В настоящее время действующими нормативами, определяющими обеспеченность субъекта Российской Федерации пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, является Положение о пожарно-химических станциях, утвержденное приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167. Однако оно морально устарело и носит только рекомендательный характер, а обеспеченность нормативами численности лесопожарных формирований так и не была определена.
Актуальность выбранной темы обоснована целью настоящего исследования – обеспечение лесопожарных формирований показателями норм численности и критериями, их обосновывающими. В законодательной и нормативной сфере довольно много проблем, касающихся лесной охраны [1].
Изучены и проанализированы существующие подходы к оценке численности лесопожарных формирований в субъектах Российской Федерации, являющихся, согласно действующему законодательству, структурными подразделениями государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений (далее – лесопожарные формирования). Произведена оценка численности лесопожарных формирований путем опытного исчисления их оптимальной численности, то есть нормирование.
Исследование проводилось методом статистического анализа многолетних сведений о лесных пожарах, лесорастительных особенностях регионов, природной пожарной опасности лесов:
– проведен исходный предварительный анализ исследуемой реальной системы;
– собрана исходная информация согласно детальному плану и введена в электронно-вычислительную машину;
– произведена первичная статистическая обработка данных, в ходе которой отображены переменные, описанные текстом в порядковую шкалу, проанализированы резко выделяющиеся наблюдения, восстановлены пропущенные наблюдения, проверена статистическая независимость элементов исходной выборки.
Вследствие большого массива статистических данных о лесных пожарах, которые не представляется возможным разместить в рамках данной статьи, в таблице представлены обобщенные сведения.
В настоящее время бытует мнение, что направление, связанное с лесным хозяйством, является менее перспективным и поэтому его финансирование происходит по остаточному принципу. В связи с этим многие субъекты Российской Федерации вынуждены сократить средства на содержание лесопожарных формирований для того, чтобы избежать ликвидации предприятия. Анализ современного состояния лесопожарных формирований субъектов Российской Федерации показал, что проблема заключается в недостаточном научном обосновании численности лесопожарных формирований, что приводит к снижению эффективности их функционирования. Устранение проблемной ситуации должно заключаться в привязке расчетов численности лесопожарных формирований к наиболее важным и емким показателям, отражающим уровень горимости лесов [2], периоды пожароопасного сезона, отраженные в региональных шкалах оценки пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, к средним многолетним показателям количества лесных пожаров и их площади, а также другим показателям.
Обобщенные статистические данные о лесных пожарах, зарегистрированных на землях лесного фонда
На землях лесного фонда |
||
Года |
Количество |
Площадь, |
случаев |
пройденная |
|
лесных пожаров, тыс. ед. |
лесными пожарами, тыс. га |
|
2006 г. |
25,5 |
1274,4 |
2007 г. |
16,1 |
1225,1 |
2008 г. |
24,6 |
2365,4 |
2009 г. |
21,7 |
2492,9 |
2010 г. |
32,3 |
2367,6 |
2011 г. |
19,5 |
1574,6 |
2012 г. |
19 |
2269,5 |
2013 г. |
9,7 |
1395,1 |
2014 г. |
16,1 |
3603,5 |
2015 г. |
11,3 |
2621,8 |
2016 г. |
10,2 |
2663,5 |
Система охраны лесов от пожаров представляет собой совокупность подсистем предупреждения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также их тушения.
При расчете нормативов для подсистемы тушения лесных пожаров использованы усредненные значения количества и площади лесного пожара в момент начала тушения, его ликвидации, времени распространения лесного пожара от начала тушения до его локализации, протяженности периметра площади, пройденной огнем, а также количество пожаров, действующих в один день.
В качестве объектов, для которых произведена оценка численности лесопожарных формирований (далее – объект расчета), рассмотрены авиационные лесопожарные формирования (авиаотделения, авиагруппы) и наземные лесопожарные формирования (лесопожарные станции, ранее пожарно-химические станции). В целях установления оптимального режима и способов тушения лесных пожаров территории, на которых расположены леса, разделяются на районы применения авиационных сил и средств пожаротушения и наземных сил и средств пожаротушения [3].
В целях расчета нормативов обеспеченности субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями, техникой и оборудованием по каждому субъекту Российской Федерации определено среднегодовое количество пожаров и пройденная ими площадь по данным за 10 лет. Затем определена плотность (частота) пожаров на 1 млн га площади лесного фонда каждого субъекта Российской Федерации в год. Например, площадь лесного фонда Иркутской области 69,42 млн га, среднегодовое число пожаров за 10 лет – 1303, частота пожаров по субъекту Российской Федерации составит 19 случаев на 1 млн га (1303/39,42).
Определена также среднегодовая площадь, пройденная пожарами за 10 лет, приходящаяся на 1 тыс. га лесного фонда субъекта Российской Федерации. Например, среднегодовая площадь пожаров в Красноярском крае составила 136798,6 га, тогда относительная горимость по площади будет равна 0,86 га (136798,6/158734,8).
Среднегодовое число пожаров, их площадь, а также частота пожаров (на 1 млн га) и их площадь на 1 тыс. га, относительная и абсолютная горимость определены по каждому субъекту Российской Федерации. Доля площадей 1–3 класса природной пожарной опасности ( %) определена на основании данных Лесных планов субъектов Российской Федерации.
После определения указанных показателей произведен расчет в следующей последовательности:
– определена протяженность границы среднегодовой площади, пройденной огнем (расстояние в км);
– рассчитано время, потраченное на тушение огня по границе среднегодовой площади, с учетом производительности бульдозера и лесного пожарного, использующего РЛО или грабли, час (расстояние разделили (км) на производительность (км/час));
– рассчитано количество необходимой техники, оборудования и людей для тушения огня по границе среднегодовой площади (часы разделены на 8 часов – длительность одного рабочего дня по Трудовому кодексу Российской Федерации);
– скорректировано количество необходимой для тушения огня по границе среднегодовой площади, с учетом процента площадей 1–3 класса природной пожарной опасности (количество техники, оборудования и людей для тушения границы среднегодовой площади, пройденной огнем, умножить на соответствующий процент и разделить на 100 %).
Затем произведен расчет разницы между данными о количестве специализированных лесопожарных формирований, представленными в сводных планах тушения лесных пожаров и полученными расчетным путем.
Аналогично произведен расчет разницы между данными о средствах пожаротушения, представленными в сводных планах тушения лесных пожаров, и данными, полученными расчетным путем.
С учетом средней заработной платы в субъекте Российской Федерации рассчитано дополнительное финансирование, необходимое для комплектации сил и средств пожаротушения в тех субъектах Российской Федерации, в которых указанная разница сформировалась со знаком «-», то есть недостающие средства на содержание сил пожаротушения.
Принимая во внимание требование пункта 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) при формировании концепции по установлению нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений создает лесопожарные формирования для осуществления охраны лесов от пожаров (далее – ЛПФ).
Выбор типа лесопожарных формирований планируется на основе трех уровней: участкового лесничества, лесничества, межрайонного уровня (для маневрирования силами).
Концепция определения количества и состава ЛПФ уполномоченным органом заключается в том, что ЛПФ участкового лесничества должно обеспечивать одновременное тушение на закрепленной территории одного лесного пожара, возникающего за 1 день. Если показатель среднемноголетнего количества лесных пожаров на территории участкового лесничества больше 1, создается ЛПФ участкового лесничества в виде отдельной лесопожарной команды, способной тушить не менее 2 пожаров за 1 день.
ЛПФ второго уровня, то есть лесничества, создается при условии, если показатель по среднемноголетнему количеству пожаров в день на территории входящих в него участковых лесничеств меньше 1. ЛПФ этого уровня должно обеспечивать на территории закрепленных за ним всех участковых лесничеств одновременное тушение среднемноголетнего количества лесных пожаров, возникающих за 1 день, участвовать в тушении крупных лесных пожаров и оказании помощи в тушении пожаров на прилегающих к лесному фонду территориях в соответствии с заключенными договорами. При ЛПФ лесничеств формируются лесопожарные команды, способные тушить до 4 пожаров за 1 день.
ЛПФ третьего уровня – межрайонного, создается для обслуживания нескольких лесничеств с целью тушения всех возникающих крупных лесных пожаров и предотвращения чрезвычайных ситуаций, вызванных ими, а также оказания помощи в тушении лесных пожаров ЛПФ лесничеств (участковых лесничеств) при высокой пожарной опасности.
При планировании лесопожарных подразделений авиационных сил и средств пожаротушения (авиаотделения) районы применения авиационных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях со слаборазвитой или отсутствующей дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения невозможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара.
В районах применения авиационных сил и средств пожаротушения выбор количества работников и распределение авиаотделений осуществляется на основании расчета численности десантников-пожарных и парашютистов-пожарных с учетом плотности возникающих пожаров на охраняемой территории лесничеств, оборачиваемости групп, типов используемых воздушных судов и схем их применения.
Таким образом, лесопожарное формирование – группа работников (бригада, команда, отряд) с техническими средствами, предназначенная для выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров, в том числе по предупреждению, обнаружению и тушению лесных пожаров, проведению профилактических мероприятий. Лесопожарное формирование состоит из работников различных профессий и (или) подразделений, а при необходимости и разной ведомственной принадлежности, имеет постоянную и (или) временную внутреннюю организационную структуру. Примерами формирований являются команды и группировки сил, созданные из подразделений разных ведомств, группы, созданные из привлеченных лиц (населения, неспециализированных организаций и т.п.), группы добровольцев-волонтеров [4].
Основными территориальными структурными подразделениями в лесах на землях лесного фонда, особо охраняемых территорий, землях обороны и безопасности являются:
а) в районах применения наземных сил и средств пожаротушения: лесопожарная станция (далее – ЛПС);
б) в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения: авиационное отделение (далее – авиаотделение).
Численный состав и оснащенность лесопожарных формирований, созданных на временной основе, устанавливается решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений или руководством лесопожарных организаций самостоятельно, при необходимости в зависимости от лесопожарной ситуации и локальных особенностей горимости лесов.
Концепция обеспечения субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями и их оснащением положена в основу проекта постановления Правительства Российской Федерации о минимальном перечне техники, противопожарного снаряжения и инвентаря, закрепляемого за лесопожарными формированиями. В настоящее время ведется работа по дальнейшему преобразованию ее в соответствующие нормативы, которые будут дополнены минимальным перечнем резервной пожарной техники, оборудования и инвентаря при ЛПС-3, в соответствии с которым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, будет определяться техническое оснащение ЛПФ всех типов. Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации [5].
При этом в данной концепции базовыми условиями для обеспечения эффективности работы лесопожарных формирований и оптимизации расходов на их создание и содержание являются:
1. Квалифицированный персонал. Сознательное замещение используемого ранее понятие «рабочий» или «рабочий по тушения пожаров» новой профессией «лесной пожарный» на основании профессионального стандарта. Установление в нормативном документе минимальных базовых (типовых) требований к знаниям, опыту, компетенциям для основных специалистов ЛПФ, прежде всего для бригадира, начальника лесопожарной станции.
2. «Гибкие» нормы оснащения ЛПФ пожарной техникой, оборудованием и снаряжением. Установленные нормы должны допускать вариативность при выборе оснащения с учетом местных условий и финансовых возможностей в регионах. Например: допускать в определенных условиях замену пожарных машин на малые патрульные комплексы или гусеничные вездеходы; уменьшать или увеличивать количество отдельных видов оборудования в пределах общей расчетной стоимости соблюдения норм.
В основу предложенной концепции положены два базовых принципа:
1. В любой точке лесного фонда должна быть группа лесных пожарных готовая прибыть в установленное время к месту возникновения пожара и произвести его своевременное тушение.
2. Важно не количество техники и оборудования в лесопожарном формировании, а его соответствие поставленным задачам и локальным условиям.