Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

TERRITORIAL-SECTORAL STRUCTURE OF INVESTMENTS IN THE ORENBURG REGION

Padalko Yu.A. 1
1 Institute of Steppe of the Ural branch of the RAS
Attracting investments is the main matter for the economic development of every country in the world today. In the Russian Federation, regional social and economic policy is a priority orientation of subjects to attract investment for the development of the territory and the economy. The article presented an analysis of the territorial and sector-specific attraction of investments at regional and local levels. Economic-geographical situation of the Orenburg region defined the sectoral structure of regional economy, which is based on the industrial production and mining. The current economic situation, these industries appeal to investors. in the Region’s investment strategy includes the diversification of the economy through the implementation of investment for projects on the basis of both existing industries and creation of new industries and necessary infrastructure. It is given analysis of investment projects in the territorial and industries in the Orenburg region.
regional development
investment
Orenburg region

В социально-экономической географии развитие территории рассматривается в динамике социальных и территориально-отраслевых показателей региона и групп территориально-административных образований. Перспективы развития территории раскрываются посредством реализации её потенциала: территориального, социального, экономического и вовлечения ресурсов в экономику региона. При этом необходимы определенные вложения (инвестиции) для организации и развития производства или услуг на основе ресурсного потенциала. Объём инвестиций отражает текущие параметры роста региона, а также отраслевую структуру. Инвестиционные проекты представляют перспективные направления и новые отрасли специализации в регионе.

Привлечение средств на развитие производства – одно из приоритетных направлений на всех уровнях хозяйства, в том числе на региональном и муниципальном уровне. Прямые инвестиции в основной капитал и производство способствуют увеличению капитализации предприятия и его конкурентоспособности, а также имеют положительный социально-экономический эффект для развития территории. Прогрессивное значение для территориального развития региона и муниципальных образований играют инвестиции в создание новых отраслей производства и социально-экономической инфраструктуры.

В структуре хозяйства Оренбургской области преобладает промышленное производство – 53 % валового регионального продукта (ВРП), значительную долю которого составляет добыча полезных ископаемых – 34 %. Доля сферы торговли и оказания услуг составляет 14 % ВРП. Далее следуют: сельское хозяйство – 8,7 %, транспорт и связь – 7,7 % и строительство – 5 %. Прочие отрасли занимают около 11 % ВРП [2].

Среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область в 2014 г. занимала 27 место по инвестициям в основной капитал (нефинансовые активы) с общей долей 1,2 % (152573 млн руб.) В Приволжском федеральном округе Оренбургская область является шестым субъектом по объему инвестиций в основной капитал и долей около 7 % от общего показателя 14 субъектов. Среди субъектов Российской Федерации, расположенных в степной зоне, Оренбургская область находится на 8 месте по объёму инвестиций в основной капитал с долей чуть более 5 % [3, 5].

Общие инвестиционные показатели региона не дают представление о равномерности его территориального развития и устойчивости социально-экономического роста. Показатели инвестиций по внутренним административным образованиям позволяют более детально определить распределение инвестиций и провести территориально-отраслевой анализ привлечения средств на развитие. Сопоставление результатов анализа с экономико-географическим положением районов помогает выявить влияние на характер развития центральных и периферийных территорий. Анализ инвестиционных проектов покажет перспективы развития хозяйства на муниципальном уровне.

Материалы и методы исследования

В исследовании использовались открытые официальные источники информации по инвестиционным показателям и проектам в Оренбургской области. Статистические данные по общим инвестициям в основной капитал и их структуры по видам экономической деятельности, применяемые в расчетах исследования, собраны из открытых баз данных Росстата [2] в сети Интернет, а также представлены Территориальной службой государственной статистики по Оренбургской области. Информация о инвестиционных и реализуемых проектах получена из официальных инвестиционных паспортов Оренбургской области и муниципальных районов.

Обработка и анализ статистических данных осуществлялись с применением геоинформационных методов посредством использования инструментария пространственного анализа и тематического картографирования ГИС MapInfo 11.5. При анализе и оценки инвестиционной деятельности применялись удельные показатели динамики, структуры распределения, источник финансирования и коэффициент самофинансирования [1, 4], рассчитанные по административным районам Оренбургской области.

Результаты исследования и их обсуждение

В разрезе административных районов области с 2010 по 2014 гг. средний рост инвестиций в основной капитал составил 116 % (рис. 1).

В Оренбургской области средства, направляемые в основной капитал, распределяются по видам основных фондов в следующих пропорциях: машины, оборудование, транспортные средства (36 %), здания (кроме жилых) и сооружения (35,1 %), жилища (4,6 %) и прочие (24,3 %).

pic_45.tif

Рис. 1. Средний годовой прирост инвестиций с 2010 по 2014 г.

Таблица 1

Показатели инвестиций по районам Оренбургской области

Район

Общие инвестиции в 2014 г.

Доля государственных инвестиций в общем объёме инвестиций в 2013 г., %

Коэффициент самофинансирования

Общие объёмы, тыс.

Плотность инвестиций. руб./км2

Абдулинский

53141

30,5

100

Адамовский

258369

40,2

15,6

0,58

Акбулакский

196094

39,0

59

0,41

Александровский

219661

72,0

87

0,10

Асекеевский

296225

125,1

35,8

0,23

Беляевский

266555

73,8

14

0,72

Бугурусланский

135186

47,8

38,8

0,51

Бузулукский

320672

84,5

24,9

0,39

Гайский

169093

53,0

12,1

0,46

Грачёвский

222881

131,4

77,1

0,09

Домбаровский

114250

32,0

98,8

0,01

Илекский

285624

79,0

81,8

0,13

Кваркенский

218217

41,7

68,5

0,31

Красногвардейский

289818

100,0

69,9

0,13

Кувандыкский

181657

29,9

47,7

0,49

Курманаевский

111346

38,1

73,9

0,24

Матвеевский

100455

56,9

72,4

-

Новоорский

602267

193,9

11,8

0,83

Новосергиевский

739709

161,8

29,2

0,64

Октябрьский

406636

152,0

32,7

0,39

Оренбургский

6350054

1059,9

9,6

0,17

Первомайский

331804

67,4

48,9

0,26

Переволоцкий

184259

67,9

42,7

0,38

Пономарёвский

180772

85,6

99,3

-

Сакмарский

739287

383,6

19,2

0,31

Саракташский

1481877

406,9

3,2

0,23

Светлинский

69485

12,4

84

0,11

Северный

165237

79,3

95,3

0,01

Соль-Илецкий

156205

32,4

33,1

0,67

Сорочинский

111563

40,8

61,9

0,30

Ташлинский

461825

136,4

19,2

0,53

Тоцкий

142257

45,4

68,3

0,23

Тюльганский

230582

118,9

55,5

0,43

Шарлыкский

223080

78,6

72,5

0,18

Ясненский

9389

2,6

100

-

Примечание. Составлено и рассчитано автором по данным Территориальной службы государственной статистики по Оренбургской области.

По источнику финансирования инвестиции в основной капитал дифференцируются на собственные средства и привлеченные. Привлеченные средства составляют государственные из бюджетных источников и заёмные (инвесторов и банков) (табл. 1).

В большой части районов инвестиции в основной капитал составляют государственное финансирование из федерального, регионального и муниципального бюджетов. Коэффициент самофинансирования за счет собственных средств только в 6 районах Оренбургской области превышал 0,5 в 2013 г.

Отраслевая структура инвестиций по видам экономической деятельности за 2014 г. соответствует их многолетней структуре и в основном отражает хозяйственную специализацию области. Основная доля инвестиций направлена в добычу полезных ископаемых в нефтегазоносных и горнодобывающих районах области для геологоразведочных работ, разработку новых месторождений или интенсификацию добычи на староосвоенных.

С целью привлечения инвестиций в регион правительством Оренбургской области принят ряд законодательных документов, Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 г. и инвестиционные программы. Создаются условия для упрощения работы инвесторов и деятельности организаций в создание новых производств и расширение существующих. На муниципальном уровне определяются отрасли и площадки для привлечения инвестиций.

Согласно данным инвестиционного портала Оренбургской области на территории региона имеется 103 инвестиционных площадки, в стадии реализации 31 проект и 21 проект планируется к реализации.

Инвестиционные площадки представлены двумя типами: 29 – браунфилд и 73 – гринфилд. В качестве браунфилд-площадки предлагаются территории и участки вторичного освоения, такие как недостроенные производственные объекты, неэффективные и закрытые предприятия. На большой части браунфилд-площадок находятся здания и сооружения, а также имеется возможность подключения к инфраструктуре территории. Такие площадки в основном представлены в восточных промышленных районах и городах области. На части инвестиционных площадок инвестору предлагается продолжить использование по первоначальному назначению.

Гринфилд инвестиционные площадки предоставляются на неосвоенных территориях, как населённых пунктов, так и сельской местности для организации производства или строительства с нуля. Предлагаются участки с обременением по назначению и целевому использованию, согласно природным ресурсам, имеющимся на участке, или с необходимостью создания инфраструктуры для социально-экономического развития прилегающей территории. Площадки с обременением имеют назначения для сельского хозяйства, рекреации, социальной инфраструктуры, жилой застройки утилизации отходов, а также организации производства и добычи. Для добычи отдаются месторождения рудных (меди, золота) и нерудных (строительных материалов) полезных ископаемых. Рекреационного назначения рекомендуются территории с целью строительства на них инфраструктуры для туризма и отдыха. Участки под жилую застройку предоставляются на землях районных центров и городов области.

Площадь участков брунфилд-площадок меньше, чем гринфилд-территорий, из-за их локализации в существующей инфраструктуре (включает в основном площадь зданий и сооружений) (рис. 2).

pic_46.tif

Рис. 2. Инвестиционные площадки Оренбургской области

Реализуемые проекты представлены выполняемыми инвестиционными проектами предприятий по увеличению производства и открытия новых направлений и модернизации существующей деятельности. Инфраструктурные проекты финансируются за счет государства из регионального и федерального бюджетов. В общей группе реализуемых проектов преобладает топливно-энергетический комплекс (8 проектов) и металлургический комплекс с добычей полезных ископаемых (6 проектов), на сельское хозяйство и строительство приходится по 5 проектов, в машиностроении и производстве – 4 проекта, в жилищно-коммунальной сфере (2 проекта) и телекоммуникации (1 проект).

Наиболее крупные по объёму финансирования проекты представлены в топливно-энергетическом комплексе – внедрение новых технологий добычи нефти и проведение геологоразведочных работ на месторождениях ОАО НК «Роснефть» (91 млрд руб.) и развитие Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения (50 млрд руб.). Следующий крупный проект относится к строительной сфере – жилой застройки территории посёлка Ивановка в пригороде г. Оренбурга компанией ООО «Экодолье Оренбург» с объёмом финансирования 23 млрд руб. (табл. 2).

Таблица 2

Отраслевая структура объёмов финансирования реализуемых и планируемых к реализации проектов

Отрасль

Реализуемые проекты, %

Планируемые к реализации проекты, %

Топливно-энергетический комплекс

91,1

2,1

Металлургический комплекс, добыча п/и

10,2

4

Машиностроение, производство

5,8

2,3

Сельское хозяйство

3,6

0,2

Строительство

23,0

1,1

Телекоммуникации

1,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,6

Транспорт, дорожное хозяйство

32,6

Медицина и здравоохранение

2

Планируемые к реализации проекты направлены больше на развитие транспортной инфраструктуры Оренбургской области: автомобильной, железнодорожной и авиаперевозок (6 проектов), также сельского хозяйства (животноводство) – 5 проектов и медицину и здравоохранение – 3 проекта, остальная часть равномерно рассредоточена по остальным отраслям.

Основным источником финансирования планируемых проектов является Правительство Оренбургской области и крупные компании с государственным участием. Самым крупным проектом является строительство Оренбургского участка высокоскоростной автомагистрали Казань – Оренбург – Актобе в рамках международного транспортного коридора Европа – Западный Китай с объёмом финансирования 150 млрд руб. (проект Правительства Оренбургской области) и развитие южного железнодорожного выхода с Урала на Запад (электрификация ж/д линии Оренбург – Красногвардеец – Сенная) планируемая к реализации Южно-Уральской железной дорогой – филиалом ОАО РЖД – 32 млрд руб.

Выводы

Таким образом, по результатам проведенного территориально-отраслевого анализа инвестиционных проектов в Оренбургской области удалось установить существование проблем по привлечению инвестиций в отдельные сектора экономики. В особенности недостаточно привлекает инвестиции одна из потенциально конкурентных отраслей – сельское хозяйство.

Показатели самофинансирования инвестиционной деятельности по муниципальным районам отражают их невозможность финансировать развитие хозяйства и инфраструктуры, в том числе создавать новые без внешнего привлечения средств. Среди районов наиболее устойчивы по привлечению инвестиций, центральные районы, а также районы, в территориально-отраслевой структуре экономики которых присутствует горнодобывающий или нефтегазодобывающий сектор. В отраслевой структуре хозяйства Оренбургской области наиболее инвестиционно привлекательны отрасли с быстрой окупаемостью вложений, такие как нефтегазодобыча, топливно-энергетический комплекс и торговля.

Региональная специфика инвестиционного плана развития в территориально-отраслевом аспекте показывает пробелы в хозяйстве и инфраструктуре: развитие транспортной инфраструктуры, диверсификация экономики и открытие новых производств в моногородах области.

Работа выполнена в рамках бюджетной темы «Изучение историко-географических и социально-экономических аспектов освоения и развития степного пространства России и Евразии».