Важная задача географических исследований на современном этапе – выявление различий путем сравнения территориальных единиц, связанных между собой и в то же время отличающихся по ресурсному потенциалу. К таким ресурсам можно отнести природные, экономические, экологические, туристско-рекреационные и многие другие. Как известно, самым эффективным аппаратом для изучения сравнений различных множеств объектов является математика.
Цель данной работы – введение новых оценочных величин, для сравнения территориальных единиц между собой, с помощью методов элементарной математики на примере относительного туристского потенциала.
Для реализации указанной цели необходимо вывести соответствующие формулы для их вычисления. В нашем случае на примере туристских ресурсов (природных и культурно-исторических), туристской инфраструктуры и автотранспортной обслуженности рассчитываются показатели относительного потенциала туристских ресурсов. В качестве объекта исследования выбрана Воронежская область, которая обладает богатым природным и историко-культурным наследием, а также инвестиционной привлекательностью. Развитие туристско-рекреационной деятельности в области является актуальной задачей, поскольку это направление позволяет обеспечить устойчивое развитие территории. Представляется возможность получить новые рабочие места, обеспечив занятость населения. Для этого необходима оценка туристско-ресурсного потенциала в субъектах Российской Федерации для решения важных территориальных задач.
Математическая постановка задачи
Пусть имеется n территориальных единиц и m видов различных ресурсов, имеющихся на них в совокупности. Обозначим символом – количество объектов j-го ресурса в i-й территориальной единице (j = 1, 2, …, m; i = 1, 2, …, n), соответственно обозначим через pj – количество объектов j-го ресурса во всех территориальных единицах суммарно. Далее, пусть Si и S – соответственно площади i-й территориальной единицы и всех территориальных единиц в сумме.
Введем следующую характеристику:
которую мы назовем относительным потенциалом j-го ресурса i-й территориальной единицы (имеется в виду относительно объединения всех n территориальных единиц). Теперь введем понятие относительного потенциала i-й территориальной единицы μi, с помощью следующей формулы:
(1)
Очевидно, что мы имеем право складывать в формуле (1) относительные потенциалы (j = 1, 2, …, m; i = 1, 2, …, n), в силу того, что в каждом из них фигурирует общий множитель Таким образом, мы получаем, что все относительные потенциалы имеют одинаковую размерность, поэтому нам предоставляется возможность сравнивать территориальные единицы независимо от видов ресурсов. Действительно, мы каждый из относительных потенциалов можем выразить, например, через относительный потенциал следующим образом:
(j = 1, 2, …, m; i = 1, 2, …, n).
Теперь мы с помощью формулы (1) выведем общую формулу для μi:
таким образом, мы имеем формулу
(2)
Оценка развития туристско-рекреационной деятельности Воронежской области
Приведем пример использования данной формулы для оценки различий в обеспеченности туристскими ресурсами (природными и культурно-историческими), туристской инфраструктурой, а также степенью автотранспортной обслуженности муниципальных районов Воронежской области [4, 5].
Воронежская область представляет собой регион с уникальным природным и историко-культурным наследием. Территория располагает богатым туристским потенциалом для развития туристско-рекреационной деятельности [6]. По оценке Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, регион занимает 46 позицию среди субъектов РФ по развитию внутреннего и въездного туризма. Благоприятное геоэкономическое положение территории области является преимущественным и конкурентоспособным в сфере развития туристско-рекреационной деятельности в регионах [2, 3].
Воронежскую область пересекают крупные транспортные магистрали. Федеральные трассы (М4, М6, Р194) позволят принимать крупные автомобильные потоки из различных регионов России. Наличие железнодорожных путей сообщения с крупными транспортными узлами также является положительным фактором для аккумуляции туристического потока [1].
В физико-географическом отношении область располагается в пределах лесостепной и степной зон. Общепризнанным в науке является мнение, что зона лесостепи и зона смешанных лесов являются наиболее благоприятными в плане наличия рекреационных ресурсов. А наличие умеренно-континентального типа климата в области также способствует развитию туризма и рекреации.
Особенности и трудности определения туристского потенциала связаны с разнородными качествами видов туристских объектов, так как каждый вид туристского ресурса имеет свою размерность и поэтому в большинстве случаев не удается сравнить туристские ресурсы различных видов, например природные туристские ресурсы с культурно-историческими. С помощью формулы (2) и вышеприведенного математического обоснования мы имеем право в независимости от вида ресурса сравнивать их обеспеченность на территории, так как относительный потенциал μi оказывается безразмерной величиной [4].
Для реализации поставленной цели мы будем использовать методику, которая включает в себя несколько этапов.
Первый этап: формирование базы данных по количеству объектов туристских ресурсов, туристской инфраструктуры, а также автотранспортной обслуженности, в том числе по количеству объектов федерального значения, каждого муниципального района Воронежской области (табл. 1).
Таблица 1
Виды и количество объектов туристских ресурсов Воронежской области (единиц)
№ п/п |
Название районов |
Природные ресурсы (ед.) |
Культурно-исторические ресурсы (ед.) |
Туристская инфраструктура |
Автотранспортная обслуженность территории |
||
Средства размещения (ед.) |
Средства питания (ед.) |
Густ. автодорог (км) |
АЗС (ед.) |
||||
1 |
Аннинский |
5 |
57 (1) |
4 |
141 |
386 |
8 |
2 |
Бобровский |
20 |
116 (2) |
6 |
77 |
349 |
21 |
3 |
Богучарский |
7 |
84 |
2 |
47 |
336 |
21 |
4 |
Борисоглебский |
1 |
21 |
5 |
106 |
381 |
12 |
5 |
Бутурлиновский |
2 |
78 |
2 |
55 |
270 |
15 |
6 |
Верхнемамонский |
2 |
47 |
2 |
60 |
359 |
7 |
7 |
Верхнехавский |
3(1) |
50 |
– |
23 |
288 |
6 |
8 |
Воробьевский |
0 |
37 |
1 |
21 |
223 |
4 |
9 |
Грибановский |
6 |
101 |
– |
40 |
333 |
13 |
10 |
Калачеевский |
1 |
57 |
5 |
95 |
413 |
14 |
11 |
Каменский |
2 |
18 |
– |
26 |
232 |
3 |
12 |
Кантемировский |
2 |
62 |
3 |
59 |
434 |
12 |
13 |
Каширский |
6 |
34 |
4 |
95 |
216 |
23 |
14 |
Лискинский |
5 |
39 (2) |
2 |
166 |
450 |
28 |
15 |
Нижнедевицкий |
2 |
64 |
3 |
28 |
236 |
5 |
16 |
Новоусманский |
12(1) |
47 (1) |
31 |
76 |
373 |
41 |
17 |
Новохоперский |
6(1) |
26 |
– |
62 |
383 |
8 |
18 |
Ольховатский |
1 |
11 |
1 |
61 |
254 |
4 |
19 |
Острогожский |
9 |
203 (6) |
2 |
110 |
398 |
21 |
20 |
Павловский |
15 |
87 |
14 |
86 |
355 |
15 |
21 |
Панинский |
5 |
51 |
1 |
32 |
348 |
5 |
22 |
Петропавловский |
2 |
42 (1) |
– |
34 |
253 |
7 |
23 |
Поворинский |
3 |
13 |
– |
24 |
155 |
6 |
24 |
Подгоренский |
7 |
93 |
6 |
78 |
369 |
8 |
25 |
Рамонский |
11 |
52 (6) |
17 |
64 |
272 |
27 |
26 |
Репьевский |
4 |
13 (1) |
1 |
22 |
173 |
4 |
27 |
Россошанский |
5 |
65 |
19 |
151 |
514 |
21 |
28 |
Семилукский |
7 |
18 (4) |
– |
75 |
417 |
19 |
29 |
Таловский |
3(1) |
56 |
1 |
70 |
410 |
6 |
30 |
Терновский |
9 |
57 (1) |
– |
35 |
280 |
3 |
31 |
Хохольский |
6 |
40 (6) |
– |
36 |
289 |
12 |
32 |
Эртильский |
2 |
44 |
1 |
47 |
274 |
4 |
Всего |
171 (4) |
1783 (31) |
133 |
2102 |
10423 |
403 |
В скобках показано количество объектов федерального значения.
Второй этап: расчет относительного потенциала каждого муниципального района с помощью указанной формулы. При этом объект федерального значения мы считаем как 3 объекта. Результаты расчетов включены в табл. 2.
Третий этап: геоинформационная интерпретация результатов исследования. Зонирование области по величине относительного потенциала с помощью следующей шкалы:
μi < 5 – низкий уровень;
5 < μi < 8 – средний уровень;
8 < μi < 11 – высокий уровень;
μi > 11 – очень высокий уровень.
Зонирование выполняется в среде MapInfo методом группировки. Результаты отражены на картосхеме (рисунок).
Таблица 2
Относительный потенциал муниципальных районов Воронежской области для развития туристской деятельности
№ п/п |
Название районов |
Отношение площади области к площади района |
Природные туристские ресурсы |
Культурно-исторические ресурсы |
Туристская инфраструктура |
Автотранспортная обслуженность территории |
Относительный туристский потенциал района |
||
Средства размещения |
Средства питания |
Густота автодорог (км) |
АЗС |
||||||
1 |
Аннинский |
24,95 |
0,699 |
0,799 |
0,749 |
1,672 |
0,923 |
0,499 |
5,34 |
2 |
Бобровский |
22,78 |
2,551 |
1,481 |
1,025 |
0,843 |
0,752 |
1,185 |
7,84 |
3 |
Богучарский |
23,82 |
0,929 |
1,096 |
0,357 |
0,524 |
0,762 |
1,239 |
4,91 |
4 |
Борисоглебский |
37,43 |
0,225 |
0,408 |
1,422 |
1,872 |
1,385 |
1,123 |
6,44 |
5 |
Бутурлиновский |
29,11 |
0,320 |
1,223 |
0,437 |
0,757 |
0,757 |
1,077 |
4,57 |
6 |
Верхнемамонский |
40,31 |
0,443 |
1,008 |
0,605 |
1,169 |
1,371 |
0,685 |
5,28 |
7 |
Верхнехавский |
40,31 |
1,129 |
1,088 |
0 |
0,443 |
1,129 |
0,605 |
4,39 |
8 |
Воробьевский |
43,67 |
0 |
0,873 |
0,349 |
0,437 |
0,917 |
0,437 |
3,01 |
9 |
Грибановский |
26,20 |
0,891 |
1,441 |
0 |
0,524 |
0,838 |
0,838 |
4,53 |
10 |
Калачеевский |
24,95 |
0,150 |
0,773 |
0,948 |
1,123 |
0,998 |
0,873 |
4,87 |
11 |
Каменский |
52,40 |
0,576 |
0,524 |
0 |
0,629 |
1,153 |
0,367 |
3,25 |
12 |
Кантемировский |
22,78 |
0,251 |
0,775 |
0,524 |
0,638 |
0,956 |
0,683 |
3,83 |
13 |
Каширский |
52,40 |
1,782 |
0,943 |
1,572 |
2,358 |
1,100 |
2,987 |
10,74 |
14 |
Лискинский |
26,20 |
0,734 |
0,603 |
0,393 |
2,070 |
1,127 |
1,834 |
6,76 |
15 |
Нижнедевицкий |
43,67 |
0,480 |
1,528 |
1,004 |
0,568 |
1,004 |
0,568 |
5,15 |
16 |
Новоусманский |
34,93 |
2,725 |
0,943 |
8,139 |
1,257 |
1,257 |
3,563 |
17,88 |
17 |
Новохоперский |
22,78 |
1,025 |
0,319 |
0 |
0,661 |
0,843 |
0,456 |
3,30 |
18 |
Ольховатский |
52,40 |
0,314 |
0,314 |
0,419 |
1,520 |
1,258 |
0,524 |
4,35 |
19 |
Острогожский |
30,82 |
1,541 |
3,606 |
0,462 |
1,603 |
1,171 |
1,603 |
9,99 |
20 |
Павловский |
27,58 |
2,317 |
1,296 |
2,896 |
1,131 |
0,938 |
1,020 |
9,60 |
21 |
Панинский |
37,43 |
1,048 |
1,048 |
0,300 |
0,561 |
1,235 |
0,449 |
4,64 |
22 |
Петропавловский |
32,75 |
0,360 |
0,786 |
0 |
0,524 |
0,786 |
0,557 |
3,01 |
23 |
Поворинский |
47,64 |
0,810 |
0,333 |
0 |
0,524 |
0,715 |
0,715 |
3,10 |
24 |
Подгоренский |
32,75 |
1,277 |
1,638 |
1,474 |
1,212 |
1,146 |
0,655 |
7,40 |
25 |
Рамонский |
40,31 |
2,459 |
1,411 |
5,160 |
1,209 |
1,048 |
2,701 |
13,99 |
26 |
Репьевский |
58,22 |
1,281 |
0,466 |
0,466 |
0,582 |
0,990 |
0,582 |
4,37 |
27 |
Россошанский |
21,83 |
0,611 |
0,764 |
3,122 |
1,572 |
1,070 |
1,135 |
8,27 |
28 |
Семилукский |
32,75 |
1,277 |
0,459 |
0 |
1,179 |
1,310 |
1,539 |
5,76 |
29 |
Таловский |
27,58 |
0,772 |
0,827 |
0,221 |
0,910 |
1,076 |
0,414 |
4,22 |
30 |
Терновский |
37,43 |
1,872 |
1,198 |
0 |
0,636 |
1,011 |
0,262 |
4,98 |
31 |
Хохольский |
34,93 |
1,188 |
0,978 |
0 |
0,594 |
0,978 |
1,048 |
4,79 |
32 |
Эртильский |
34,93 |
0,384 |
0,838 |
0,279 |
0,768 |
0,908 |
0,349 |
3,53 |
Относительный туристский потенциал Воронежской области
Из картосхемы видно, что наиболее высокий туристский потенциал имеют Новоусманский и Рамонский муниципальные районы. Это связано в первую очередь с высокими показателями туристских ресурсов и достаточно развитой туристской инфраструктурой. Большое влияние оказывает близость к городу Воронежу. Высоким относительным туристским потенциалом обладают Каширский, Острогожский, Павловский и Россошанский муниципальные районы. Низким относительным туристским потенциалом обладают преимущественно муниципальные районы, расположенные по окраинным рубежам Воронежской области. В них слабо развита туристская инфраструктура и автотранспортное обслуживание, а туристские ресурсы имеются в небольшом количестве [4, 5].
Различия относительного туристского потенциала позволяют перейти к следующему этапу исследования – выделению территориальных туристско-рекреационных систем.
Таким образом, использование математического аппарата позволило выявить различия относительного потенциала для развития туристско-рекреационной деятельности в Воронежской области. Муниципальные районы по степени обеспеченности четко делятся на четыре группы. Также отметим, что полученную формулу относительного потенциала можно применить для сравнения обеспеченности ресурсами субъектов Российской Федерации.