Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) обширен и отличается значительным географическим, правовым и организационно-экономическим разнообразием. Потенциально создание СЭЗ позволяет любой стране ставить перед собой несколько общестратегических задач:
– модернизировать свою экономику, вплоть до трансформации её из закрытой в открытую. При этом модернизирующее воздействие зоны на национальную экономику проявляется не только через прямые экономические, но и через демонстрационные и обучающие эффекты. Они связаны с присутствием в зоне иностранного фактора, точнее говоря – с распространением инновационных элементов организационной культуры зоны (в сфере труда, быта, управления и технологий) за её пределы (через прессу, личные и межфирменные контакты). Именно этими косвенными эффектами объясняется желание многих стран организовать зоны даже тогда, когда по экономическим расчётам они выглядят менее прибыльными, чем другие типы инвестиционных проектов в области развития производства;
– экспериментировать с теми экономико-политическими механизмами, которые являются новацией для страны и ранее не использовались.
Однако при решении данных стратегических задач конкретные цели, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, могут быть различными. Одни государства пытаются решать с помощью зон проблемы конкретных регионов, связанные с реальной или ожидаемой безработицей, низким уровнем социально-экономического развития, защитой интересов отечественных производителей и потребителей. В других странах СЭЗ используются в качестве эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего исповедуются обе цели, так как, несмотря на их различия, очевидно, что они имеют много общего. В частности, для достижения обеих целей используются одни и те же механизмы: экономические, социальные и научно-технические.
Экономические механизмы:
– привлечение иностранного и национального капитала, благодаря специальным льготным экономическим режимам, стабильной законодательной базе и упрощению организационных процедур;
– использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;
– ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;
– рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов [4].
Мировой опыт показал, что прямые иностранные инвестиции, по сравнению с другими формами импорта капитала, имеют ряд преимуществ:
1) они служат источником капитала для вложения в производство товаров и услуг, а также технологий, ноу-хау, передовых методов управления;
2) в отличие от займов и кредитов прямые инвестиции не увеличивают внешний долг, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения.
Социальные механизмы:
– ускорение развития отсталых регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;
– повышение занятости населения, борьба с безработицей;
– создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счёт внедрения мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
– удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.
Научно-технические механизмы:
– привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
– ускорение инновационных и внедренческих процессов;
– привлечение зарубежных учёных и специалистов;
– повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры территорий.
В определенной мере создание СЭЗ можно рассматривать как географическое проявление всемирного процесса трансферта технологий и миграции производства и, как следствие, – широкого вовлечения в современное производство все большего количества стран.
Определение целей создания СЭЗ в свою очередь требует анализа предпосылок, играющих связующую роль между условиями и факторами их формирования. Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что набор предпосылок создания СЭЗ, так же достаточно стандартен, как и перечень целей их создания.
Весь набор предпосылок можно подразделить на две большие группы.
1. Предпосылки общего характера:
– политическая стабильность в стране и в тех регионах, где создаются СЭЗ;
– нормативно-правовые, определяющие экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и др. права СЭЗ;
– организационные (конкретные бизнес-планы, целевые программы и пр.); наличие (или создание) эффективной структуры административного управления СЭЗ, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления;
– финансовые (объемы и сроки отечественных целевых инвестиций и т.п.);
– потенциальная емкость рынка [4].
Данная группа предпосылок обычно формируется на стадиях принятия решения о создании СЭЗ и её становлении при условии, конечно, что создание СЭЗ предусмотрено действующим законодательством.
Предпосылки регионального характера:
– выгодное географическое положение региона – один из важнейших факторов, по которому производится отбор территорий для создания СЭЗ. Оно прежде всего определяет географическую близость и удобство доступа к международным и внутренним рынкам товара и капитала, наличие сложившихся каналов связи с ними;
– наличие благоприятных природных условий не имеет решающего значения при формировании СЭЗ, но довольно существенно влияет на инвестиционную стоимость проекта за счет возможного удорожания строительства. Особую роль в данной подгруппе предпосылок играет фактор наличия и размеров свободных территорий;
– параметры природно-ресурсного потенциала особенно значимы при формировании зон ресурсного и экспортно-производственного характера;
– человеческий потенциал: общее число и качество трудовых ресурсов, наличие кадров, подготовленных для работы в будущих отраслях специализации СЭЗ;
– накопленный экономический потенциал, включая наличие предприятий, действующих в отраслях специализации зоны: базовых объектов деловой, транспортной, телекоммуникационной, производственной, инженерной и социальной инфраструктуры; наличие строительной базы;
– уровень «ноу-хау»: наличие на конкретной территории практического опыта осуществления внешнеэкономической деятельности – опыта экспорта и импорта товаров, услуг и капитала, совместной хозяйственной и инвестиционной деятельности.
В данной группе предпосылок отчетливо выделяются те, которые как бы реализованы самой природой (многие аспекты географического положения, природно-ресурсные и пр.). То есть они заведомо имеют опережающий характер, становясь важнейшими факторами формирования СЭЗ. Однако в большинстве случаев региональные предпосылки создания СЭЗ формируются человеком и весьма капиталоёмки, а поэтому наличие их опережающих «заделов» – важнейший стимул для привлечения инвесторов.
Создавая СЭЗ, многие страны испытали ряд трудностей. Одни из них были связаны с необходимостью значительных первоначальных капиталовложений в развитие инфраструктуры СЭЗ, что усиливало нагрузку на государственный и региональный бюджеты. Другие возникли в результате переоценки потенциальной заинтересованности зарубежных инвесторов в сотрудничестве с СЭЗ. Нельзя не обратить внимание и на такой момент: льготные условия функционирования капитала в СЭЗ, рост иностранных инвестиций привели к оттоку в зоны ресурсов из других регионов страны, что, в свою очередь, усиливало в других регионах несбалансированность экономики [6].
СЭЗ достигают высокой эффективности, благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним существенными льготами, к которым можно отнести следующие: налоговые льготы; доступ к национальному и региональным рынкам; обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счёт более дешёвой рабочей силы; возможность финансирования по сниженным процентным ставкам; право собственности на землю.
В результате вся национальная экономика и отдельные регионы могут:
– более рационально использовать природные ресурсы;
– получать новые технологии, в том числе самые современные;
– развивать торгово-экспортные операции и экспортно-товарные производства;
– структурно перестраивать свое хозяйство;
– повышать занятость населения и снижать уровень безработицы;
– увеличивать благосостояние населения, насыщать государственный рынок высококачественными товарами;
– создавать благоприятные условия для международного кредитования, получения новых источников финансирования;
– осуществлять подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров.
Россия имеет чрезвычайно пеструю региональную палитру. Субъекты Российской Федерации существенно различаются не только по размерам территории и географическому положению. Различны природно-ресурсный и экономический потенциалы, а самое главное – российские регионы находятся на разных стадиях социально-экономического развития [5]. В этой связи весьма актуален не столько генерализированный анализ мирового опыта в целом, сколько оценка его специфики в области создания и функционирования СЭЗ в различных, географически смежных с Россией странах мира [3].
Особый интерес создания и функционирования СЭЗ представляет опыт организации зон в Китае. Этот опыт важен для России в силу частичной схожести социальных, политических и экономических условий при переходе к рынку. В частности, общими чертами являются выгоды ЭГП, относительно дешевая рабочая сила, богатые природные ресурсы, обширный рынок [2]. Однако не менее существенны и различия. Главное из них – источники иностранного капитала. Основными первичными инвесторами в Китае были эмигрировавшие в прошлом китайцы (хуацяо), проживающие в Сингапуре, Тайване, Гонконге, Макао и других странах Азии. Вплоть до начала 1990-х гг. около 80 % всех поступлений иностранного капитала приходилось на Гонконг, Аомынь, Сингапур и Тайвань [1].
В формировании СЭЗ Китая можно выделить несколько основных этапов, в рамках каждого из которых формировались зоны особого типа.
На первом этапе были созданы первые специальные экономические зоны в провинциях Гуандун (Шеньчжень, Чжухай и Шаньтоу) и Фуцзянь (Сямынь). Территориально они были разномасштабными: размер их территории колебался от 15 кв. км до 52 тыс. кв. км. Территории, выбранные для СЭЗ, были преимущественно сельскохозяйственными, поэтому создание СЭЗ в значительной мере меняло вектор их социально-экономического развития: здесь заново создавались городские поселения и разнообразные предприятия обрабатывающей промышленности. То есть СЭЗ сыграли роль локомотива развития территорий, находящихся на аграрной и аграрно-индустриальной стадиях развития.
Второй этап (с начала 1980-х гг.) был связан с созданием нового типа специальных экономических зон – «открытых портов». Под этот статус попали 14 приморских городов, в которых проживает 8 % населения страны и производится 20 % ВВП Китая. Если СЭЗ – это всегда анклавы, то приморские открытые города – относительно открытые для иностранных инвестиций регионы, где анклавные СЭЗ выступают, по отношению к ним в виде субзон. Основная функция приморских открытых городов – оказывать непосредственное воздействие на развитие обслуживаемых ими внутренних регионов в глубинке страны. За период с конца 1980-х по конец 1990-х гг. объем экспортных продаж в приморских открытых городах увеличился почти в 2 раза, а производство на внешний рынок составило 1/3 выпускаемой продукции.
Третий этап характеризуется созданием на территориях портовых городов зон технико-экономического развития (ЗТЭР), которые можно рассматривать как своего рода субзоны. Их главная задача – стимулирование научно-технического прогресса, развитие современной промышленности на основе импорта передовой техники, технологии, технических знаний и передового опыта.
Важнейшей географически значимой особенностью третьего этапа стало формирование крупных территориальных образований – «поясов» СЭЗ. На сегодняшний день уже сформировался «восточный приграничный пояс», включающий в себя восточные приморские районы (территория 320 тыс. кв. км с населением 200 млн чел.). Эти районы отличаются выгодным географическим положением и избытком рабочей силы. Здесь функционируют СЭЗ разных типов и разной степени открытости.
С 1992 г. создается «северный приграничный пояс», который распространяет режим СЭЗ на приграничные с Россией и Монголией северо-восточные регионы. Здесь отдельным городам предоставлен благоприятный режим, аналогичный режиму приморских открытых городов. И, наконец, одновременно формируются «приграничные пояса» на границе со странами Центральной и Юго-Восточной Азии.
Несмотря на значительные позитивные экономические результаты деятельности СЭЗ в Китае их функционированию присущ ряд проблем:
1) в зонах не наблюдалось массового притока передовых технологий, так как инвестировались в основном краткосрочные проекты (не требующие создания серьезного производства); невысокий уровень притока технологий был связан и с ограничением их экспорта из промышленно развитых стран;
2) СЭЗ не стали полноценным связующим звеном между национальной промышленностью и иностранными технологиями, так как все компоненты производства, начиная от оборудования и кончая сырьем, импортировались. Таким образом, в СЭЗ Китая не создавались производства с законченным циклом, а выносились лишь отдельные трудоемкие процессы производства;
3) по мере экономического роста в зонах ощущалась нехватка сырья, электроэнергии, мощностей по переработке полуфабрикатов. Это ставило экономику Китая в жёсткую зависимость от стран, поставляющих необходимые комплектующие детали;
4) ни одна зона не стала чисто экспортоориентированной (их удельный вес экспорта в общем объёме продукции СЭЗ не достиг нормативного показателя – 60 %).
Основные направления опыта в области создания и функционирования СЭЗ Китая очень важны для России. Они показали, что:
– по мере развития хозяйства и ослабления кризисной ситуации в экономике, изменяется структура и тип СЭЗ: от простой к сложной, от торгово-складской к научно-производственной, от небольшой по численности занятых до значительной;
– возникновение СЭЗ, как правило, связано с обострением разнообразных экономических проблем (на уровне отдельного центра, района, страны) и вовлечением страны в международный рынок;
– территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.