всеобщее управление качеством и стандарты ИСО 9000 |
Основные положения TQM. Проекция TQM на российскую практику. ОУИ, инициируемые стандартами ИСО 9000: процессный подход, ориентация на потребителя, постоянное улучшение. Уровни взаимосвязи менеджмента качества и менеджмента знаний. Программы выдвижения предложений сотрудников как инструмент вовлечения работников в деятельность организации и ее постоянного улучшения. Реализация концепции процессного менеджмента как стратегия повышения инновационного потенциала предприятий. Комплекс управленческих нововведений в сфере персонала, инициированных стандартами ИСО 9000 и мотивирующих развитие инновационной активности работников: рассмотрение управления персоналом как процесса; рассмотрение мотивации персонала как процесса; изменение системы работы руководителя при внедрении процессного менеджмента; организация процесса коллективного улучшения работ; повышение культуры производства; разработка системы обучения персонала; разработка эффективной модели системы управления трудовыми ресурсами предприятия при внедрении процессного менеджмента |
ОК-4 ПК-1 ПК-4 ПК-8 |
знать: основные положения TQM; ОУИ, инициируемые стандартами ИСО 9000; уровни взаимосвязи менеджмента качества и менеджмента знаний; уметь: применять концепцию процессного менеджмента как стратегию повышения инновационного потенциала предприятий; владеть: комплексом управленческих нововведений в сфере персонала, инициированных стандартами ИСО 9000. |
Л; ПрЗ; Ср; АнД, ГрЗ |
[1‒5] |
2 |
Стратегия ОУИ: Обучающаяся организация |
Концепция «обучающейся организации» П. Сенге. Признаки обучающихся организаций. Индивидуальное и организационное обучение. Передача интеллектуальных моделей. Индексы оценки научного потенциала предприятия: инновационной интенсивности; интеллектуального развития персонала; профессионального развития персонала; образовательного уровня персонала; информационно-коммуникационный индекс; индекс инвестиционного и технико-экономического оснащения труда |
ОК-4 ПК-1 ПК-4 ПК-8 |
знать: основные положения концепции «обучающейся организации» П. Сенге; признаки обучающихся организаций; уметь: применять модели индивидуального и организационного обучения; владеть: методикой оценки научного потенциала предприятия |
Л; ПрЗ; Ср; АнД, ГрЗ |
[6‒11] |
Примечание. Принятые сокращения: Лекции – Л; Практические занятия – ПрЗ; Самостоятельная работа студентов – Ср; АнД – Подготовка аналитических докладов; ГрЗ – Выполнение групповых заданий.