Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

HISTORY OF LAND DEVELOPMENT AND LAND USE IN THE TERRITORY OF ANGARA REGION

Lopatina D.N. 1
1 Federal Publicly Funded Institution of Science V.B. Sochava Institute of Geography SB RAS
In this article are considered historical stages of land development in Angara region from time immemorial up to our days, and, at the same time, nature of mankind impact on natural landscapes, changes of their properties under the influence of human activity, characteristic of every period. Angara region has centuries-old history of development and agricultural use of lands. Development of the Siberian regions proceeded unevenly. In the history of settling and land use of the territory and natural resources, and also in intensity of influence both the decline periods, and the blossoming periods were observed. Acquaintance with environmental management history in the territory of the area of research is necessary as it is the prerequisite of landscape, geographical and ecological research of the district. Studying of history of development and nature of use of lands allows to explain many moments, which it is impossible to determine by a current state of a landscape.
Angara region
history of land development and land use
agriculture
human activity
soil exhaustion
restoration of fertility of the soil

Заселение территории Приангарья началось в палеолите. Исследуемый регион населяли кочевые народы, которые занимались в основном рыболовством, охотой и собирательством – они использовали только богатую флору и фауну прибайкальских лесов, степей и рек, и не вносили значительных изменений в облик окружающей природной среды [7].

С приходом бронзового века связано появление земледелия и скотоводства. В бронзовом веке принято выделять несколько эпох:

1. Афанасьевская (конец III – начало II тысячелетия до н.э.).

2. Окуневская (первая половина II тысячелетия до н.э.).

3. Андроновская (середина II тысячелетия до н.э.).

4. Карасукская (XII–VII вв. до н.э.).

Но находки времен бронзового века в Приангарье малочисленны, если сравнивать с изобилием археологических находок времен эпохи, которую относят уже к железному веку – тагарской (VII–III вв. до н.э.).

Тагарская эпоха характеризуется периодом расцвета хозяйственной деятельности на большой территории Сибири – от Оби до берегов Байкала. На основании многочисленных археологических находок, обзора литературных данных исторических сводок было установлено, что в тагарскую эпоху, в III–II вв. до н.э. на территории Сибири сформировалось раннеклассовое государство [5; 4].

В китайских хрониках указано, что около 1300–1000 гг. до н.э. в Забайкалье пришел вытесненный китайцами из Северного Китая народ – Динлин. Этот народ затем продвинулся гораздо дальше Забайкалья – на запад и занял также Прибайкалье и Минусинский край.

Динлины применяли очень эффективное и продуктивное мотыжное земледелие (в основном по речным долинам) в сочетании с молочным скотоводством. Также они занимались добычей и выплавкой руд и обработкой металлов. Впервые на территории Сибири было применено орошение пашен и пастбищ, строились первые оросительные каналы.

С этого времени можно было сказать, что воздействие человека на природные комплексы стало уже гораздо более значительным, чем раньше – интенсивно стали использоваться природные ресурсы, для скотоводства и земледелия требовались обширные открытые площади, которые должны были создаваться сведением и распахиванием лесных территорий. Выпас скота оказывал существенное воздействие на степную и луговую растительность, изменяя ее природное состояние – беднело видовое разнообразие, в определенных местах растительность становилась более разреженной. На пашнях естественная растительность заменялась культурной.

В распаханных почвах перемешивались генетические горизонты, постепенно истощался запас гумуса, нарушалась структура почвы, а также почва становилась более, чем до распашки, подвержена эрозионным процессам. Благодаря изобилию свободных земель долгое время господствовала примитивная система земледелия. Использовались одни и те же участки земли до полного истощения почв, а затем распахивались новые.

В 201 г. до н.э. государство народа Динлин было разгромлено гуннами. С 201 г. до н.э. до 4–5 вв. н.э. в Забайкалье и южном Прибайкалье один за другим сменяли друг друга множество кочевых скотоводческих племен, которые лишь частично занимались земледелием и почти не вносили изменений в облик природной среды.

Исторические сводки [7; 3] описывают появление в Прибайкалье примерно в 4–5 вв. н.э. тюркского народа – курыкан. Этот народ плотно заселил берега Байкала и распространился по Ангаре до Балаганска, а по Лене – до Жигалова. Курыканы занимались земледелием, которое по тем временам было очень высокоразвитым и высокопродуктивным. Значительная часть территории была распахана – остатки древних пашен были обнаружены археологами во многих местах – в Приольхонье, на реке Куда и др. Но кроме земледелия курыканы занимались разведением домашнего скота, охотой, собирательством, ловлей рыбы.

О жизни и деятельности курыкан мы узнаем не только из письменных источников, а еще по археологическим находкам, по раскопкам поселений, городищ, стоянок и могильников. Кроме всего этого найдено множество наскальных рисунков, отражающих занятия этого народа. Например, писаницы шишкинских скал (Качугский район, вблизи деревни Шишкино) иллюстрируют множество видов деятельности, показывают, что одним из главных занятий курыкан было скотоводство, а его главной направленностью являлось табунное коневодство. Большинство наскальных рисунков на шишкинских скалах изображают лошадей и всадников. Кроме лошадей курыканы занимались разведением крупного рогатого скота, овец, верблюдов [6].

Важно было обеспечивать стадам хорошие летние пастбища в засушливых районах, а потому курыканами стало применяться искусственное орошение для полива сенокосных угодий, пастбищ и полей. Следы этих оросительных систем были найдены в Кудинской степи, в Приольхонье. Также вблизи городищ с тех пор сохранились остатки древних пашен, они представляют собой длинные параллельные грядки. Обычно орудием вспашки являлась соха, а в качестве тягловой силы использовали быков и лошадей. Основной пищевой культурой курыкан было просо, хотя они также выращивали на полях и другие злаки – рожь, ячмень, пшеницу. Немалую роль в жизни курыкан играли также охота, ловля рыбы и собирательство.

На основании археологических раскопок был сделан вывод о том, что в начале 11 века на территорию Приангарья и южного Приленья переселилась большая группа кочевых монгольских племен из Забайкалья. Эти монголоязычные племена перемешались с частью курыканского народа и стали предками современных бурят, которые переняли от своих предков уже высокоразвитое земледелие и скотоводство. Другая часть курыкан переселилась севернее по Лене и дала начало возникновению якутского народа.

В связи с интенсивным использованием земель усилилась привязка человека к определенному месту – человек стал зависеть от свойств земли на локальной территории. Если люди, занимавшиеся охотой и собирательством, связывали свое существование с обширной территорией охотничьих угодий и мало зависели от свойств ландшафта на топическом уровне, то оседлые земледельцы должны были учитывать свойства именно на топическом уровне, так как каждый раз бросать обработанную, полностью истощенную почву и переселяться на новые места было им значительно труднее [4].

Русские, которые, как известно, начали освоение нынешней Иркутской области с севера по рекам Лене и Ангаре, появились в Приангарье в начале XVII века. Русское освоение угодий под земледелие началось с северных районов области (территории нынешних Илимского, Киренского и др. районов), а южные лесостепные территории были заняты бурятским населением, которое занималось земледелием, хотя и не очень интенсивно, и скотоводством. В дальнейшем русскими интенсивно осваивались также степные и лесостепные земли на юге области – наиболее удобные, поскольку на их подготовку к обработке и их возделывание не требовалось больших затрат труда. Характерная особенность начального этапа заселения русских – быстрое земледельческое освоение территории вширь.

К приходу русских незалесенные пространства на юге нынешней Иркутской области были уже значительно расширены за счет сведения леса. Так как даже бурятское население, которое сравнительно мало внимания уделяло земледелию, все же нуждалось в увеличении открытых, свободных от леса пространств для создания обширных пастбищных угодий. C притоком русского населения многократно увеличилось уничтожение леса, и не только с целью очистить территорию для пахотных и пастбищных угодий, но еще и для целей потребления древесины, которое у русского населения было значительно больше, чем у бурятского.

На тот период взаимоотношения землепользования со структурой ландшафта стали терять обусловленный самыми верхними уровнями организации ландшафта характер. Если при охоте и собирательстве играли самую важную роль животный мир и растительный покров, а при земледелии – богатство и плодородие почв, характер поверхности и другие физико-географические условия, то теперь на первый план стали выходить другие свойства ландшафта, которые к его природе не имеют прямого отношения – близость ландшафта к населенным пунктам и основным путям сообщения, доступность его в разные сезоны [4].

На рисунке представлен фрагмент карты конца XIX века, на котором изображена часть территории данного исследования – лесостепь Верхнего Приангарья, со стороны юга современного Осинского района. Иркутская губерния на тот момент состояла из пяти округов. Южная часть Осинского района входила в Балаганский округ. На карте зеленым цветом изображены так называемые инородческие земли, то есть принадлежащие бурятскому народу, а красным – земли русского крестьянства. Как видно, русское крестьянство занимало малую часть современной сельскохозяйственной части Осинского района – только рядом с селом Янгутское, которое сейчас носит название Русские Янгуты.

В конце XIX – начале XX века заселение территории Приангарья русскими продолжалось. Главные центры заселения сформировались еще в предыдущие периоды, поэтому новых населенных пунктов уже не создавалось много. В основном происходило заселение территории от центров вглубь. Стали осваиваться земли не столь плодородные и не столь удобные для сельскохозяйственного использования, это совместно с постепенным истощением староосвоенных земель привело к общему ухудшению урожайности. В этот период успешное использование земель стало зависеть от давности их освоения [4]. Истощенные земли переводились в залежь, с частичным или полным прекращением использования, это происходило постоянно, так как почти на всей территории господствовала залежная система восстановления плодородия, а это заставляло население осваивать новые и новые земли, которые были все менее удобными для использования в земледелии.

В период с начала 1890-х годов до 1917 года была построена железная дорога, а также была приведена в порядок система переселения посредством создания в 1893 году Переселенческого управления. А до этого времени переселенцы в основном были предоставлены сами себе: при выборе места поселения некоторые из них пользовались информацией из рассказов людей, ранее уже побывавших в Сибири или же они ехали вслепую [8]. Никто заранее не проводил исследования пригодности заселяемых земель для использования в сельском хозяйстве. В.А. Степынин [8] пишет, что переселенцы в основной массе были знакомы с наиболее на тот момент совершенной системой земледелия и хорошими орудиями труда, в частности использовали плуг, унаваживали свои поля. Сибирские старожилы последовали их примеру, хотя раньше применение навоза они считали вредным. Несмотря на это, все равно выгоднее было восстанавливать плодородие земель через залежь, а удобрения применялись редко в тех местах, где имелся недостаток удобных и плодородных земель.

pic_60.tif

Фрагмент карты конца XIX века. Южная часть Балаганского округа [2]

В этот период (с 1890-х годов до 1917 года) началось интенсивное освоение подтаежной зоны, продолжалось размещение переселенцев в новых поселках, и теперь расселение и освоение новых территорий было централизованным и упорядоченным. Возросло качество агротехники, стали применяться удобрения. Также стало более упорядоченным и формирование структуры землепользования, этому способствовали начавшиеся землеустроительные работы – проводилась заготовка переселенческих и запасных участков земель. К началу XX века в лесостепной и степной зонах современной Иркутской области запас свободных земель был фактически исчерпан, поэтому, как уже было сказано ранее, началось интенсивное освоение подтаежной зоны.

При ограниченных запасах свободных земель и залежной системе восстановления плодородия сроки пребывания почвы в залежном состоянии приходилось все более сокращать, агрономически ценные свойства почвы не успевали восстановиться за короткий промежуток времени, а это снова способствовало скорейшему истощению почв и уменьшению урожайности. Данный период времени также характеризовался увеличением густоты сети дорог, линий связи, строительством промышленных предприятий, а это ускоряло отведение огромной части на несельскохозяйственные цели.

Таким образом, в период с 1890-х годов до 1917 года освоение и использование земель перестало быть стихийным, а стало упорядоченным в связи с землеустроительными работами. Но также обострилось противоречие между способами и интенсивностью воздействия на ландшафт и возможностями самого ландшафта, это проявлялось в быстром истощении ресурсов ландшафта [4].

В период с 1917 по 1930-е годы на использование земель косвенно, но существенно возымели действие революция и гражданская война и связанный с ними упадок в сельском хозяйстве. Продолжалось переселенческое движение, теперь в основном заселялась подтаежная зона, к северу от Транссибирской магистрали. В начале 1930-х годов происходит перестройка структуры землепользования, которая связана с коллективизацией сельского хозяйства. Характерно возникновение нового типа поселений – колхозов и совхозов.

В конце 1940-х гг. был взят курс на развитие животноводства. Подвергались реконструкции старые и строились новые животноводческие и птицеводческие фермы. Тем самым удалось увеличить поголовье скота. Однако это привело к проблеме нехватки кормов. Поэтому были значительно увеличены площади посевов кормовых культур. Хотя средняя урожайность зерновых и других сельскохозяйственных культур оставалась низкой, земледелие почти полностью удовлетворяло потребности населения Прибайкалья в хлебе. Небольшая часть его даже вывозилась в Якутию и районы Забайкалья.

В целом сохраняется экстенсивный характер воздействия на землю: расширенное воспроизводство осуществлялось за счет сокращения залежных площадей, которые были почти все переведены обратно в пашни к середине - концу 1950-х годов. Во время войны произошло сокращение посевных земель и ресурсов для их обработки.

Для послевоенного периода характерно укрупнение колхозов, усиление их материально-технической базы, электрификация деревни, концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Для периода 1960–1970 годов характерен процесс интенсивной индустриализации, а также сокращение сельского населения за счет оттока в города. Характерно укрупнение сельскохозяйственных предприятий.

В годы начавшейся в регионе широкомасштабной индустриализации, особенно после возведения ангарских ГЭС, существенно изменились структура и география размещения сельскохозяйственных угодий. До этого огромная часть всей пашни располагалась на плодородных землях припойменной части Ангары и ее притоков, эту территорию даже называли «золотой долиной» Приангарья, а кормовые угодья занимали преимущественно суходольные луга. После создания водохранилищ наиболее продуктивные участки пашни, пастбищ и сенокосов были затоплены. Поэтому приходилось осваивать новые земли, прежде всего пологие склоны и водоразделы, в том числе бывшие кормовые угодья.

В 1990-е годы большинство пахотных угодий перестали использоваться в связи с социально-экономическими и политическими переменами в стране. Многие хозяйства прекратили существование. Земли перешли в залежное состояние, и некоторые земли находятся в нем и по настоящий момент. К примеру, на территории Осинского района Иркутской области более 80–85 % всех земель, используемых для пашни в 1970–1980-х годах, оказались заброшены, согласно данным космоснимков разных лет. Для агрономически ценных свойств земли этот факт является положительным, поскольку в залежном состоянии почва восстанавливает свои свойства, напрямую влияющие на плодородие. Восстановление идет не слишком быстро – на бывшей пахотной почве образуется дерновый горизонт, идет накопление гумуса [1], структура почвы меняется с пылеватой, например, на зернисто-комковатую или зернистую, характерную для естественной плодородной почвы, почва пахотного горизонта разуплотняется. Естественная растительность заменяется на пашнях агрокультурами. На залежах проходит восстановление естественной растительности. Сначала на заброшенных землях появляются сорные виды растений – осот, пырей, полынь и другие, а затем они постепенно вытесняются видами растений, характерными для конкретного ландшафта в естественном состоянии.

Таким образом, Приангарье имеет давнюю историю освоения, но сильную нагрузку под влиянием хозяйственной деятельности человека природа региона начала испытывать только в последние 100–150 лет, почвы стали быстро терять агрономически ценные свойства и истощаться. Однако, благодаря большому количеству залежных земель в наше время, бывшие пахотные почвы на обширных территориях имеют возможность восстанавливать свойства, связанные с плодородием почвы.