Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

FOREIGN-ECONOMIC POTENTIAL OF THE MUNICIPAL UNITS OF PRIMORSKY REGION OF RUSSIA: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

Surzhikov V.I. 1
1 Vladivostok State University Economy and Service
The article explains the relevance of the assessment of foreign-economic potential of municipal entities of Primorsky Region in terms of the expansion of foreign trade activities into the Asia-Pacific countries, as well as from the viewpoint of the municipalities’ regional development. Its structure has four components highlighted: the potential economic and geographical situation, export-oriented natural resources, socio-economic and investment potentials. The results of the component-wise and integrated assessments. Based on the data identified four types of municipalities on the level of foreign-economic potential: very high, high, medium and low. The article presents a brief description of their. The author studied the possibilities and limitations of using foreign-economic potential for the development of foreign economic cooperation in the framework of the adopted federal laws «On the territories of advancing social and economic development in the Russian Federation» and «On the free port of Vladivostok».
assessment
foreign economic activity
foreign-economic potential
municipal unit
Primorsky Region of Russia

Указом Президента Б.Н. Ельцина № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» было децентрализовано управление внешнеэкономическими связями и упразднена государственная монополия в сфере внешнеэкономической деятельности, что позволило российским предприятиям и организациям осуществлять внешнеторговые операции с момента их образования, без специальной регистрация в качестве участников ВЭД [8]. Вследствие чего субъекты экономики получили возможность расширения собственного потенциала за счёт осуществления внешнеэкономической деятельности.

Таким образом с начала 1990-х годов учёные экономисты стали уделять пристальное внимание понятию «экспортный потенциал территории». Затем возникла необходимость перехода к дефиниции «внешнеэкономический потенциал», которая была обусловлена укреплением и расширением направлений международных экономических отношений. Субъекты экономики продолжали осуществлять внешнеторговые процессы, но при этом стали участвовать в различных формах внешнеэкономического сотрудничества (научно-техническое и научно-производственное, военно-техническое, инвестиционное и др.).

Дальнейшее интенсивное развитие международной экономической интеграции страны обусловило необходимость исчисления внешнеэкономического потенциала как на уровне субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Тем более что падение производства и сжатие внутреннего спроса, смещение регулирования социально-экономических процессов на локальный уровень предопределили саморазвитие низовых административных единиц. В то же время децентрализация управления внешнеэкономическими связями и переход экономики в русло рыночных отношений предоставили им некую возможность участия во внешнеэкономической деятельности, которая призвана, прежде всего, способствовать социально-экономическому развитию муниципалитетов, привлечению иностранных инвестиций, использованию зарубежного опыта.

В связи с этим каждая административно-хозяйственная единица стремится мобилизовать свой потенциал для внешнеэкономического взаимодействия. Но структурные особенности экономики и всего комплекса ресурсов территории существенно ограничивают возможности участия во внешнеэкономической деятельности одних муниципалитетов и благоприятствуют другим. Исходя из этого автором установлено, что необходимость оценки внешнеэкономического потенциала приобретает особое значение для муниципальных образований в целях обеспечения их устойчивого развития.

В литературе данной проблематике посвящён ряд работ отечественных учёных, А.А. Анненковой [1], С.Н. Блудовой [2], Г.И. Немировой [3], П.Б. Разумова [4]. Несмотря на научный интерес, оценки внешнеэкономического потенциала на уровне муниципального образования не проводились.

Автором определена структура внешнеэкономического потенциала (потенциал экономико-географического положения, экспортно-ориентированный природно-ресурсный, социально-экономический и инвестиционный потенциалы) и проведена покомпонентная оценка тридцати двух муниципальных образований Приморского края без учёта двух закрытых административно-территориальных образований г. Большой Камень и г. Фокино (таблица).

Результаты покомпонентной оценки внешнеэкономического потенциала муниципальных образований Приморского края [5, 6, 7]

Название МО

ЭОПРП1

СЭП2

ИП3

ЭГП4

Абс.

балл

Абс.

балл

Абс.

балл

Абс.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Анучинский МР**

8,79

1

0,27

1

2,00

2

2,60

1

Арсеньевский ГО*

7,00

1

2,24

2

1,00

1

2,90

1

Артемовский ГО

7,00

1

2,80

2

4,00

3

6,10

2

Владивостокский ГО

64,00

4

13,22

4

8,00

4

7,10

3

Дальнегорский ГО

50,39

4

1,15

1

2,00

2

5,30

2

Дальнереченский ГО

7,00

1

0,92

1

2,00

2

4,40

2

Дальнереченский МР

7,72

1

0,13

1

1,00

1

3,70

1

Кавалеровский МР

27,66

3

0,43

1

1,00

1

3,60

1

Кировский МР

7,06

1

0,81

1

1,00

1

4,00

1

Красноармейский МР

27,06

3

0,75

1

1,00

1

2,20

1

Лазовский МР

32,22

3

0,39

1

2,00

1

5,30

2

Лесозаводский ГО

7,89

1

1,10

1

3,00

2

5,80

2

Михайловский МР

7,87

1

0,79

1

2,00

3

3,20

1

Надеждинский МР

52,00

4

0,71

1

1,00

1

4,40

2

Находкинский ГО

64,00

4

3,97

3

5,00

3

6,90

3

Октябрьский МР

7,00

1

0,63

1

1,00

1

5,90

2

Ольгинский МР

36,29

3

0,19

1

1,00

1

5,80

2

Партизанский ГО

7,00

1

0,70

1

2,00

1

3,20

1

Партизанский МР

7,00

1

0,66

1

2,00

1

4,20

1

Пограничный МР

7,00

1

0,42

1

1,00

1

6,60

3

Пожарский МР

21,73

3

1,37

1

1,00

1

3,40

1

Спасск-Дальний ГО

7,00

1

0,84

1

1,00

1

3,60

1

Спасский МР

7,00

1

0,59

1

1,00

1

3,70

1

Тернейский МР

63,34

4

0,88

1

4,00

3

5,70

2

Уссурийский ГО

7,32

1

5,40

3

5,00

3

4,50

2

Ханкайский МР

7,00

1

0,49

1

2,00

1

5,50

2

Хасанский МР

52,00

4

0,72

1

3,00

1

10,50

4

Хорольский МР

13,72

2

0,73

1

2,00

2

4,00

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Черниговский МР

7,47

1

0,60

1

1,00

1

3,70

1

Чугуевский МР

15,6

2

0,35

1

1,00

1

2,30

1

Шкотовский МР

52,97

4

0,48

1

1,00

1

4,20

1

Яковлевский МР

7,00

1

0,21

1

1,00

1

2,20

1

Примечания: * – городской округ; ** – муниципальный район; 1 – экспортно-ориентированный природно-ресурсный потенциал, 2 – социально-экономический потенциал; 3 – инвестиционный потенциал; 4 – потенциал экономико-географического положения.

pic_129.tif

Внешнеэкономический потенциал муниципальных образований Приморского края

На основе полученных результатов оценки внешнеэкономического потенциала муниципальных образований Приморского края была проведена их типология, которая позволила выделить четыре типа муниципалитетов. К первому типу с очень высоким внешнеэкономическим потенциалом (3,19–3,90 балла) отнесены крупнейшие экономические центры региона – Владивостокский и Находкинский городские округа (рисунок).

Для муниципалитетов характерна мореходная специализация. Главные виды хозяйственной деятельности представлены такими отраслями промышленности, как рыбная, судостроение и судоремонт, транспорт, машиностроение (приборостроение, автомобилестроение). Лидирующее место в структуре промышленного комплекса занимает рыбная промышленность, что обусловлено наличием значительных запасов морских биоресурсов.

Относительно благоприятное ЭГП, которое обеспечивается выходом к морскому побережью и наличием крупных международных портов, определяет одну из ведущих отраслей – транспорт. На территории городских округов действуют крупнейшие морские порты всего Дальнего Востока.

Здесь работают старейшие предприятия региона, которые занимаются производством радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления, производством приборов и инструментов для измерения, контроля и испытаний, производством приборов и аппаратуры для автоматического регулирования или управления.

Автомобилестроение представлено ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», которое взаимодействует с крупными производителями автомобилей Японии и Южной Кореи. На предприятии из готовых импортных узлов и агрегатов собирают автомобили известных мировых производителей, таких как Mazda, Isuzu, SsangYong.

К пищевой промышленности помимо производства рыбопродукции относятся производство колбасных изделий, продуктов из мяса и мяса птицы, мясных полуфабрикатов, производство алкогольных и безалкогольных напитков.

Иностранные контрагенты активно инвестируют в экономику муниципалитетов. Данные за период с 2008 по 2013 г. свидетельствуют о том, что 88,2 % иностранных инвестиций от общекраевых приходится на них. Здесь работают порядка 400 предприятий с участием иностранного капитала.

Второй тип муниципалитетов с высоким внешнеэкономическим потенциалом (2,46–3,18 балла) образуют: Дальнегорский, Артемовский, Уссурийский городские округа и Надеждинский, Тернейский, Хасанский муниципальные районы.

Хасанский муниципальный район расположен на юге Приморского края и обладает самым благоприятным ЭГП. Он имеет выход одновременно к побережью Японского моря с тремя международными морскими портами (Зарубино, Посьет, Славянка) и к сухопутной государственной границе с двумя таможенными пунктами пропуска Краскино (КНР) и Хасан (КНДР). Сочетание приморского и приграничного положения района характеризует его значительный транзитный потенциал, предоставляющий широкие возможности осуществления внешнеэкономических связей, как наземным транспортом, так и морским. Оставшиеся муниципалитеты характеризуются условно благоприятным ЭГП.

Очень высокий экспортно-ориентированный природно-ресурсный потенциал характерен для Дальнегорского городского округа и Надеждинского, Тернейского, Хасанского районов. Все они располагают запасами морских биоресурсов. Одновременно с этим Тернейский МР обладает и самым значимым лесоресурсным потенциалом в Приморье (20 % общекраевых запасов древесины). На территории Дальнегорского городского округа размещены крупнейшие месторождения свинца и цинка (Николаевское, Партизанское, Верхнее, Майминовское, Южное), крупнейшее в России боросиликатное месторождение. На основе разработки последнего ЗАО «ГХК БОР» смог зарекомендовать себя как один из основных экспортёров борной кислоты в страны АТР. Отличные перспективы для освоения и инвестирования имеет Черемшанский рудный узел.

Для Артёмовского и Уссурийского округов характерны средний и высокий уровни социально-экономического потенциала, для всех остальных муниципалитетов – низкий уровень. Уссурийский городской округ занимает стабильное второе место в крае по объёму валового муниципального продукта. Здесь производится третья часть всей промышленной продукции Приморского края. Удельный вес пищевой промышленности в общем объёме производства округа составляет около 60 %. Экономику Артёмовского округа формируют отрасль строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая, лёгкая и пищевая промышленность, электроэнергетика и транспорт.

Инвестиционный потенциал Артёмовского, Уссурийского городских округов и Тернейского района высокий. В их экономику активно инвестируют японские, корейские и китайские предприниматели.

В третий тип муниципалитетов со средним внешнеэкономическим потенциалом (1,74–2,45 балла) вошли: Лесозаводский, Дальнереченский, Арсеньевский, Спасск-Дальний, Партизанский городские округа и Михайловский, Шкотовский, Пожарский, Лазовский, Ольгинский, Октябрьский, Кавалеровский, Красноармейский муниципальные районы.

Лесозаводский, Дальнереченский городские округа и Лазовский, Ольгинский и Шкотовский муниципальные районы обладают условно благоприятным экономико-географическим положением. Все остальные административные единицы имеют неблагоприятное ЭГП.

Высоким экспортно-ориентированным природно-ресурсным потенциалом характеризуются Кавалеровский, Красноармейский, Лазовский, Ольгинский и Пожарский муниципальные районы. Они обладают значительной минерально-сырьевой базой. На территории Красноармейского и Пожарского районов сосредоточены крупнейшие в России месторождения вольфрама (Восток-2 и Лермонтовское). Красноармейский район богат серебро-полиметаллическими (Таежное, Кумирное, Левобережное) и комплексными олово-полиметаллическими (Зимнее и Дальнетаежное) месторождениями. Существенные запасы олова, свинца, цинка, железных руд имеются на территории Ольгинского (Щербаковское, Фасольное месторождения) и Кавалеровского (Силинское месторождение) районов. Все эти месторождения располагаются в непосредственной близости от морских портов, что определяет их перспективность для инвестирования. Кроме этого на Пожарский и Красноармейский районы приходится 37 % общекраевых запасов древесины. Лазовский и Ольгинский районы обладают значительными запасами морских биоресурсов.

Среди всех муниципалитетов только Арсеньевский городской округ обладает средним уровнем социально-экономического потенциала. Он является центром машиностроения. В структуре отгруженных товаров и услуг собственного производства крупными и средними предприятиями 94 % приходится на продукцию машиностроения.

Высокие показатели инвестиционного потенциала характерны для Михайловского района, где в сельское хозяйство инвестируют предприниматели из КНР и Республики Корея.

К четвёртому типу муниципалитетов с низким внешнеэкономическим потенциалом (1,0–1,73 балла) относятся: Пограничный, Партизанский, Хорольский, Анучинский, Чугуевский, Ханкайский, Черниговский, Яковлевский, Спасский, Кировский и Дальнереченский муниципальные районы, большинство из которых характеризуются неблагоприятным ЭГП.

Средним экспортно-ориентированным природно-ресурсным потенциалом обладают Чугуевский и Хорольский муниципальные районы. Они характеризуются богатой минерально-ресурсной базой и значительными запасами лесных ресурсов. На долю Чугуевского района приходится 10 % промышленных запасов древесины края. В Хорольском районе расположены Вознесенское и Пограничное месторождения, содержащие 100 % российских запасов руд плавикового шпата и значительные запасы руд редкоземельных металлов (тантало-ниобатов).

Экономики муниципалитетов имеют в основном сельскохозяйственную и лесозаготовительную специализацию, во многом именно поэтому демонстрируют низкие показатели уровня экономического, социального и инвестиционного развития по сравнению со среднекраевыми значениями.

На дальнейшее использование внешнеэкономического потенциала муниципальных образований должны повлиять принятые федеральные законы «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и «О свободном порте Владивосток». Режим свободной таможенной зоны позволит привлечь иностранных инвесторов, в том числе для создания совместных преприятий, увеличить грузооборот портов муниципалитетов первого типа, что приведёт к росту их доходов, повышению занятости населения, росту налоговых доходов. Получат импульс к развитию и обрабатывающие производства, ориентированные на экспорт, расположенные на территории муниципальных образований первых трёх типов.

В то же время существует ряд факторов, ограничивающих дальнейшее развитие: механизмы распределения полномочий между органами местного самоуправления и Управляющей компанией свободного порта Владивосток; неготовность транспортной системы края; бюрократические препоны, проверки, получение разрешительной документации; медленное оформление таможенных грузов; инфраструктура пунктов пропуска, не отвечающая современным требованиям.