Проблемы состояния окружающей среды стали настолько серьезными, что не обращать на них внимание уже просто нельзя [2]. В настоящее время Россия переходит на мировую Систему стандартов и сертификации продукции, технологий и производств. Отсюда возникла острая потребность в подготовке специалистов соответствующего профиля, спрос на которых неуклонно растет.
Современные условия деятельности предприятий характеризуются постоянно растущей сложностью задач и предъявляют к специалистам, работающим в реальном секторе производства, значительно более высокие требования [5]. Любое предприятие испытывает острую потребность в персонале, умеющем адаптироваться к реальным условиям организации в соответствии с особенностями ее производственной деятельности, корпоративной культуры, способном к самостоятельному и грамотному решению производственных задач, в том числе касающихся вопросов развития предприятий, территорий [4]. Данная проблема особо обостряется в условиях экономического кризиса, когда возможность компании успешно бороться с кризисными условиями зависит от наличия в компании кадров высокого профессионального уровня, способных принимать точные, быстрые решения.
Целью данного исследования является анализ роли и требований предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки к будущим специалистам-экологам. Статья является логическим продолжением исследования оценки удовлетворенности и потребностей внутренних потребителей (студентов), обучающихся по направлению подготовки «Экология и природопользование» на 1–3 курсах очной и очно-заочной форм обучения [3]. В работе применялся метод анкетирования на 10 крупных предприятиях Чувашской Республики (ООО «Коммунальные технологии», ОАО «АБС ЗЭиМ Автоматизация», ОАО «ВНИИР», ИЦ «Бреслер», ОАО «Перкарбонат», ОАО «Промтрактор», ООО «Хевел», ОАО «Специализированное автохозяйство», ОАО «ЧПО им. В.И. Чапаева» и ОАО «Элара»).
Предприятия-респонденты относятся к категории машиностроительных, химических, жилищно-коммунальных предприятий многопрофильного направления, занимающегося производством широкого ассортимента продукции военного и гражданского назначения. В соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов, предприятия относится к II–IV классу. Численность работающих на всех предприятиях составляет свыше 100 человек. Должность эколога есть на всех опрошенных предприятиях.
С течением времени предприятия периодически нуждаются в новых сотрудниках и специалистах. Как показал анализ, такая потребность появляется 1 раз в несколько лет. При поиске нового сотрудника предприятия чаще всего используют следующие способы поиска работников: прием резюме от соискателей с целью составления «резервного банка данных» (19 %), поиск внутри предприятия, в том числе из числа имеющихся сотрудников или их знакомых, родственников (23 %), ярмарки вакансий (58 %). При приеме на работу часто употребляемыми методами отбора кандидата на вакантную должность являются интервью, собеседование (32 %) и испытательный срок (32 %) (рис. 1).
Рис. 1. Способы поиска нового сотрудника и методы отбора кандидата на вакантную должность
Рис. 2. Причины отказа кандидатам
Основной причиной отказа кандидатам при приеме на работу является нехватка знаний по специальности (40 %) и отсутствия интереса к должности (30 %) (рис. 2).
На вопрос: «Выпускники какого уровня подготовки для Вас предпочтительны при приеме на работу?» работодатели отдали равное количество голосов в предпочтении выпускников-специалистов (40 %) и неважности уровню образования (40 %). Форма обучения молодых специалистов не имела значения для 60 % работодателей и 40 % выбрали бы выпускников очной формы обучения (рис. 3).
Рис. 3. Уровень подготовки и форма обучения выпускников
Ответы на вопрос «Обязательно ли выпускник вуза должен иметь опыт практической работы, прежде чем он придет устраиваться на работу в Вашу компанию?» показали, что для половины опрошенных работодателей не важно наличие опыта работы, а достаточно прохождения на их предприятии производственной и преддипломной практик. Критериями, которыми руководствуются предприятия при приеме выпускников конкретного вуза, – это уровень профессиональной подготовки (60 %) и подготовка специалистов требуемого профиля (33 %) [1]. Для определения степени готовности соискателя к работе на предприятии при трудоустройстве молодого сотрудника работодатель предъявляет ряд требований, по которым он определяет степень подготовки. Абсолютно важными требованиями респонденты считают: проявление ответственности за выполняемую работу (29 %), коммуникабельность и умение договариваться с людьми (35 %), навыки работы с компьютерными программами (29 %), знание оргтехники (69 %) (рис. 4).
Рис. 4. Требования работодателей
Анализируя ответы на вопрос «Насколько быстро выпускники вузов приступили к работе на Вашем предприятии?» необходимо отметить, что выпускники всех специальностей подготовки нуждались в дополнительном обучении на рабочем месте (50 %). Работодатели указали, что не полностью удовлетворены профессиональной подготовкой молодых специалистов после вуза и оценивают их уровень теоретических знаний по пятибалльной системе в среднем на «хорошо», а практических – на «удовлетворительно». В связи с сокращением периода обучения и переходом с пятилетнего обучения на четырехлетнее ситуация не улучшится. Улучшить подготовку выпускников можно за счет полного образования, окончив магистратуру, где подготовка должна проводиться с максимально тесной связью с профильными организациями и предприятиями.
Чтобы устранить данную проблему и повысить качество подготовки специалиста, работодатели предлагают проводить следующие мероприятия:
– приведение образовательных программ в соответствие с новыми технологиями,
– привлечение практикующих специалистов к проведению практических занятий.
На 60 % опрошенных предприятий руководство готово за свой счет переобучать и/или повышать квалификацию молодых сотрудников (ОАО «Элара», ООО «Коммунальные технологии», ОАО «Перкарбонат», ООО «Хевел», ОАО «Специализированное автохозяйство», ОАО «ЧПО им. В.И. Чапаева»). Среди выпускников факультета, работающих на указанных предприятиях, повышение квалификации работников проводится ежегодно, что является чрезвычайно актуальным в связи с постоянными изменениями в законодательстве.
Значительным навыком для будущих выпускников является прохождение производственной и преддипломной практик на предприятиях. При подготовке бакалавров ЧГУ им. И.Н. Ульянова заключило договоры на прохождение производственных практик более чем с 800 предприятиями и организациями, в том числе, связанны с подготовкой по направлению «Экология и природопользование» со всеми администрациями районов Чувашской Республики. При прохождении производственных практик студенты имеют право выбора предприятий и предпочитают следующие: Чувашский ЦГМС – филиал ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС», ФГУ ГПЗ «Присурский», ОАО «Научно-производственный комплекс «Элара» имени Г.А. Ильенко», ООО «Водоканал», МБУ «Управление экологии города Чебоксары», Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по ЧР», Филиал ОАО «РусГидро» – «Чебоксарская ГЭС», ООО «НПК Меркурий», Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике.
Первый выпуск бакалавров заочной формы обучения по направлению подготовки «Экология и природопользование» проведен в 2014 г., а очной формы – в 2016 г. До 2014 г. осуществлялась подготовка по экологическому направлению на кафедре в рамках выпуска специалистов по специальности «География» со специализацией «Природопользование и геоэкология». Несмотря на небольшой срок подготовки экологов, выпускники трудоустраиваются и эффективно работают по получаемой специальности на следующие предприятия: ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», Филиал ООО «Волготрансгаз» – «Заволжское ЛПУМГ», Филиал ОАО «РусГидро» – «Чебоксарская ГЭС», ООО «Институт проектирования технологического развития и инноваций, БУ ЧР «Городской клинический центр» Министерства здравоохранения ЧР, МБУ «Управление экологии города Чебоксары», ОАО «ЧПО им. В.И. Чапаева».
Количество выпускников в большей степени зависит от количества бюджетных мест. Несмотря на необходимость решения природоохранных задач и повышения экологической грамотности населения ежегодно происходит сокращение бюджетных мест по специальности «Экология и природопользование». Ежегодно предоставляется 10–12 бюджетных мест соответственно по очной форме обучения, однако в 2016 г. было дополнительно предоставлено 15 бюджетных мест по очно-заочной форме, а по заочной форме обучения впервые было предоставлено 15 бюджетных мест только разово в 2011 г.
Количество обучающихся студентов на очном отделении на платной основе невелико, т.к. должностные оклады экологов на предприятиях невелики, однако, имеются возможности получать более высокие заработки, работая по данной специальности в государственных учреждениях, организациях, занимающихся разработкой проектной, нормативной и другой разрешительной документации, а также в регионах Крайнего Севера.
Студентов, обучающихся на контрактной основе не более одного на каждом курсе очного отделения, однако, они имеются на очно-заочной и заочной форме обучения. Специальность пользуется спросом у иностранцев, так, на каждом курсе имеется по одному студенту-иностранцу (Туркменистан). По итогам работы приемных комиссий всегда осуществлялось формирование полноценных студенческих групп с полным заполнением бюджетных мест, а также набором на платной основе, что показывает востребованность выпускников по данному направлению подготовки. Как показывает анализ трудоустройства, непосредственно по специальности трудоустраивается не менее 30 %, профессиям около специальности 20 %, 40 % продолжают учебу в магистратуре и 10 % становятся самозанятыми.
Предприятия Чувашской Республики периодически испытывают потребности в специалистах-экологах. Тем не менее важными являются не только теоретические знания, но и, по мнению работодателей немаловажно наличие практических навыков, которых, как правило, не хватает. Выходом из данной проблемы является приведение образовательных программ в соответствие с новыми технологиями и привлечение практикующих специалистов к образовательной деятельности. Возникает необходимость более тесного сотрудничества между учебным заведением и предприятием-работодателем. ЧГУ им. И.Н. Ульянова имеет такой опыт подготовки специалистов, только по другим направлениям подготовки. Одним из вариантов решения проблемы является увеличение часов нагрузки производственных практик, проведение практических занятий на территории предприятий, создание кафедр на предприятиях и, в том числе, проведение на этих территориях непосредственно занятий по расписанию. На сегодняшний день между кафедрой природопользования и геоэкологии и с работодателями складываются конструктивные дальновидные взаимоотношения, направленные на сотрудничество. Специалисты-производственники периодически привлекаются к подготовке будущих специалистов не только в качестве руководителей практик, но и в качестве преподавателей теоретических курсов. Организуются постоянные обзорные экскурсии на предприятиях-партнерах с целью ознакомления с используемыми технологиями на производстве и практическим решением задач в области охраны окружающей среды.
В современных условиях для работы экологом уже недостаточно окончить специализированный вуз и получить диплом о высшем профессиональном образовании, необходимо закончить магистратуру, аспирантуру или докторантуру, а для получения высокооплачиваемой работы необходимо иметь образование, полученное в рамках международных программ. Зачастую для обеспечения эффективной работы предприятия в области обращения с отходами необходимо иметь и юридическое образование. Современное экологическое образование в ЧГУ им. И.Н. Ульянова основывается на принципах партнерства с другими кафедрами и факультетами университета, ведущими образовательными учреждениями России, а экологическое образование обеспечивается научно-педагогическим составом на довольно высоком уровне.
Большинство работающих экологов предприятий имеют техническое или естественнонаучное образованием. Решение вопросов охраны окружающей среды довольно полно и продуктивно могут осуществлять специалисты, обладающие системой знаний не только в области химии, физики, экологии, биологии, но и демографии, экономики, картографии (ГИС), географии, управления, юриспруденции и способные наиболее комплексно «видеть» проблемы и находить решения, которые отвечали бы не только экологическим нормам, но и повышали бы экономическую эффективность предприятия и его социальную ответственность.