В настоящее время во многих регионах Российской Федерации в плохом состоянии находятся объекты озеленения населённых пунктов, созданные в II половине XVIII – начале XX вв. Именно в данный период, после начала активных торгово-промышленных отношений со странами Дальнего Востока, например, с такими государствами, как Китай и Япония, пейзажное парковое строительство получило широкое распространение в Западной Европе и России [6, 9].
Садово-парковое искусство дальневосточных государств недостаточно изучено в России. Одним из первых попытался описать сады и парки Азии и Дальнего Востока А. Регель в «Изящном садоводстве...», изданном в 1896 году. Однако четкого взгляда у него на этот вопрос не прослеживается. В трудах последующих российских исследователей излагалась информация, похожая на данные А. Регеля (Залесская, 1964; Жирнов, 1977; Боговая, Фурсова, 1988; Ямщиков, 2009). Эти авторы имели позиции «первичности» дальневосточных тенденций в пейзажных садах перед европейскими произведениями паркового строительства. В книге В.Я. Курбатова «Всеобщая история ландшафтного искусства» (2007) в разделе, посвященном китайским и японским садам, высказывается точка зрения, очень схожая с мнением А. Регеля по этому вопросу. Академик Д.С. Лихачев исторически обосновал появление пейзажных парков в Англии (Д.С. Лихачев, Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст / Д.С. Лихачев. – М.: Согласие, 1998. – с. 196.), а «искусствоведческий анализ японских садов дан в книгах Н.С. Николаевой (1975, 2005), китайским паркам посвятила свой труд Н.А. Виноградова (2004), все они изданы в серии «Сады мира». В публикациях уделяется внимание в основном художественной стороне восточных садов – архитектуре, композиционной целостности, росписям и интерьерным элементам» [4]. Исследователь-искусствовед, доктор наук Б.М. Соколов в своих работах об английских пейзажных садах неоднократно упоминает о связи пейзажных парков Англии с китайским садовым искусством (Соколов, 2002, 2004). Много в этой связи и философско-культурных произведений, опубликованных отечественными востоковедами: Е.В. Завадской (1969, 1991), В.С. Мясников (2006), Е.В. Новиковой (2004), Е.А. Торчинова (1992, 1999), Г.А. Ткаченко (1999), В.В. Малявина (1995, 1997).
В последние двадцать лет всеми вышеперечисленными вопросами, а также флорой дальневосточных садов и парков занимается доктор с.-х. наук Е.В. Голосова (2002, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009–2011). Тем не менее анализом ландшафтной архитектуры Поволжья с точки зрения применения дальневосточных тенденций в объектах садово-паркового наследия не занимался никто.
В связи с этим актуальность темы определена тем, что необходимо оценить пришедшие из стран Восточной Азии и Дальнего Востока традиции и приемы, распространившиеся в Поволжском регионе, в частности на территориях объектов садово-паркового искусства Татищевского района Саратовской области, для того, чтобы грамотно подойти к вопросам восстановления этого наследия и включить его в рекреационный процесс области.
Необходимо, учитывать факторы и степень влияния азиатских и дальневосточных регионов, а также их популярность и территориальную близость к Поволжью.
Материалы и методы исследования
Цель исследований – выявить и оценить воздействие азиатско-дальневосточных традиций и приемов на объектах садово-паркового наследия Татищевского района Саратовской области, в частности китайских.
Объектами исследований послужили приусадебные парки в селах Полчаниновка и Большая Ивановка, а также и Губарёвка, созданные в конце XVIII – начале XX вв. Методика исследований базировалась на следующих принципах: на историческом принципе – выявлении общих закономерностей развития объектов ландшафтной архитектуры стран Азии и Дальнего Востока (Китае и Японии), России и Поволжья. Изучение архивных и краеведческих материалов по методикам О.Б. Сокольской [10] и Е.В. Голосовой [1, 2, 4]; на принципе сравнительной хронологии и развития, который позволил проследить возникновение и формирование объектов ландшафтной архитектуры, периоды развития и закономерности заимствования методов и приемов в создании объектов озеленения населенных пунктов Поволжья по методикам О.Б. Сокольской [5, 7, 8, 10]; на принципе натурного обследования – обзору и обмерам планировки, и растительных форм, малых архитектурных форм, а также видовых перспектив по методикам Е.А. Ахмедовой (1997), И.В. Барсовой (1991), О.Б. Сокольской (2013);
Результаты исследования и их обсуждение
Нами были выделены общие черты старых усадебных парков Татищевского района Саратовской области с азиатско-дальневосточными аналогами. Так, наши исследования показали, что формирование пространства на объектах ландшафтной архитектуры Поволжья является схожим с парками Китая. Это проявляется в планировочном решении такого рода произведений «зеленого» зодчества. Так же как и в китайских парках, исследуемые объекты располагаются в пределах или вблизи населенных пунктов (например, усадебный парк в селе Полчаниновка помещика Минха, или аналогичный объект в селе Большая Ивановка помещика Корбутовского) [5, 8].
Как известно, основой планировки дальневосточного парка было создание необходимого удобства и минимального нарушения окружающего ландшафта. В анализируемых объектах связь с окружением проходит через примыкающий к парку лесной массив и живописные холмы (парк с селе Полчаниновка) или раскрытие на сельскохозяйственные угодья (парк в селе Б. Ивановка), или овражно-балочную систему (парк в селе Губарёвка дворян Шахматовых). Дорожно-тропиночная сеть имеет разветвленный характер. В парках Китая характерно чередование закрытых (массивов) и открытых пространств (полян). Такая анфиладность наблюдается в исследуемых парках. В этой связи массивам и группам отдается 53 %, а полянам – 47 %.
В дальневосточных садах и парках главной составляющей являются холмы, камни и вода (озера, пруды, ручьи и пр.). Холмы акцентировались различными пагодами, павильонами и т.п. В ландшафтно-архитектурных объектах Татищевского района на возвышенностях использовались беседки с раскрывающимися видами в разные стороны, в большей степени на воду [8]. В их оформлении применяли цветовые колера, сходные с характерными для Китая. Береговая линия водоемов и откосы укреплялись часто камнями, также формировались лестничные спуски. Водоем, например, в китайском парке «расширяет и углубляет пространство, удваивая количество композиций за счет отражения. Многие известные сады в Китае формировались на берегах огромных естественных озер» [4]. В рассматриваемых исторических объектах ландшафтной архитектуры все три парка имеют водные системы: Полчениновский парк – бывший каскад прудов, а ныне большой пруд; Большеивановский парк – пруд; Губарёвский парк – речку-ручей. Некогда расположенные в парке Минха каскадные пруды имели соединительную протоку-ручей, оформленную камнями, по которой вода бежала, журча, огибая их, вытекая в большой пруд, где отражательный эффект высокого берега погружал посетителя в атмосферу покоя и прохлады, тем самым приближая его к дальневосточным традициям. В парке дворян Шахматовых вода (речка-ручей), проходя через разные пейзажные картины, связывает их в единое целое.
Что касается флоры, то многие её виды из китайского ассортимента умеренной зоны северной провинции (Хэбэй, Хэнань, Шаньдун, Шаньси, Шэньси, Гацьсу), Ляодунского полуострова и Большой равнины присутствуют в исследуемых объектах. В Китае – это область листопадных широколиственных лесов. Абсолютная температура здесь колеблется от 15 °С на юге до 30 °С на севере [2]. Среднегодовые осадки составляют 500–700 мм. Из этой области на территории объектов садово-паркового искусства Поволжья были завезены Pínus sylvéstris, Thuja orientalis, Catalpa bungei (для современного озеленения), Juniperus chinensis (для современного озеленения), Populus alba L., Caragana arborescens, Syrínga amurénsis, Syringa x chinensis Willd, Syringa persica, Syringa pubescens и др.
Умеренная зона в Японии размещена в горах на высоте 1000–1500 м над уровнем моря (на островах Кюсю и южном Сикоку, спускается к берегу моря (около 38° с. ш.) на острове Хонсю и доходит да юго-западной части Хоккайдо). Это область листопадного широколиственного леса [4]. Из неё удачно интродуцированы в исследуемый регион: Acer japonicum (для современного озеленения), A. palmatum, Hydrangea paniculata и др.
Рядом с усадебным домом на территориях Поволжья высаживали сосну обыкновенную (Pínus sylvéstris), которая по китайским поветриям является символом благородства духа, вместо персика в Татищевских парках были различные виды сливы (Prúnus) – символ счастья, а вместо о сакуры в исследуемых объектах ландшафтной архитектуры применяли вишневые деревья и черемуху (Prúnus pádus). Безусловно, рядом с водоемами сажали, как и в Китае, разные виды ив (Sálix). Дуб черешчатый (Quercus robus) является не только одним из символов могущества в России, но и в парках Китая – одно из популярных зеленых насаждений, то же можно сказать и к разновидностям клёнов (Ácer). Malus очень характерны и садов Китая, и в садах России, в частности Поволжья. Деревья и кустарники в Китае зачастую высаживают группами и даже целыми рощами. Такая посадка была типична и для парков Татищевского района.
В китайских традиционных парках отдается предпочтение древовидному типу пиона, считавшегося королем всех цветов [1]. В них же можно встретить лотосы, ирисы, пионы, розы, шиповники и хризантемы. В России и в Поволжье, особенно в XIX – начале XX вв. пионы, розы, шиповники, а осенью – хризантемы были практически во всех дворянских садово-парковых ансамблях и комплексах. Лотос заменяла кувшинка (Nymphaéa).
Наши исследования показали, что из азиатско-дальневосточных тенденций для Поволжского региона более свойственным является паркостроение Китая (82 %).
Нами установлены следующие преобладающие семейства древесных и кустарниковых насаждений в исторических парках Поволжья, в частности на территории усадебных парков исследуемого региона: Leguminosae Juss. (40 %), Salicaceae Mirbи (30 %), Oleaceae Lindl. (20 %) и Rosaceae Juss. (10 %). Если исследования видового состава Е.В. Голосовой (2010) показали, что «ассортимент растений китайских садов базируется в основном на видах местной флоры, в японских садах процент интродуцентов также невелик, но больше, чем в Китае», сады и парки Великобритании «содержат только 35 % местной флоры и почти столько же видов китайского происхождения (32,5)» [3], то наша оценка усадебных пейзажных парков опирается на другие данные. Так, по нашему анализу ассортимента зеленых насаждений на территориях объектов садово-паркового наследия Татищевского района Саратовской области интродуцентов меньше, чем, например, в парках Великобритании, но больше местной флоры, чем применяется в китайских и японских садах и парках (рис. 1). По нашему мнению, это связано, прежде всего, с климатическими и природными особенностями, а также традициями российского садово-паркового усадебного зодчества.
Характерно, что вечнозеленых насаждений в исследуемых объектах по сравнению с Китаем и Великобританией меньше в 2 раза, а с Японией в 2,5 раза (рис. 2).
Однако по планировочным показателям, в частности дорожно-тропиночной сети, соотношениям открытых и закрытых пространств наши объекты не уступают произведениям «зеленого» строительства Китая. Стилевое направление в Поволжских пейзажных парках конца XVII – начала XX веков основанное, на создании натуралистических ландшафтов с использованием элементов китайской садовой культуры.
1 ряд – интородуценты; 2 ряд – растения местной флоры
Рис. 1. Процентное соотношение растений местной флоры и интродуцентов в садах и парках: 1 – Китая [4]; 2 – Японии [4]; 3 – Великобритании [4] (по исследованию Е.В. Голосовой, 2011); 4 – Поволжья (РФ), Татищевский район Саратовской области (по исследованиям авторов, 2015)
1 ряд – вечнозеленые насаждения; 2 ряд – листопадные насаждения
Рис. 2. Процентное соотношение вечнозеленых и листопадных насаждений в культурной флоре: 1 – Китая [4]; 2 – Японии [4]; 3 – Великобритании [4] (по исследованию Е.В. Голосовой, 2011); 4 – Поволжья (РФ) Татищевский район Саратовской области (по исследованиям авторов, 2015)
Заключение
Таким образом, наши исследования показали, что:
– характерные приемы из азиатско-дальневосточных тенденций паркостроения – китайские ландшафтно-планировочные элементы в усадебных комплексах Татищевского района Саратовской области («образ природного объекта», свободная планировка элементов, формирование искусственного рельефа, большое количество видовых точек, ориентация на воду);
– заимствовано из китайской садовой культуры: ряд видов зеленых насаждений, акцентирование возвышенностей павильонами, беседками и др. сооружениями, чайные беседки с яркой окраской (применение цветов: кораллового, зелено-синего, охры, белого), эффект отражения в водной глади;
– использование видов зеленых насаждений китайского происхождения, в садово-парковых комплексах Татищевского района Саратовской области (интродуценты – 20 %, из них китайские – 9,1 %, представители местной флоры составляют 80 %);
– применение вечнозеленых насаждений 15 % в усадебных парках исследуемого региона, а лиственных (деревьев и кустарников) – 85 %.