Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

ROLE OF PERSONAL SUBSIDIARY FARM IN REALIZATION OF POLICY OF FOOD IMPORT SUBSTITUTION

Abdusalamova R.M. 1, 2
1 Scientifically research institute of management, economy, policy and sociology
2 Dagestan State University of National Economy
В статье проанализирована возможность активизации сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан в рамках реализации политики импортозамещения и степень готовности личных подсобных хозяйств к обеспечению продовольственной безопасности региона. Исследован потенциал личных подсобных хозяйств населения в контексте решения продовольственной проблемы региона, выявлены их сильные и слабые стороны и определены возможные пути улучшения их функционирования как важных хозяйственных единиц. Для того чтобы хозяйства населения перешли к стратегии развития, предлагается способствовать созданию снабженческих, сбытовых, кредитных и других кооперативов, основной целью которых может выступать расширение и улучшение интеграционных связей подсобных хозяйств с крупнотоварным производством, сельскохозяйственными и другими предприятиями агропромышленного комплекса. Обосновывается необходимость государственной поддержки малого предпринимательства на селе.
The article analyzes the possibility of revitalization agricultural production in the Republic of Dagestan in the framework of the policy of import substitution and the degree of readiness of private farms to ensure food security in the region. Explore the potential of personal subsidiary farms of the population in the context of solving the food problems of the region, identified their strengths and weaknesses and identify ways to improve their functioning as an important economic units. To the economy of the population moved to the development strategy, it is proposed to promote the creation of procurement, marketing, credit and other cooperatives whose main purpose is to perform the expansion and improvement of integration ties with farms of large-scale production, agricultural and other enterprises of the agro-industrial complex. The necessity of state support of small business in rural areas.
import substitution
subsidiary small-holdings
agricultural area
agriculture

В начале 2014 года разразился кризис в международных отношениях, связанный с событиями вокруг Украины. После введения запрета на ввоз зарубежного продовольствия в Россию в стране заговорили о подъеме собственного производства в сельском хозяйстве. Наиболее остро стоит проблема с замещением продовольственных товаров, ввозимых из за границы, в частности по таким отраслям, как производство мяса, молочной продукции, овощей закрытого грунта и плодов.

Целью исследования является определение мер по развитию личных подсобных хозяйств в регионе для повышения продовольственной безопасности и реализации трудового потенциала сельской местности.

Теоретико-методической основой исследования послужили достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области устойчивого развития сельских территорий и развития малых форм хозяйствования производителей сельскохозяйственной продукции, а также работы отечественных экономистов, демографов, географов.

Поставленные в исследовании задачи определили необходимость использования соответствующего инструментария, в том числе методов научного познания, включающих методы анализа, синтеза, агрегирования, наблюдения, сравнения. Одновременно широкое применение нашли специальные методы статистического и демографического анализа (непосредственной оценки, простого ранжирования и моделирования). Они обеспечили обоснованность научных результатов, подтвержденных объективностью первичного материала и предпосылок, логикой проведенного исследования.

Исходными данными для анализа явились показатели производства сельхозпродукции малых форм хозяйствования, характеристики рынка труда и демографической ситуации в регионе, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (Дагестанстат).

Результаты

Дагестан относится к числу регионов России, демонстрирующих динамичное развитие агропромышленного комплекса, который в 2014 г. усиленно работал в рамках реализации мероприятий Государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014–2020 годы» и приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Эффективный агропромышленный комплекс», направленного на создание конкурентоспособной сырьевой базы для перерабатывающей промышленности, ускорение процесса модернизации мощностей предприятий, обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства.

Личное подсобное хозяйство относится к одной из гибких и в то же время динамично развивающихся форм организации производства в агропромышленном комплексе, которое становится основным поставщиком продуктов питания для населения, проживающего в сельской местности, и активным субъектом производственного рынка [13, с. 97]. В рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012–2014 годы» в настоящее время поддержку в виде государственных грантов получили 17 семейных фермерских хозяйств.

В 2014 году ОАО «Россельхозбанк» выданы кредитные средства на общую сумму 570,5 млн руб., в том числе краткосрочных кредитов на сумму 88,8 млн руб., инвестиционных – 137,3 млн руб., на развитие малых форм хозяйствования – 344,4 млн руб., (в том числе 305 личным подсобным хозяйствам на сумму 119,0 млн руб. и 50 крестьянским (фермерским) хозяйствам – на 225,4 млн рублей). Профинансировано из федерального бюджета на субсидирование части затрат на выплату процентов по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в сумме 133,6 млн руб., из республиканского бюджета РД – 7,0 млн рублей. Количество сельхозпредприятий предварительно составило 900, крестьянских (фермерских) хозяйств – 18,1 тыс., личных подсобных хозяйств – 424,0 тыс. [9, с. 186].

После значительного сокращения числа сельскохозяйственных предприятий, личные подсобные хозяйства стали доминирующим сектором аграрной экономики Республики Дагестан. В результате сокращения сельскохозяйственного производства в период социально-экономических реформ в 1990-е годы увеличился рост безработицы, как скрытой, так и зарегистрированной, становясь одной из наиболее острых проблем в сельских территориях [1, с. 333]. Официальный уровень безработицы в сельской местности ниже среднего уровня по стране. В то же время многие исследователи отмечают, что жители сел не регистрируются как безработные. На самом деле, реальное значение уровня безработицы намного превышает официальные показатели [2, с. 72; 12, с. 59].

Реальный уровень безработицы в Дагестане, рассчитываемый по методике Международной организации труда (МОТ), почти в четыре раза выше официального. По данным Территориального органа по статистике Республика Дагестан находится в первой десятке регионов России (8-е место), лидирующих по числу безработных. Количество экономически активного населения в Дагестане составило в настоящее время 1316,7 тыс. человек, из них занято 1130,4 тыс. человек. Таким образом, численность безработных в регионе превышает 186,2 тыс. человек [9, с. 263].

Развитие личного подсобного хозяйства в данном случае приспособительная реакция, основа переориентации социальной жизни на воспроизводство натурализованного домохозяйства, обеспечивающего минимальный приемлемый уровень жизни [10, с. 13]. Поведение отдельных домохозяйств можно охарактеризовать как ориентацию на выживание, а не на развитие. Тем самым занятость в личных подсобных хозяйствах позволяет смягчить трудности реформ, и возможно, вернуть необходимые полноценные и квалифицированные кадры села в функционирующее производство [6, с. 69].

Важнейшим условием и фактором эффективного развития сельского хозяйства являются земельные ресурсы. В процессе реформ определенная часть сельхозугодий отошла под вновь организованные акционерные общества, малые сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, агрофирмы, разные концерны и др. Однако значительная часть земли остается в собственности сельхозорганизаций. Следовательно, основным производителем сельскохозяйственной продукции являются личные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства, а основным держателем земли – сельскохозяйственные предприятия, что свидетельствует о сравнительно высокой эффективности частного землевладения (табл. 1). Следовательно, форма собственности на землю является важнейшим фактором, определяющим эффективность использования земли. В этом плане правомерно поднять вопрос о частной собственности на землю, как во всех развитых странах мира.

Таблица 1

Результативность использования сельхозугодий по категориям хозяйств в Республике Дагестан [9]

Категории землевладельцев

Площадь сельхозугодий

Объем продукции сельского хозяйства

млн га

%

млн руб.

%

Сельхозорганизации

2577,8

83,9

7191,0

11,0

Крестьянские (фермерские) хозяйства

493,5

16,1

8473,5

13,1

Личные подсобные хозяйства

0,1

49231,5

75,9

Всего

3071,4

100,0

64896,0

100,0

Вместе с тем отсутствие эффективного экономического и организационно-правового механизма регулирования земельных отношений с учетом традиций, национальных особенностей республики, природно-климатических условий, природной вертикальной зональности, не позволяет реализовать преимущества рыночной экономки [3, с. 18]. По этой причине лишь 2−4 % опрошенного сельского населения одобряют реформу земельных отношений в республике [8, с. 15]. На наш взгляд, земельная политика должна быть направлена не только на изменение форм земельной собственности, но и ориентирована на активизацию факторов, обеспечивающих рост урожайности и повышение эффективности использования земельных ресурсов.

Личные подсобные хозяйства производят около 80 % валовой продукции сельского хозяйства, 86,8 % овощей, 92,5 % картофеля, 88,1 % плодов, 82,4 % мяса, 83 % молока от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции. По данным на 2014 г. в сельскохозяйственных предприятиях региона, обладающих достаточно большим производственным потенциалом, чем личные подсобные и фермерские хозяйства, производится 11,0 % валовой продукции аграрной сферы. Преобладающая часть (около 80 %) сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах населения республики малых форм организации, а более 13 % производится в крестьянско-фермерских хозяйствах. Доля субъектов индивидуального предпринимательства преобладает в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции (табл. 2). Следовательно, сложившиеся объемы сельскохозяйственного производства в республике являются результатом деятельности личных хозяйств населения, осуществляемой на свой риск и практически без государственных (бюджетных), банковских и иных внешних заимствований.

Заключение

Для того чтобы жители села вышли на новый уровень, перешли от «стратегии выживания» к стратегии развития, необходим переход от трудоинтенсивности к капиталоинтенсивности. Развитию малых форм хозяйствования, в том числе личных подсобных, могут способствовать такие формы их поддержки, как организация и развитие снабженческих, сбытовых, кредитных и других кооперативов, одним из основных направлений среди которых может быть расширение и улучшение интеграционных связей подсобных хозяйств с крупнотоварным производством, сельскохозяйственными и другими предприятиями агропромышленного комплекса. Такие меры предполагают предоставление населению денежных средств в качестве авансов и кредитов, выделение дополнительных земель под кормовые культуры и выпасы, помощь в реализации продукции. Данные обстоятельства в итоге позволят рациональнее использовать природный, производственный и трудовой потенциал сельской местности.

Таблица 2

Структура основных видов продукции сельского хозяйства Республики Дагестан по категориям сельхозпроизводителей (%) [9]

Виды продукции

Сельскохозяйственные организации

Хозяйства населения

Крестьянские (фермерские) хозяйства)

2005

2012

2013

2005

2012

2013

2005

2012

2013

Зерно (в весе после доработки)

36,6

35,2

48,4

54,4

57,0

37,5

9,6

7,9

14,1

Семена подсолнечника

33,0

15,3

11,2

42,9

74,4

56,1

24,1

10,3

32,7

Картофель

0,2

0,6

1,7

97,2

99,0

96,3

2,6

0,3

2,0

Овощи

0,5

1,0

1,0

95,9

98,5

98,5

3,6

0,5

0,5

Плоды и ягоды

2,0

7,0

3,1

89,1

90,0

95,3

8,9

3,0

1,6

Виноград

52,5

38,3

49,5

45,0

59,3

45,7

2,5

2,4

4,8

Скот и птица на убой (в убойном весе)

7,1

15,9

17,9

80,8

67,2

65,3

12,1

16,9

16,8

Молоко

9,0

15,7

15,6

82,7

65,4

66,0

8,3

18,9

18,4

Яйца

64,6

8,4

15,7

33,7

79,7

73,3

1,7

11,9

11,0

Шерсть (в физическом весе)

12,8

19,3

23,1

53,1

47,9

42,0

34,1

32,8

34,9

Стабильное развитие хозяйств населения возможно только при такой экономической политике государства, которая была бы направлена на создание наиболее благоприятных экономических условий их работы и роста. Сюда следует, прежде всего, отнести систему мер для мобилизации внутренних ресурсов хозяйств населения и меры поддержки его не только со стороны государства, но и со стороны крупных сельскохозяйственных предприятий и обслуживающих организаций, оказывающих какие-либо посреднические услуги.

Уровень конкурентоспособности личных хозяйств населения и крестьянско-фермерских хозяйств обеспечивается относительно низкой себестоимостью продукции, достигаемой в результате отсутствия или незначительности накладных управленческих расходов. Кроме того, качественные параметры сельхозпродукции, произведенной в личных хозяйствах населения без использования дорогих минеральных удобрений и химикатов, значительно лучше, чем импортируемой продукции и продукции крупных аграрных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств. В предприятиях региона, функционирующих в аграрной сфере и представляющих общественный сектор экономики, сохраняется депрессивное состояние, несмотря на проводимые уже долгие годы аграрные реформы, направленные на поддержку производителя сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем личные хозяйства населения не могут удовлетворить даже внутренние потребности населения республики в высококачественном продовольствии. Для этого необходима существенная государственная поддержка и развитие индивидуального предпринимательства на селе – личных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств.