В социально-экономической географии развитие территории рассматривается в динамике социальных и территориально-отраслевых показателей региона и групп территориально-административных образований. Перспективы развития территории раскрываются посредством реализации её потенциала: территориального, социального, экономического и вовлечения ресурсов в экономику региона. При этом необходимы определенные вложения (инвестиции) для организации и развития производства или услуг на основе ресурсного потенциала. Объём инвестиций отражает текущие параметры роста региона, а также отраслевую структуру. Инвестиционные проекты представляют перспективные направления и новые отрасли специализации в регионе.
Привлечение средств на развитие производства – одно из приоритетных направлений на всех уровнях хозяйства, в том числе на региональном и муниципальном уровне. Прямые инвестиции в основной капитал и производство способствуют увеличению капитализации предприятия и его конкурентоспособности, а также имеют положительный социально-экономический эффект для развития территории. Прогрессивное значение для территориального развития региона и муниципальных образований играют инвестиции в создание новых отраслей производства и социально-экономической инфраструктуры.
В структуре хозяйства Оренбургской области преобладает промышленное производство – 53 % валового регионального продукта (ВРП), значительную долю которого составляет добыча полезных ископаемых – 34 %. Доля сферы торговли и оказания услуг составляет 14 % ВРП. Далее следуют: сельское хозяйство – 8,7 %, транспорт и связь – 7,7 % и строительство – 5 %. Прочие отрасли занимают около 11 % ВРП [2].
Среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область в 2014 г. занимала 27 место по инвестициям в основной капитал (нефинансовые активы) с общей долей 1,2 % (152573 млн руб.) В Приволжском федеральном округе Оренбургская область является шестым субъектом по объему инвестиций в основной капитал и долей около 7 % от общего показателя 14 субъектов. Среди субъектов Российской Федерации, расположенных в степной зоне, Оренбургская область находится на 8 месте по объёму инвестиций в основной капитал с долей чуть более 5 % [3, 5].
Общие инвестиционные показатели региона не дают представление о равномерности его территориального развития и устойчивости социально-экономического роста. Показатели инвестиций по внутренним административным образованиям позволяют более детально определить распределение инвестиций и провести территориально-отраслевой анализ привлечения средств на развитие. Сопоставление результатов анализа с экономико-географическим положением районов помогает выявить влияние на характер развития центральных и периферийных территорий. Анализ инвестиционных проектов покажет перспективы развития хозяйства на муниципальном уровне.
Материалы и методы исследования
В исследовании использовались открытые официальные источники информации по инвестиционным показателям и проектам в Оренбургской области. Статистические данные по общим инвестициям в основной капитал и их структуры по видам экономической деятельности, применяемые в расчетах исследования, собраны из открытых баз данных Росстата [2] в сети Интернет, а также представлены Территориальной службой государственной статистики по Оренбургской области. Информация о инвестиционных и реализуемых проектах получена из официальных инвестиционных паспортов Оренбургской области и муниципальных районов.
Обработка и анализ статистических данных осуществлялись с применением геоинформационных методов посредством использования инструментария пространственного анализа и тематического картографирования ГИС MapInfo 11.5. При анализе и оценки инвестиционной деятельности применялись удельные показатели динамики, структуры распределения, источник финансирования и коэффициент самофинансирования [1, 4], рассчитанные по административным районам Оренбургской области.
Результаты исследования и их обсуждение
В разрезе административных районов области с 2010 по 2014 гг. средний рост инвестиций в основной капитал составил 116 % (рис. 1).
В Оренбургской области средства, направляемые в основной капитал, распределяются по видам основных фондов в следующих пропорциях: машины, оборудование, транспортные средства (36 %), здания (кроме жилых) и сооружения (35,1 %), жилища (4,6 %) и прочие (24,3 %).
Рис. 1. Средний годовой прирост инвестиций с 2010 по 2014 г.
Таблица 1
Показатели инвестиций по районам Оренбургской области
Район |
Общие инвестиции в 2014 г. |
Доля государственных инвестиций в общем объёме инвестиций в 2013 г., % |
Коэффициент самофинансирования |
|
Общие объёмы, тыс. |
Плотность инвестиций. руб./км2 |
|||
Абдулинский |
53141 |
30,5 |
100 |
– |
Адамовский |
258369 |
40,2 |
15,6 |
0,58 |
Акбулакский |
196094 |
39,0 |
59 |
0,41 |
Александровский |
219661 |
72,0 |
87 |
0,10 |
Асекеевский |
296225 |
125,1 |
35,8 |
0,23 |
Беляевский |
266555 |
73,8 |
14 |
0,72 |
Бугурусланский |
135186 |
47,8 |
38,8 |
0,51 |
Бузулукский |
320672 |
84,5 |
24,9 |
0,39 |
Гайский |
169093 |
53,0 |
12,1 |
0,46 |
Грачёвский |
222881 |
131,4 |
77,1 |
0,09 |
Домбаровский |
114250 |
32,0 |
98,8 |
0,01 |
Илекский |
285624 |
79,0 |
81,8 |
0,13 |
Кваркенский |
218217 |
41,7 |
68,5 |
0,31 |
Красногвардейский |
289818 |
100,0 |
69,9 |
0,13 |
Кувандыкский |
181657 |
29,9 |
47,7 |
0,49 |
Курманаевский |
111346 |
38,1 |
73,9 |
0,24 |
Матвеевский |
100455 |
56,9 |
72,4 |
- |
Новоорский |
602267 |
193,9 |
11,8 |
0,83 |
Новосергиевский |
739709 |
161,8 |
29,2 |
0,64 |
Октябрьский |
406636 |
152,0 |
32,7 |
0,39 |
Оренбургский |
6350054 |
1059,9 |
9,6 |
0,17 |
Первомайский |
331804 |
67,4 |
48,9 |
0,26 |
Переволоцкий |
184259 |
67,9 |
42,7 |
0,38 |
Пономарёвский |
180772 |
85,6 |
99,3 |
- |
Сакмарский |
739287 |
383,6 |
19,2 |
0,31 |
Саракташский |
1481877 |
406,9 |
3,2 |
0,23 |
Светлинский |
69485 |
12,4 |
84 |
0,11 |
Северный |
165237 |
79,3 |
95,3 |
0,01 |
Соль-Илецкий |
156205 |
32,4 |
33,1 |
0,67 |
Сорочинский |
111563 |
40,8 |
61,9 |
0,30 |
Ташлинский |
461825 |
136,4 |
19,2 |
0,53 |
Тоцкий |
142257 |
45,4 |
68,3 |
0,23 |
Тюльганский |
230582 |
118,9 |
55,5 |
0,43 |
Шарлыкский |
223080 |
78,6 |
72,5 |
0,18 |
Ясненский |
9389 |
2,6 |
100 |
- |
Примечание. Составлено и рассчитано автором по данным Территориальной службы государственной статистики по Оренбургской области.
По источнику финансирования инвестиции в основной капитал дифференцируются на собственные средства и привлеченные. Привлеченные средства составляют государственные из бюджетных источников и заёмные (инвесторов и банков) (табл. 1).
В большой части районов инвестиции в основной капитал составляют государственное финансирование из федерального, регионального и муниципального бюджетов. Коэффициент самофинансирования за счет собственных средств только в 6 районах Оренбургской области превышал 0,5 в 2013 г.
Отраслевая структура инвестиций по видам экономической деятельности за 2014 г. соответствует их многолетней структуре и в основном отражает хозяйственную специализацию области. Основная доля инвестиций направлена в добычу полезных ископаемых в нефтегазоносных и горнодобывающих районах области для геологоразведочных работ, разработку новых месторождений или интенсификацию добычи на староосвоенных.
С целью привлечения инвестиций в регион правительством Оренбургской области принят ряд законодательных документов, Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 г. и инвестиционные программы. Создаются условия для упрощения работы инвесторов и деятельности организаций в создание новых производств и расширение существующих. На муниципальном уровне определяются отрасли и площадки для привлечения инвестиций.
Согласно данным инвестиционного портала Оренбургской области на территории региона имеется 103 инвестиционных площадки, в стадии реализации 31 проект и 21 проект планируется к реализации.
Инвестиционные площадки представлены двумя типами: 29 – браунфилд и 73 – гринфилд. В качестве браунфилд-площадки предлагаются территории и участки вторичного освоения, такие как недостроенные производственные объекты, неэффективные и закрытые предприятия. На большой части браунфилд-площадок находятся здания и сооружения, а также имеется возможность подключения к инфраструктуре территории. Такие площадки в основном представлены в восточных промышленных районах и городах области. На части инвестиционных площадок инвестору предлагается продолжить использование по первоначальному назначению.
Гринфилд инвестиционные площадки предоставляются на неосвоенных территориях, как населённых пунктов, так и сельской местности для организации производства или строительства с нуля. Предлагаются участки с обременением по назначению и целевому использованию, согласно природным ресурсам, имеющимся на участке, или с необходимостью создания инфраструктуры для социально-экономического развития прилегающей территории. Площадки с обременением имеют назначения для сельского хозяйства, рекреации, социальной инфраструктуры, жилой застройки утилизации отходов, а также организации производства и добычи. Для добычи отдаются месторождения рудных (меди, золота) и нерудных (строительных материалов) полезных ископаемых. Рекреационного назначения рекомендуются территории с целью строительства на них инфраструктуры для туризма и отдыха. Участки под жилую застройку предоставляются на землях районных центров и городов области.
Площадь участков брунфилд-площадок меньше, чем гринфилд-территорий, из-за их локализации в существующей инфраструктуре (включает в основном площадь зданий и сооружений) (рис. 2).
Рис. 2. Инвестиционные площадки Оренбургской области
Реализуемые проекты представлены выполняемыми инвестиционными проектами предприятий по увеличению производства и открытия новых направлений и модернизации существующей деятельности. Инфраструктурные проекты финансируются за счет государства из регионального и федерального бюджетов. В общей группе реализуемых проектов преобладает топливно-энергетический комплекс (8 проектов) и металлургический комплекс с добычей полезных ископаемых (6 проектов), на сельское хозяйство и строительство приходится по 5 проектов, в машиностроении и производстве – 4 проекта, в жилищно-коммунальной сфере (2 проекта) и телекоммуникации (1 проект).
Наиболее крупные по объёму финансирования проекты представлены в топливно-энергетическом комплексе – внедрение новых технологий добычи нефти и проведение геологоразведочных работ на месторождениях ОАО НК «Роснефть» (91 млрд руб.) и развитие Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения (50 млрд руб.). Следующий крупный проект относится к строительной сфере – жилой застройки территории посёлка Ивановка в пригороде г. Оренбурга компанией ООО «Экодолье Оренбург» с объёмом финансирования 23 млрд руб. (табл. 2).
Таблица 2
Отраслевая структура объёмов финансирования реализуемых и планируемых к реализации проектов
Отрасль |
Реализуемые проекты, % |
Планируемые к реализации проекты, % |
Топливно-энергетический комплекс |
91,1 |
2,1 |
Металлургический комплекс, добыча п/и |
10,2 |
4 |
Машиностроение, производство |
5,8 |
2,3 |
Сельское хозяйство |
3,6 |
0,2 |
Строительство |
23,0 |
1,1 |
Телекоммуникации |
1,0 |
– |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1,6 |
– |
Транспорт, дорожное хозяйство |
– |
32,6 |
Медицина и здравоохранение |
– |
2 |
Планируемые к реализации проекты направлены больше на развитие транспортной инфраструктуры Оренбургской области: автомобильной, железнодорожной и авиаперевозок (6 проектов), также сельского хозяйства (животноводство) – 5 проектов и медицину и здравоохранение – 3 проекта, остальная часть равномерно рассредоточена по остальным отраслям.
Основным источником финансирования планируемых проектов является Правительство Оренбургской области и крупные компании с государственным участием. Самым крупным проектом является строительство Оренбургского участка высокоскоростной автомагистрали Казань – Оренбург – Актобе в рамках международного транспортного коридора Европа – Западный Китай с объёмом финансирования 150 млрд руб. (проект Правительства Оренбургской области) и развитие южного железнодорожного выхода с Урала на Запад (электрификация ж/д линии Оренбург – Красногвардеец – Сенная) планируемая к реализации Южно-Уральской железной дорогой – филиалом ОАО РЖД – 32 млрд руб.
Выводы
Таким образом, по результатам проведенного территориально-отраслевого анализа инвестиционных проектов в Оренбургской области удалось установить существование проблем по привлечению инвестиций в отдельные сектора экономики. В особенности недостаточно привлекает инвестиции одна из потенциально конкурентных отраслей – сельское хозяйство.
Показатели самофинансирования инвестиционной деятельности по муниципальным районам отражают их невозможность финансировать развитие хозяйства и инфраструктуры, в том числе создавать новые без внешнего привлечения средств. Среди районов наиболее устойчивы по привлечению инвестиций, центральные районы, а также районы, в территориально-отраслевой структуре экономики которых присутствует горнодобывающий или нефтегазодобывающий сектор. В отраслевой структуре хозяйства Оренбургской области наиболее инвестиционно привлекательны отрасли с быстрой окупаемостью вложений, такие как нефтегазодобыча, топливно-энергетический комплекс и торговля.
Региональная специфика инвестиционного плана развития в территориально-отраслевом аспекте показывает пробелы в хозяйстве и инфраструктуре: развитие транспортной инфраструктуры, диверсификация экономики и открытие новых производств в моногородах области.
Работа выполнена в рамках бюджетной темы «Изучение историко-географических и социально-экономических аспектов освоения и развития степного пространства России и Евразии».