Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

DEVELOPMENT OF TERTIARY SECTOR AND ORGANIZATION OF URBAN PUBLIC SPACE (ON THE EXAMPLE OF LARGE CITY)

Semina I.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University»
Investigation Service of the tertiary sector of the economy with the interpretation of the urban public space was carried out using the system, spatial, sociological, historical, institutional, economic methods and approaches. Revealed spatio-structural and qualitative changes in the development of the tertiary sector of the economy of a large city on an example of Saransk and the main directions of the transformation of urban space. On the transformation processes in Saransk influenced by fundamental factors: the historical, socio-economic and political. Analysis of the spatial development of the service sector of Saransk, identified factors placing the market and market services in the city. Zoning Saransk conducted on the nature and scale retail trade, taking into account functional and morphological zones that characterize the specialization of districts of the city, distribution of the population, such as land use and development, transport accessibility. Tertiary sector of the economy changes the urban space, transport and planning structure of the city is a factor in its placement. Spatial saturation city consumer goods and services leads to territorial complexes. The project concept is the organization of urban spaces in the direction of humanization takes into consideration the requirements for public places – preferred conditions necessary for outdoor activities, additional activities, social activity. The ability to easily move or stay in cities and residential areas to enjoy the location in the urban space, to meet and «gather» with other people – the foundation for social oriented projects.
the tertiary sector
urban space
service
placing factors
service
social well-being
location
transformation

Постановка проблемы

Развитие современного постиндустриального общества претерпевает значительные структурно-трансформационные изменения. Доминирование третичного сектора создает условия для динамичного развития и удовлетворения потребностей населения. Особую актуальность приобретает вопрос общественных изменений и пространственной организации городской среды. Наименее разработаны теоретические и методические приемы исследования территориальных систем обслуживания населения. Обоснование территориальной организации систем обслуживания требует выявления их структурных особенностей, специфики процессов трансформации и комплексообразования образующих систему элементов – объектов инфраструктурного взаимодействия и пространственного насыщения.

Третичный сектор экономики изменяет городское пространство [1, 6, 12], транспортно-планировочная структура города является фактором его размещения. Пространственное насыщение города потребительскими товарами и услугами приводит к территориальному комплексообразованию, формированию территориальных систем обслуживания [1, 2, 5], которые состоят из инфраструктурных объектов, транспортной сети, торговых и информационных потоков, связаных друг с другом пространственно-функциональными свойствами и связями.

Исследования, направленные на оптимизацию качества городской среды и его пространственной структуры потребовали применения системного, пространственного, социологического, исторического, институционального, экономического методов и подходов [1–15].

Социальный аспект исследования

Методом социологического опроса выявлены компоненты социального благополучия населения г. Саранска [5, 7, 10]. Территория рассматривается нами как среда жизнедеятельности. Исходим из того, что необходимо создание территориальных условий для мобилизации человеческого фактора. Качество жизни определяется качеством места, которое включает: во-первых, количественные параметры различных сред, характеризующих так называемое объективное качество места; во-вторых, свойства территории, не поддающиеся непосредственному количественному измерению, но, тем не менее, внутренне присущие ей и проявляющиеся сквозь призму субъективных оценок отдельных респондентов и их групп. Благоприятность места жительства определяется качеством непосредственного окружения и качеством обслуживания [4, 6, 15].

Проводилось анкетирование и интервьюирование с учетом потребностей населения в услугах и функциональности городского общественного пространства, обустройства дворовой территории. Использовался метод квотной модели выборки – по полу, возрасту и месту проживания, опрошено 395 чел. Согласно опросу жителей г. Саранска наиболее значимыми факторами социального благополучия по степени их значимости выступают: удовлетворенность своей трудовой деятельностью, комфортность жилья, снабжение товарами и продуктами, высокое качество социального обслуживания, низкая преступность и благоприятная социальная обстановка, работа общественного транспорта, благоприятная экологическая обстановка, возможность проведения досуга.

Роль обслуживающих отраслей в повышении социального благополучия по результатам опроса такова, что наиболее значимыми выступают – ЖКХ, торговля, медицинское обслуживание, образование, транспорт и связь, культурно-рекреационное обслуживание. Наименьшая удовлетворенность респондентов выражается именно наиболее значимыми услугами – ЖКХ, медицинским и культурно-рекреационным обслуживанием. Жители г. Саранска удовлетворены (более 50 % респондентов) расположением дома, улицы, где они проживают по отношению к обслуживающим объектам. По транспортной доступности среди жилых микрорайонов г. Саранска выделяется Центр. Проблемы, которыми жители обеспокоены в месте своего пребывания – прежде всего неудовлетворенность обустройством дворовой территории и экологическая составляющая места проживания (качество воды, воздуха). Жителей больше всего беспокоит в обустройстве дворовых территорий отсутствие выделенной автостоянки, скудная озеленённость двора, в том числе цветочными клумбами, небрежное устройство площадки для мусорных баков, отсутствие обустроенной детской площадки, недостаточность малых архитектурных форм (скамейки, вазоны, урны и т.д.).

Таким образом, обустройство дворовых территорий в районах города должно предусматривать создание дворовых зон различного назначения по экологическим нормативам, установку современных малых архитектурных форм, а также посадку древесной и кустарниковой растительности в целях оздоровления и очищения воздуха [4, 13]. Оборудование таких детских площадок должно создать для детей мир воображения, развивать умственные и физические способности. Для населения среднего и старшего возраста зоны отдыха должны создавать атмосферу покоя, душевного комфорта, эстетического наслаждения через дендрологическое оформление. Двор должен иметь спортивную площадку, чётко выделенную автомобильную стоянку. Улучшение городского пространства является ключевым фактором развития территорий, повышения качества жизни населения. Оценка качественных характеристик городского пространства должна способствовать целям планирования современного города. В перспективе возможно моделирование новых, креативных, современных пространств, удобных для жителей. Данный подход основывается на организации городских общественных пространств, отвечающих качественным характеристикам – разумно организованные и высокотехнологичные, привлекательные, «зеленые», экологичные, доступные.

Согласно опросу жителей г. Саранска наиболее значимыми факторами социального благополучия выступают: удовлетворенность своей трудовой деятельностью, комфортность жилья, снабжение товарами и продуктами, высокое качество социального обслуживания, низкая преступность и благоприятная социальная обстановка, работа общественного транспорта, благоприятная экологическая обстановка и на последнем месте – возможность проведения досуга [7]. Данная ситуация определяет модель социального поведения жителей г. Саранска и основной тип потребителя – малообеспеченные потребители, для которых доступными являются продукты и услуги, не требующие максимальных затрат, цена минимальна и качество не является основным фактором. Анализ социальной структуры респондентов показал, что есть и потребитель, который желает и способен приобретать престижную продукцию высокого качества, а также многие респонденты хотят пользоваться услугами, имеющими оптимально приемлемые соотношения цены и качества. Возникает противоречие – потребитель желает, платит, но ожидаемого качества услуги не получает. Респонденты менее всего удовлетворены своей трудовой деятельностью выделяя ее наиболее значимым компонентом социального благополучия, не считают качество социального обслуживания в г. Саранске высоким.

Выявление механизмов территориального комплексообразования в третичном секторе городской экономики рассматривается на примере развития торговли, сферы отдыха и развлечений.

Зонирование территории г. Саранска проводилось по характеру и масштабам розничной торговли с учётом функционально-морфологических особенностей, характеризующих специализацию микрорайонов города, размещения населения, торгово-инфраструктурной обустроенности (табл. 1, 2), транспортной доступности. В качестве объектов зонирования – территориальных единиц (ТЕ) – выступают микрорайоны города. В качестве ТЕ рассматриваются отдельные кварталы, группы соседних кварталов. В качестве границ – улицы города, границы жилых кварталов, хозяйственные и рекреационные объекты.

Таблица 1

Видовое разнообразие торгово-развлекательных услуг для выявления инфраструктурной обустроенности жилых районов г. Саранска

Номер объек-та

Объект

Нумерация и наличие групп объектов, услуг

I

Торгово-развлекательные центры

1 – продуктовые супермаркеты

2 – бытовая техника

3 – компьютерная техника

4 – товары для детей

5 – спортивные товары

6 – одежда/обувь

7 – развлечения для детей

8 – кинотеатр

II

Торговые центры

1 – продуктовые супермаркеты

2 – бытовая техника

3 – компьютерная техника

4 – товары для детей

5 – спортивные товары

6 – одежда/обувь

9 – мебель

   

III

Рынки

1,4–6,9

IV

Специализированные магазины

Продажа продовольственных и промышленных товаров

Таблица 2

Модель торгово-инфраструктурной обустроенности жилых районов г. Саранска

Центр

Юго-Запад

Светотехстрой

Химмаш

ТЭЦ-2

I1

I

II 1–6

II 1–6

II 1–6

II 1–6

III 1,4–6

III 1,4–6,9

III 1,4–6

III 1,4–6,9

IV

IV

IV

IV

IV

Развитие розничной торговли характеризуется коммерческой активностью, поэтому на территории г. Саранска следует выделить зоны с учетом коммерческой активности предприятий: зона высокой коммерческой активности (Центр города со смещением к восточным границам), зона коммерческой активности выше средней (кварталы центральной части жилых микрорайонов Светотехстроя, Юго-Запада, Химмаша, оптово-складская зона по улицам Рабочая и Александровское шоссе), зона средней коммерческой активности (ТЭЦ-2, периферия жилых микрорайонов Светотехстроя, Химмаша, Юго-Запада), зона низкой коммерческой активности (низкоплотностные жилые кварталы в удалении от центра, где нет активной застройки. В каждой из торгово-коммерческих зон г. Саранска существуют центры и субцентры концентрации предприятий розничной торговли.

Комплексность и разноплановость данного исследования не позволяет детализировать отдельные аспекты, требует синтеза выявленных свойств и построения выводов по совокупности отношений «рыночные и не рыночные услуги – количественные параметры и восприятие населением – проблематика, типология и зонирование – обустройство и организация городских общественных пространств в направлении их гармонизации».

Выводы

Выявлены пространственно-структурные и качественные изменения в развитии третичного сектора экономики крупного города на примере г. Саранска и основные направления трансформации городского пространства [1, 3, 5, 6, 13, 15]. На трансформационные процессы в г. Саранске основополагающее влияние оказали факторы: исторический, социально-экономический и политический. Основные направления современной трансформации городского пространства: увеличение зон многоэтажной застройки и сокращение индивидуальной застройки в центральной части города и её спальных районах; увеличение территорий общественно-деловой застройки, в том числе спортивных площадок и сооружений в связи с ориентацией на крупные спортивные мероприятия и повышением коммерческой активности города, формированием особой торгово-промышленной инфраструктуры.

Установлены закономерности развития и размещения сферы обслуживания в городе на основе имеющихся пространственных данных о размещении объектов сферы обслуживания по жилым микрорайонам г. Саранска. Функционирование отрасли культуры и досугово-развлекательной сферы определяют не столько количественные характеристики, сколько качественные, которые можно охарактеризовать как востребованность жителями города культурного продукта. К факторам, влияющим на размещение сферы отдыха и развлечений, следует отнести: социально-демографический, экономический, природный, технический, экологический и нормативно-правовой. Пространственный анализ с использованием ГИС-проекта позволил выявить центры и зоны обслуживания в ряде отраслей третичной экономики, специфические особенности пространственной доступности услуг в г. Саранске и с учетом социологического опроса сформировать модель поведения потребителей услуг в городе [7–9]. Выявлены основные факторы размещения рыночных и не рыночных услуг, виды доступности услуг: территориальные, стоимостные, количественные и временные. Рыночные услуги ориентируются на территориальную доступность и структуру городской среды. Анализ размещения инфраструктурных объектов показал, что крупные торговые центры [5], объекты здравоохранения частной собственности размещены в Центре города, объекты бытового обслуживания – во всех микрорайонах города, ближе к транспортным магистралям. Ежедневные и периодические услуги (по широте охвата и частоте пользования – «всем и всегда», в частности торговля, «не всем и всегда» – школы, детские сады) размещены относительно равномерно и мелкоточечно разбросаны по жилым кварталам г. Саранска, эпизодические услуги («всем иногда» – больницы, «не всем иногда» – театры, музеи) концентрируются в центрах с лучшей транспортной доступностью. Для рыночных услуг основным измерителем является платежеспособный спрос, для не рыночных – норматив и эффективность работы государственных и муниципальных структур.

Локализация основных обслуживающих комплексов в жилых районах г. Саранска выражена в подтипах территориальных обслуживающих комплексов, более локально представлена линейными, точечными и площадными формами размещения [5, 12, 13]. В г. Саранске площадная форма размещения характерна для торгово-развлекательных центров, торговых центров и рынков, парков культуры и отдыха, объектов высшего образования, больниц; линейная форма – для аптек, салонов красоты, саун, клубов, отделений банков, мини-кафе; точечная форма – специализированных магазинов, аптечных пунктов; линейно-точечная форма – банков, объектов средне-специального образования, поликлиник, музеев, сервисных центров, салонов сотовой связи; площадно-линейная форма – банков, школ, детских садов, автосалонов, бассейнов, стадионов. Основная закономерность локализации – мелкие объекты узконаправленных видов услуг – точечная форма, линейно-точечная; объекты диверсифицированного спектра услуг – площадная форма.

Концепция проекта организации городских пространств в направлении их гуманизации предполагает учет требований к общественным местам – предпочтительные условия для необходимых наружных видов деятельности, дополнительных видов деятельности, общественной активности. Возможность легко перемещаться или находиться в городах и жилых районах, получать удовольствие от местонахождения в городском пространстве, встречаться и «собираться» с другими людьми – фундамент для социально ориентированных проектов. Анализ общественных мест г. Саранска показал, что основными проблемами в организации и использовании парков, скверов и площадей являются низкая инфраструктурная обустроенность для пешеходов, организация территории по зонам, отсутствие выполнения функционального признака и организационно продуманных мероприятий по использованию площадей и привлечению разновозрастных групп населения. Среди площадей г. Саранска по функциональному признаку можно выделить «храмовые», «музейные», «театральные», «фонтанные», «историко-культурные», «административные». Большинство из них не выполняют свою основную функцию. Открытые общественные пространства, например «музейные» площади, можно использовать многофункционально, создав мультифункциональное пространство для разновозрастных жителей города. Проект организации городских пространств в направлении их гуманизации предполагает ориентацию на «отдых – движение – труд» и максимальное времяпровождение. Взаимосвязанная работа трех аспектов функционирования города определит структурные и морфологические характеристики городской среды Саранска, где транспортная система выполнит функцию связующего звена, обеспечивая слаженную работу составных функциональных частей города. Проект будет учитывать интересы пешеходов с упором на развитие общественных зон на основе развитого общественного транспорта (существует зависимость между эффективностью сети общественного транспорта и качеством общественных пешеходных зон). Еще одной задачей в рамках повышения качества городской среды будет развитие велосипедной инфраструктуры. Потребуется конкурс проектов, направленных на обустройство открытых общественных пространств г. Саранска – «Город для людей», а также их реализация по признаку эффективности.

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №15-05-02526 А).